СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программ кружка" Мир вокруг нас"

Просмотр содержимого документа
«Кружок по биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа»



«Принято»

Педагогическим советом

протокол от ____.08.2017г.№


Введено приказом от ___.08.2017г. №

Директор МБОУ «Ерсубайинская ООШ»

___________ __________Кожуков.В.Г.










Рабочая программа

по кружку

«Мир вокруг нас»

для 9 класса

( 0. 5 часов в неделю, 13 часов в год)


Составитель: Андреева Людмила Николаевна

(учитель биологии, СЗД)






«Согласовано»

Заместитель директора_________Алексеева В.Н. от ___.08.2017г.

.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от ____.08.2017 г. №

Руководитель МО ________ Охотникова С.В.










с.Ерсубайкино

2017 г

Пояснительная записка.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX-XXI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Биологический кружок организуется для обучающихся 9 классов, которые уже знакомы по урокам биологии с миром живых организмов. Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Республики Татарстан (растительный и животный мир, природоохранная деятельность).

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед обучающимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Курс, рассчитан на 13 часов. Включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка организованы экскурсии и др. Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы . Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы: Познакомить обучающихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы: Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у обучающихся биологических и экологических знаний.

  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

  • Условия реализации программы.

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.

  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

  • Количество часов – 0,5 учебных часа в неделю, начиная со второй четверти.

  • За год - 13 занятий.

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядностьпросмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.





Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с обучающимися начальной школы;

  • ведение здорового образа жизни.

Формы организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Общее количество часов

В том числе:

Теоретических

Практических

1

Зеленый мир.

1

0,5

0,5

2.

Мир животных.

2

1,5

0,5

3.

Организм человека

3,5

2,5

1

4.

Эволюция природы.

2

1,5

0,5

5.

Весна в природе

1,5

1

1,5

6.

Здоровье человека и окружающая среда.

2

1

1

Итого: 13 8 5

Содержание разделов программы.

Тема 1. Зеленый мир – 1 час.

Теория Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Кто такие? Где живут? Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения красной книги Республики Татарстан, и меры по их охране.

Практика Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?» Тема 2. Мир животных – 2 часов.

Теория. Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Холоднокровные животные. Животные в жизни человека. Животные красной книги Республики Татарстан и меры по их охране. Практика.Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции. В мире позвоночных животных. КТД создание настольной игры «Зоолэнд». Праздничная зоовикторина.

Тема 3. Организм человека – 3,5 часов.

Теория.Человек - особенный. Как появился человек.Особенности высшей нервной деятельности человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.

Практика. Выявление доказательств эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Проектная деятельность «Влияние вредных привычек на здоровье».

Тема 4. Эволюция природы – 2 часов.

Теория

Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. Доказательства эволюции. Начало эволюции. Рождение Земли. Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). Эволюция сегодня и завтра.

Практика

Завоевание суши. История динозавров. Необыкновенные предки современных теплокровных

Тема 5. Весна в природе – 1,5 час.

Теория

Признаки весны. Первоцветы под охраной.. Весна в жизни животных. Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц. Международный День птиц.

Практика

Весна в жизни растений. Вырастить растение своими руками.

Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. Способы вегетативного размножения растений.

Тема 6. Здоровье человека и окружающая среда – 2 час.

Теория

Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность. Здоровье и среда жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни.

Практика

Анализ уровня загрязненности среды в результате жизнедеятельности человека. Культура питания.

Анализ состава пищевых продуктов. Акция «Если хочешь быть здоров…». Итоговое отчетное занятие.





Календарно-тематическое планирование



п/п



Темы занятий



Количество часов


Дата проведения

план

факт

Тема 1. Зеленый мир – 1 час




1

Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.

0,5

08.11


2

Кто такие? Где живут? Определение растений. Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».


0,5

15.11


3

Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения.

Лекарственные растения

0,5

22.11


4

Растения красной книги Республики Татарстан и меры по их охране.

0,5

29.11


Тема 2. Мир животных – 2 часов

5

Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных.

0,5

06.12


6


Мир беспозвоночных животных.

Определение членистоногих по рисункам и коллекции.


0,5

13.12


7

В мире позвоночных животных.

Холоднокровные , теплокровные животные. Животные в жизни человека.

