СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Юный дизайнер"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа кружка «Юный дизайнер» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Юный дизайнер"»

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан


«Рассмотрено»

Руководитель МО

классных руководителей

________/ Л.В. Вахрушева

Протокол №________ от

«___»___________2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №31»

________/ Бочкарева С.В.

«___»___________2017 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №31»

________/ И.А. Габдуллахатов

Приказ № _________ от

«___»___________2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

творческого объединения по интересам (внеурочной деятельности)

«Юный дизайнер»


Федоровой Раушании Расиловны

ФИО учителя

МБОУ «СОШ №31» НМР РТ








2017-2018 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

- Образовательная программа дополнительного образования МБОУ «СОШ №31»НМР РТ;

- Учебный план внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №31»НМР РТ на 2017 – 2018 учебный год;

- Положение о внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «СОШ №31»НМР РТ;

- Положение о рабочей программе педагога МБОУ «СОШ №31»НМР РТ.

Рабочая программа составлена с учетом национально – регионального компонента. Материалы регионального компонента включены в уроки соответствующих разделов учебной программы по внеурочной деятельности.

Рабочая программа учитывает профильное направление МБОУ «СОШ №31» НМР РТ (школа МЧС), поэтому особое внимание уделяется достижению таких целей как воспитания патриотизма и гражданской ответственности.


Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах.


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования образовательной области «Искусство» направлен на достижение главной воспитательной цели: «воспитание художественной культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание произведений изобразительного искусства и воплощать его в собственной художественной деятельности». Но собственная художественная деятельность, то есть детское творчество, должно опираться на познавательный интерес, развитием которого и обязан заниматься учитель.

Актуальность программы. Образовательная программа кружка «Юный дизайнер» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Программа кружка «Юный дизайнер» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – досуговой, учебно-познавательной, по форме организации – студийной, групповой, по времени реализации – годичной.

Программа «Юный дизайнер» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а так же на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

Комбинация различных подходов к структурированию содержания дополнительного образования может обеспечить разнообразие вариантов образовательного процесса, его учебных планов и программ в русле современных образов, тенденций, с учетом региональных традиций, индивидуальных потребностей детей и их родителей:

Учащимся, обучающимся по данной образовательной программе, гарантируется полное образование, соответствующее государственному стандарту.

Возможностью обучаться по данной образовательной программе могут воспользоваться все желающие дети по соглашению с родителями.

В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего их системностью. Программа кружка «Юный дизайнер» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу.

Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии как и умение выражать свои мысли. Дети 11-15 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.

Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:

Многообразия.

разнообразие форм и содержания дополнительного образования;

разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;

разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

Открытости.

Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.


Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:

1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.

4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса, построенная на добровольном выборе видов деятельности.

Программа рассчитана на 1год обучения с 5 по 6 класс. Занятия проводятся в группе из 15 человек.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с усложнением учебных заданий. Рабочая программа предполагает 70 ч. за год, по 2 часа в неделю, базовая программа рассчитана на 70 ч. за год, по 2часа в неделю.


Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные:

-формирование целостного, социально ориентированного  взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и культур;

-формирование уважительного отношения к иному  мнению, истории и культуре других народов;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личного смысла учения;

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми, умений не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 Метапредметные:

-овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;

-освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;

-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания модели изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач;

-использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа, организации, передачи, интерпретации информации;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, принимать разные точки зрения, излагать свое мнение и его аргументировать.

Предметные:

-получение представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора профессии;

-приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами обработки материалов, освоение правил техники безопасности;

-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач;

-приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения проектных, творческих задач. 






Содержание учебного предмета.

  1. год обучения

1.Набор детей в кружок

2.Вводное занятие

Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя.

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

3.Оформительская деятельность

Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.

Участие в оформлении выставки ко Дню учителя.

4.Иллюстрация

Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета.

Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

5.Художественное конструирование

Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги.

1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок.
2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков.
3. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа.

6.Шрифт.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

1. Создание композиции из произвольного количества букв.
2. Создание композиции из линии строкового текста.
3. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв

7.Полиграфический дизайн.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста.

  1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги».

  2. Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор».

  3. Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка).

8.Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу.

1. Зарисовка мотивов.
2. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов.



Тематическое планирование


№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

I год обучения



1.


Набор детей в кружок


2

2

2.1

2.2

2.3

2.4

Вводное занятие

Рабочее место.

Разновидности декоративно-оформительских работ. Материалы, инструменты, приспособления.

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

6 часов

1

2

1

2

3

3.1

3.2

Оформительская деятельность

Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику «День учителя». «Наш край Татарстан» (Региональный компонент).

10 часов

5

5

4

4.1

4.2

4.3

Иллюстрация

Правила, приемы и средства композиции.

Сказочная тема в ИЗО.

Иллюстрации к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

6 часов

2

2

2

5

5.1

5.2

5.3

5.4

Художественное конструирование

Открытки.

Поделки «Встречаем Новый год и Рождество».

Бумажные ангелочки.

Рождественские елочные игрушки

6 часов

1

2

1

2

6

6.1

6.2

6.3


Шрифт.

Краткий очерк истории развития шрифта.

Виды шрифта.

Классификация шрифтов:

а) рекламные шрифты;

б) стилизованные под письменность;

в) рубленные шрифты

15 часов

2

6

7

7

7.1

7.2

7.3

7.4

Полиграфический дизайн

Многообразие видов.

От визитки до книги.

Соединение текста и изображения.

Шрифтовая композиция текста:

а) Обложка книги.

б) Титульный лист.

в) Буквица.

г) Концовка.

15 часов

3

2

4

6

8.

8.1

8.2

8.3

Орнамент.

Краткие исторические сведения.

Виды орнамента.

Построение орнамента

10 часов

2

4

4



Итого:70
















Учебно-методическое обеспечение:


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

2

3


4


5


6


7


8


9

10

Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2008

А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2007.

Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.

Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

В.П.Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирование/ Ярославль: Академия Развития:: Академия Холдинг, 2001.

С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени»,«Воронеж», 2007 год.

Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007

А.А.Павлова, Е.И Корзинова . Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2007

Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2010 год.

В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2007



2. Печатные пособия

1

Технологические карты к урокам


3. Технические средства обучения

1

Мультимедийная презентация «Жанры ИЗО», «Художники Татарстана», «Шрифты», «Виды орнаментов»


4. Экранно-звуковые пособия

1

«Классическая музыка»


6. Оборудование класса

1

Доска

Палитра, непроливайка, кисти №3, №6, листы бумаги формата А3, гелиевые ручки, перья плакатные, гуашь.




Календарно – тематическое планирование

№ урока (сквозная нумерация)

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примерная по плану

Факт


1.

Набор детей в кружок


2

2.09.2017



2

2.1

2.2

2.3

2.4

Вводное занятие

Рабочее место.

Разновидности декоративно-оформительских работ. Материалы, инструменты, приспособления.

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

6 часов

1

2

1

2


9.09.2017

16.09.2017

23.09.20167



3

3.1

3.2

Оформительская деятельность

Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику «День учителя». «Наш край Татарстан» (Региональный компонент).

10 часов

5


5

29.09.2017

06.10.2017

13.10.2017

20.10.2017

27.10.2017


4

4.1

4.2

4.3

Иллюстрация

Правила, приемы и средства композиции.

Сказочная тема в ИЗО.

Иллюстрации к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

6 часов

2

2

2


10.11.2017

17.11.2017

24.11.2017


5

5.1

5.2

5.3

5.4

Художественное конструирование

Открытки.

Поделки «Встречаем Новый год и Рождество».

Бумажные ангелочки.

Рождественские елочные игрушки

6 часов

1

2

1

2


01.12.2017

08.12.2017

15.12.2017


6

6.1

6.2

6.3


Шрифт.

Краткий очерк истории развития шрифта.

Виды шрифта.

Классификация шрифтов:

а) рекламные шрифты;

б) стилизованные под письменность;

в) рубленные шрифты

15 часов

2

6


7


22.12.2017

12.01.2018; 19.01.2018

26.01.2017

02.02.2018;09.02.2018; 16.02.2018; 23.02.2018


7

7.1

7.2

7.3

7.4

Полиграфический дизайн

Многообразие видов.

От визитки до книги.

Соединение текста и изображения.

Шрифтовая композиция текста:

а) Обложка книги.

б) Титульный лист.

в) Буквица.

г) Концовка.

15 часов

3

2

4

6



23.02.2018;02.03.2018

09.03.2018

16.03.2018; 23.03.2018

6.04.2018;13.04.2018; 20.04.2018


8.

8.1

8.2

8.3

Орнамент.

Краткие исторические сведения.

Виды орнамента.

Построение орнамента

10 часов

2

4

4


27.04.2018

04.05.2017;11.05.2018

18.05.2017;25.05.2018




Итого:70






Лист изменений в тематическом планировании



№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР