Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – Детский сад №12 «Улыбка»
Городского округа «город Якутск»
План театрально-игровой деятельности кружковой работы «Капитошка»
Подготовительной группы «Теремок»

\
Воспитатель: Филимонова Наталья Евгеньевна
Учебный год 2018-2019
Пояснительная записка
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня, в группе или на прогулке в тёплое время года (с апреля по октябрь).
Театрализованные игры включают:
действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками), пальчиковыми, плоскостными фигурами, куклами марионетками;
непосредственные действия по ролям;
литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);
изобразительную деятельность – носит характер пространственной - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценированные, приплясывание, напевание и т.д.
Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста (разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте (создание мини-этюдов, игр-имитаций, элементов Лого ритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей). Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).
Для театральных постановок и мини-спектаклей необходимы несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей. Изготовление несложных атрибутов осуществляется на занятиях ИЗО и в свободное время.
Цели и задачи
В своей работе в театральной студии предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.
В дошкольном образовательном учреждении
Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Задачи:
Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности.
Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).
Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.
В семье
Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.
Задачи:
Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.
Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
План работы на год
Сентябрь
Цель: дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, ростовых кукол. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширить словарный запас воспитанников.
Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес и уважение к профессии актера.
Октябрь
Цель: познакомиться русским фольклором. Учить придумывать и обыгрывать новые сюжеты с использованием персонажей и предметов, известных детям по русским народным сказкам. Развивать речь и воображение. Воспитывать интерес к народным сказкам, поговоркам, потешкам, пословицам.
№ п\п | Дата | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | | В мире театра. Театр игрушек. Картинки на фланелеграфе. | Беседа о видах театров (Драматический театр, Театр кукол, Музыкальный театр, Академический театр). | Занятие «В гостях у домовенка Кузи». Упражнения: - дыхательные «Задуй свечу»; - на релаксацию «Тяжёлая ваза»; - артикуляционное «Сказка о весёлом язычке». Игра «Улиточка». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Обыгрывание этюдов «Знакомство», «Встреча с другом», «В театре». | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Знакомство с правилами поведения в театре. |
2. | | Настольный театр игрушек. | Способы использования разнообразных игрушек - фабричных и самодельных. | Игры на знакомство. Игра «Кто это?» Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Обыгрывание стихотворения «Маша обедает» (С. Капутикян), «Девочка чумазая» (А. Барто). | Изготовление игрушек из природного или другого материала. Чтение стихотворений. Экскурсия в прачечную детского сада. Рисование «Искусство гжельских мастеров». |
№ п\п | Дата | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
3. | | Настольный театр картинок. | Особенности изготовления персонажей и декорации (двусторонние с опорой). | Особенности управления картинкой-персонажем. Имитирование движения: бег, прыжки, ходьба. Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Распределение ролей с помощью загадок. Постановка сказки «Весёлые лягушата», «Теремок». | Изготовление декораций. Просмотр диафильма «Теремок» (художник Е. Черкасов). |
4. | | Театр игрушек или картинок на столе. | Правила дорожного движения. Зависимость движения по улице транспорта и людей от работы светофора. | Занятие «Как вести себя на улице». Игра «Путешествие по городу», «Паровозик». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Обыгрывание звуков [у], [и]». Упражнение «Ах, какой я молодец!», «Насос и колесо», «Самолёт». Инсценировка «Случай на дороге». | Знакомство с различными видами транспорта. Отгадывание загадок про транспорт. Беседа о правилах дорожного движения. Изготовление транспортных средств и светофора с помощью аппликации. Знакомство со стихотворением О. Бекарева «Азбука безопасности». Просмотр диафильма. |
№ п\п | Дата | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | | Устное народное творчество. | Беседа об истоках возникновения русского фольклора. | Занятие «Бабушкин сундук». Игра «Ладушки-хлопушки», «Пальчик-мальчик», «Сорока-белобока». Игра «Незнайка», «Смелые мышки». Игра «Сочини загадку». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: («Петя-петушок», «На заре» и т.п.). Инсценировка потешек, песенок, сказки «Курочка Ряба». Театрализованная сказка «Про Лису – рыжую красу». | Рассматривание иллюстраций, картин. Рассматривание русского народного костюма и старинных вещей. Просмотр диафильма. Чтение русских народных сказок, былин, потешек, пестушек. Изготовление персонажа петушок на палочке. |
2. | | Трафаретный театр. | Потешки, скороговорки, пословицы, песенки, колыбельные песни. Использование трафаретов для изготовления персонажей. | Занятие «Бабушкины песенки». Изготовление персонажей с помощью трафаретов. Упражнение «Через стекло», «Жираф», «Цветок». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: («Ветерок», «На дворе» и т.п.). Постановка «Как звери готовились к зиме», «Встреча друзей», «Три котёнка». | Беседа о технике безопасности при работе с ножницами. Разучивание потешек, песенок. Чтение русских народных сказок. Игра «Жмурки». Игра на народных инструментах. |
№ п\п | Дата | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
3. | | Трафаретный театр. | Беседа о сказках.. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). | Занятие «Сказка ложь, да в ней намёк». Развитие речи «Неоконченная сказка». Техника речи: артикуляционное упражнение «Улыбка», «Качели», «Лопаточка - иголочка». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. («Кто дольше?», «Птичка»). Постановка сказки «Смоляной бочок» и «Лисичка со скалочкой». | Чтение украинской сказки «Смоляной бочок». Изготовление персонажей и декораций к сказкам «Смоляной бочок», «Лисичка со скалочкой». |
4. | | Театр теней. | Особенности показа теневого театра: с помощью плоскостных персонажей и яркого источника света. Изображение персонажей при помощи пальцев рук. | Занятие «В царстве света и тени». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: («Три котёнка», ) Этюды: «Обыгрывание звука [ф]», «Белочка», «Где мы были». Инсценировка В.Сутеев «Кто сказал мяу!» | Беседа об электричестве. Техника безопасности при работе с электроприборами. Изготовление плоскостных персонажей из черной бумаги. Знакомство с произведением В. Сутеева «Кто сказал мяу!» Подвижная игра «День - ночь». |
Ноябрь
Цель: познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности.
Декабрь
Цель: учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.
Январь
Цель: продолжить знакомство с народными традициями, праздниками, фольклором, играми. Дать представление о русском балаганном театре и его персонажах (Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака и т.д.) Познакомить детей с понятием «монолог». Дать характеристику типам монологических высказываний. Упражнять, в умении отличать описание от повествования. Закрепить общее представление о последовательности изложения, построения высказываний-описаний. Учить детей соблюдать эту последовательность, называть объект речи при описании.Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать интерес к традициям и обрядам нашей страны.
Февраль
Цель: учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей. Развивать логическое мышление, память, навыки выразительного чтения. Расширить словарный запас. Воспитывать интерес к истории нашей страны.
Март
Цель: поддерживать активное желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать способность к импровизации. Развивать творческое воображение, зрительную память, внимание. Формировать умение соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми. Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.
Апрель
Цель: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства. Учить передавать интонацией и жестами настроение персонажа. Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Май
Цель: учить подбирать выразительные средства (атрибуты, элементы костюма и грима), использовать мимику, пластику движений, интонацию, помогающие создавать образ. Учить взаимодействовать с партнёром. Развивать зрительную память, внимание, дикцию. Воспитывать интерес к разным профессиям.
№ п\п | Дата | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | | Все профессии нужны, все профессии важны. Беседа о профессии актёра. | Беседа о профессиях. | Занятие «Кем быть?» Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: -артикуляционное упражнение «Маляр», «Качели», «Часы»; -дыхательное «Слоговые цепочки со звуком [ф]». Этюд «В магазине», «На почте», «В кафе», «Разговор по телефону». Инсценировка С. Михалков «А что у вас?» | Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» Экскурсия в магазин, на почту. Чтение отрывков из книги Б. Житкова «Что я видел». Аппликация «Платье для Кати». |
2. | | Пальчиковый театр. | Способы изготовления пальчикового театра. | Занятие «У бабушки в деревне». Изготовление персонажей. Упражнения: - пальчиковая гимнастика «Деревья», «Фонарики», «Мост»; Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Чей голосок?», «Во дворе»; чистоговорки. Постановка сказки «Репка». Инсценирование сказки «Маша и кот Василий». | Отгадывание загадок. Беседа о домашних животных и их повадках. Разучивание чистоговорок, потешек, песенок. Чтение сказок «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка» и др. Изготовление персонажей и декораций. |
№ п\п | Дата | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
3. | | Пальчиковый театр. | Сказки о животных. | Занятие «На лесной опушке». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Теплый и холодный ветер». Пальчиковая гимнастика «Ладошка – кулачок - ребро». Этюды «Медведь в лесу», «Хитрая лиса», «Трусливый заяц». Постановка сказки Д. Хармса «Лиса и заяц». | Беседа о диких животных нашего края и их повадках. Знакомство с животными, занесёнными в Красную книгу. Чтение рассказов и сказок о животных: Е. Чарушина «Лисята», М. Пришвин «Ёж», В. Бианки «Лиса-плясунья». Рассматривание иллюстраций. Аппликация «Как птицы готовятся к зиме». |
4. | | Игры-драматизации с пальчиками. | Способы управления персонажами пальчикового театра. | Занятие «Осенние хлопоты». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Листопад», «Кто точнее» и т.п. Пальчиковая гимнастика «Топ-топ». Дидактическая игра «Враги и друзья». Игры на внимание. Постановка сказки «Заюшкина избушка». | Беседа о подготовке зверей к зиме. Изготовление персонажей и атрибутов. Подготовка выставки рисунков на тему: «Осень в лесу». Чтение рассказов и сказок о животных: Г. Снегирёв «Про оленей», Паустовский «Заячьи лапы». |
№ п\п | Дата | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | | Игры-драматизации с куклами бибабо. | Знакомство с техникой управления куклы бибабо. Создание мини-этюдов. | Занятие «У Петрушки в гостях». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей». Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Чики-чики-чикалочки». Этюд «Знакомство», «Приветствие», «Рукопожатие». Пантомимы «Варим кашу», «Поливаем цветы». Инсценировка с куклами бибабо «Под грибком». | Рассматривание устройства кукол. Чтение сказок и рассказов про животных: Г. Снегирев «Медведь». Разучивание стихотворений. Прослушивание музыкальных сказок (диск). Рисование «Снежинка», «Ёлочка» Аппликация «Снеговик». |
2. | | Игры-драматизации с куклами бибабо. | Беседа о зиме. Ознакомление со сценарием сказки «Рукавичка». | Занятие «Зимушка-зима». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Произнеси чистоговорку», «Метель», «Фонарики». Этюды «Снежинки», «О чем грустит зима?» Пантомимы «Лепим снеговика», «Катаемся на лыжах». Работа над текстом сказки, распределение ролей. Инсценировка этюда «Дед и собака Жучка». | Конкурс рисунков «Снег, снег, снежок..». Чтение литературных произведений и сказок. Прогулка в зимний парк. Слушание музыкальных произведений «Времена года» (П.И.Чайковский) Знакомство со сказкой «Рукавичка». Рисование «Зимний лес». Лепка «Как звери живут в зимнем лесу?» |
№ п\п | Дата | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
3. | | Пластика движения персонажей. | Речевые интонации персонажей (темп речи, громкость, эмоциональность). | Занятие «Сказочные герои». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки». Упражнение в ведении куклы на руке без ширмы (темп, ритм движений, плавность - резкость). Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло». Этюды «Мышка-норушка», «Лягушка-квакушка», «Зайчик-побегайчик». | Разучивание текста сказки. Просмотр диафильма «Рукавичка» (художник Е. Черкасов). Рисование «Морозные узоры». Беседа о зимующих и перелетных птицах. |
4. | | Техника взаимодействия нескольких кукол за ширмой. Диалоги персонажей. | Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте. Использование диалогов. | Занятие «Сказочные герои в театре». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи». Отработка навыков ведения куклы. Этюды «Лисичка-сестричка», «Волчок-серый бочок», «Медведь». Диалоги Мышки, Лягушки и Зайца. | Повторение текста сказки. Прослушивание музыкальных тем, характеризующих каждого персонажа. Лепка «Вылепи героя сказки». Конструирование «Заяц-хваста». |