СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КРУЖОК ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА. Конкурс по клинической терминологии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КРУЖОК ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА. Конкурс по клинической терминологии»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГБПОУ РД «БУЙНАКСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

КАБИНЕТ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОНКУРС

по дисциплине

«Основы латинского языка

с медицинской терминологией»

для 1 курса специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»

31.02.02 «Акушерское дело»












Подготовила – преподаватель высшей категории Залибекова М.М.

1












СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка


Подготовительный этап


Сценарий викторины


Оборудование


Информационные источники


Приложение: презентации, видеоклип, аудиозапись гимна






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная викторина проводится как итог изучения истории латинского языка, его общегуманитарного значения и роли в медицине. Она позволит в игровой форме закрепить учебный материал, расширить языковую компетенцию обучающихся, активизировать их мыслительную и творческую деятельность. Кроме того студенты получают навыки публичного выступления , демонстрируют владение общими компетенциями специалиста в области поиска, анализа и оценки информации, самостоятельно полученной из самых разнообразных источников. Викторина построена на мультимедийных презентациях с тематическими вопросами.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВИКТОРИНЫ:

  • создать положительную мотивацию к изучению латинского языка

  • приобщить к самостоятельной работе с интернет – ресурсами и специальной литературой

  • способствовать развитию интеллектуальной и нравственной сферы личности студентов





Подготовительный этап



Работа над викториной начинается за две недели до её проведения. Студенты самостоятельно ищут материал в Интернете и других источниках, заучивают латинские афоризмы и их авторов, подыскивают русские эквиваленты заданных латинских пословиц, ищут новые пословицы и поговорки на латыни, а также их наиболее точные и красочные иллюстрации. Назначаются ведущие обучающиеся. Преподаватель готовит презентации к каждому этапу викторины.









СЦЕНАРИЙ

Вступительное слово преподавателя:

Латинский язык глубоко проник в русский язык, обеспечив ему духовное родство с некогда просвещённой античной цивилизацией. Сегодня мы обобщим ваши знания истории латинского языка в виде викторины.

Викторина состоит из 5 конкурсов. Каждый правильный ответ и дополнение оценивается одним баллом. Победителем объявляется участник, набравший по итогам всех конкурсов наибольшее количество баллов.



1-й ведущий:

Латынь. Что мы знаем о ней? Язык древних философов, ораторов и поэтов, один из самых древних языков. Язык, который звучал в римском сенате, в знаменитых банях, античных библиотеках, на улицах античных городов много столетий назад.

Латынь ̶ мёртвый язык? Вовсе нет, достаточно прислушаться к словам, которые мы часто употребляем. Люди до сих пор используют латинский язык только уже в качестве нового, «современного языка». Ведь латинский алфавит является основой многих современных слов практически для всех европейских народов.

Преподаватель:

ЗАДАНИЕ №1

Сначала проведём разминку: кто быстрее ответит на мои вопросы? (один правильный ответ- 1 балл)

  1. К какой группе языков относится латинский язык?

  2. На территории какой страны в V в до нашей эры латинский язык получил международный статус?

  3. В какой стране или государстве в настоящее время латинский является официальным языком?

  4. Как звали легендарного основателя Рима и первого римского царя?

  5. Какое событие второй половины III века до н.э. послужило началом летоисчисления по древнегреческому календарю ?

  6. Официальным языком какого ордена является латинский язык?

ЗАДАНИЕ №2 – 1 мин

Обозначьте соответствие: ( команды получают одинаковое задание.

1 правильный ответ -1 балл)


  1. Асклепий а) чудесный пояс, в котором скрыто обаяние.

  2. Амур b) шлем, копьё, щит

  3. Дионис c) изображение бородатого мужчины с палкой, вокруг которой извивается змея.

  4. Афродита d) виноградная лоза, плющ, жезл, чаша

  5. Диана e) изображение юноши или мальчика с золотыми крылышками, луком, стрелами, колчаном



ЗАДАНИЕ №3

Конкурс на знание клинической терминологии ( каждая команда получает карточку с заданием, 1 мин.на обсуждение, отвечают письменно на доске. Правильный ответ – 1 балл)

2-й ведущий:

Наследием тех веков, когда латинский язык играл первенствующую роль в культурной жизни, является не только огромное количество латинских слов, вошедших в новые языки, так называемых международных слов (например, "литература", "коллекция", "республика", "прогресс»). но большое количество латинских слов и выражений, употребляемых в европейских языках в их латинской форме без перевода и составляющих международный фонд "крылатых слов". Предлагаю вам наиболее интересные афоризмы, используемые в современной жизни.

1-я команда

Festina lente!- Поспешай медленно!

