Пояснительная записка
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» составлена в соответствии с ФГОС НОО и на основе программы «Немецкий язык в начальной школе» Бим И.Л.
Программа имеет общеинтеллектуальную направленность.
Наряду с русским языком и чтением немецкий язык входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника. Он способствует общему речевому развитию школьника, расширению его кругозора и воспитанию.
Формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника происходит на доступном уровне во всех главных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Программа рассчитана на два года с 2-4 класс, 1 раз в две недели.
Формы проведения занятий.
Фронтальная работа
Работа в парах, группе
Ролевые игры
Занятия проводятся в игровой форме с использованием наглядности (игрушек, картинок). На занятиях разучиваются рифмовки, песни, стихотворения, инсценируются различные ситуации.
Формы подведения итогов реализации данной программы:
Цель:
не только формирование практических умений и навыков в немецком языке, но и развитие у ребенка интереса к изучаемому языку, родному языку и гуманитарным дисциплинам в целом.
Задачи:
Воспитание и разносторонне развитие школьника средствами немецкого языка и богатой немецкой культуры.
Развитие личности школьника, его интеллектуальных и познавательных способностей, общеучебных умений, мотивации и интереса к дальнейшему изучению предмета.
Обеспечение психологической адаптации младших школьников к новому миру для дальнейшего преодоления языковых и психологических барьеров.
расширение лингвистического кругозора обучающихся, способствовать их общему речевому развитию.
Развитие внимания, мышления, памяти в ситуациях общения, в ходе овладения языковым материалом.
Формирование основ гуманитарного образования.
Ценностные ориентиры содержания обучения немецкого языка.
Кружок «Занимательный немецкий » имеет деятельностный характер, он позволяет осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Формирование коммуникативной компетенции связано с получением социокультурных знаний.
Ожидаемые результаты в конце обучения.
Речевая компетенция:
1. Вести элементарные диалоги в элементарных ситуациях, рассказывать о себе, своих друзьях, своих игрушках.
Понимать на слух речь учителя и одноклассников.
3. Понимать на слух и выполнять просьбы одноклассников, указания учителя, а также понимать на слух связное сообщение учителя, построенное на изученном языковом материале.
Языковая компетенция:
1. Адекватное произношение и различение на слух звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах.
Распознание и употребление в речи изученных лексических единиц.
Общеучебные умения:
Развитие умения взаимодействовать с окружающими в разных ситуациях.
Развитие коммуникативных способностей школьников, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи.
Расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника.
Содержание программы .
Знакомство.
С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений; имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
Я и моя семья.
Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки.
Мир моих увлечений.
Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.
Я и мои друзья.
Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа.
Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня.
Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна.
Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи книг, популярных среди моих сверстников (имена героев книг, черты их характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).
Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине).
Виды деятельности.
Обучение видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению, письму) происходит во взаимосвязи. Однако наблюдается некоторое устное опережение, вызванное объективными причинами: овладение письменными формами общения (чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования техники чтения и техники письма, происходит более медленно. Поэтому темпы овладения разными видами речевой деятельности уравниваются только к концу обучения в начальной школе.
Виды речевой деятельности:
говорение
1. Диалогическая форма
умение вести:
этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно - трудового и межкультурного общения, в том числе с помощью средств коммуникации;
диалог - расспрос (запрос информации и ответ на него);
диалог - побуждение к действию.
2. Монологическая форма
Умение пользоваться:
аудирование
воспринимать на слух и понимать:
речь учителя и одноклассников в процессе общения на занятии и вербально/невербально реагировать на услышанное;
небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств языковой коммуникации.
чтение
читать:
вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.).
