СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок ЭТИМОЛОГИЯ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Этимология. Слово о словах» разработана для развития языкового чутья, смекалки, сообразительности учащихся 6-го класса общеобразовательной школы и развития интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Кружок ЭТИМОЛОГИЯ»

КРУЖОК

по русскому языку


«ЭТИМОЛОГИЯ. СЛОВО О СЛОВАХ»



Пояснительная записка


Программа кружка «Этимология. Слово о словах» разработана для развития языкового чутья, смекалки, сообразительности учащихся 6-го класса общеобразовательной школы и развития интереса к предмету.

Курс рассчитан на 34 часа и имеет приклад­ное и общеобразовательное значение, расширяет и углубляет кругозор учащихся, включает но­вые для них знания, не содержащиеся в базовой программе средней школы, является предметно ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными фактами в области лексикологии и этимологии, про­верить свои способности и смекалку. Применительно к ситуации школьного обуче­ния творческие способности учащихся проявля­ются в решении творческих лингвистических задач не эпизодиче­ски, а планомерно, в системе.

Программа включает в себя:

  • теоретический материал из раздела «Этимология»;

  • вопросы и задания практического характера;

  • вопросы и задания занимательного характера.

Цель курса:

  • способствовать углубленному изучению лексики и на её основе росту речевой культуры школьника;

  • развивать интерес учащихся к предмету.

Задачи курса:

  • развивать любознательность, смекалку, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, сравнивать, анализировать, наблюдать;

  • создавать условия для развития успешно­сти учащихся на основе компетентностного под­хода;

  • создавать условия для повышения мотива­ции обучения учащихся.

Программа курса предполагает использо­вание активных форм и методов обучения:

  • при изучении курса предусмотрено проведе­ние практических работ, викторин, конкурсов, исторических экскурсий;

  • деятельность уча­щихся также организуется в форме собеседова­ний; применяется компьютерная технология и технология проектного моделирования;

  • при проведении занятий предусмотрена самопро­верка и взаимопроверка гипотез, выдвинутых учащимися;

  • предполагается созда­ние учащимися компьютерных презентаций по их желанию.

Данные занятия должны

- способствовать развитию психических свойств личности — памяти, мышления, вооб­ражения;

- вести к формированию следующих важнейших характе­ристик творческих способностей:

  • беглость мысли,

  • гибкость ума,

  • оригинальность,

  • любознательность,

  • умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Школьники должны знать о родственных связях, существующих между различными, часто, на первый взгляд, совершенно непохожими языками.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся по лексике в целом и об особенностях стилистического употребления основных лексических единиц в речи.

Выполнение заданий предполагает приемы активного на­блюдения и исследования языковых единиц.

Наряду с серь­езными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся язы­кового чутья.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно подбирать и правильно использовать лин­гвистический материал;

  • обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мас­теров культуры;

  • освоить навыки этимологического анализа слова;

  • использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.


Литература:

  1. Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. ООО «Виктория плюс» 2004

  2. Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. Москва, ООО «Издательство АСТ» 1997

  3. Львова С.И. Русский язык. Лингвистические игры. Москва, «Эксмо» 2008

  4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Москва, «Просвещение» 1988


Календарно-тематическое планирование

Кружок по русскому языку

«Этимология. Слово о словах»

7 класс



Содержание занятия Кол-во

часов

Дата по плану Дата по факту

Вводное занятие «Словом можно спасти».

Содержание и задачи курса.

2



Этимология – наука о происхождении слов.

1



Занимательная ономастика.

1



Наш календарь. Месяцы. Дни недели.

2



Имена, отчества и фамилии.

3



Слова на географической карте.

2



«Из тьмы веков». Почему мы так говорим?

1



Наша одежда.

1



Занимательная гастрономия.

1



Лексика и спорт.

1



Этимология и техника.

1



«Науки юношей питают…»

1



Удивительные числа.

2



Познавательная мифология.

3



Русская фразеология.

«Ошибки» в пословицах и поговорках.

3



В.И. Даль – «собиратель русских слов».

1



Словари – «сокровищницы языка».

1



Итоговое занятие «Наш дар бессмертный –

речь».

1




Программа факультативного курса составлена учителем русского языка Мартыненко И.Н. на основе пособия для учителей «В мире слов» Н.М Шанского (М., «Просвещение», 1971) и книги очерков о русском языке «Слово о словах» Л.В. Успенского (Лениздат, 1974).


3