Изречение Гая Октавиана Августа (63 г. до н.э.). Тише едешь, дальше будешь, - говорим мы сегодня. Это высказывание дошло до нас в передаче римского историка Светония (ок. 70-140). Светоний сообщает, что император Август питал крайнее отвращение ко всякого рода спешке к чрезмерному рвению и любил повторять: «Поспешай медленно» или «То сделано достаточно быстро, что сделано достаточно хорошо».



2-я команда

Medicus curat, natura sanat.- Врач лечит, природа исцеляет.

Это выражение обычно приписывают знаменитому античному врачу Гиппократу(ок. 460-370 гг. до н..). , хотя это ничем не подтверждается. Во всяком случае, из его трудов можно сделать вывод, что врач всегда должен действовать в согласии с природой, если хочет добиться успеха. Он может, например, промыть и зашить рану, чтобы она лучше заживала, но только природа может заставить вновь срастись разрушенные ткани.

3-я команда

Noli nocere - Не навреди.

Гиппократ призывал своих учеников не только помогать пациентам, но также тщательно следить, чтобы при этом никому не нанести вреда. Тем самым он имел в виду, что помощь не нужно оказывать любой ценой. Вместо этого нужно учитывать и побочные воздействия лечения. Именно такая осторожность при самых различных действиях подразумевается в призыве «Noli nocere».



ЗАДАНИЕ № 4 – 5 мин каждой команде

Преподаватель:

Древняя народная мудрость нашла своё отражение в латинских пословицах и поговорках, которые не потеряли свою актуальность и в наши дни.

Итак, домашнее задание - Конкурс пословиц


ваши иллюстрации к латинским крылатым выражениям, которые вы сами нашли в Интернете. Оценивается грамотный перевод пословицы и точная иллюстрация её значения.

( каждая команда представляет 5 пословиц с иллюстрациями; максимально 5 баллов)



1-й ведущий


Латынь ̶ язык великого поэта Ювенала, историка Тацита, легендарного философа Сенеки, врачевателей Гиппократа и Цельса. На латыни говорили римские юристы, законами которых мы пользуемся и по сей день. Основы римского права заложены в большинстве современных демократических конституций, включая конституцию России. Латинские выражения можно встретить в трудах великих учёных Декарта, Ньютона, Лейбница, Ломоносова.


ЗАДАНИЕ №5


КОНКУРС КАПИТАНОВ


Преподаватель:


В следующем конкурсе приведены некоторые изречения великих представителей античности. Кому они принадлежат? (задание на скорость, правильный ответ – 1 балл)


  1. Scio me nihil scireЯ знаю, что ничего не знаю (Сократ)


  1. Cogito, ergo sum- Я мыслю, следовательно я существую (Декарт)

  2. Non schole, sed vitae discimusне для школы, но для жизни мы учимся (Сенека Луций Анней)


  1. О, tempora! O, mores! – О, времена, о, нравы (Цицерон)


  1. Consuetudo est altera naturaПривычка – вторая натура (Цицерон)


  1. Optium medicamentum quies estЛучшее лекарство – покой (Цельс)


  1. Vita brevis, ars longaЖизнь коротка, наука обширна (Гиппократ)


  1. Amor non est medicabilis herbisЛюбовь травами не лечится (Овидий)


  1. Omnia mea mecum portoВсе мое ношу с собой (Биант)


  1. Pecunia non olet – Деньги не пахнут (Веспасиан)


  1. Si vis pacem, para bellumХочешь мира – готовься к войне (Непот Корнелий)


  1. Veni,vidi,viciПришел, увидел, победил (Цезарь Гай Юлий)





Преподаватель:


Невозможно не обратить внимание на красоту и музыкальность латыни. Когда – то один старинный русский литератор В.К.Тредиаковский образно заметил: «Французский язык течёт как река. Латинский льётся как тонкий пламень». Недурно сказано, не правда ли?


2-й ведущий:


Gaudeamus igitur…Итак, возрадуемся… Так начинается, пожалуй, самая известная студенческая песня в мире. Её происхождение уходит своими корнями в Средневековье. Однако в 1781 г. Христиан Вильгельм Киндлебен, теолог из Галле, переработал её для своего сборника студенческих песен. По сей день студенты – медики знают и исполняют на латыни этот гимн. Уважаемые гости, послушайте перевод гимна и его исполнение профессиональным хором и нами

(аудиозапись гимна)



В это время подсчитывается количество баллов у каждой команды викторины.


Заключительное слово преподавателя:


Викторина подошла к концу. Определены победители. Поздравляю! Надеюсь, что после сегодняшнего конкурса вы заинтересовались вашим профессиональным латинским языком, стали ещё умнее и духовно богаче. Спасибо всем за участие в мероприятии.

















ОБОРУДОВАНИЕ


Мультимедийный проектор


Компьютер


Информационные источники


Крылатые выражения на латыни. ̶ litafor.ru/latin


Афоризмы на латыни ̶ adoia.ru/aforizmy – na – latyni


Лучшие цитаты, афоризмы, притчи ̶ best – aforism.ru


Цитаты на латыни ̶ tutzitat,net/krylatye – frazy – na – latyni


Приложения:


  1. Ключ к разминке

  2. Соответствия

  3. Карточки с заданиями клинической терминологии

  4. Пословицы


Презентации:


Мудрость веков


Иллюстрации к пословицам


Изречения античных мыслителей


Аудиозапись гимна студентов «Gaudeamus igitur…»














ПРИЛОЖЕНИЯ


ЗАДАНИЕ № 1


Ключ к разминке



  1. К какой группе языков относится латинский язык?

  2. На территории какой страны в V в до нашей эры латинский язык получил международный статус?

  3. В какой стране или государстве в настоящее время латинский является официальным языком?

  4. Как звали легендарного основателя Рима и первого римского царя?

  5. Какое событие второй половины III века до н.э. послужило началом летоисчисления по древнегреческому календарю ?

  6. Официальным языком какого ордена является латинский язык?



ОТВЕТЫ:

  1. Группа «мёртвых» италийских языков


  1. Римская империя


  1. Государство Ватикан


  1. Ромул


  1. Первые Олимпийские игры


  1. Мальтийский орден















ЗАДАНИЕ №2


Соответствия


Асклепий- изображение бородатого мужчины с палкой, вокруг которой извивается змея.


Амур - изображение юноши или мальчика с золотыми крылышками, луком, стрелами, колчаном


Дионис - виноградная лоза, плющ, жезл, чаша


Афродита - чудесный пояс, в котором скрыто обаяние


Диана - шлем, копьё, щит



































ЗАДАНИЕ № 3


ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

КОМАНДА 1

  1. Мать-кормилица – старинное традиционное название высшей школы. Как назвать родное учебное заведение по-латински? Alma mater


  1. Врач описывает внешний вид больного в истории болезни. Какое латинское выражение уместно в этой ситуации? Habitus aegroti

  1. Врач лечит заболевания уха, горла и носа. Какой клинический термин обозначает эту врачебную специальность? Otorhinolaryngologus


  1. Врач лечит заболевания желудочно-кишечного тракта. Какой клинический термин обозначает эту врачебную специальность ? Gastroenterologus


  1. Лабораторный анализ показал, что у больного повышенное содержание лейкоцитов в крови. Напишите клинический термин с этим значением. Leucocytosis

  1. Лабораторный анализ показал, что у больного пониженное содержание эритроцитов в крови. Напишите клинический термин с этим значением. Erythropenia


  1. Больной патологически боится высоты. Как это заболевание называется на латинском языке? Acrophobia


  1. У ребенка выявлено острое воспаление бронхов. Как записать этот диагноз на латинском языке? Bronchitis acuta


  1. Больной длительное время находится без сознания в результате полученной травмы. Напишите латинский термин, обозначающий это состояние. Coma traumaticum


  1. При выписывании рецепта после глагола Recipe: врач перечисляет составные части лекарства. Напишите название этой части рецепта на латинском языке. Praescriptio


  1. Больному следует принимать витамин «С». Напишите название этого витамина по-латински. Acidum ascorbinicum


  1. Больному назначен сироп ревеня. Напишите по-латински это название.

Sirupus Rhei


  1. Больному назначен сок алоэ. Напишите это название по-латински.

Succus Aloёs


  1. Больному назначен линкомицин. Напишите это название по-латински. К какой группе лекарственных средств он относится? По какому частотному отрезку это определяется? Lincomycinum. Антибиотик лучистых грибков –mycin-


  1. Больному назначен ампициллин. Напишите это название по-латински. К какой группе лекарственных средств он относится? По какому частотному отрезку это определяется? Ampicillinum. Антибиотик группы пенициллинов –cillin-







































ЗАДАНИЕ №5



  1. Scio me nihil scireЯ знаю, что ничего не знаю (Сократ)


  1. Cogito, ergo sum- Я мыслю, следовательно я существую (Декарт)

  2. Non schole, sed vitae discimusне для школы, но для жизни мы учимся (Сенека Луций Анней)


  1. О, tempora! O, mores! – О, времена, о, нравы (Цицерон)


  1. Consuetudo est altera naturaПривычка – вторая натура (Цицерон)


  1. Optium medicamentum quies estЛучшее лекарство – покой (Цельс)


  1. Vita brevis, ars longaЖизнь коротка, наука обширна (Гиппократ)


  1. Amor non est medicabilis herbisЛюбовь травами не лечится (Овидий)


  1. Omnia mea mecum portoВсе мое ношу с собой (Биант)


  1. Pecunia non olet – Деньги не пахнут (Веспасиан)


  1. Si vis pacem, para bellumХочешь мира – готовься к войне (Непот Корнелий)


  1. Veni,vidi,viciПришел, увидел, победил (Цезарь Гай Юлий)