письмо
владеть:
умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Тематическое планирование для 2-х классов
Тема | Содержание | Количество часов |
I. Игра – сказка | -учиться приветствовать, знакомиться, прощаться, рассказывать о себе в процессе игры; - учиться знакомиться с гласными буквами немецкого алфавита; -узнают великих немецких сказочников и познакомятся с их творчеством. | 5 |
II.Я и моя семья. | Учащиеся знакомятся: - с традициями проведения Рождества в Германии; - новой лексикой; - с согласными буквами немецкого алфавита, правилами чтения букв и буквосочетаний; -учатся считать от 1 до 12; -описывать семейное фото; - отвечать на вопрос: Сколько тебе лет? | 4 |
III.Мир в котором мы живем. | Дети будут учиться: -отвечать на вопрос: Где ты живешь? -называть крупнейшие города Германии; Учащиеся познакомятся: - с прилагательными; -названиями цветов, любимых животных. | 4 |
IY.Школа. | Учащиеся знакомятся: -с новой лексикой; - с отрицанием nicht; -разучивают считалки, песенки, рифмовки к празднику «Немецкий язычок» | 4 |
Календарно-тематическое планирование для 2-х классов
Количество часов: 17
№ п/п | Тема занятия | Дата | Дата |
1. | Знакомство с немецкоязычными странами. Известные немецкие писатели и сказочные персонажи. Приветствие и прощание на немецком языке. | | |
2. | Великие сказочники Германии. Чтение сказок. Просмотр мультфильма по мотивам сказок Братьев Гримм. | | |
| Живые картинки. Приветствие. Прощание. | | |
3 | Игра «Жмурки». Знакомство. | | |
| Игра «Репортер». Расскажи о себе. | | |
| Калейдоскоп игр. | | |
| Мои родители. | | |
| Счет от 1 до 6 | | |
4 | Бабушка, дедушка. | | |
| Счет от 6 до 12. | | |
| Братья и сестры. | | |
5 | Моя любимая игрушка | | |
6 | Семейный альбом. | | |
| Кто это такой? Описание по фотографии. | | |
7 | Аукцион «Дружная семейка» | | |
8 | Рождество в семейном кругу. Традиции в Германии. Разучивание песни “O, Tannenbaum!”. | | |
9 | Животные. | | |
| Животные в моем доме | | |
10 | Зоопарк. | | |
| В магазине игрушек. | | |
11 | Угадай зверя! | | |
| Растения. | | |
12 | Цвета. | | |
| Нарисуй радугу! | | |
| Город, деревня. | | |
13 | Транспорт. | | |
| Игра «Поле чудес». | | |
14 | Школьные принадлежности. | | |
| Найди школьный предмет. | | |
15 | Давай порисуем. | | |
| Собери портфель. | | |
16 | Игра «Помоги Незнайке». | | |
| Игра «Аукцион знаний». | | |
17 | Праздник «Немецкий язычок». | | |
| Обобщение и повторение. | | |
Тематическое планированиедля 2-х классов
Тема | Содержание | Кол -во часов |
1. Давайте познакомимся! | Здороваться и прощаться по-немецки, знакомиться, назвать своего друга. Воспринимать на слух выражения классного обихода в речи учителя. | 1 |
2. Мы играем в цирк! | Формирование умения беседовать в ситуации «Что я умею делать?» Представление своего друга. Формирование умения воспринимать на слух краткое сообщение. | 2 |
3. Приятного аппетита! | Формирование умения беседовать в ситуации «Что ты любишь?» Рассказ о животном. Формирование умения воспринимать на слух реплики учителя, рассказ о попугае, прослушивание письма директора зоопарка о животном. | 2 |
4. Новогодняя сказка. | Формирование умения описывать погоду зимой, картинки «Зима». Повторение песни. Изготовление новогодних открыток. Формирование умения воспринимать на слух просьбы. | 2 |
5.Мы идем в школу! | Формирование умения выражать просьбы, строить небольшое высказывание о школе, беседовать в ситуации «Собираем ранец». Школьные принадлежности. Формирование умения воспринимать на слух просьбы. | 2 |
6.Мы помогаем друзьям! | Формирование умения отвечать и задавать вопрос «Как зовут твою маму (бабушку, сестру)? Как зовут твоего папу (дедушку, брата)? «Что ты хотел бы?», рассказывать о друге. Формирование умения воспринимать на слух небольшие тексты с опорой на иллюстрацию. | 2 |
7.Наши игрушки. | Формирование умения представить свою игрушку, «лечить» игрушку, вежливо предлагать другу свою игрушку. | 2 |
8.В новом доме куклы. | Формирование умения рассказывать о «Дне попугая», своем домике, своем дне. Формирование умения воспринимать на слух небольшой текст. | 2 |
9.Наше путешествие. | Формирование умения сказать о том, на чем путешествуешь и что видишь из окна во время путешествия, рассказывать о Земле. Формирование умения воспринимать на слух небольшой текст, догадываясь о значении незнакомых слов по картинкам. Праздник «Немецкого языка». | 2 |
Календарно-тематическое планирование для 2-х классов
Количество часов: 37
№ п/п | Тема занятия | Дата | Дата |
1. | Приветствие. Где говорят по-немецки. | | |
| Визитная карточка. Сколько тебе лет? | | |
| Давайте знакомиться! | | |
| Выражение просьбы. Слова похвалы. | | |
2 | Мы играем в цирк! | | |
| Что я уже умею делать. Модальный глагол. | | |
3 | Мой лучший друг. | | |
| Знакомство с лягушонком Вилли. Аудирование. | | |
| Описание Вилли по картинке. | | |
4 | Приятного аппетита! Этикетный диалог за столом. | | |
| Что ты любишь. Любимые продукты питания. | | |
| Рассказ о любимом животном. | | |
| Аудирование. Письмо директора зоопарка о попугае. | | |
5 | Новогодняя сказка. Игра «Новогодняя ярмарка». | | |
| Погода зимой. Описание по картинке. | | |
7 | Повторение песни “O, Tannenbaum!”. Игра «Поле Чудес». | | |
| Изготовление новогодних открыток. | | |
8 | Мы идем в школу. | | |
| Моя школа. Рассказ-описание. | | |
9 | Мой школьный ранец. Что в нём. | | |
| Школьные принадлежности и их назначение. | | |
10 | Мы помогаем друзьям! Спряжение глаголов. | | |
| Игра «Вопрос-ответ». Как зовут членов твоей семьи. | | |
11 | Фраза: Я хотел бы. Модальные глаголы. Аудирование с опорой на картинку. | | |
| Мой друг. Описание по фотографии. | | |
12 | Наши игрушки. | | |
| Моя любимая игрушка. Описание по картинке. | | |
| В ветеринарной клинике. «Лечим игрушки». | | |
13 | Возьми мою игрушку, пожалуйста. Вежливое предложение другу своей игрушки. | | |
14 | В новом доме куклы. | | |
| «День попугая». Урок-игра. | | |
15 | Мой домик. | | |
| Мой распорядок дня. Повторение: счет 1-12. | | |
16 | Наше путешествие. | | |
| Виды транспорта. | | |
| Рассказ о том, что можно увидеть из окна транспорта. | | |
17. | Праздник «Немецкого языка». | | |
Содержание программы 3 класс
I.Школа
Учащиеся учат песни о школе, готовят поздравление ко Дню Учителя на немецком языке, читают вслух шутки о школе с соблюдением правил произношения;
получают информацию о начале учебного года в разных странах, традициях проведения первого учебного дня в Германии и системе оценивания в этой стране.
II. Осень
Учащиеся закрепляют лексику по теме «Овощи и фрукты»;
-учатся разгадывать загадки о временах года, овощах, фруктах;
-рисовать осенние пейзажи и комментировать их;
-знакомятся с традициями проведения Кельнского карнавала и обычаями празднования в Германии Дня святого Мартина.
III.Зима
Учащиеся знакомятся с традициями проведения Рождества в Германии;
учат стихи, рифмовки к празднику;
разыгрывают сценки, оформляют стенгазету «Адвентский календарь»
отрабатывают лексику по теме «Зима».
IY. Весна.
Учащиеся знакомятся с традициями проведения Пасхи в Германии;
узнают легенду о появлении Пасхального зайца;
мастерят пасхальные сувениры;
расширяют словарный запас по теме «Весна».
Содержание программы 4 класс.
I.Географическое положение Германии и ее ландшафты.
Учащиеся знакомятся с новой лексикой;
географическим положением Германии;
климатом страны;
крупнейшими реками, горами, озерами;
учатся характеризовать погоду, составлять небольшое описание картинки по образцу.
II. Достопримечательности Германии.
Учащиеся совершают заочную экскурсию по Германии и знакомятся с десяткой главных достопримечательностей страны;
учатся понимать основное содержание небольших текстов и отвечать на простейшие вопросы по их содержанию;
участвуют в элементарном этикетном диалоге.
III. Великие люди Германии.
Учащиеся знакомятся с великими немецкими сказочниками, писателями, поэтами, композиторами;
учат наизусть произведения немецкого фольклора.
IY. .Праздник-отчет о работе.
К празднику учащиеся выпускают стенгазету о Германии;
знакомятся с особенностями национальной немецкой кухни; разыгрывают сцены «За столом», «В магазине»;
участвуют в викторине «Знатоки немецкого языка».
Материально-техническое оснащение кружка «Занимательный немецкий»:
Доска
DVD-плеер
телевизор
проектор
Интернет-ресурсы
дидактические материалы
аудиоприложение
диски
Литература и наглядные пособия:
УМК «Разноцветные ступеньки», Г.В. Яцковская, Н.П. Каменецкая, издательство: М., Дом педагогики, 1998г.
Бим И.Л.
«Занимательная азбука: книжка в картинках на немецком языке», Н.В. Богданова, издательство: СПб., Каро, 2004г.
Учебное пособие «Добрый день», Г.В. Яцковская, Н.П. Каменецкая, издательство: М., Просвещение, 1994г.
Игрушки, мяч и др.
Картинки, географическая карта.
Интернет-ресурсы.