СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Химия в жизни человека"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Химия в жизни человека"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»




Рабочая программа кружка

по химии

для 8 класса


«Химия в жизни человека»













Составитель: Попова Е.И.






2022



Пояснительная записка.


Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ГИА и поступление в вуз на соответствующие специальности.

Программа кружка предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль.

Актуальность программы в том, что она будет решать те задачи, которые на уроках химии не удаётся решить в полном объёме из-за дефицита времени. Курс нацелен развивать интерес к химии, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем, здорового образа жизни и экологии, поэтому он будет полезен многим учащимся.

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных отраслях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности.

Содержание программы направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обоснования необходимости вести здоровый образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, т.к. предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитания культуры поведения в мире веществ и химических превращений.

Программа кружка даёт возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  • системность;

  • целостность;

  • объективность;

  • научность;

  • доступность для учащихся основной школы;

  • реалистичность;

  • практическая направленность.


Образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает необходимой информацией интеграцию химического, биологического, географического характера.

Программа кружка позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения обучающихся, следовательно, сделать обучение более интересным, соответственно получить более высокие результаты.

Ведущая идея программы кружка направлена на развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человека и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством. Следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно их применять.

Программа кружка составлена на один год изучения для обучающихся 13-14 лет (8 класс). Занятия проводятся в теоретической и практической форме. На каждое занятие отводится 1 ч. учебного времени.

Цель программы: развитие у учащихся интереса к изучению химии, повышение творческой активности и расширение кругозора обучающихся, научное обоснование важности ведения здорового образа жизни, а также роли химии в современном обществе.


Задачи:

  1. формирование представления у обучающихся о широких возможностях химических технологий по созданию новых, удобных и высококачественных предметах обихода человека;

  2. расширение представления учащихся о безопасных и опасных веществах, окружающих их в быту;

  3. развитие у обучающихся специальных умений и навыков обращения с веществами, выполнение несложные исследований, соблюдая правила техники безопасности;

  4. формирование у учащихся самостоятельности и творчества при решении практических задач;

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у обучающихся первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний.

В настоящее время происходит сокращение учебных планов в области естествознания. При этом забывается, что химия как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни. Курсы будут в какой-то степени решать те задачи, которые на уроках химии не удаётся решить в полном объёме из-за дефицита времени.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий; описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,

  • используя для этого естественный (русский) язык и язык химии; – классифицировать изученные объекты и явления;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;

  • разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;

  • строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

В трудовой сфере:

  • планировать и проводить химический эксперимент;

  • использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.



Область применения программы.

Опыт работы по данной программе можно использовать в учреждениях дополнительного и основного школьного образования, где занимаются обучающиеся 13 -15 лет, проявившие интерес к химии.

Формы подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов реализации целей и задач программы кружка «Химия в жизни человека» являются: устный опрос, тестирование,  отчет о проделанной работе, мини-проект, практическая работа.

Виды занятий: лекции, практические работы, самостоятельная работа



Условия реализации программы

Данный курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю) и ориентирован на обучающихся, интересующих химической наукой и желающих расширить свой знания в области применения веществ.

Количество детей в группе – 15 человек.

Материально-техническая база:

- кабинет химии, интерактивная доска, мультимедиа, набор дисков и мультимедийные средства, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.















Учебный план


п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Анкета

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

1

1

-

Тест

3

Знакомство с лабораторным оборудованием

1

1

-

Тест

4

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

7

4

3

Практическая работа

5

Ядовитые соли и работа с ними

2

2

-

Мини-проект

6.

Химия и пища

6

3

3

Тест

7

Химия в быту

8

6

2

Практическая работа

8

Химия лекарств

5

4

1

Тест

9

Влияние вредных привычек на организм человека

4

3

1

Мини-проект

10

Итоговое занятие.

1

1

-

Тест


Итого:

36 ч

26ч

10ч






3. Содержание учебного плана

  Вводное занятие  (1ч.) 

 Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.

Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.

Тема 1.  Изучение правил техники безопасности в кабинете химии (1ч.)

Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Базовые понятия: правила техники безопасности.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1ч.)

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: лабораторное оборудование.

Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.

Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (7ч.)

Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.

 Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.

Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».

Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.

Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2ч.)

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.

Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).

Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.

Демонстрации: образцы солей..

Тема5. Химия и пища (6ч.)

Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Диеты – за и против. Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».

Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.

Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять  безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;  рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.

Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.

Практическая работа №3. Гашение соды.

Практическая работа №4. Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

Тема 6. Химия в быту(8ч.)

 Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.

Спички. История изобретения спичек.

Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.

Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.

Керамика. Виды керамики. История фарфора.

Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.

Базовые умения:  расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».

Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.

Практическая работа №5. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Тема 7. Химия лекарств (5ч.)        

Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.

Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.

Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.

Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных. Практическая работа №6. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4ч.)

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие. Энергетические напитки.

Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.

Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического

действия веществ на организм, орган, ткань, клетку. Практическая работа №7. Действие этанола на белок.

Итоговое занятие (1ч.)








Календарный учебный график

№ п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

Виды деятельности обучающихся



Химические знания в повседневной жизни человека

Знакомятся с ролью химии в повседневной жизни



Правила техники безопасности

Изучают правила техники безопасности



Лабораторное оборудование в кабинете химии

Знакомятся с лабораторным оборудованием в кабинете химии



Вода в масштабе планеты.

Знакомятся со значением воды в масштабе планеты



Экологическая проблема чистой воды.

Дают характеристику



Растворение

Изучают понятия



Роль растворов в природе и жизни человека

Характеризуют роль воды в природе и жизни человека



Составление и использование графиков растворимости.

Составляют графики



ТБ. Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов.

Выполняют практическую работу



ТБ. Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

Выполняют практическую работу



Ядовитые вещества в жизни человека.

Знакомятся с ядовитыми веществами



Оказание первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов.

Изучают первую помощь при отравлении веществами



Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс.

Характеризуют вещество



Влияние на организм белков, жиров, углеводов.

Изучают влияние веществ



Витамины: классификация, физиологическое действие.

Классифицируют вещества



Диеты - за и против

Знакомятся с понятиями



ТБ. Практическая работа №3.

Гашение соды.

Выполняют практическую работу



ТБ. Практическая работа №4.

Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

Выполняют практическую работу



Виды бытовых химикатов

Изучают классификацию бытовых химикатов



Разновидности моющих средств

Знакомятся с разновидностью моющих средств



Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней

Изучают историю применение веществ



История стеклоделия.

Изучают историю применение веществ



Керамика: от истории изобретения до наших дней

Изучают историю применение веществ



Химия и косметические средства

Изучают косметические средства



ТБ. Практическая работа №5. 

Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

Выполняют практическую работу



Использование химических материалов для ремонта квартир.

Изучают химические материалы



Лекарства и яды в древности

Знакомятся с веществами



Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты.

Знакомятся с лекарственными препаратами



Аспирин: за и против.

Знакомятся с проблемой



Понятие о фитотерапии

Изучают понятие



ТБ. Практическая работа №6. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

Выполняют практическую работу



Курить – здоровью вредить!

Знакомятся с проблемой



Наркомания – опасное пристрастие.

Знакомятся с проблемой



ТБ. Практическая работа №7.

Действие этанола на белок.

Выполняют практическую работу



Энергетические напитки.

Знакомятся с проблемой



Подведение итогов курса. Тестирование

Подводят итоги курса