Туристический кружок.
(рабочая программа)
Объяснительная записка.
Программа включает элементы топографии, ориентирования на местности и техники пешеходного туризма, закладывающих основы знаний в этой области. Программа может быть целиком использована на занятиях туристско-краеведческих кружков любого профиля. Занимаясь по этой программе, учащиеся расширяют и углубляют свои знания основ топографии и ориентирования , рассматривают краеведческий материал, знакомятся с современными географическими достижениями и с историей географических открытий
Занятия ориентируют учащихся на избрание таких профессии, как геодезист, топограф, картограф, дают им начальные сведения об этих профессиях, помогают подготовиться к поступлению в соответствующие учебные заведения. Занятия туризмом позволяют и более широко поставить работу по профессиональной ориентации кружковцев.
Важнейшим условием успешного обучения и воспитания является сочетание теории и практики. Никогда не следует ограничиваться только тем, что ученики хорошо поняли объясняемую тему, надо добиваться, чтобы они в совершенстве овладели практическими навыками. Каждое занятие необходимо насыщать практической работой и переходить к следующему вопросу только тогда, когда руководитель убедится, что каждый школьник выполняет конкретное задание вполне удовлетворительно.
Целью кружка является популяризация туризма и краеведения среди школьников. Использование туризма, как средство укрепления здоровья, навыков ориентирования и выживания.
Занятия проводятся в комбинированной форме. Первая часть сообщение на тему «Географические открытия и исследования прошлого и настоящего», краеведческий материл, способы получения географической информации и т. д. Вторая часть занятия практическая – приобретение навыков ориентирования, чтение карты, туристических навыков, навыков выживания и экологии туризма.
Тематика занятий.
Заседание – 1.
А) Задачи и цели кружка;
Б) начальные географические знания. Великий шёлковый путь. Аргонавты.
В) Деловая игра для выбора лидеров «Полёт на Луну».
Заседание – 2.
А) Одиссея, как ненаучное объяснения географических явлений.
Б) установка и укладка палатки.
Заседание - 3.
А) Путешественник Тур Хейердал.
Б) Походный инструмент и инвентарь(топор, лопатка, рюкзак, посуда).
Заседание – 4.
А) Поиск пути в Индию. Марко Поло и Афанасий Никитин.
Б) Одежда туриста. Упаковка рюкзака.
Заседание – 5.
А) Начало Великих географических открытий. Христофор Колумб.
Б) Питание в походе. Оборудование бивака. Разведение костра.
Заседание – 6.
А) Природа вокруг города, как места для туризма.
Б) Медицинская помощь в походе.
Заседание – 7.
А) Наш современник, путешественник Фёдор Конюхов.
Б) Компас и карта. Ориентирование на местности.
Заседание – 8.
А) Космический туризм.
Б) Движение на местности по легенде, азимуту, ориентирам, меткам и по карте.
Заседание – 9.
А) Исторические достопримечательности и памятники природы района.
Б) Определение расстояний, ширины и высоты природных объектов.
Заседание – 10.
А) Научная экспедиция на корабле «Челенджер».
Б) Туристическая верёвка и узлы.
Заседание – 11.
А) Путешествие Фернана Магеллана.
Б) Экология туризма.
Заседание – 12.
А) Современные географические задачи; создание глобальной сети против цунами.
Б) Постройка временного жилища.
Заедание – 13.
А) Современные географические открытия.
Б) Преодоление препятствий с помощью маятника и шеста.
Заседание – 14.
А) Аномальные места планеты.
Б) Движение по жердям.
Заседание – 15.
А) Аномальные места на планете и на территории района.
б) Способы выживания на природе.
Заседание – 16.
А) Туристические маршруты России.
Б) Движение по кочкам и по болоту.
Заседание – 17.
А) Туристические маршруты России.
Б) Преодоление подъёмов и спусков.
Заседание – 18.
А) Свои туристические впечатления.
Б) Движение по бревну.
Заседание – 19.
А) Туристический маршрут в Японию.
Б) Природные сувениры.
Заседание – 20.
А) Туристический маршрут в Египет.
Б) Развлечения туристов.
Заседание – 21.
А) Туристические маршруты в Европу.
Б) Туристические развлечения.
Заседание – 22.
А) Путешествие в большой каньон реки Колорадо в США.
Б) Периодические издания о Туризме и маршрутах.
Заседание – 23.
А) Путешествия по Сибири.
Б) топографические знаки.
Заседание – 24.
А) Путешествие по Волге.
Б) Чтение туристической карты.
Заседание – 25.
А) Путешествие в города Верхоянск и Оймякон.
Б) Формирование команды на Туристический слёт.
Заседание – 26.
А) подведение итогов работы кружка.
Содержание занятий.
Компас. Что такое компас. Значение изобретения компаса. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Пять правил обращения с компасом.
Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование, визирный луч. Что такое движение по азимуту, когда оно применяется.
Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечки. Что такое засечки, когда они применяются; техника выполнения засечек (порядок действий и правила).
Практические занятия. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный ориентир (обратная засечка) и нахождение ориентира по заданному азимуту (прямая засечка).
Азимут. Что такое азимут: определение, отличие азимута от простого угла (чертеж). Понятие о горизонтальных и вертикальных углах в пространстве. Обратный азимут, его определение. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта: СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ, ССВ, СВВ, ЮВВ, ЮЮВ и т. д. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо ("Роза направлений"), его значение для проводника. Направления в пространстве по сторонам тела: основные (справа, слева, впереди, сзади), дополнительные (справа - сзади, впереди - слева и т. д.). Память направлений. Азимутальный тренировочный треугольник.
Практические занятия. Построить на бумаге из данной точки заданные азимуты (по направлениям СВ, Ю, ЮЗЗ и т. д.) и показать дугой величину азимута (выполнять на глаз без транспортира). Определить обратный азимут по данному; упражнение повторить несколько раз графически, а затем аналитически (прибавляя или вычитая из прямого азимута 180°). Упражнения на смешанное ориентирование (без применения компаса); графическое решение задач на смешанное ориентирование типа: "Справа мельница, слева дом лесника, на востоке озеро. Если повернуться лицом к мельнице, то озеро будет слева - сзади. Определи азимут на дом лесника".
Многократное повторение перед занятием ("зарядка") азимутального кольца, не заглядывая в чертеж. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов по карте. Задание на дом: придумать и вычислить для себя три тренировочных треугольника.
Измерение расстояний. Для чего в походе необходимо измерять расстояния. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр. Средний шаг. От чего зависит величина среднего шага. Как измерить свой средний шаг. График, таблица или линейка перевода пар шагов в метры (ЛПШМ).
Глазомер, его значение для туриста. Способы тренировки глазомера.
Практические занятия. Измерение кривых линий (маршрутов) на картах разного масштаба курвиметром. Измерение каждым учащимся под наблюдением руководителя своего среднего шага, составление ЛПШМ пли графика перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Во время прогулок и походов оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на чистых листах бумаги и на топокартах.
Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов. Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Азимут на Солнце в разные часы дня. Определение сторон горизонта по звездам. Контур созвездия Большой Медведицы. Как найти Полярную звезду. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.
Практические занятия. Упражнения по рисункам на проложение вертикальной плоскости, проходящей через Полярную звезду. Задачи на определение азимута движения по тени от Солнца, определение азимута на Солнце в разное время дня.
Во время походов и тренировочных выездов - упражнения по определению сторон горизонта по Солнцу и тени, отыскание на небе созвездия Большой Медведицы и Полярной звезды, определение сторон горизонта по положению Полярной звезды.
Топографические знаки. Что мы называем местными предметами. Как выглядят они с птичьего полета (на аэрофотоснимке участка земной поверхности). Роль топографических знаков на карте. Знаки местных предметов и буквенно-цифровые характеристики их. Группы знаков. Виды знаков. Цвет, форма и размер знаков. Объяснение знаков и незнакомых местных предметов.
Что такое рельеф местности. Как рельеф местности изображается на топографической карте.
Практические занятия. Зарисовка в тетрадях топографических знаков по группам (65 знаков). Опознавание знаков на топографических картах. Чтение топокарты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант.
Топографическая карта. Определение топографической карты. Топографическая и географическая карты. Значение карт для путешественников. Значение карт в народном хозяйстве и обороне государства. Старение карт. Копирование и увеличение карт (теория). Обращение с картой в походе.
Крупно- и мелкомасштабные карты. Что такое масштаб. Виды масштабов. Преобразование числового масштаба в натуральный. Как пользоваться линейным масштабом.
Определение азимутов линий на карте.
Практические занятия. Определение по карте элементов, менее других подверженных изменениям со временем, составление списка местных предметов, сгруппированных по степени быстроты изменений. Преобразование числового масштаба в натуральный, вычисление длины линий на карте по ее масштабу арифметически и с помощью полоски бумаги по линейному (графическому) масштабу. Измерение азимутов различных направлений на карте. Задача: вычислить азимуты и расстояния участков заданного маршрута на карте, выразить расстояния во времени движения по участкам.
Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста (для лета и зимы). Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде, лыжам и другим предметам снаряжения. Как готовить снаряжение к походу. Правила укладки рюкзака. Как надо носить рюкзак и обращаться с ним на привалах. Уход за обувью в походе.
Групповое снаряжение туристов: список основных предметов, требования к ним. Устройство туристской палатки.
Практические занятия. Укладка рюкзака. Свертывание и упаковка палатки.
Организация и техника движения в походе. Туристский бивак. Значение активного способа передвижения на большие расстояния. Прогулка и поход. Шаг туриста, положение корпуса и рук при пешем и лыжном передвижении. Дыхание и выносливость. Движение цепочкой. Построение цепочки. Интервалы в различных условиях. Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим движения в пешем и лыжном походе: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Режим ходового дня и режим на дневке. Преодоление простейших подъемов и спусков пешком. Преодоление опасных участков. Привал и бивак. Требования к месту разбивки бивака. Планировка объектов на биваке. Порядок и правила разведения костра в походе, виды топлива для костра, типы костров. Ночлеги в населенных пунктах.
Практические занятия. Индивидуальная разработка почасового режима (графика) движения группы по маршруту (для маршрутов планируемых учебно-тренировочных походов). Разбор разработок. Упражнения по планировке территории бивака на пейзажных картинах и крупномасштабных планах местности.
Гигиенические правила туриста. Самоконтроль. Что такое гигиена и самоконтроль туриста. Гигиеническая подготовка перед походом. Уход за телом и ногами в походе. Утренний туалет и зарядка. Закаливание организма. Питьевой режим в походе. Как уберечь ноги от потертостей. Отдых на коротком привале, проветривание и мытье ног. Сушка одежды и обуви в походе. Купание в походе. Гигиенические правила и снаряжение туриста: головной убор, очки от солнца, подстилка для сидения на пеньке, земле, индивидуальный медицинский пакет, правила использования средств от комаров и мошек. Как хранить в рюкзаке туалетные принадлежности, посуду, грязное белье. Постель туриста в палатке.
Приемы самоконтроля. Почему каждый турист обязан не скрывать своего недомогания.
Наш край. Охрана природы, памятников истории и культуры. Географическое положение, площадь и границы. Рельеф, климат, реки и озера нашего края, полезные ископаемые на его территории. Растительный и животный мир. Население, культура, хозяйство и транспорт. Историко-революционные, архитектурные памятники, музеи и другие краеведческие объекты на территории нашего края. Правила охраны природы, памятников истории и культуры во время походов и путешествий.
Практические занятия. Составление характеристик участков местности на различных картах; решение задач типа: "Расстояние между двумя населенными пунктами равно... Чему равно это расстояние на карте масштаба...?"; определение масштаба карты по размерам сетки прямоугольных координат и другим признакам. Восстановление масштаба карты по известному масштабу другой карты той же местности; решение задач на быстрое определение более крупного из нескольких заданных числовых масштабов; работа курвиметром и циркулем-измерителем; определение квадратов по заданным координатам; чтение различных топокарт, в том числе и самодельных, изготовленных фотоспособом. Составление перечня немасштабных знаков в заданном квадрате.
Ориентирование с помощью карты. Условия ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров: линейные (контур), точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк. Значение непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Опознанный контур и ожидаемый ориентир.
Практические занятия. Чтение различных карт по квадратам и маршрутам с разбором незнакомых знаков и характеристик; картографический диктант-зарисовка узкой полосы карты по описанию маршрута движения; топографическое сочинение-составление плана воображаемой местности небольшой площади в заданном масштабе с последующим разбором ошибок; отбор основных (контрольных) ориентиров на карте по заданному маршруту; отыскание на карте сходных ситуаций, определение способов привязки, позволяющих отличить одну ситуацию от другой, сходной с ней; планирование маршрута между двумя заданными точками на карте; определение руководящего азимута движения, разбивка на участки, измерение их длины, отбор контрольных ориентиров, расчет времени их прохождения.
Практические занятия. Упражнения в переносе знаков КПП и ниток обозначенных маршрутов с эталона на рабочую карту на точность и быстроту; упражнения в планировании прохождения этапа открытого маршрута; упражнения на память карты; упражнения по топографическому черчению и построению съемочного хода по его текстовому описанию (по "Журналу наблюдений").
Самоуправление и самообслуживание в туристской группе. Распределение обязанностей (командир, казначей, завхоз по питанию, по снаряжению, старший проводник и т. д.).
Организация движения в пешем туристском походе. Естественные препятствия на туристских маршрутах (для равнинной и пересеченной местности). Темп и режим движения. Движение по дорогам, по тропе, по болоту, по лесу без дорог и троп, движение на подъемах и спусках, движение в темноте. Организация переправ через водные преграды (броды, переправа по бревну с перилами, с шестом, наведение бревна через неширокую речку).
Основные правила движения группы в зимнем походе: темп, строй, интервал, подъемы и спуски на лыжах, движение по снежной целине. Привалы в лесу и ночлеги в помещениях. Виды и нормы нагрузок в походе. Основные требования к месту бивака (летнего). Планировка бивака. Работа дежурного и группы на биваке. Уход с бивака. Правила купания в походе. Личное снаряжение для туристских путешествий (зимой, летом). Правила укладки рюкзака, упаковка и хранение продуктов.
Гигиена туриста и первая доврачебная помощь. Личная гигиена туриста. Питьевой режим. Гигиена и режим питания. Самоконтроль. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время туристского похода. Оказание доврачебной помощи. Содержимое походной аптечки.
Способ горизонталей. Что такое горизонталь, бергштрих, высота сечения рельефа. Подписи горизонталей. Крутизна склонов и заложение. Искажение длины наклонных линий на топографической карте. Масштаб заложений. Определение крутизны склонов на карте. Микрорельеф. Полугоризонтали и вспомогательные горизонтали
Практические занятия. Коллективное чтение топографических карт горных районов. Топографическое сочинение. Копирование на кальку небольшого участка крупномасштабной карты горного района и составление профиля по заданному на карте маршруту.
Практические занятия. Вязание основных узлов. Расчет времени движения одного дня.
ЛИТЕРАТУРА
Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 1971.
Гранильщиков Ю.В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1966.
Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ: Сб. документов. Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192.
Иванов Е. Знакомьтесь - ориентирование, - В сб.: Сам выбирай туристский маршрут. М., Профиздат, 1968
Каледин С.В. Физическая подготовка юных спортсменов. М., Физкультура и спорт, 1968
Лахин А.Ф., Былинский ВИ. Военная топография. М., Воениздат, 1963
Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., Мысль, 1966.
Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., Физкультура и спорт, 1967
Огородников Б.И. С компасом и картой по ступеням ГТО. М., Физкультура и спорт, 1973.
Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М., Недра, 1966.
Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972.
Карманный справочник туриста. М., Профиздат, 1982.
Периодические издания.
Ресурсы Интернета.