Просмотр содержимого документа
«Кружок ЭТИМОЛОГИЯ»
КРУЖОК
по русскому языку
«ЭТИМОЛОГИЯ. СЛОВО О СЛОВАХ»
Пояснительная записка
Программа кружка «Этимология. Слово о словах» разработана для развития языкового чутья, смекалки, сообразительности учащихся 6-го класса общеобразовательной школы и развития интереса к предмету.
Курс рассчитан на 34 часа и имеет прикладное и общеобразовательное значение, расширяет и углубляет кругозор учащихся, включает новые для них знания, не содержащиеся в базовой программе средней школы, является предметно ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными фактами в области лексикологии и этимологии, проверить свои способности и смекалку. Применительно к ситуации школьного обучения творческие способности учащихся проявляются в решении творческих лингвистических задач не эпизодически, а планомерно, в системе.
Программа включает в себя:
теоретический материал из раздела «Этимология»;
вопросы и задания практического характера;
вопросы и задания занимательного характера.
Цель курса:
Задачи курса:
развивать любознательность, смекалку, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, сравнивать, анализировать, наблюдать;
создавать условия для развития успешности учащихся на основе компетентностного подхода;
создавать условия для повышения мотивации обучения учащихся.
Программа курса предполагает использование активных форм и методов обучения:
при изучении курса предусмотрено проведение практических работ, викторин, конкурсов, исторических экскурсий;
деятельность учащихся также организуется в форме собеседований; применяется компьютерная технология и технология проектного моделирования;
при проведении занятий предусмотрена самопроверка и взаимопроверка гипотез, выдвинутых учащимися;
предполагается создание учащимися компьютерных презентаций по их желанию.
Данные занятия должны
- способствовать развитию психических свойств личности — памяти, мышления, воображения;
- вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей:
Школьники должны знать о родственных связях, существующих между различными, часто, на первый взгляд, совершенно непохожими языками.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся по лексике в целом и об особенностях стилистического употребления основных лексических единиц в речи.
Выполнение заданий предполагает приемы активного наблюдения и исследования языковых единиц.
Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический материал;
обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
освоить навыки этимологического анализа слова;
использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Литература:
Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. ООО «Виктория плюс» 2004
Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. Москва, ООО «Издательство АСТ» 1997
Львова С.И. Русский язык. Лингвистические игры. Москва, «Эксмо» 2008
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Москва, «Просвещение» 1988
Календарно-тематическое планирование
Кружок по русскому языку
«Этимология. Слово о словах»
7 класс
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Вводное занятие «Словом можно спасти». Содержание и задачи курса. | 2 | | |
| Этимология – наука о происхождении слов. | 1 | | |
| Занимательная ономастика. | 1 | | |
| Наш календарь. Месяцы. Дни недели. | 2 | | |
| Имена, отчества и фамилии. | 3 | | |
| Слова на географической карте. | 2 | | |
| «Из тьмы веков». Почему мы так говорим? | 1 | | |
| Наша одежда. | 1 | | |
| Занимательная гастрономия. | 1 | | |
| Лексика и спорт. | 1 | | |
| Этимология и техника. | 1 | | |
| «Науки юношей питают…» | 1 | | |
| Удивительные числа. | 2 | | |
| Познавательная мифология. | 3 | | |
| Русская фразеология. «Ошибки» в пословицах и поговорках. | 3 | | |
| В.И. Даль – «собиратель русских слов». | 1 | | |
| Словари – «сокровищницы языка». | 1 | | |
| Итоговое занятие «Наш дар бессмертный – речь». | 1 | | |
Программа факультативного курса составлена учителем русского языка Мартыненко И.Н. на основе пособия для учителей «В мире слов» Н.М Шанского (М., «Просвещение», 1971) и книги очерков о русском языке «Слово о словах» Л.В. Успенского (Лениздат, 1974).
3