Пояснительная записка
Программа кружка «Моя Родина-Россия» художественно-эстетической направленности составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения на основе образовательной программы объединения дополнительного образования «Моя Родина-Россия», образовательной программы «Окружающий мир» (авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
В основе занятий — целевая установка на то, чтобы помочь учащимся ощутить «малую родину» как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей страны. Затрагиваются вопросы символики нашего края, изучение родословной, фольклора.
Курс вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.
Для развития художественно-эстетического восприятия, каждый учащийся должен знать культурное прошлое своей Родины. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего.
Структура документа
Программа включает 8 разделов: титульный лист, пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно – тематический план, основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, методическое обеспечение программы, список литературы, приложение.
Цели:
-изучение литературной истории края и знакомство с его современной литературой;
- создание условий для формирования внутренней потребности учащихся в совершенствовании, развития и реализации их творческих способностей;
- воспитание патриотизма у младших школьников.
Задачи:
-знакомство с памятниками истории и культуры, памятниками природы;-способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:
- формирование гражданской позиции, гражданского самосознания у младших школьников, чувства гордости за достижения своих земляков;
- приумножению материальных и духовных ценностей родного края чувства ответственности за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
- приобщение младших школьников к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, народа;
- создание условий для реализации склонностей и способностей учащихся с учётом их интересов, потребностей;
- создание комплексного, всеобщего, непрерывного патриотического воспитания на основе сохранения и приумножения культурного наследия;
- возрождение традиционных нравственных ценностей;
- формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья младших школьников;
- приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.
-развитие мышления, речи школьников;
-расширение кругозора, развитие читательского интереса, вовлечение учащихся в научно- исследовательскую деятельность;
-формирование общеучебных умений: работа с книгой, справочной литературой.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Учебно – тематический план кружка «Моя Родина-Россия»
№ п/п | Наименование по разделам | Количество часов |
всего | теории | практи ческих |
1. | Введение. Ознакомительная беседа | 1 | 1 | |
2. | Литература и краеведение. Знакомство с творчеством писателей и поэтов Саратовской области | 2 | 1 | 1 |
3. | Русская земля-святыня русских людей. Быт и нравы Древней Руси. Живопись Древней Руси. | 5 | 3 | 2 |
4. | Возвращение к началу. Устное народное творчество. «Слово, что питает души человеческие» | 4 | 2 | 2 |
5. | Лабиринты судеб. Родословие. Люди города | 4 | 2 | 2 |
6. | Народные праздники, обряды, традиции | 2 | 1 | 1 |
7. | Город, в котором мы живем | 1 | | 1 |
8. | Все мы родом из детства | 1 | 1 | |
9. | Расцветай наш край | 2 | 1 | 1 |
10. | Улицы Балакова | 1 | 1 | |
11. | Люди города | 2 | 1 | 1 |
12. | Рождение города | 1 | 1 | |
13. | Имя твое. Фамилия – флаг семьи. Летопись семьи. Семейные гербы. | 2 | 1 | 1 |
14. | Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» | 1 | | 1 |
15. | Малая моя Родина | 1 | | 1 |
16. | Столица моей Родины | 1 | 1 | |
17. | Герб, флаг, гимн страны | 2 | 1 | 1 |
18. | Резервный | 1 | | |
| Всего | 34 | 19 | 15 |
Содержание программы
Введение. 1ч.
Предмет и задачи курса «Литературное краеведение»
Литература и краеведение 2ч.
Русская земля-святыня русских людей.5ч.
Быт и нравы Древней Руси.
Живопись Древней Руси.
Возвращение к началу. Устное народное творчество. «Слово, что питает души человеческие» 4ч.
Традиционная поэтика фольклора, ее специфичность в сравнении с литературой.
Былина как жанр русского фольклора.
Различия фольклора и литературы.
Чтение и анализ героических былин «Об Илье Муромце».
Беззаветное служение родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца
Прототип Ильи Муромца.
Фольклор и семейная память (индивидуальная работа с учащимися)
Лабиринты судеб. Родословие 2ч.
Пушкинским маршрутом.
Работа по составлению родословной А.С.Пушкина.
Великие родичи (М.Ю.Лермонтов)
Оформление экспозиции «Золотой век русской поэзии и мой край».
Сбор и оформление материалов по следующим темам:
«Рассказы о предках», «Происхождение фамилии», «Семейные реликвии».
Народные праздники, обряды, традиции 2ч.
Город, в котором мы живем 1ч
« Земля саратовская и литературный процесс»
Сердцу милая сторона — МОЙ КРАЙ Саратовский! Имена поэтов и писателей на карте нашего края.
Творчество поэтов-земляков.
Все мы родом из детства 1ч
Расцветай наш край 2ч
Улицы Балакова 1ч
«Мы отстояли это право — жить». Балаковцы - герои войны»
Люди города 2ч
«Певцы земли Саратовской»
Писатели и поэты. Стихи и рассказы. Музыканты и художники.
Путешествие по «Золотому кольцу Саратова» (районы Саратовской области)
Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края.
Познакомить с историей города в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом; провести исследовательскую работу по теме: «Выпускники нашей школы - герои войны», «Военная история моей семьи».
Рождение города 1ч
Имя твое. Фамилия – флаг семьи. Летопись семьи. Семейные гербы 2ч
Наука генеалогия
Имя твое
Фамилия – флаг семьи
Моя семья. Семейные традиции.
Семейные гербы
Летопись семьи
Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»
Фамилия – флаг семьи
Моя семья. Семейные традиции.
Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» 1ч
Малая моя Родина» 1ч.
Моя школа — мой дом.
Учителя нашей школы. Учителя-ветераны
Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Инсценировка стихотворений. Конкурс патриотической песни. Конкурс чтецов.
Столица моей Родины 1ч
Герб, флаг, гимн страны 2ч
Резервный 1
Содержательные линии курса
Программа предусматривает изучение литературного краеведения как предмета дополнительного образования учащимися 8-10 лет. Структура программы, представляющая собой концентрическую систему, предполагает изучение литературных произведений в хронологической последовательности: от произведений устного народного творчества до творчества современников по вышеуказанным темам. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий и знаний из области краеведения и литературоведения. На протяжении изучения всей программы предусмотрена работа по теории и истории литературы, что позволит учащимся повторить и обобщить те знания, которые были ими (учащимися) получены на уроках литературы. В соответствии с целями программы большая его часть отводится для практической деятельности школьников, которая реализуется в таких формах работы; как экскурсии, посещение литературных мест края, конкурсы, викторины, конференции, диспуты, семинары, работа над проектами.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны
знать:
- литературные произведения о родном крае;
- родословную своей семьи;
- народные праздники и традиции своего народа;
- памятники истории и культуры своего народа;
- устное народное творчество;
- о великих событиях страны;
Учащиеся должны
уметь:
- рассказать о литературных местах края, опираясь на изученные литературные произведения;
- работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;
- самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме;
- устанавливать связь между историческими событиями и их описанием в произведениях;
- вести научно – исследовательскую деятельность.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Личностные:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .
-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учебно – методическое обеспечение
1. Энциклопедия.Саратовская обл. тип., 2000. — 464 с.
2. Гончаренко Ю. И. Ратная доблесть. — Белгород., Истоки,1995 — 396 с.
3. Дятченко Л. Озарённый первым салютом. — М., Сов. Россия, 1985.— 165 с.
4. Крупенков А. Н. Судьба декабриста. — Белгород, Квант, 1994.— 210 с.
5. Крупенков А. Н. Холковские пещеры. Путеводитель по подземному монастырю и его окрестностям. — Белгород., Квант,199.1— 31 с.
6. Мелентьев Р. И. Городок провинциальный. Записки старожила. — Старый Оскол., Провинциальный город, 2005. — 78 с.
7. Михалёв В. В. Стихотворения. — Белгород, Крестьянское дело, 1998. — 264 с.
8. Никулов А. П. Старый Оскол. Историческое исследование Оскольского края. — Курск, ГУИПП «Курск «1997 — 576 с., ил. 16 с.
9. Осыков Б. И. Саратовский алфавит. Краткий краеведческий справочник. Саратов, кн. изд-во, 1990. — 208 с.
10. Осыков Б. И. Музыкант. Путешественник. Поэт. Педагог. 1890 — 1990. К 100-летию со дня рождения В. Я. Ерошенко. — Белгород, Везелица, 1989. — 48 с.
Календарно – тематическое планирование кружка «Моя Родина-Россия»
№ п/п | Дата прове дения | Наименование по разделам,тема | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся | И К Т | Коррек тиро вка |
все го | тео рии | прак тики |
| | Введение. | 1ч. | | | | | |
1. | 02.09 | Предмет и задачи курса «Литературное краеведение» Ознакомительная беседа
| | 1 | | знать: ТБ на занятиях - литературные произведения о родном крае; уметь: слушать собеседника. руководителя - рассказать о литературных местах края, опираясь на изученные литературные произведения | | |
| | Литература и краеведение | 2ч | | | | | |
2. | 09.09 16.09 | Рассказы В Бианки, Е Чарушина, М. Пришвина | | 1 | 1 | знать: литературные произведения о родном крае; уметь: рассказывать о литературных местах края, опираясь на изученные литературные произведения | Пре зен тация | |
| | Русская земля-святыня русских людей. | 5ч | | | | | |
3. | 23.09 30.09 07.10 14.10 21.10 | Быт и нравы Древней Руси. Живопись Древней Руси. | | 3 | 2 | знать: литературные произведения о родном крае; уметь: рассказывать о литературных местах края, опираясь на изученные литературные произведения | Пре зен тация | |
| | Возвращение к началу. Устное народное творчество. «Слово, что питает души человеческие» | 4ч | | | | | |
4. | 28.10 11.11 18.11 25.11 | Традиционная поэтика фольклора, ее специфичность в сравнении с литературой. Былина как жанр русского фольклора. Различия фольклора и литературы. Чтение и анализ героических былин «Об Илье Муромце». Беззаветное служение родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца Прототип Ильи Муромца. | | 2 | 2 | знать: устное народное творчество; уметь: работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой; | | |
| | Лабиринты судеб. Родословие | 2ч | | | | | |
5. | 02.12 09.12 | Пушкинским маршрутом. Работа по составлению родословной А.С.Пушкина. Великие родичи (М.Ю.Лермонтов) Оформление экспозиции «Золотой век русской поэзии и мой край». Сбор и оформление материалов по следующим темам: «Рассказы о предках», «Происхождение фамилии», «Семейные реликвии». | | 1 | 1 | знать: литературные произведения о родном крае; - родословную своей семьи; уметь: работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой; | | |
| | Народные праздники, обряды, традиции | 2ч | | | | | |
6. | 16.12 23.12 | Народные празднования, гулянья. Православные праздники. | | 1 | 1 | знать: народные праздники и традиции своего народа; уметь: устанавливать связь между историческими событиями и их описанием в произведениях; | Пре зен тация | |
| | Город, в котором мы живем | 1ч | | | | | |
7. | 30.12 | Экскурсия по городу, с посещением исторических мест « Земля саратовская и литературный процесс» Сердцу милая сторона — МОЙ КРАЙ Саратовский! Имена поэтов и писателей на карте нашего края. Творчество поэтов-земляков. | | | 1 | знать: литературные произведения о родном крае; уметь: работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой | | |
| | Все мы родом из детства | 1ч | | | | | |
8. | 13.01 | Чтение стихов А.Барто, К.Чуковского, С Мар шака | | 1 | | знать: литературные произведения детских писателей и поэтов уметь: работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой | | |
| | Расцветай наш край | 2ч | | | | | |
9. | 20.01 27.01 | Родная природа в творчестве поэтов. | | 1 | 1 | знать: литературные произведения детских писателей и поэтов уметь: работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой | | |
| | Улицы Балакова | 1ч | | | | | |
10. | 03.02 | «Мы отстояли это право — жить». Балаковцы - герои войны. Улицы, названные в честь героев войны. | | 1 | | знать: о великих событиях страны; уметь: устанавливать связь между историческими событиями и их описанием в произведениях; - вести научно – исследовательскую деятельность. | Пре зен тация | |
| | Люди города | 2ч | | | | | |
11. | 10.02 17.02 | «Певцы земли Саратовской» Писатели и поэты. Стихи и рассказы. Музыканты и художники. Путешествие по «Золотому кольцу Саратова» (районы Саратовской области) Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края. Познакомить с историей города в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом; провести исследовательскую работу по теме: «Выпускники нашей школы - герои войны», «Военная история моей семьи». | | 1 | 1 | знать: о великих событиях страны; родного края уметь: устанавливать связь между историческими событиями и их описанием в произведениях; - вести научно – исследовательскую деятельность | | |
| | Рождение города | 1ч | | | | | |
12. | 24.02 | Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Познакомить учащихся с музеем истории города Балакоо. Дать представление об официальной версии рождения города, о гербе города | | 1 | | знать: о великих событиях города; уметь: устанавливать связь между историческими событиями и их описанием в произведениях; - вести научно – исследовательскую деятельность | Пре зен тация | |
| | Имя твое. Фамилия – флаг семьи. Летопись семьи. Семейные гербы | 2ч | | | | | |
13. | 03.03 10.03 | Наука генеалогия Имя твое Фамилия – флаг семьи Моя семья. Семейные традиции. Семейные гербы Летопись семьи
| | 1 | 1 | знать: родословную своей семьи; уметь: самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме; | | |
| | Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» | 1ч | | | | | |
14. | 17.03 | «История моей семьи – история моего народа» | | | 1 | знать: родословную своей семьи; народные праздники и традиции своего народа; памятники истории и куль туры своего народа; устное народное твор чество; уметь: самостоятельно готовить сообще ние по опреде ленной теме; | | |
| | Малая моя Родина | 1ч | | | | | |
15. | 07.04 | Моя школа — мой дом. Учителя нашей школы. Учителя-ветераны Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Инсценировка стихотворений. Конкурс патриотической песни. Конкурс чтецов. | | | 1 | знать: о людях, которые рядом, о тех кто «творит» добро уметь: работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой | Пре зен тация | |
| | Столица моей Родины | 2ч | | | | | |
16. | 14.04 21.04 | Москва! Как много в этом звуке… | | 2 | | знать: столицу РФ, стихи о Москве уметь: самостоятельно «добывать «нужную информацию о культурном наследии столицы | | |
| | Герб, флаг, гимн страны | 2ч | | | | | |
17. | 28.04 05.05 | Геральдика страны | | 1 | 1 | знать: гимн РФ, цвета Российского флага, герб РФ уметь: различать флаги, гербы других государств | | |
18. | 12.05 19.05 | резервный | 2ч | 1 | 1 | | | |
| | всего | 34 | 19 | 15 | | | |