СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок " Русские Колумбы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа дополнительного образования по предмету

Просмотр содержимого документа
«Кружок " Русские Колумбы"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы - научно-техническая

Факультативный курс «Русские Колумбы» предусматривает обстоятельное изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями. Программа рассчитана на 72 часа, адресована учащимся 7 класса, так как они уже знакомы с основными эпохами географических открытий, именами известных путешественников.

  1. Новизна курса Данный курс позволит расширить и конкретизировать знания о русских исследователях, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету.

  2. Актуальность

Школьный курс программы по географии в 7 классе предусматривает изучение истории освоения и исследования территории стран мира. Информация по данной теме в учебном материале представлена довольно кратко и неравномерно, многие фамилии русских исследователей лишь упомянуты, оценка их деятельности нередко страдает односторонностью.

4. Педагогическая целесообразность

Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются занятия разного уровня сложности:

  • задания для традиционной самостоятельной работы;

  • творческое проектирование;

  • работы, выполняемые с помощью геоинформационных технологий

  • Теоретические занятия

Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.

  1. Цель курса:

Основной целью курса является формирование у школьников законченных представлений об изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями .

  1. Задачи:

  • Формирование разносторонних и глубоких знаний учащихся о вкладе русских исследователей в страноведении;

  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством более подробного ознакомления с выдающимися географическими открытиями и путешествиями;

  • Способствовать развитию у школьников личностных качеств: патриотизма, уважения к русским исследователям;

  • Продолжить развитие картографической грамотности школьников;

  • Расширить умения извлекать информацию из различных источников знаний.

  1. Отличительные особенности

Материал по истории географических исследований и открытий России сгруппирован в несколько этапов и периодов, отличающихся друг от друга широтой пространственного кругозора, объемом географических знаний, методами и способами исследования.

8. Возраст учащихся- 14 лет

9. Срок реализации- 2 года

Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту общего среднего образования Российской Федерации.

10. Формы и режим занятий- 1раз в неделю по 1ч

В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.

Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

11. Ожидаемый результат

Курс ДО «Русские Колумбы» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания о результатах выдающихся географических открытий и путешествий, сделанных русскими исследователями: путешествие Афанасия Никитина в Индию; начало освоения Северного морского пути Семеном Ивановичем Дежневым; экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру под руководством Ерофея Павловича Хабарова; поход Владимира Васильевича Атласова в Северо-Восточную Азию; первая и вторая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга и Чирикова Алексея Ильича; участие русских полярных исследователей братьев Лаптевых Дмитрия Яковлевич и Харитона Прокофьевича в Великой Северной экспедиции; всесторонние изучение полуострова Камчатка - Степаном Петровичем Крашенинниковым; первое кругосветное путешествие и освоение Мирового океана, русскими мореплавателями Иваном Федоровичем Крузенштерн и Юрием Федоровичем Лисянским. Исследование Северно-Ледовитого океана под руководством Фердинанда Петровича Врангеля; первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич и Михаил Петрович Лазарев; освоение и изучение Средней и Центральной Азии русский географом, зоологом и статистом Петром Петровичем Семенов-Тян-Шанским; составление точной карты Центральной Азии Пржевальским Николем Михайловичем. Научная экспедиция на Канарские острова и острова Новой Гвинеи Николай Николаевичем Миклухо-Маклай; исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа под руководством Степана Осиповича Макарова; экспедиция на Северный полюс русского полярного исследователя Седова Георгия Яковлевича; планомерное изучение Северного ледовитого океана Отто Юльевичем Шмидта. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс» под руководством Папанина Ивана Дмитриевича. Начало нового исторического исследования мира русским путешественником Юрием Александровичем Сенкевич.

В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики территорий на основе разнообразных источников географических знаний; выделять и описывать существенные признаки географических объектов; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же продолжают развивать свои умения по написанию проектных и исследовательских работ.

12. Способы проверки результатов

Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни: для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников (включая карты, информационные системы и ресурсы Интернета).

13. Формы подведения итогов

- презентация творческих проектов,

- учебно- исследовательская конференция

2 . Учебно- тематический план программы ДО

Введение

Что и с какой целью изучает факультативный курс «Русские Колумбы». Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел I

Русские исследователи раннего средневековья (IIIXIY вв.)

Тема 1

Вклад в развитие знаний о Земле русского купца и путешественника Афанасия Никитина (? – 1475). Путешествие в Индию, описание жизни в средневековой Индии.

Практическая работа

Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина

Раздел II

Эпоха Великих географических открытий (XYXYII вв.)

Тема 1

Русский полярный мореход Семен Иванович Дежнев (ок.1605-1673). Важнейшие географические открытия, положившие началу освоения Северного морского пути.

Тема 2

Ерофей Павлович Хабаров (ок.1610 – после 1667). Экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру.

Тема 3

Завершение века замечательных русских географических открытий в Северо-Восточной Азии походом Владимира Васильевича Атласова (ок.1661 – 1711).

Практическая работа

  1. Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий.

  2. Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XYII века с оформлением картосхем и маршрута.



Раздел III

Эпоха первых научных экспедиций (XYIIXIY вв.)

Тема 1

Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга (1681-1741). Открытие пролива и новых земель. Основание русских поселений на полуострове Аляске в Северной Америки.

Тема 2

Чириков Алексей Ильич (1703-1748) - вторая Камчатская экспедиция. Разнообразие задач, объем работ, количество и мужество ее участников.





Тема 3

Русские полярные исследователи Лаптевы Дмитрий Яковлевич (1701-1767) и Харитон Прокофьевич (1700-1764). Участие в Великой Северной экспедиции.

Тема 4

Участник экспедиции по изучению северных берегов России – Семен Иванович Челюскин (ок.1700- после 1760). Исследование юго-восточного берега полуострова Таймыр.

Тема 5

Степан Петрович Крашенинников (1711-1755). Всесторонние изучение полуострова Камчатка. Описание рельефа.

Тема 6

Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846) и Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Первое кругосветное путешествие. Освоение Мирового океана. Составление «Атласа Южного моря».

Тема 7

Фердинанд Петрович Врангель (1796-1870). Исследование Северно-Ледовитого океана. Составление первой географической карты Ново-Сибирских островов. Открытие и описание новых островов СЛО.

Тема 8

Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1779-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Значимость в летописи великих географических открытий.

Практическая работа

  1. Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения).

  2. Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций, используя Интернет (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru).

  3. Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных особенностей объектов, которые были изучены русскими исследователями.



Раздел IY

Открытия нового времени

Тема 1

Русский географ, зоолог и статистик Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). Освоение и изучение Средней и Центральной Азии. Подготовка и издание карты Европейской России и Кавказа. Редакция «Географического статистического словаря».



Тема 2

Пржевальский Николай Михайлович (1839-1888). Путешествие в Уссурийский край. Экспедиции по Центральной Азии. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби. Составление точной карты Центральной Азии.

Тема 3

Русский путешественник, антрополог и этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846 – 1888). Научная экспедиция на Канарские острова. Жизнь на острове Новой Гвинеи. Изучение первобытных народов.

Тема 4

Степан Осипович Макаров – русский адмирал (1849-1904). Конструирование и создание первого ледокола. Полярное плавание под командованием С.О.Макарова. Исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа, создание первой карты береговой линии островов.

Тема 5

Русский полярный исследователь Седов Георгий Яковлевич (1877-1914). Экспедиция на Северный полюс. Ледовые зимовки.

Практическая работа

  1. Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий.

  2. Написание эссе русских исследователей.

  3. Создание мультимедийных презентаций в разделе: Открытия нового времени, используя Интернет-технологии (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru).

Раздел Y

Новейший этап географических открытий.

Тема 1

Экспедиции Отто Юльевича Шмидта (1891-1956). Планомерное изучение Северного ледовитого океана. Океанографические работы на первых полярных станциях. Изучение рельефа СЛО.

Тема 2

Советский полярный исследователь Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986). Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс». Изучение погоды, гидрологический режим, дрейф льдов, животного мира.

Тема 3

Знаменитый русский путешественник Юрий Александрович Сенкевич (1937-2003). Начало нового исторического исследования – «натуральному моделированию древних путешествий». Телепередача «Клуб путешественников»

Федор Конюхов-наш современник, его путешествия.

Практическая работа

  1. Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий.

  2. Подготовка публичной презентации по изучению курса.

Резерв учебного времени - 2 ч.





  1. Содержание дополнительной образовательной программы (2ч\нед)

    № занятия

    Название общей темы, название урока

    Кол-во часов

    Практика

    Теория



    1.

    Введение

    Что и с какой целью изучает курс «Русские Колумбы».

    2

    -

    2



    2





    Раздел I

    Русские исследователи раннего средневековья (IIIXIY вв.)

    Путешествие А. Никитина в Индию.

    2

    -

    2

    3

    Практическая работа: «Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина»


    2

    2

    -





    4.

    Раздел II Эпоха Великих географических открытий (XYXYII вв.)

    Важнейшие географические открытия С.И. Дежнева.

    12











    -





    2

    5.

    Экспедиция Е.П. Хабарова по реке Лена.



    -

    2

    6


    7.

    Путешествие по реке Амур.

    Поход В. В. Атласова в Северо-Восточную Азии


    -

    2

    8.

    Практическая работа: «Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий».


    2


    9.

    Практическая работа: «Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XYII века с оформлением картосхем и маршрута».


    2








    10.

    Раздел III

    Эпоха первых научных экспедиций (XYIIXIY вв.)

    Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга. Открытие географических объектов.

    22







    2

    11.

    Исследования А.И. Чирикова.



    2

    12.

    Морской поход от устья реки Колыма в Тихий океан под руководством Д.Я. Лаптева. Изучение п-ва Таймыр. Х.П. Лаптевым.



    2

    13.

    С. И. Челюскин - участник экспедиции по изучению северных берегов России.



    2

    14.

    Изучение полуострова Камчатка. Вклад С. П. Крашенинникова.



    2

    15.

    Первая русская кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна.



    2

    16.

    Плавание к берегам Русской Америки. Ю.Ф. Лисянский.



    2

    17.

    Ф. П. Врангель - исследование Северно-Ледовитого океана.



    2

    18.

    Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды -Беллинсгаузен Ф. Ф. и М. П. Лазарев Практическая работа: «Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения)»


    1

    1

    19.

    Практическая работа: «Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных объектов, которые были изучены русскими исследователями».


    2


    20.

    Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций, используя Интернет (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru)»



    2






    21.

    Раздел IY

    Открытия нового времени

    Вклад в изучении Средней и Центральной Азии П. П. Семенова-Тян-Шанского.

    20







    2

    22.

    Пржевальский Н. М. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби.



    2

    23.

    Н. Н. Миклухо-Маклай - жизнь на острове Новой Гвинеи.



    2

    24.

    Русский адмирал и конструктор С.О. Макаров.



    2

    25.

    Экспедиция на Северный полюс – Г.Я. Седовым.



    2

    26.

    Практическая работа: «Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий».


    2


    27.

    Практическая работа: «Написание эссе русских исследователей».


    2


    28.

    Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций в разделе: Открытия нового времени, используя Интернет-технологии (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru)».





    2








    29.

    Раздел Y

    Новейший этап географических открытий.

    О.Ю. Шмидт. Планомерное изучение Северного ледовитого океана.

    8









    2

    30.

    И.Д. Папанин. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс».



    2

    31.

    Знаменитый русский путешественник Ю. А. Сенкевич Практическая работа: «Разработка проектов маршрута с целью наибольшего изучения интересных природных объектов раздела новейших географических открытий».


    1

    1

    32.

    Ф Конюхов-наш современник Практическая работа: «Подготовка публичной презентации по изучению курса.


    1

    1

    33.

    Подведение итогов. Презентация творческих проектов Творческий отчет

    2


    34.

    Экскурсия в музей


    2




    Резерв: 2 ч.




  2. Литература:

  1. Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. –М.: 1990.

  2. Баков Е.К., История Географических открытий. Учебное пособие.- Арзамас, 2006. - 91 с.

  3. Жукова Л.. Герои русской истории. – М.: Белый дом, 2005.- 431 с.

  4. Жюль Верн. История великих путешествий / в 3-х т./ - М.: 1993.

  5. Есаков В.А. География в России в XIX – начале XX в. – М.: 1978.

  6. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. –М.: 1967.

  7. Магидович И.П, Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий /в 5-ти т./ - М.: 1982-1986.

  8. Пауль Ланге. Континент коротких теней. М.: 1990.

  9. Сто великих путешественников. –М.: 2000.

  10. Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире. – М.: Слово, Эксмо, 2007.- 1264 с.

11.Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. –М.: Аванта плюс. Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.