КТД создание настольной игры «Зоолэнд»

0,5

20.12


8

Животные красной книги Республики Татарстан и меры по их охране. Зоовикторина

0,5

10.01


Тема 3. Организм человека – 3,5 часов.

9

Человек - особенный.

0,5

17.01


10

Как появился человек.

Выявление доказательств эволюции человека.

0,5

24.01


11

Особенности устройства и работы систем органов человека.

0,5

31.01


12

Функциональные пробы и исследования работы организма человека.

0,5

07.02


13

Особенности высшей нервной деятельности человека.


0,5

14.02


14

Факторы здоровья человека.

0,5

21.02


15

Влияние вредных привычек на здоровье.

0,5

28.02


Тема 4. Эволюция природы – 2 часов.

16

Теория эволюции.

От Дарвина до Опарина. Доказательство эволюции

0,5

07.03


17

Начало эволюции. Рождение Земли. Первые «живые» в океане.

Эволюционное дерево (аппликация).

0,5

14.03


18

Завоевание суши. История динозавров.

0,5

21.03


19

Необыкновенные предки современных теплокровных. Эволюция сегодня и завтра.

0,5

04.04


Тема 5. Весна в природе – 1,5 час.

20

Признаки весны. Весна в жизни растений.

Первоцветы под охраной.

По страницам красной книги Республики Татарстан

0,5

11.04


21

Вырастить растение своими руками.

Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. Способы вегетативного размножения растений. Весна в жизни животных.

0,5

18.04


22

Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц. Международный день птиц

0,5

25.04


Тема 6. Здоровье человека и окружающая среда – 2 час.


23

Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность. Здоровье и среда жизнедеятельности человека.

0,5

02.05


24

Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Анализ уровня загрязненности среды в результате жизнедеятельности человека.

0,5

09.05


25

Здоровый образ жизни Культура питания.

Анализ состава пищевых продуктов..

0,5

16.05


26

Акция «Если хочешь быть здоров…». Итоговое отчетное занятие.

0,5

23.05



Всего

13 ч




Условия реализации программы.


    1. Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.

    2. Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.

    3. Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.

    4. Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ОГЭ по биологии в печатном и электронном формате.

Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ОГЭ по биологии.


Методическое обеспечение.


Принципы и этапы реализации программы

Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;

Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.


Принципы обучения

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;

Принцип доступности обучения;

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил воспитанников;

Принцип наглядности.

Формы и методы организации

Использование методов на занятиях:

- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.

Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.

Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.

В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.

Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Использование учителем активных методов обучения предполагает:

    • Глубоко продуманные учебные цели;

    • Высокий уровень включённости учеников;

    • Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.

Формы организации занятий

    • Фронтальная (коллективная)

    • Групповая;

    • Индивидуальная.

При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. На кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.

Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения, опыты).

По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов или исследовательских работ.

Материально – техническое обеспечение

Имеются специально оборудованные кабинеты для кружковых занятий. Оборудование и материалы:

-тематические папки,

-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,

-методические разработки занятий и массовых мероприятий,

-Компьютер, коллекции, наборы таблиц и др.



Информационное обеспечение программы


Литература для обучающихся

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.


Литература для учителя.


  1. Вельховер Е.С., Никифоров В.Г. Основы клинической рефлексотерапии. - М., 1984.

  1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1990.

  2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М., 1999.

  3. Лаптев А.П. Гигиена. Учебник для средних физкультурных учебных заведений. - М., ФиС. 1977.

  4. Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.В., Эйдельман М.М. Физиология питания. -М., 1989.

  5. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня / Пер. с болг. - СПб., 1986.

  6. Петровский К.С. Гигиена питания. - М.: «Медицина», 1975.

  7. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. - Вопросы психологии, 1990.

Хмелевский Ю.В., Подберезкина Н.Б. Витамины и возраст человека. - Киев. 1990.


Учебно-методические комплекты.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  • Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007

  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»

  • Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

MULTIMEDIA - поддержка курса «Основы общей биологии»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

  • Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2008

  • Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2008

  • Биология 6 – 9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.

Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная библиотека. Просвещение.


Ресурсы Интернет


www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации

www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России

http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

www.school.mos.ru – сайт "Школьник"

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии

http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.

http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс

http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал