МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»
Рабочая программа кружка
по химии
для 9 класса
«Химия в задачах»
Составитель: Попова Е.И.
2022
Рабочая программа кружка «Химия в задачах»
Пояснительная записка
Программа кружка «Химия в задачах» направлена на решение проблемы популяризации естественнонаучных знаний, углубление знаний по отдельным разделам химии, усовершенствование практических навыков и умений к научно-исследовательской и творческой деятельности.
Содержание курса включает в себя практические работы и типы расчетных задач. Программа предусматривает овладение учащимися методикой решения всех типов расчетных задач за 8 - 9 класс, а также ряда задач, выходящих за рамки изучения в курсе химии.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в подготовке к ГИА, а также помощи в осуществлении выбора профиля для последующего обучения в старших классах.
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 8-9 класса.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования.
Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом по химии, практическим навыком решения задач, что дает возможность лучше и глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности, а также возможность выработать элементарный навык в решении задач, чего очень часто не хватает на уроках при прохождении программы.
Программа кружка составлена на один год изучения для обучающихся 14-15 лет (9 класс). Занятия проводятся в теоретической и практической форме. На каждое занятие отводится 1 ч. учебного времени.
Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ. Результаты, полученные в ходе практических работ, используются для составления сборника задач.
В программу кружка входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение практических работ.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у обучающихся первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования.
Цели и задачи программы
Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по решению расчетных задач и лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное значение.
Задачи:
Обучающие:
формирование навыков и умений в практической деятельности;
расширение знаний по химии;
закрепление, систематизирование и расширение знаний учащихся в области решения расчетных задач;
формирование умения анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности.
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе поиска решений.
формирование индивидуальных образовательных потребностей (выбор профиля обучения, возможности избежать ошибок и разочарования в старшей школе)
Развивающие:
развитие творческой активности учащихся;
развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
развитие конструктивного мышления и сообразительности.
Воспитательные:
воспитание инициативного, думающего человека,
воспитание интереса к изучаемому предмету
занимательное и ненавязчивое внедрение в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.
воспитание нравственного и духовного здоровья
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Требования оформления любой задачи.
Основные способы решения расчетных задач.
Формулы для вычисления массы или количества вещества, массовой доли элемента в веществе (компонента в смеси).
Количественные характеристики растворов.
Химические свойства классов неорганических и органических соединений.
Обучающийся научится:
решать различные типовые задачи;
применять основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
использовать стандартные алгоритмы решения задач;
вычислять по химическим уравнениям массу и количество вещества по известной массе одного из продуктов реакции;
производить расчеты по термохимическим уравнениям;
вычислять массовые доли и массы вещества в растворе;
определять массовую и объемную доли выхода продукта по сравнению с теоретически возможным;
находить молекулярную формулу вещества, находящегося в газообразном состоянии;
вычислять массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего примеси.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их
решение;
решать усложненные задачи различных типов;
четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и
изменений численных параметров системы, описанной в задаче.
Личностные:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные
оформлять задачи согласно требованиям;
решать расчетные задачи разными способами;
решать комбинированные задачи;
работать самостоятельно и в группе;
делать количественный и качественный анализ при решении экспериментальных задач.
Область применения программы.
Опыт работы по данной программе можно использовать в учреждениях дополнительного и основного школьного образования, где занимаются обучающиеся 14 -16 лет, проявившие интерес к химии.
Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов реализации целей и задач программы кружка «Химия в задачах» являются:
Решение олимпиадных задач различного уровня;
Решение ситуационных задач;
Создание сборника задач;
Подготовка к государственной итоговой аттестации
Условия реализации программы
Данный курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю) и ориентирован на обучающихся, интересующих химической наукой и желающих расширить свой знания по решению различных задач.
Количество детей в группе – 15 человек.
Материально-техническая база:
- кабинет химии, интерактивная доска, мультимедиа, набор дисков и мультимедийные средства, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.
Виды занятий: лекции, практические работы, самостоятельная работа
2. Учебный план
Название раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
Тема 1.Основные понятия и законы химии. | 3 | 2 | 1 | Тест |
Тема 2.Химические реакции. | 12 | 6 | 6 | Практическая работа |
Тема 3.Растворы. | 6 | 4 | 2 | Практическая работа |
Тема 4. Расчеты по уравнениям химических реакций. | 10 | 5 | 5 | Практическая работа |
Тема 5. Практикум | 5 | | 5 | Практическая работа |
итого | 36 | 17 | 19 | |
3. Содержание учебного плана
Тема 1. Основные понятия и законы химии (3ч)
Расчеты по химическим формулам с использованием относительных атомных и молекулярных масс. Определение химических формул из данных о массовом соотношении элементов. Решение задач на вычисление массовой доли элемента в соединении. Молярный объем газа. Вычисление массы газа заданного объема и объема газа по заданной массе. Закон Авогадро и его следствия. Относительная плотность газа. Определение истинной формулы химического соединения по молекулярной массе.
Тема 2. Химические реакции. (12ч)
Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Реакции ионного обмена в водных растворах.
Окислительно – восстановительные реакции. Важнейшие окислители и восстановители. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций. Расстановка коэффициентов в уравнениях ОВР:
-метод электронного баланса;
-метод электронно-ионного баланса.
Расчеты по уравнениям ОВР.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Решение задач на закон действующих масс. Решение задач на правило Вант-Гоффа.
Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Принцип Ле- Шателье. Способы смещения химического равновесия.
Тема 3. Растворы (6ч)
Способы выражения содержания веществ в растворах. Массовая и объемная доля (в процентах) растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием плотности растворов. Коэффициент растворимости Разбавление и концентрирование растворов. Смешение растворов разного состава. Растворимость веществ. Молярные концентрации. Взаимный переход от одного способа выражения содержания растворенного вещества к другому. Растворимость веществ. Решение задач на вычисление массовой и объемной доли компонента в смеси. Электролитическая диссоциация. Константа диссоциации.
Тема 4. Расчеты по уравнениям химических реакций. (10ч)
Расчеты по уравнениям химических реакций.
Расчеты по уравнениям химическим реакциям, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Расчеты по уравнениям химических реакций, когда одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Расчеты по уравнениям химических реакций, если известен выход продукта.
Решение задач на нахождение практического выхода продукта.
Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит определенную долю примесей. Ситуационные задачи.
Тема 5. Практикум. (5ч)
Решение расчетных задач из банка заданий ОГЭ. Решение олимпиадных задач.
Календарный учебный график
№ п/п | Тема занятия | Виды деятельности обучающихся | Дата планируемая | Дата фактическая |
Тема 1. Тема 1.Основные понятия и законы химии.( 3ч ) |
1. | Алгоритм решения задачи. Требования к оформлению и решению расчетных задач. | Характеризуют химические понятия | | |
2. | Основные количественные характеристики вещества. | Вычисляют по формулам | | |
3. | Расчеты объемных отношений газов по химическим уравнениям реакций | Решают задачи | | |
Тема 2. Химические реакции. (12 ч) |
4. | Классификация химических реакций. | Классифицируют химические реакции | | |
5. | Тепловой эффект реакции и термохимические реакции. | лекция | | |
6. | Расчеты по термохимическим реакциям. | Решение задач | | |
7. | Реакции ионного обмена в водных растворах. | Пишут уравнения реакций | | |
8. | Окислительно-восстановительные реакции | лекция | | |
9. | ОВР. Важнейшие окислители и восстановители. | Определяют окислители и восстановители. | | |
10. | Метод электронного баланса. | Упражнение в составлении ОВР | | |
11. | Расстановка коэффициентов в уравнениях ОВР методом электронного баланса. | Упражнение в составлении ОВР | | |
12. | Скорость химических реакций. | Вычисляют скорость реакции | | |
13. | Факторы, влияющие на скорость химических реакций. | Определяют зависимость скорости хим. реакции от различных факторов. | | |
14. | Химическое равновесие. | | |
15. | Способы смещения химического равновесия. | Выполняют упражнения | | |
Тема 3. Растворы ( 6ч) |
16. | Растворы. Процентная концентрация | Решают задачи | | |
17. | Растворы. Молярная концентрация | Решают задачи | | |
18. | Взаимный переход от одного способа выражения содержания растворенного вещества к другому | Решают задачи | | |
19. | Задачи на смешивание растворов. | Решают задачи | | |
20. | Электролитическая диссоциация. | Решают задачи | | |
21. | Гидролиз солей | Решают задачи | | |
Тема 4. Расчеты по уравнениям химических реакций ( 10ч ) |
22. | Расчеты по уравнениям химических реакций, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. | Решают задачи | | |
23. | Расчеты по уравнениям химических реакций, когда одно из реагирующих веществ дано в избытке. | Решают задачи | | |
24. | Расчеты по уравнениям химических реакций, если известен выход продукта. | Решают задачи | | |
25. | Решение задач на нахождение практического выхода продукта. | Решают задачи | | |
26. | Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примеси. | Решают задачи | | |
27. | Ситуационные задачи. | Решают задачи | | |
28. | Решение ситуационных задач | Решают задачи | | |
29. | Нахождение молекулярной формулы вещества. | Решают задачи | | |
30. | Комбинированные задачи. | Решают задачи | | |
31. | Решение комбинированных задач. | Решают задачи | | |
Тема 5 Практикум (5ч) |
32. | Решение задач из банка заданий ОГЭ | Решают задачи | | |
33. | Решение задач из банка заданий ОГЭ. Химический тренажер. | Решают задачи | | |
34. | Олимпиадные задачи | Решают задачи | | |
35. | Решение олимпиадных задач | Решают задачи | | |
36. | Итоговое занятие | Решают задачи | | |
Итого | | 36 часов | | |