МБОУ « Криволесская ОШ»
Программа кружковой работы
«Утверждено»
Педагогическим советом школы
Протокол № ___________
от « » _____________ 201_ г.
«Гражданином быть обязан»
Пояснительная записка
Дети будущее любой страны, будущее всего мира. Проблема прав ребёнка, забота о его жизни, воспитании патриотизма, развитии гражданской ответственности, толерантности стала сегодня общегосударственной. Задача работы по данной программе - помочь детям найти своё место в жизни, выработать гражданскую позицию. Программа способствует: изучению и осознанию прав и обязанностей гражданина, воспитанию любви к Родине, уважению к её законам и символам, развитию гуманного отношения к людям и труду, терпимости к различиям во взглядах, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Цель программы: Воспитание гражданина любящего свою Родину,
знающего свои права и обязанности и уважающего права других людей.
Методы достижения поставленной цели
1. Тематические беседы.
2. Ролевые игры.
3. Практикумы.
4. Встречи с представителями правовых структур.
5. Экскурсии, посещение музея, исторических и памятных мест родного края.
6. Встречи с почётными гражданами Шумячского района.
Задачи программы
1. Расширять и закреплять знания о Родине, как о многонациональном государстве, имеющем свои законы и символы, историю и культуру.
2. Познакомить с историческими и культурными ценностями родного края.
3. Формировать нравственно - этические качества, необходимые для достойной жизни, основные социальные компетенции.
4. Познакомить с документами защищающими права юных граждан.
5. Воспитывать толерантность: умение понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей.
Структура и содержание программы
Программа включает в себя систему внеклассных занятий по разделам.
1. Моё Отечество.
2. Права и обязанности детей и подростков.
3. Уроки нравственности.
В разделе «Моё Отечество» учащиеся знакомятся с понятиями: государство, гражданин, власть, гарантии, Конституция, углубляют знания о названии нашего государства, его символах, национальных и культурных ценностях страны и родного края. В разделе «Права и обязанности детей и подростков» дети знакомятся с суммой практических знаний о правах и долге гражданина, с законами, защищающими права юных граждан, с органами, регулирующими и защищающими граждан России. На занятиях воспитывается чувство собственного достоинства, которое не позволяет пренебрегать своими правами и обязанностями и ущемлять права и свободы других людей. На уроках нравственности дети учатся быть достойными гражданами своей страны; знакомятся с нравственным поведением и общением, жизненными ценностями и правилами этикета, воспитывается миролюбие, понимание другого человека, толерантность.
Учащиеся 5,6,7 классов должны знать:
1. Что такое Родина? Её народы и природные богатства. Символы и Законы.
2. Документы, защищающие права детей.
3. Основные права и обязанности детей.
4. Органы, защищающие граждан страны.
5. Нормы поведения и общения юных граждан.
Учащиеся 5,6,7 классов должны уметь:
1. Рассказать о своей Родине, как о многонациональном государстве, имеющим свои символы, Законы и богатства.
2. Оценивать поступки людей и соотносить их с правами Конституции, Конвенции не нарушать требований Закона, толерантно относиться к окружающим людям.
3. Исполнять гимн РФ, правильно вести себя во время исполнения гимна.
4. Уважительно относиться к государственной символике.
Учащиеся 8,9 классов должны знать;
1. Что такое государство? Народы РФ? Символы и Законы нашей страны.
2. Виды власти в стране.
3. Документы, защищающие права детей.
4. Правоохранительные органы нашей страны.
5. Что такое право и правонарушение.
6. Основные права и обязанности граждан РФ.
7. О человеческих ценностях необходимых для достойной жизни.
Учащиеся 8,9 классов должны уметь:
1. Рассказать о России, как о многонациональной стране, разделённой на субъекты.
2. Ориентироваться в Законах страны.
3. Оценивать поступки людей.
4. Определять свою позицию в обществе.
5. Обращаться при необходимости в соответствующие правоохранительные органы.
6. Гуманно относиться к людям.
Календарно-тематическое планирование в 5 классе.
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Введение в предмет. Что изучает граждановедение?. | 1 |
I. | Моё Отечество. | 1 |
2. | Где мы живём. | 1 |
3. | Страны мира. | 1 |
4. | Люди разных народов. | 1 |
5. | Моя - Родина Россия | 1 |
6. | Климатические зоны. | 1 |
7. | Народы России. | 1 |
8. | Государственные символы России - флаг. | 1 |
9. | Государственные символы России - герб. | 1 |
10. | Государственные символы России - гимн. | 1 |
11. | Главный город нашей страны. | 1 |
12. | История Московского Кремля. | 1 |
13. | Президент России. | 1 |
14. | Праздники России (Новый год). | 1 |
15. | Итоговое занятие «Мы - патриоты» | 1 |
16. | Родной край частица России. | 1 |
17. | Растительность смоленских лесов | 1 |
18. | Животный мир Смоленщины | 1 |
19. | Смоленские писатели. | 1 |
20. | Герои ВОВ. .Уроженцы Шумячского района | 1 |
21. | Встреча с ветеранами ВОв | 1 |
22. | Трудовой подвиг Смолян | 1 |
23. | Итоговое занятие | 1 |
П. | 1 - гражданин России. | 1 |
24. | Кого называют гражданином России. | 1 |
25 | Первый документ гражданина России. | 1 |
26 | Право на имя. | 1 |
27. | Мой дом - моя семья. | 1 |
28. | Права и обязанности учащегося. | 1 |
29. | Игра «Звёздный час, «Наши права и обязанности». | 1 |
III. | Уроки нравственности. | 1 |
30. | Добро и зло в поступках людей. | 1 |
31. | Жизнь дана на добрые дела. | 1 |
32. | Памяти павших будьте достойны! | 1 |
33. | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». | 1 |
34. | Этикет на каждый день - итоговое занятие | 1 |
Календарно-тематическое планирование в 6 классе.
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Введение в граждановедение. | 1 |
I. | Моё Отечество. | |
2. | Земля - наш общий дом. | 1 |
3. | Россия - Родина моя. | 1 |
4. | Мы - многонациональный народ России. | 1 |
5. | Государственные символ! России - флаг, гимн. | 1 |
6. | Государственные символы. России - герб. | 1 |
7. | Москва - столица России. | 1 |
8. | Северная столица России - Санкт Петербург. | 1 |
9. | Кто управляет нашей страной. | 1 |
10. | Праздники России. | 1 |
11. | Знаменитые россияне. | 1 |
12. | Знаменитые спортсмены. | 1 |
13. | Итоговое занятие «Умники и умницы». | 1 |
14/15 | Смоленская земля. | 2 |
16. | История возникновения | 1 |
17/18 | Города Смоленщины | 2 |
19. | Мой район. | 1 |
20 | Смоленские писатели | 1 |
21. | Итоговое занятие «Край мой единственный в мире». | 1 |
II. | Твои права и обязанности. | |
22. | Что значит быть гражданином России. | 1 |
23 | Что такое закон? Главный закон страны. | 1 |
24 | Твои права и обязанности. | 1 |
25. | Что такое семья. | 1 |
26. | Семья и закон. | 1 |
27. | Итоговое занятие | 1 |
III. | Уроки нравственности. | |
28. | Что такое мораль? | 1 |
29. | От чего зависят поступки людей. | 1 |
30. | Достоинства и недостатки человека | 1 |
31. | Что делает человека человеком?. | 1 |
32. | Умеешь ли ты прощать? | 1 |
33. | Добро и зло в противоречии. | 1 |
34. | Итоговое занятие «Кто ты? Какой ты?» | 1 |
Календарно-тематическое планирование в 7 классе.
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие «Что изучает граждановедение?» | 1 |
I. | Моё Отечество. | 1 |
2. | Мой адрес в мире. | 1 |
3. | Земля - наш общий дом. | 1 |
4. | Моя Родина- Россия. | 1 |
5. | Я - гражданин России. | 1 |
6. | Кто управляет Россией. | 1 |
7/8 | Крупные города России. | 2 |
9/10 | Символы России - флаг, гимн. | 2 |
11 | Символы России - герб. | 1 |
12 | День Конституции. Итоговое занятие | 1 |
13 | Родной край. Основание | 1 |
14 | Народы Смоленщины | 1 |
15 | Культура Смоленщины | 1 |
16 | Знаменитые люди | 1 |
17. | Заповедные места | 1 |
18. | Солдатская судьба Смолян в годы ВОВ. | 1 |
19. | Что даёт наш край стране. | 1 |
20. | Итоговое занятие Моя малая Родина. | 1 |
ІІ. | Я - гражданин. | 1 |
21. | Зачем человеку права. | |
22. | Что такое права человека. | 1 |
23. | Гражданин и обыватель. | 1 |
24. | Закон. Право. | 1 |
25. | Правонарушения: проступок и преступления. | 1 |
26. | Что такое вина. | 1 |
27. | Встреча с сотрудником милиции. Беседа «Ответственность подростков за преступления». | 1 |
28 | Игра «Твой выбор». | 1 |
III. | Уроки нравственности. | |
28. | Что такое ответственность. | 1 |
29. | Почему нужно быть терпимым. | 1 |
30. | Умеем ли мы общаться. | 1 |
31. | О тех, кто мир нам подарил. | 1 |
32. | Окна твоего дома. | 1 |
33. | Диспут о дружбе. | 1 |
34. | Итоговое занятие. | 1 |
Календарно-тематическое планирование в 8 классе.
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие «Что изучает граждановедение?» | 1 |
I. | Моя Родина - Российская Федерация. | |
2. | Современный мир. | 1 |
3. | Что такое государство? | 1 |
4. | Что такое гражданство? | 1 |
5. | Моя Российская Федерация. | 1 |
6. | Народы России. | 1 |
7. | Государственные символы Российской федерации. | 1 |
8. | Конституция - основной закон Российской Федерации. | 1 |
9. | Политические права граждан. | 1 |
10. | Города России. (Золотое кольцо России). | 1 |
11. | Игра «Умники и умницы». | 1 |
IІ. | Наш край. | |
12. | Наш край - частица России. | 1 |
13. | Основание города Смоленска | 1 |
14. | Расцветает город. | 1 |
15/16 | Знаменитые люди Смоленщины | 2 |
17/18 | Из летописи Земли Смоленской | 2 |
19. | Молодые города Смоленщины | 1 |
20. | Экскурсия в краеведческий музей п. Шумячи | 1 |
21. | Шумячский район - моя малая Родина. | 1 |
22. | Итоговое занятие «Знай и изучай свой край». | 1 |
III. | Твои права и обязанности. | |
26. | Я - гражданин. | 1 |
27. | Право и его роль в жизни обществе. | 1 |
28. | Международно-правовые документы по правам человека. | 1 |
29. | Конвенция прав ребёнка. | 1 |
30. | Твои права и обязанности. | 1 |
31. | Игра «Человек и закон» | 1 |
32. | Семья. | 1 |
33. | Родители и дети. | 1 |
34. | Итоговое занятие «Счастье жить». | 1 |
Календарно-тематическое планирование в 9классе.
№ |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1. | Вводное занятие «Что изучает граждановедение?» | 1 |
I. | Моя Родина - РФ | 1 |
2. | Я - гражданин России | 1 |
3. | Российская Федерация и её субъекты | 1 |
4. | Народы России | 1 |
5. | Что такое демократия? | 1 |
6. | О правовом государстве | 1 |
7. | Основа избирательного права | 1 |
8. | Президент - глава государства | 1 |
9. | Что такое парламент? | 1 |
10. | Парламентский урок | 1 |
11. | Правительство РФ | 1 |
12. | Что такое судебная власть? | 1 |
13. | Ролевая игра «Суд идёт» | 1 |
14. | Итоговое занятие «У нас в РФ» | 1 |
II. | Твои права и обязанности | |
15. | У человека есть права | 1 |
16. | Конвенция о правах ребёнка | 1 |
17. | Гражданские права детей | 1 |
18. | Права и обязанности несовершеннолетних | 1 |
19 | Обязанности и ответственность | 1 |
20. | Семейные права и обязанности супругов | 1 |
21. | Права и обязанности родителей и детей | 1 |
22. | Брак | 1 |
23. | Трудовые права из обязанностей граждан | 1 |
24. | Права потребителя (встреча) | 1 |
25. | Защита Отечества | 1 |
26. | Защита природы | 1 |
27. | Итоговое занятие | 1 |
III. | Уроки нравственности | |
28. | Что такое человек? | 1 |
29. | О счастье и смысле жизни | 1 |
30. | Искусство общения | 1 |
31. | Чужой боли не бывает | 1 |
32. | На что и клад коли в семье лад | 1 |
33. | Гражданином быть обязан | 1 |
34. | Итоговое занятие | 1 |
Список литературы
1. Н. А. Князева «Маленький .юрмяк» - П.2000 г.;
2. Герасимов «Животный мир нашей Родины», - М.,1985 г.;
3. «Растительный мир Прикамья», - П., 1988 г.;
4. Энциклопедии.
5. Черных, Похожаева «Твоё Прикамье».
6. Н. П. Горбацевич, Н. В. Шатрова «Прикамье: странички далёких и близких времён».
7. Г. В. Сёмкин Атлас «Страна, в которой я живу».
8. И. В. Синова «Моя Родина - Россия».
9. В, О. Мушинский «Азбука гражданина».
10. Н. И. Ворожейкина, Н. Ф. Виноградова, Д. В. Заяц «Наша Родина и современный мир».
11. П. В. Миков, Н.П.Русакова «Права вашего ребёнка».
12. Конституция РФ.
13. Конвенция
14. С. Михалков «Моя Родина Россия».
15. М.П. Голованов «Герб Флаг Гимн России»
16. Энциклопедия «Праздники лародов России».
17. М. Мильчак «Как строились города на Руси».
18. А. Климентов «Города России».
19. А. Орлова «Северная столица».
20. А.Н. Щукин «Знаменитые Россияне».
21. В. Соловьёв « История России для детей и взрослых».
22. Е. Шабельник, Е.Каширцева « Права на всякий случай».
23. А.Ф. Никитин « Политика и право».
24. Н.Б. Миронова «Опалённые войной».
25. Н.Б. Миронова «Сивинский район».