Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от ____.08.2017г.№
Введено приказом от ___.08.2017г. №
Директор МБОУ «Ерсубайинская ООШ»
___________ __________Кожуков.В.Г.
Рабочая программа
по кружку
«Мир вокруг нас»
для 9 класса
( 0. 5 часов в неделю, 13 часов в год)
Составитель: Андреева Людмила Николаевна
(учитель биологии, СЗД)
«Согласовано»
Заместитель директора_________Алексеева В.Н. от ___.08.2017г.
.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от ____.08.2017 г. №
Руководитель МО ________ Охотникова С.В.
с.Ерсубайкино
2017 г
Пояснительная записка.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX-XXI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Биологический кружок организуется для обучающихся 9 классов, которые уже знакомы по урокам биологии с миром живых организмов. Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлен раздел изучения особенностей природы Республики Татарстан (растительный и животный мир, природоохранная деятельность).
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед обучающимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Курс, рассчитан на 13 часов. Включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка организованы экскурсии и др. Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы . Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы: Познакомить обучающихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы: Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у обучающихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов – 0,5 учебных часа в неделю, начиная со второй четверти.
За год - 13 занятий.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с обучающимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни.
Формы организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Учебно-тематический план
№п/п | Название раздела | Общее количество часов | В том числе: |
Теоретических | Практических |
1 | Зеленый мир. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Мир животных. | 2 | 1,5 | 0,5 |
3. | Организм человека | 3,5 | 2,5 | 1 |
4. | Эволюция природы. | 2 | 1,5 | 0,5 |
5. | Весна в природе | 1,5 | 1 | 1,5 |
6. | Здоровье человека и окружающая среда. | 2 | 1 | 1 |
Итого: 13 8 5 |
Содержание разделов программы.
Тема 1. Зеленый мир – 1 час.
Теория Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Кто такие? Где живут? Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения красной книги Республики Татарстан, и меры по их охране.
Практика Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?» Тема 2. Мир животных – 2 часов.
Теория. Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Холоднокровные животные. Животные в жизни человека. Животные красной книги Республики Татарстан и меры по их охране. Практика.Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции. В мире позвоночных животных. КТД создание настольной игры «Зоолэнд». Праздничная зоовикторина.
Тема 3. Организм человека – 3,5 часов.
Теория.Человек - особенный. Как появился человек.Особенности высшей нервной деятельности человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.
Практика. Выявление доказательств эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Проектная деятельность «Влияние вредных привычек на здоровье».
Тема 4. Эволюция природы – 2 часов.
Теория
Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. Доказательства эволюции. Начало эволюции. Рождение Земли. Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). Эволюция сегодня и завтра.
Практика
Завоевание суши. История динозавров. Необыкновенные предки современных теплокровных
Тема 5. Весна в природе – 1,5 час.
Теория
Признаки весны. Первоцветы под охраной.. Весна в жизни животных. Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц. Международный День птиц.
Практика
Весна в жизни растений. Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. Способы вегетативного размножения растений.
Тема 6. Здоровье человека и окружающая среда – 2 час.
Теория
Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность. Здоровье и среда жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни.
Практика
Анализ уровня загрязненности среды в результате жизнедеятельности человека. Культура питания.
Анализ состава пищевых продуктов. Акция «Если хочешь быть здоров…». Итоговое отчетное занятие.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
Тема 1. Зеленый мир – 1 час | |
1 | Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. | 0,5 | 08.11 | |
2 | Кто такие? Где живут? Определение растений. Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». | 0,5 | 15.11 | |
3 | Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения | 0,5 | 22.11 | |
4 | Растения красной книги Республики Татарстан и меры по их охране. | 0,5 | 29.11 | |
Тема 2. Мир животных – 2 часов |
5 | Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. | 0,5 | 06.12 | |
6 | Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции. | 0,5 | 13.12 | |
7 | В мире позвоночных животных. Холоднокровные , теплокровные животные. Животные в жизни человека. КТД создание настольной игры «Зоолэнд» | 0,5 | 20.12 | |
8 | Животные красной книги Республики Татарстан и меры по их охране. Зоовикторина | 0,5 | 10.01 | |
Тема 3. Организм человека – 3,5 часов. |
9 | Человек - особенный. | 0,5 | 17.01 | |
10 | Как появился человек. Выявление доказательств эволюции человека. | 0,5 | 24.01 | |
11 | Особенности устройства и работы систем органов человека. | 0,5 | 31.01 | |
12 | Функциональные пробы и исследования работы организма человека. | 0,5 | 07.02 | |
13 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 0,5 | 14.02 | |
14 | Факторы здоровья человека. | 0,5 | 21.02 | |
15 | Влияние вредных привычек на здоровье. | 0,5 | 28.02 | |
Тема 4. Эволюция природы – 2 часов. |
16 | Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. Доказательство эволюции | 0,5 | 07.03 | |
17 | Начало эволюции. Рождение Земли. Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). | 0,5 | 14.03 | |
18 | Завоевание суши. История динозавров. | 0,5 | 21.03 | |
19 | Необыкновенные предки современных теплокровных. Эволюция сегодня и завтра. | 0,5 | 04.04 | |
Тема 5. Весна в природе – 1,5 час. |
20 | Признаки весны. Весна в жизни растений. Первоцветы под охраной. По страницам красной книги Республики Татарстан | 0,5 | 11.04 | |
21 | Вырастить растение своими руками. Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. Способы вегетативного размножения растений. Весна в жизни животных. | 0,5 | 18.04 | |
22 | Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц. Международный день птиц | 0,5 | 25.04 | |
Тема 6. Здоровье человека и окружающая среда – 2 час. |
23 | Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность. Здоровье и среда жизнедеятельности человека. | 0,5 | 02.05 | |
24 | Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Анализ уровня загрязненности среды в результате жизнедеятельности человека. | 0,5 | 09.05 | |
25 | Здоровый образ жизни Культура питания. Анализ состава пищевых продуктов.. | 0,5 | 16.05 | |
26 | Акция «Если хочешь быть здоров…». Итоговое отчетное занятие. | 0,5 | 23.05 | |
| Всего | 13 ч | | |
Условия реализации программы.
Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.
Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.
Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.
Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ОГЭ по биологии в печатном и электронном формате.
Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ОГЭ по биологии.
Методическое обеспечение.
Принципы и этапы реализации программы
Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Принципы обучения
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;
Принцип доступности обучения;
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил воспитанников;
Принцип наглядности.
Формы и методы организации
Использование методов на занятиях:
- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.
Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.
Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.
В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.
Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Использование учителем активных методов обучения предполагает:
Глубоко продуманные учебные цели;
Высокий уровень включённости учеников;
Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.
Формы организации занятий
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. На кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения, опыты).
По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов или исследовательских работ.
Материально – техническое обеспечение
Имеются специально оборудованные кабинеты для кружковых занятий. Оборудование и материалы:
-тематические папки,
-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,
-методические разработки занятий и массовых мероприятий,
-Компьютер, коллекции, наборы таблиц и др.
Информационное обеспечение программы
Литература для обучающихся
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
Литература для учителя.
Вельховер Е.С., Никифоров В.Г. Основы клинической рефлексотерапии. - М., 1984.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1990.
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М., 1999.
Лаптев А.П. Гигиена. Учебник для средних физкультурных учебных заведений. - М., ФиС. 1977.
Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.В., Эйдельман М.М. Физиология питания. -М., 1989.
Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня / Пер. с болг. - СПб., 1986.
Петровский К.С. Гигиена питания. - М.: «Медицина», 1975.
Роджерс Н. Творчество как усиление себя. - Вопросы психологии, 1990.
Хмелевский Ю.В., Подберезкина Н.Б. Витамины и возраст человека. - Киев. 1990.
Учебно-методические комплекты.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
MULTIMEDIA - поддержка курса «Основы общей биологии»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2008
Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2008
Биология 6 – 9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная библиотека. Просвещение.
Ресурсы Интернет
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников
www.school.mos.ru – сайт "Школьник"
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.
http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс
http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал