Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по курсу ОБЖ для 5класса, ориентирована на использование учебника ОБЖ, под общей редакции М.П.Фролова, Ю.Л. Воробьева. – Москва 2015г новый стандарт ФГОС. Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Внеурочная деятельность курса «Путь в безопасную жизнь» строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
• антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
• приобретение учащимися теоретических и практических навыков;
• психологическая подготовка при возникновении опасных ситуаций в автономных условиях существования;
• умение правильно действовать в условиях активного отдыха на природе.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
При модульном построении содержания курса внеурочной деятельности включает в себя два модуля.
Модуль 1. Личная безопасность в повседневной жизни (29часов).
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (3 часа).
Практическая работа (проекты - 2 часа).
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
ОБЖ: 5 класс: учебник 5 класс для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, под редакциейЮ.Л.Воробьёва-Москва2015г.
Авторской программы по ОБЖ. ОБЖРабочие программы 5-9 классы. А.Т. Смирнов Б.О. Хренников М. «Просвещение» 2008г.
Описание материально-технического обеспечения
1. Альтшуллер В.Б. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей / В.Б. Альтшуллер, А.В. Надеждин.- М.: Просвещение, 2009.
2. Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ. – М.: Мир, 2002.
3. Бардин К. В. Азбука туризма / К. В. Бардин. – М.: Просвещение, 1981.
4. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: краткая медицинская энциклопедия. В 2 т. / под ред. В.И. Покровского. – М.: НПО «Медицинская энциклопедия»: Крон-Пресс, 1994.
5. Мардерфельд В.Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособие для учителя / В.Л. Мардерфельд. СПб.: Просвещение, Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста: кн. для учащихся 5-7 кл. / А.Л. Рыбин; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение: ООО «Рилионт», 2010.
6. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл.: в 2 частях (24 плаката) / А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под общ.ред.А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.
7. Самин Д.К. Самые знаменитые спортсмены России / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2001.
8. Скляровский Л.Я. Лекарственные растения в быту / Л.Я. Скляровский, И.А. Губанов. – М.: Евразийский регион, 2010
9. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2011
Тематическое планирование
внеурочной деятельности «Путь в безопасную жизнь»
№ | Тема занятий | Количество часов | Тип занятий | Дата проведения |
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации. | 1 | Лекция | |
2 | Главные правила ОБЖ. | 1 | Лекция | |
3 | Как научиться выявлять и предвидеть опасность. | 1 | Беседа | |
4 | Какие службы защищают людей (население). Какие сигналы оповещают об опасностях. | 1 | Лекция | |
5 | Опасности в городе и сельской местности. | 1 | Комбинированный | |
6 | Опасные ситуации в жилище. | 1 | Беседа | |
7 | Пожары в жилище. | 1 | Беседа | |
8 | Оповещения при пожаре и эвакуация. | 1 | Лекция | |
9 | Средства тушения пожара. | 1 | Лекция | |
10 | Опасные газы. | 1 | Лекция | |
11 | Затопления жилища. | 1 | Беседа | |
12 | Разрушения зданий. | 1 | Беседа | |
13 | Опасные вещества в быту. | 1 | Лекция | |
14 | Опасные ситуации на дорогах. | 1 | Комбинированный | |
15 | Безопасность в общественном и личном транспорте. | 1 | Комбинированный | |
16 | Правила поведения в метро. | 1 | Комбинированный | |
17 | Правила поведения на железнодорожном транспорте. | 1 | Комбинированный | |
18 | Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. | 1 | Лекция | |
19 | Опасный лед. | 1 | Беседа | |
20 | Аварийные ситуации на воздушном транспорте. | 1 | Лекция | |
21 | Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. | 1 | Лекция | |
22 | Криминальные ситуации на улице и в других местах. | 1 | Лекция | |
23 | Как защитить себя при угрозе террористического акта. | 1 | Лекция | |
24 | Нарушение экологического равновесия. | 1 | Лекция | |
25 | За чистый воздух. | 1 | Комбинированный | |
26 | Вода – формула жизни. | 1 | Комбинированный | |
27 | Загрязнение почвы. | 1 | Комбинированный | |
28 | Продукты под контролем. | 1 | Комбинированный | |
29 | Безопасный компьютер. | 1 | Комбинированный | |
30 | Что следует знать об оказании первой помощи. | 1 | Лекция | |
31 | Помощь при термических и химических ожогах. | 1 | Практическая работа | |
32 | Правила здорового образа жизни. | 1 | Комбинированный | |
33 | Проект – 1.Разработать программу по сохранению растений на пришкольном участки. 2.Предложить программу по сохранению чистой воды в водоемах. | 1 | Практическая работа | |
34 | Проект – 1.Составить план противопожарных мероприятий в школе и дома. 2. Провести анализ возможных опасных ситуаций на улице. Разработать комплекс мер по их предотвращению. | 1 | Практическая работа | |
Всего часов: 34 |
Учебно - методическая литература для учителя:
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Л. Воробьёва, заслуженного спасателя РФ, Героя России. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Справочник ОБЖ 5-9 классы С.К. Миронов, С.Н. Вангородский – издательство «Экзамен» Москва 2015г.
В помощь учителю поурочные разработки по ОБЖ В.А, Синякова – Москва «ВАКО» 2010г.
В помощь учителю поурочные разработки по ОБЖ Т.Н. Максимова 5 класс-Москва «ВАКО» 2008г.
Сборник методических разработок по ОБЖ Южно – Сахалинск 2012г