МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»
Рабочая программа кружка
по химии
для 8 класса
«Химия в жизни человека»
Составитель: Попова Е.И.
2022
Пояснительная записка.
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ГИА и поступление в вуз на соответствующие специальности.
Программа кружка предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль.
Актуальность программы в том, что она будет решать те задачи, которые на уроках химии не удаётся решить в полном объёме из-за дефицита времени. Курс нацелен развивать интерес к химии, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем, здорового образа жизни и экологии, поэтому он будет полезен многим учащимся.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных отраслях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности.
Содержание программы направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обоснования необходимости вести здоровый образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, т.к. предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитания культуры поведения в мире веществ и химических превращений.
Программа кружка даёт возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
системность;
целостность;
объективность;
научность;
доступность для учащихся основной школы;
реалистичность;
практическая направленность.
Образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает необходимой информацией интеграцию химического, биологического, географического характера.
Программа кружка позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения обучающихся, следовательно, сделать обучение более интересным, соответственно получить более высокие результаты.
Ведущая идея программы кружка направлена на развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человека и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством. Следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно их применять.
Программа кружка составлена на один год изучения для обучающихся 13-14 лет (8 класс). Занятия проводятся в теоретической и практической форме. На каждое занятие отводится 1 ч. учебного времени.
Цель программы: развитие у учащихся интереса к изучению химии, повышение творческой активности и расширение кругозора обучающихся, научное обоснование важности ведения здорового образа жизни, а также роли химии в современном обществе.
Задачи:
формирование представления у обучающихся о широких возможностях химических технологий по созданию новых, удобных и высококачественных предметах обихода человека;
расширение представления учащихся о безопасных и опасных веществах, окружающих их в быту;
развитие у обучающихся специальных умений и навыков обращения с веществами, выполнение несложные исследований, соблюдая правила техники безопасности;
формирование у учащихся самостоятельности и творчества при решении практических задач;
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у обучающихся первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний.
В настоящее время происходит сокращение учебных планов в области естествознания. При этом забывается, что химия как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни. Курсы будут в какой-то степени решать те задачи, которые на уроках химии не удаётся решить в полном объёме из-за дефицита времени.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий; описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский) язык и язык химии; – классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
В трудовой сфере:
планировать и проводить химический эксперимент;
использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Область применения программы.
Опыт работы по данной программе можно использовать в учреждениях дополнительного и основного школьного образования, где занимаются обучающиеся 13 -15 лет, проявившие интерес к химии.
Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов реализации целей и задач программы кружка «Химия в жизни человека» являются: устный опрос, тестирование, отчет о проделанной работе, мини-проект, практическая работа.
Виды занятий: лекции, практические работы, самостоятельная работа
Условия реализации программы
Данный курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю) и ориентирован на обучающихся, интересующих химической наукой и желающих расширить свой знания в области применения веществ.
Количество детей в группе – 15 человек.
Материально-техническая база:
- кабинет химии, интерактивная доска, мультимедиа, набор дисков и мультимедийные средства, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.
Учебный план
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Анкета |
2 | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | 1 | 1 | - | Тест |
3 | Знакомство с лабораторным оборудованием | 1 | 1 | - | Тест |
4 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту | 7 | 4 | 3 | Практическая работа |
5 | Ядовитые соли и работа с ними | 2 | 2 | - | Мини-проект |
6. | Химия и пища | 6 | 3 | 3 | Тест |
7 | Химия в быту | 8 | 6 | 2 | Практическая работа |
8 | Химия лекарств | 5 | 4 | 1 | Тест |
9 | Влияние вредных привычек на организм человека | 4 | 3 | 1 | Мини-проект |
10 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - | Тест |
| Итого: | 36 ч | 26ч | 10ч | |
3. Содержание учебного плана
Вводное занятие (1ч.)
Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1. Изучение правил техники безопасности в кабинете химии (1ч.)
Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Базовые понятия: правила техники безопасности.
Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1ч.)
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Базовые понятия: лабораторное оборудование.
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (7ч.)
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.
Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.
Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2ч.)
Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.
Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).
Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.
Демонстрации: образцы солей..
Тема5. Химия и пища (6ч.)
Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Диеты – за и против. Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».
Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.
Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.
Практическая работа №3. Гашение соды.
Практическая работа №4. Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 6. Химия в быту(8ч.)
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.
Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
Практическая работа №5. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Тема 7. Химия лекарств (5ч.)
Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.
Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.
Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных. Практическая работа №6. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4ч.)
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие. Энергетические напитки.
Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.
Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического
действия веществ на организм, орган, ткань, клетку. Практическая работа №7. Действие этанола на белок.
Итоговое занятие (1ч.)
Календарный учебный график
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Виды деятельности обучающихся |
| | | Химические знания в повседневной жизни человека | Знакомятся с ролью химии в повседневной жизни |
| | | Правила техники безопасности | Изучают правила техники безопасности |
| | | Лабораторное оборудование в кабинете химии | Знакомятся с лабораторным оборудованием в кабинете химии |
| | | Вода в масштабе планеты. | Знакомятся со значением воды в масштабе планеты |
| | | Экологическая проблема чистой воды. | Дают характеристику |
| | | Растворение | Изучают понятия |
| | | Роль растворов в природе и жизни человека | Характеризуют роль воды в природе и жизни человека |
| | | Составление и использование графиков растворимости. | Составляют графики |
| | | ТБ. Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. | Выполняют практическую работу |
| | | ТБ. Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде. | Выполняют практическую работу |
| | | Ядовитые вещества в жизни человека. | Знакомятся с ядовитыми веществами |
| | | Оказание первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов. | Изучают первую помощь при отравлении веществами |
| | | Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс. | Характеризуют вещество |
| | | Влияние на организм белков, жиров, углеводов. | Изучают влияние веществ |
| | | Витамины: классификация, физиологическое действие. | Классифицируют вещества |
| | | Диеты - за и против | Знакомятся с понятиями |
| | | ТБ. Практическая работа №3. Гашение соды. | Выполняют практическую работу |
| | | ТБ. Практическая работа №4. Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. | Выполняют практическую работу |
| | | Виды бытовых химикатов | Изучают классификацию бытовых химикатов |
| | | Разновидности моющих средств | Знакомятся с разновидностью моющих средств |
| | | Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней | Изучают историю применение веществ |
| | | История стеклоделия. | Изучают историю применение веществ |
| | | Керамика: от истории изобретения до наших дней | Изучают историю применение веществ |
| | | Химия и косметические средства | Изучают косметические средства |
| | | ТБ. Практическая работа №5. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира | Выполняют практическую работу |
| | | Использование химических материалов для ремонта квартир. | Изучают химические материалы |
| | | Лекарства и яды в древности | Знакомятся с веществами |
| | | Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. | Знакомятся с лекарственными препаратами |
| | | Аспирин: за и против. | Знакомятся с проблемой |
| | | Понятие о фитотерапии | Изучают понятие |
| | | ТБ. Практическая работа №6. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость). | Выполняют практическую работу |
| | | Курить – здоровью вредить! | Знакомятся с проблемой |
| | | Наркомания – опасное пристрастие. | Знакомятся с проблемой |
| | | ТБ. Практическая работа №7. Действие этанола на белок. | Выполняют практическую работу |
| | | Энергетические напитки. | Знакомятся с проблемой |
| | | Подведение итогов курса. Тестирование | Подводят итоги курса |