Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Пограничная специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат»
«Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Зам. дир. по воспитательной работе
Фокина Н.Н. Моргунова Н.В.
« » 2019 года « » 2019 года
Рабочая программа по кружковой работе «Золотые ручки»
Группы ГПД (Младший школьный возраст)
Воспитатель: Шарыгина Дарья Александровна
п.Пограничный
2019-2020г.
Содержание
Титульный лист…………………………………………………………………………………………………………….1
Содержание………………………………………………………………………………………………………………….2
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………....3-4
Содержание программы…………………………………………………………………………………………………4-5
Планируемый результат………………………………………………………………………………………………...5-6
Литература………………………………………………………………………………………………………………….6
Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………………………7-12
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Золотые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися 7-13 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Внеурочная деятельность «Золотые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
-научить детей создавать подделки из цветной бумаги, природного материала.
-научить работать с цветными нитками, со скорлупой.
Задачи:
-научить детей основном технике изготовления поделок;
-развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, самостоятельность и аккуратность;
-прививать интерес к народному искусству;
-обучать детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Содержание программы
Особенности реализации программы:
Внеурочная деятельность «Золотые ручки» проводится во второй половине дня.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
- по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль;
- по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Воспитатель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Планируемые результаты кружковой работы «Золотые ручки»
К концу 1 года обучающиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
Некоторые традиции удмуртского народа (куколка-оберег из ткани, изделия из теста в удмуртской кухне).
К концу 1 года обучающиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по предложенной программе:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
сформировать навыки работы с информацией.
Список литературы
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4.Интернет ресурсы
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
П/п | Тема, цели | материал | часы | дата |
1 | Презентация кружка «Золотые ручки». Цель: Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. | | 1 | 04.09.2019 |
2 | Изготовление картин «Птицы». Цель: научить работать с природным материалом, закрепить навыки — прививать эстетический вкус, бережному отношению к природе, приучать к аккуратности и внимательности. | Картон, карандаш, ластик, природный материал: семена разные, сухая трава, листья. | 1 | 11.09.2019 |
3 | Аппликация из осенних листьев «Фея» Цель: учить детей создавать образ осени, учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала, вызвать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях | плотная белая бумага, засушенные листья, акварельные краски, кисточка, баночка для воды, клей, ножницы, оранжевая нить | 1 | 18.09.2019 |
4 | Цветочная история « Цветы» Цель: учить детей создавать цветы из природных материалов, развивать творческие способности детей, воспитывать аккуратность в работе | картон, карандаш, ластик, природный материал: семена разные, листья, сухая трава | 1 | 25.09.2019 |
Октябрь
П/п | Тема, цели | материал | часы | дата |
1 | Осенние картины Цель: Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала, вызвать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях | засушенные листья, лепестки, семена, картон, клей, ножницы, карандаш, ластик. | 1 | 02.10.2019 |
2 | Аппликация «Объемная водяная лилия». Цель: научить детей создавать цветы из бумаги, развивать творческие способности детей, воспитывать аккуратность в работе | Цветная бумага, клей, ножницы, картон, карандаш, ластик. | 1 | 09.10.2019 |
3 | Творческая выставка детских работ за первую четверть | | 1 | 16.10.2019 |
4 | Аппликации из «Цветных ладошек» Цель: Формировать умение рисовать изображения по контуру, развивать творческие способности детей, воспитывать аккуратность в работе. | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаш, ластик. | 1 | 23.10.2019 |
Ноябрь
п/п | Тема, цель | материал | часы | дата |
1 | Симметричное вырезание. «Наряд для баночки». Цель: Воспитывать аккуратность и терпение, развивать творческий подход к работе, | Баночка, цветная бумага, клей ПВА, кисточка, карандаш, линейка. | 1 | 06.11.2019 |
2 | Рисование пластилином «Бабочка» Цель: Вызывать интерес к окружающему миру. Закрепить приемы работы с пластилином. Развивать мелку моторику пальцев рук. | Пластилин, шаблон бабочки, картон | 1 | 13.11.2019 |
03 | Рисование пластилином «Цветок» Цель: Вызывать интерес к окружающему миру. Закрепить приемы работы с пластилином. Развивать мелку моторику пальцев рук. | Пластилин, шаблон цветка, картон | 1 | 20.11.2019 |
4 | Подделки из шишек «Дед мороз» Цель: расширить представление у детей о разнообразии природных форм, воспитывать любовь к окружающей среде. | Шишки, пластилин, нитки, краски, кисточки, ножницы, картон | 1 | 27.11.2019 |
Декабрь
п/п. | Тема, цель | материал | часы | дата |
1 | « Барашек» Цель: Учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, тем самым развивать мелкую моторику у детей. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям. | Газета, ватные палочки, клей, картон. | 1 | 04.12.2019 |
2 | Рождественский сапожок Цель: Воспитывать творческую активность, самостоятельность. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узоры | Ножницы, клей, ватман, цветная бумага и картон, кисточка, краски. | 1 | 11.12.2019 |
3 | Изготовление новогодних игрушек «Снежинка» Цель: Воспитывать творческую активность, самостоятельность. | Фантики, нитки, степлер, | 1 | 18.12.2019 |
4 | Поделка из бумажных полосок» Петушок» Цель: Закреплять умения и навыки в работе с бумажными полосками, аккуратно пользоваться клеем и ножницами | Клей, кисточка, цветные полоски бумаги, цветная бумага, картон. | 1 | 25.12.2019 |
Январь
П/п | Тема, цель | материал | часы | дата |
1 | «Зимняя аппликация» Цель: Воспитывать творческую активность самостоятельность. Учить детей аккуратно вырезать круг, видеть красоту в природе. | Картон, фантики, краски, кисти, клей | 1 | 15.01.2020 |
2 | Подделка из выдутых яиц Цель: Умение комбинировать в работе различные материалы, воспитывать творческую активность. | Яйцо, краска, кисточка, клей, карандаш, картон, ластик, цветная бумага | 1 | 22.01.2020 |
3 | Подделка из яичной скорлупы Цель: Воспитывать творческую активность, самостоятельность. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узоры | Картон, клей, яичная скорлупа, кисточки, шаблон, краски. | 1 | 29.01.2020 |
|
Февраль
п/п | Тема, цель | материал | часы | дата |
1 | Лепка из соленого теста «Сердечко» Цель: научить лепке из соленого теста, развивать художественные способности, мышление и воображение | Соленое тесто, веревочка, краски, кисти, нож для пластилина, клей ПВА | 1 | 05.02.2020 |
2 | Лепка из соленого теста «Мышонок» Цель: научить лепке из соленого теста, развивать художественные способности, мышление и воображение | Соленое тесто, краски, кисти, нож для пластилина, клей ПВА | 1 | 12.02.2020 |
3 | Открытка ко Дню Защитника Отечества Цель: развивать творческие способности, воспитывать стремление создать своими руками красивые вещи | Пластилин, клей, краски, кисточки, картон, ножницы | 1 | 19.02.2020 |
4 | Аппликация «Корзинка с подснежниками» Цель: сформировать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Воспитывать самостоятельность , терпение, любовь к природе | Картон, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, линейка, карандаш, шаблоны | 1 | 26.02.2020 |
Март
п/п | Тема, цель. | материал | часы | дата |
1 | Аппликация «Корзинка с подснежниками» (продолжение) Цель: сформировать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Воспитывать самостоятельность, терпение, любовь к природе | Картон, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, линейка, карандаш, шаблоны | 1 | 04.03.2020 |
2 | Лепка из пластилина «Смешарики» Цель: навыки лепки пластилином, катание шариков, выполнять пошаговую инструкцию. Воспитывать самостоятельность, терпение, развитие мелкой моторики рук. | Пластилин, картон, нож для пластилина, поднос | 1 | 11.03.2020 |
3 | Картина из пластилина «Поляна» Цель: Воспитывать самостоятельность, умение комбинировать в работе различные материалы, делать поэтапно. | Картон, пластилин, нож для пластилина, поднос | 1 | 18.03.2019 |
Апрель
п/п | Тема, цель. | Материал | часы | дата |
1 | Куколка из ниточек «Мартинички» Цель: научить выполнять работу из ниток, развивать мелкую моторику рук, умение работать в парах. | Нитки красного и белого цвета, ножницы | 1 | 08.04.2020 |
2 | Подделки из помпонов Цель: научиться делать помпон, аккуратно пользоваться ножницами. Воспитывать самостоятельность, терпение, развитие мелкой моторики рук. | Картон, ножницы, пряжи ниток, клей. | 1 | 15.04.2020 |
3 | Подделка из помпонов «Цыплёнок» Цель: научиться делать игрушки из помпонов, аккуратно выполнять работу по шаговой инструкции. | Картон, ножницы, заготовленные помпоны, ленточка, иголка, | 1 | 22.04.2020 |
4 | Подделка из пластилина «Черепаха» Цель: навыки лепки пластилином, катание шариков, выполнять пошаговую инструкцию. Воспитывать самостоятельность, терпение, развитие мелкой моторики рук. | Пластилин коричневого и зеленого цвета, ножницы или нож для пластилина | 1 | 29.04.2020 |
Май
П/п | Тема, цель. | Материал | часы | дата |
1 | Аппликация «Рыбка» из спичек Цель: Научить закреплять спички с помощью клея на картоне, аккуратно выполнить работу | Спички пару коробочек, клей, картон цветной, салфетка | 1 | 06.05.2020 |
2 | «Раскрашивание макарон» Цели: Подготовить макаронные изделия для создания будущих работ; продолжать учить аккуратно, раскрашивать макароны; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. | Макаронные изделия различной формы, краски, кисти, стаканчики для воды, клеёнка | 1 | 13.05.2020 |
3 | Выставка работ за год | | 1 | 20.05.2019 |
8