СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочной деятельности «Хочу всё знать». Тема: "В мире цветов. Цветочный календарь."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочной деятельности «Хочу всё знать». Тема: "В мире цветов. Цветочный календарь."»

Кружок «Хочу всё знать» № 10 3

Тема: В мире цветов. Цветочный календарь.

Цель: познакомить детей с разнообразием цветов в природе.

Планируемые результаты:

пополнить знания детей интересными сведениями о цветах, окружающих нас; научить учащихся бережно относиться к цветам; развивать творческие способности; воспитывать любовь к цветам.

Тип: усвоение новых знаний.

Оборудование: дид.материал, ресурс.

Ход мероприятия.

Есть много праздников веселых

На свете и у нас в стране:

Есть День Учителя, шахтера,

Есть даже праздник- День Земли!

А почему бы не устроить

Нам новый праздник- день Цветов?

Цветам и взрослый и ребенок

Любовь свою отдать готов!

Учитель. -Чему посвящено наше мероприятие?

-Праздник наш посвящен цветам- прекрасным творениям природы. Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках. Приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь..

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир Цветов. А вот и королева Цветов. ( На доске прикреплен рисунок королевы Цветов) Посмотрите на ее наряд. Вам не кажется, что чего-то в нем не хватает? Правильно! На сарафане королевы нет цветов. Помогут нам украсить ее сарафан команды «Ромашки» и «Маргаритки». За каждый правильный ответ на сарафане королевы Цветов будет распускаться цветок: у команды «Ромашки» - ромашка, у команды «Маргаритки» - маргаритка. А за цветами мы

«Вестники весны».

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

А. С. Пушкин

Учитель.

Прочитайте, пожалуйста, название первой страницы.

- Что значит вестники? (весть)

Ребята, а как узнать, что к нам пришла Весна? По каким признакам? 
Молодцы!

-Ярче светит солнышко, тает снег, появляются первые цветы, значит, пришла волшебница -весна

(Входит Весна. В корзине бумажные цветы: галантусы ,сон-трава, ветреницы -дубравные, пролески)

Весна

А вот и я, весна-красна!

Бужу землю ото сна!

Наполняю соком почки,

На полях рощу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду- в поле и в лесу

Людям радость я несу.

-Наш путь лежит на лесную опушку за первоцветами. - Ребята, что такое первоцветы?

- Первоцветы – это первые цветы, которые появляются после первых холодов зимы, когда еще не совсем растаял снег. Вот на поляне появляются светло-голубые подснежники (галантусы), а на пригорке зацветают нежные прострелы (сон-трава). На опушках забелели ветреницы дубравные, а рядом с подснежниками цветут голубые пролески. Цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силы на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Но они спят и готовятся к новой весне. 

- Какие вы еще знаете первоцветы?

Учитель. – Весна, оставайтесь у нас на празднике, а мы отправляемся на цветочную поляну, где растут добрые цветы.

«Добрые цветы»

Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая.

Как маленькие теплые костры.

Учитель - Следующая страница называется «Добрые цветы»

-На нашей поляне вырос добрый цветок. А где добро всегда побеждает зло? (в сказках)

- На лепестках цветка написано задание. Вы по очереди отрываете лепестки, читаете вопросы и отвечаете на них.

По дорогам сказок”

-Назвать героя сказки.

  1. –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька. Аксаков «Аленький цветочек»)

  2. -Я, несмотря на свой рост в дюйм, появившаяся в чашечке цветка, спасла ласточку. (Дюймовочка. Г.Андерсен «Дюймовочка»)

  3. Розы - любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда. Андерсен «Снежная королева»)

  4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки «Цветик-семицветик», В. Катаев)

  5. Кому месяцы помогли в декабре собрать корзину подснежников? ( Падчерице «12 месяцев» С. Маршак)

  6. Кто спас Эллю от макового аромата? ( Дровосек и Страшила А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

-Какие поступки совершали сказочные герои?

Давайте прочитаем слова, образованные от слова доброта, на лепестках цветка.

-Когда цветы будут добрыми? ( Когда люди будут совершать добрые поступки.

Учитель. Нет на земле языка более понятного сердцу, чем язык цветов. Как часто один- единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое послание! Говорят, если даришь цветы, слов не надо: в цветах и чувства твои, и доброта, и счастье . На доске ваши рисунки. Кому вы подарите нарисованный вами добрый цветок?

Цветы-душа людей,

Открытая добру,

Цветы- глаза детей, не тронутые плачем.

В дни радости они смеются на миру,

В дни бедствия мы их от горя прячем!

Душа цветов чутка на горе и беду,

Они уходят с глаз, чтоб их не замечали.

Цветы, кода беда, всегда не на виду,

Но и тогда они – как музыка в печали.

Цветы умеют ждать, у них терпенье есть.

Как людей труда, встающих до рассвета.

И в дни великих бед они умеют цвесть,

Чтоб радость нам дарить, когда придет победа.

Учитель. -Цветы украшают нашу жизнь, мы любуемся их красотой. Оказывается, цветы приносят большую пользу людям. Они лечат.

«Цветы – врачеватели».

Учитель.- Следующая страница - «Цветы – врачеватели». От какого слова произошло слово врачеватели ? (врач) Что делает врач? Чем лечит врач людей? А можно лечить еще и травами.

-Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Сегодня к нам в гости пришла одна травница.

(Входит травница)

Травница. Здравствуйте, ребята, меня зовут тетушка Ведунья. Я много лет живу в лесу, собираю полезные травки и коренья и помогаю людям.

С некоторыми травами я вас сейчас познакомлю. (Травница загадывает загадки, а дети отгадывают).

Стоит в лесу кудряшка –

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая?

(Ромашка).

Ромашка применяется при желудочных заболеваниях, при простуде. Она обладает и противоаллергическим действием.

Даже ночью муравьишки

Не пропустят свой домишко.

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

(Ландыш).

С лечебной целью у ландышей используют листья и цветки. Все части ландышей содержат сильные вещества сердечного действия.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

(Подорожник).

Подорожник лечит ранки ног и рук. Если вдруг заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, десны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!

Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха).

Если кашель вас замучил, воспаленье началось, подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.

Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка – и нет цветка!(Одуванчик).

В народной медицине используют одуванчик при заболеваниях желчного пузыря, при заболевании желудка при авитаминозе.

Это растение, внешне похоже на василек.(Цикорий).

В народной медицине цикорий широко применяется при заболеваниях печени и желчного пузыря, от боли в животе, от ломоты и зубной боли.

- Какие вы еще знаете лекарственные растения?

(Входит мальчик и начинает топтать растения)

Учитель. На поляне появился мальчик, топчет растения. И тут с ним начинают происходить разные неприятности: он натер ногу, порезал руки, начал чихать и кашлить, заболел желудок, заболел зуб, сердце.

Какие растения помогут мальчику выздороветь? ( Ответы дети записывают на листочках. За правильные ответы команда получает жетоны - цветы).

Травница. Прощаясь с вами, я хочу дать вам несколько советов.

1.Не все растения могут нас лечить. Существуют очень много ядовитых растений и после дотрагивания до них, необходимо помыть руки. Надо знать, когда и как собирать лекарственные растения. 2. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. 3.Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.

- Я желаю вам здоровья. Меня ждут другие ребята. До свидания.

Учитель. - Пришло время отдохнуть

Физкультминутка.

«Редкие растения».

Учитель. -Теперь настало время рассказать вам самое интересное о царстве Цветов. Посмотрите, на нашей поляне растет цветик – семицветик. На каждом его лепестке – удивительное из жизни цветов. Давайте лепесточки срывать и новое узнавать. (Рассказывают о цветах подготовленные дети с шапочками на голове, на которых нарисованы растения)).

Венерин башмачок. (желтый лепесток)

В переводе с латинского название рода означает «башмачок Киприды». Причудливую форму придает цветку сильно вздутая бледно-желтая губа, которая является ловушкой для насекомых-опылителей. Из нее насекомое выбирается, задевая тычинки, и пыльца прилипает к нему. Так происходит перекрестное опыление. Цветок этот зацветает на 14-18-й год жизни.

Ландыш. (зеленый лепесток)

По легенде царевна Волхова полюбила юношу Садко в то время, когда он отдал свое сердце девушке полей и лугов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны выросли эти цветы – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца.

Подснежник (Галантус).(голубой лепесток)

Светло-голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие. Удивительный характер у него. Зацветает он еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю. Послушайте легенду о нем.

Давным-давно, когда на земле только начиналась жизнь и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел землю, и на ней появилась жизнь.

Купальница европейская.(синий лепесток)

Цветок этот назван купальницей за то, что растет обычно в очень влажных местах, любит воду, любимые места – берега рек, болотистые луга. Она растет на лесных опушках, любит «купаться» в воде. У купальницы цветы крупные, круглые, а многочисленные лепестки плотно прижаты друг к другу и загнуты внутрь, образуют бутон.

Медуница.(фиолетовый лепесток)

Медуницу еще называют цветок-колдунья. Почему? Наверное, потому что от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Распускается он вскоре после мать-и-мачехи, колокольчики у него розовые поначалу. Потом они становятся пурпурными. Пурпурная окраска сменяется: фиолетовой. А когда начнут отцветать, они уже синие. Но отцветают тоже поочередно, и в самый зенит лета можно увидеть на одном стебельке цветы сразу 4-х оттенков. Любопытно и то, что насекомые не посещают никаких цветов медуницы, кроме розовых. Удивительный цветок!

Первоцвет (примула).(красный лепесток)

Растет в светлых лесах, на полянах, в лугах. Цветет в апреле – мае. Красивые желтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного стебля. Обличьем своим цветок этот похож на связку ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В пору средневековья о примуле была сложена легенда. Сторожил будто бы апостол Петр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю и из нее вырос похожий на ключи цветок. Первоцвет, первенец, баранчик, коровьи слезы, божьи ручки, золотянка и просто ключи – каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку, с приходом которого начинается весна.

Кувшинка.(оранжевый лепесток)

Когда-то на Руси это растение называли «одолень-трава» и верили, будто она излечивает от многих болезней и обороняет от несчастий. Отправляясь в дальнюю дорогу, люди зашивали в маленькие мешочки-ладанки листья и цветы на счастье. Люди верили в то, будто ночью «одолень-трава» опускается в воду и превращается в русалку, а с рассветом русалка вновь превращается в цветы.

Итог