СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Моя Родина - Россия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность учащихся.  Планирование работы кружка "моя Родина - Россия".

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Моя Родина - Россия"»

Пояснительная записка

  Программа кружка «Моя Родина-Россия» художественно-эстетической направленности составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения на основе образовательной программы объединения дополнительного образования «Моя Родина-Россия», образовательной программы «Окружающий мир» (авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

В основе занятий — целевая установка на то, чтобы помочь учащимся ощутить «малую родину» как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей страны. Затрагиваются вопросы символики нашего края, изучение родословной, фольклора.

Курс вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.
Для развития художественно-эстетического восприятия, каждый учащийся должен знать культурное прошлое своей Родины. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего.

Структура документа

Программа включает 8 разделов: титульный лист, пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно – тематический план, основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, методическое обеспечение программы, список литературы, приложение.

 Цели: 

-изучение литературной истории края и знакомство с его современной литературой;

- создание условий для формирования внутренней потребности учащихся в совершенствовании, развития и реализации их творческих способностей;

- воспитание патриотизма у младших школьников.

 Задачи: 

-знакомство с памятниками истории и культуры, памятниками природы;-способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:
- формирование гражданской позиции, гражданского самосознания у младших школьников, чувства гордости за достижения своих земляков;
- приумножению материальных и духовных ценностей родного края чувства ответственности за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

- приобщение младших школьников к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, народа;

- создание условий для реализации склонностей и способностей учащихся с учётом их интересов, потребностей;

- создание комплексного, всеобщего, непрерывного патриотического воспитания на основе сохранения и приумножения культурного наследия;

- возрождение традиционных нравственных ценностей;

- формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья младших школьников;
- приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы;

- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

-развитие мышления, речи школьников;

-расширение кругозора, развитие читательского интереса, вовлечение учащихся в научно- исследовательскую деятельность;

-формирование общеучебных умений: работа с книгой, справочной литературой.


Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.



Учебно – тематический план кружка «Моя Родина-Россия»



п/п

Наименование по разделам

Количество часов

всего

теории

практи

ческих

1.

Введение. Ознакомительная беседа

1

1


2.

Литература и краеведение. Знакомство с творчеством писателей и поэтов Саратовской области

2

1

1

3.

Русская земля-святыня русских людей.

Быт и нравы Древней Руси. Живопись Древней Руси.

5

3

2

4.

Возвращение к началу. Устное народное творчество. «Слово, что питает души человеческие»

4

2

2

5.

Лабиринты судеб. Родословие. Люди города

4

2

2

6.

Народные праздники, обряды, традиции

2

1

1

7.

Город, в котором мы живем

1


1

8.

Все мы родом из детства

1

1


9.

Расцветай наш край

2

1

1

10.

Улицы Балакова

1

1


11.

Люди города

2

1

1

12.

Рождение города

1

1


13.

Имя твое. Фамилия – флаг семьи. Летопись семьи. Семейные гербы.

2

1

1

14.

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

1


1

15.

Малая моя Родина

1


1

16.

Столица моей Родины

1

1


17.

Герб, флаг, гимн страны

2

1

1

18.

Резервный

1




Всего

34

19

15























Содержание программы


Введение. 1ч. 

Предмет и задачи курса «Литературное краеведение» 

Литература и краеведение 2ч. 

Русская земля-святыня русских людей.5ч.

 Быт и нравы Древней Руси. 
Живопись Древней Руси.

 
Возвращение к началу. Устное народное творчество. «Слово, что питает души человеческие» 4ч. 

Традиционная поэтика фольклора, ее специфичность в сравнении с литературой. 
Былина как жанр русского фольклора. 
 Различия фольклора и литературы. 
Чтение и анализ героических былин «Об Илье Муромце». 
Беззаветное служение родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца 
Прототип Ильи Муромца. 
Фольклор и семейная память (индивидуальная работа с учащимися) 


Лабиринты судеб. Родословие 2ч.
 Пушкинским маршрутом. 
 Работа по составлению родословной А.С.Пушкина. 
 Великие родичи (М.Ю.Лермонтов) 
 Оформление экспозиции «Золотой век русской поэзии и мой край». 

Сбор и оформление материалов по следующим темам: 
 «Рассказы о предках», «Происхождение фамилии», «Семейные реликвии». 


Народные праздники, обряды, традиции 2ч.


Город, в котором мы живем

« Земля саратовская и литературный процесс»
Сердцу милая сторона — МОЙ КРАЙ Саратовский! Имена поэтов и писателей на карте нашего края. 
Творчество поэтов-земляков.


Все мы родом из детства


Расцветай наш край 2ч


Улицы Балакова 1ч

«Мы отстояли это право — жить». Балаковцы - герои войны»


Люди города 2ч

«Певцы земли Саратовской»
Писатели и поэты. Стихи и рассказы. Музыканты и художники.
Путешествие по «Золотому кольцу Саратова» (районы Саратовской области)

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края. 
Познакомить с историей города в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом; провести исследовательскую работу по теме: «Выпускники нашей школы - герои войны», «Военная история моей семьи».


Рождение города 1ч
Имя твое. Фамилия – флаг семьи. Летопись семьи. Семейные гербы 2ч


Наука генеалогия 
Имя твое 
Фамилия – флаг семьи 
Моя семья. Семейные традиции. 
Семейные гербы 
Летопись семьи 
Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» 
Фамилия – флаг семьи 
Моя семья. Семейные традиции. 


Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»  1ч


Малая моя Родина» 1ч.

Моя школа — мой дом.
Учителя нашей школы. Учителя-ветераны 
Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Инсценировка стихотворений. Конкурс патриотической песни. Конкурс чтецов.


Столица моей Родины 1ч


Герб, флаг, гимн страны 2ч


Резервный 1

Содержательные линии курса

Программа предусматривает изучение литературного краеведения как предмета дополнительного образования учащимися 8-10 лет. Структура программы, представляющая собой концентрическую систему, предполагает изучение литературных произведений в хронологической последовательности: от произведений устного народного творчества до творчества современников по вышеуказанным темам. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий и знаний из области краеведения и литературоведения. На протяжении изучения всей программы предусмотрена работа по теории и истории литературы, что позволит учащимся повторить и обобщить те знания, которые были ими (учащимися) получены на уроках литературы. В соответствии с целями программы большая его часть отводится для практической деятельности школьников, которая реализуется в таких формах работы; как экскурсии, посещение литературных мест края, конкурсы, викторины, конференции, диспуты, семинары, работа над проектами.



















Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны

знать:

- литературные произведения о родном крае;

- родословную своей семьи;

- народные праздники и традиции своего народа;

- памятники истории и культуры своего народа;

- устное народное творчество;

- о великих событиях страны;

Учащиеся должны

уметь:

- рассказать о литературных местах края, опираясь на изученные литературные произведения;

- работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;

- самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме;

- устанавливать связь между историческими событиями и их описанием в произведениях;

- вести научно – исследовательскую деятельность.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметные результаты.


Регулятивные УУД:

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .

-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Слушать и понимать речь других.

- Вступать в беседу.

-  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).





Учебно – методическое обеспечение


1. Энциклопедия.Саратовская обл. тип., 2000. — 464 с. 
2. Гончаренко Ю. И. Ратная доблесть. — Белгород., Истоки,1995 — 396 с. 
3. Дятченко Л. Озарённый первым салютом. — М., Сов. Россия, 1985.— 165 с. 
4. Крупенков А. Н. Судьба декабриста. — Белгород, Квант, 1994.— 210 с. 
5. Крупенков А. Н. Холковские пещеры. Путеводитель по подземному монастырю и его окрестностям. — Белгород., Квант,199.1— 31 с. 
6. Мелентьев Р. И. Городок провинциальный. Записки старожила. — Старый Оскол., Провинциальный город, 2005. — 78 с. 
7. Михалёв В. В. Стихотворения. — Белгород, Крестьянское дело, 1998. — 264 с. 
8. Никулов А. П. Старый Оскол. Историческое исследование Оскольского края. — Курск, ГУИПП «Курск «1997 — 576 с., ил. 16 с. 
9. Осыков Б. И. Саратовский алфавит. Краткий краеведческий справочник. Саратов, кн. изд-во, 1990. — 208 с. 
10. Осыков Б. И. Музыкант. Путешественник. Поэт. Педагог. 1890 — 1990. К 100-летию со дня рождения В. Я. Ерошенко. — Белгород, Везелица, 1989. — 48 с.























Календарно – тематическое планирование кружка «Моя Родина-Россия»

п/п

Дата прове

дения

Наименование по разделам,тема

Количество часов

Требования к уровню подготовки учащихся

И

К

Т

Коррек

тиро

вка

все

го

тео

рии

прак

тики



Введение. 

1ч.






1.

02.09

Предмет и задачи курса «Литературное краеведение» 

Ознакомительная беседа



















1


знать: ТБ на занятиях

- литературные произведения о родном крае; уметь: слушать собеседника. руководителя

- рассказать о литературных местах края, опираясь на изученные литературные произведения





Литература и краеведение  






2.

09.09

16.09

Рассказы В Бианки, Е Чарушина, М. Пришвина


1

1

знать:

литературные произведения о родном крае; уметь:

рассказывать о литературных местах края, опираясь на изученные литературные произведения

Пре

зен

тация




Русская земля-святыня русских людей.






3.

23.09

30.09

07.10

14.10

21.10

Быт и нравы Древней Руси. 
Живопись Древней Руси.



3

2

знать:

литературные произведения о родном крае; уметь:

рассказывать о литературных местах края, опираясь на изученные литературные произведения

Пре

зен

тация




Возвращение к началу. Устное народное творчество. «Слово, что питает души человеческие»






4.

28.10

11.11

18.11

25.11

Традиционная поэтика фольклора, ее специфичность в сравнении с литературой. 
Былина как жанр русского фольклора. 
 Различия фольклора и литературы. 
Чтение и анализ героических былин «Об Илье Муромце». 
Беззаветное служение родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца 
Прототип Ильи Муромца. 


2

2

знать:

устное народное творчество;

уметь:

работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;





Лабиринты судеб. Родословие






5.

02.12

09.12

Пушкинским маршрутом. 
 Работа по составлению родословной А.С.Пушкина. 
 Великие родичи (М.Ю.Лермонтов) 
 Оформление экспозиции «Золотой век русской поэзии и мой край». 

Сбор и оформление материалов по следующим темам: 
 «Рассказы о предках», «Происхождение фамилии», «Семейные реликвии». 


1

1

знать:

литературные произведения о родном крае;

- родословную своей семьи;

уметь:

работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;





Народные праздники, обряды, традиции






6.

16.12

23.12

Народные празднования, гулянья. Православные праздники.


1

1

знать:

народные праздники и традиции своего народа;

уметь:

устанавливать связь между историческими событиями и их описанием в произведениях;


Пре

зен

тация




Город, в котором мы живем







7.

30.12

Экскурсия по городу, с посещением исторических мест

« Земля саратовская и литературный процесс»
Сердцу милая сторона — МОЙ КРАЙ Саратовский! Имена поэтов и писателей на карте нашего края. 
Творчество поэтов-земляков.



1

знать:

литературные произведения о родном крае;

уметь:

работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой





Все мы родом из детства







8.

13.01

Чтение стихов А.Барто, К.Чуковского, С Мар

шака


1


знать:

литературные произведения детских писателей и поэтов уметь:

работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой





Расцветай наш край






9.

20.01

27.01

Родная природа в творчестве поэтов.


1

1

знать:

литературные произведения детских писателей и поэтов уметь:

работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой





Улицы Балакова






10.

03.02

«Мы отстояли это право — жить». Балаковцы - герои войны. Улицы, названные в честь героев войны.


1


знать:

о великих событиях страны;

уметь:

устанавливать связь между историческими событиями и их описанием в произведениях;

- вести научно – исследовательскую деятельность.

Пре

зен

тация




Люди города






11.

10.02

17.02

«Певцы земли Саратовской»
Писатели и поэты. Стихи и рассказы. Музыканты и художники.
Путешествие по «Золотому кольцу Саратова» (районы Саратовской области)

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края. 
Познакомить с историей города в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом; провести исследовательскую работу по теме: «Выпускники нашей школы - герои войны», «Военная история моей семьи».


1

1

знать:

о великих событиях страны; родного края

уметь:

устанавливать связь между историческими событиями и их описанием в произведениях;

- вести научно – исследовательскую деятельность





Рождение города






12.

24.02

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Познакомить учащихся с музеем истории города Балакоо. Дать представление об официальной версии рождения города, о гербе города


1


знать:

о великих событиях города; уметь:

устанавливать связь между историческими событиями и их описанием в произведениях;

- вести научно – исследовательскую деятельность

Пре

зен

тация




Имя твое. Фамилия – флаг семьи. Летопись семьи. Семейные гербы






13.

03.03

10.03

Наука генеалогия 
Имя твое 
Фамилия – флаг семьи 
Моя семья. Семейные традиции. 
Семейные гербы 
Летопись семьи 


1

1

знать: родословную своей семьи;

уметь: самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме;





Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» 






14.

17.03

«История моей семьи – история моего народа» 





1

знать: родословную своей семьи; народные праздники и традиции своего народа; памятники истории и куль

туры своего народа; устное народное твор

чество; уметь: самостоятельно готовить сообще

ние по опреде

ленной теме;





Малая моя Родина






15.

07.04

Моя школа — мой дом.
Учителя нашей школы. Учителя-ветераны 
Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Инсценировка стихотворений. Конкурс патриотической песни. Конкурс чтецов.




1

знать: о людях, которые рядом, о тех кто «творит» добро

уметь:

работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой

Пре

зен

тация




Столица моей Родины






16.

14.04

21.04

Москва! Как много в этом звуке…


2


знать: столицу РФ, стихи о Москве

уметь: самостоятельно «добывать «нужную информацию о культурном наследии столицы





Герб, флаг, гимн страны






17.

28.04

05.05

Геральдика страны


1

1

знать: гимн РФ, цвета Российского флага, герб РФ

уметь: различать флаги, гербы других государств



18.

12.05

19.05

резервный

1

1






всего

34

19

15