ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы - научно-техническая
Факультативный курс «Русские Колумбы» предусматривает обстоятельное изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями. Программа рассчитана на 72 часа, адресована учащимся 7 класса, так как они уже знакомы с основными эпохами географических открытий, именами известных путешественников.
Новизна курса Данный курс позволит расширить и конкретизировать знания о русских исследователях, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету.
Актуальность
Школьный курс программы по географии в 7 классе предусматривает изучение истории освоения и исследования территории стран мира. Информация по данной теме в учебном материале представлена довольно кратко и неравномерно, многие фамилии русских исследователей лишь упомянуты, оценка их деятельности нередко страдает односторонностью.
4. Педагогическая целесообразность
Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются занятия разного уровня сложности:
задания для традиционной самостоятельной работы;
творческое проектирование;
работы, выполняемые с помощью геоинформационных технологий
Теоретические занятия
Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.
Цель курса:
Основной целью курса является формирование у школьников законченных представлений об изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями .
Задачи:
Формирование разносторонних и глубоких знаний учащихся о вкладе русских исследователей в страноведении;
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством более подробного ознакомления с выдающимися географическими открытиями и путешествиями;
Способствовать развитию у школьников личностных качеств: патриотизма, уважения к русским исследователям;
Продолжить развитие картографической грамотности школьников;
Расширить умения извлекать информацию из различных источников знаний.
Отличительные особенности
Материал по истории географических исследований и открытий России сгруппирован в несколько этапов и периодов, отличающихся друг от друга широтой пространственного кругозора, объемом географических знаний, методами и способами исследования.
8. Возраст учащихся- 14 лет
9. Срок реализации- 2 года
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту общего среднего образования Российской Федерации.
10. Формы и режим занятий- 1раз в неделю по 1ч
В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.
Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
11. Ожидаемый результат
Курс ДО «Русские Колумбы» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания о результатах выдающихся географических открытий и путешествий, сделанных русскими исследователями: путешествие Афанасия Никитина в Индию; начало освоения Северного морского пути Семеном Ивановичем Дежневым; экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру под руководством Ерофея Павловича Хабарова; поход Владимира Васильевича Атласова в Северо-Восточную Азию; первая и вторая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга и Чирикова Алексея Ильича; участие русских полярных исследователей братьев Лаптевых Дмитрия Яковлевич и Харитона Прокофьевича в Великой Северной экспедиции; всесторонние изучение полуострова Камчатка - Степаном Петровичем Крашенинниковым; первое кругосветное путешествие и освоение Мирового океана, русскими мореплавателями Иваном Федоровичем Крузенштерн и Юрием Федоровичем Лисянским. Исследование Северно-Ледовитого океана под руководством Фердинанда Петровича Врангеля; первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич и Михаил Петрович Лазарев; освоение и изучение Средней и Центральной Азии русский географом, зоологом и статистом Петром Петровичем Семенов-Тян-Шанским; составление точной карты Центральной Азии Пржевальским Николем Михайловичем. Научная экспедиция на Канарские острова и острова Новой Гвинеи Николай Николаевичем Миклухо-Маклай; исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа под руководством Степана Осиповича Макарова; экспедиция на Северный полюс русского полярного исследователя Седова Георгия Яковлевича; планомерное изучение Северного ледовитого океана Отто Юльевичем Шмидта. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс» под руководством Папанина Ивана Дмитриевича. Начало нового исторического исследования мира русским путешественником Юрием Александровичем Сенкевич.
В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики территорий на основе разнообразных источников географических знаний; выделять и описывать существенные признаки географических объектов; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же продолжают развивать свои умения по написанию проектных и исследовательских работ.
12. Способы проверки результатов
Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни: для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников (включая карты, информационные системы и ресурсы Интернета).
13. Формы подведения итогов
- презентация творческих проектов,
- учебно- исследовательская конференция
2 . Учебно- тематический план программы ДО
Введение
Что и с какой целью изучает факультативный курс «Русские Колумбы». Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Раздел I
Русские исследователи раннего средневековья (III – XIY вв.)
Тема 1
Вклад в развитие знаний о Земле русского купца и путешественника Афанасия Никитина (? – 1475). Путешествие в Индию, описание жизни в средневековой Индии.
Практическая работа
Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина
Раздел II
Эпоха Великих географических открытий (XY – XYII вв.)
Тема 1
Русский полярный мореход Семен Иванович Дежнев (ок.1605-1673). Важнейшие географические открытия, положившие началу освоения Северного морского пути.
Тема 2
Ерофей Павлович Хабаров (ок.1610 – после 1667). Экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру.
Тема 3
Завершение века замечательных русских географических открытий в Северо-Восточной Азии походом Владимира Васильевича Атласова (ок.1661 – 1711).
Практическая работа
Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий.
Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XYII века с оформлением картосхем и маршрута.
Раздел III
Эпоха первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.)
Тема 1
Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга (1681-1741). Открытие пролива и новых земель. Основание русских поселений на полуострове Аляске в Северной Америки.
Тема 2
Чириков Алексей Ильич (1703-1748) - вторая Камчатская экспедиция. Разнообразие задач, объем работ, количество и мужество ее участников.
Тема 3
Русские полярные исследователи Лаптевы Дмитрий Яковлевич (1701-1767) и Харитон Прокофьевич (1700-1764). Участие в Великой Северной экспедиции.
Тема 4
Участник экспедиции по изучению северных берегов России – Семен Иванович Челюскин (ок.1700- после 1760). Исследование юго-восточного берега полуострова Таймыр.
Тема 5
Степан Петрович Крашенинников (1711-1755). Всесторонние изучение полуострова Камчатка. Описание рельефа.
Тема 6
Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846) и Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Первое кругосветное путешествие. Освоение Мирового океана. Составление «Атласа Южного моря».
Тема 7
Фердинанд Петрович Врангель (1796-1870). Исследование Северно-Ледовитого океана. Составление первой географической карты Ново-Сибирских островов. Открытие и описание новых островов СЛО.
Тема 8
Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1779-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Значимость в летописи великих географических открытий.
Практическая работа
Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения).
Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций, используя Интернет (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru).
Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных особенностей объектов, которые были изучены русскими исследователями.
Раздел IY
Открытия нового времени
Тема 1
Русский географ, зоолог и статистик Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). Освоение и изучение Средней и Центральной Азии. Подготовка и издание карты Европейской России и Кавказа. Редакция «Географического статистического словаря».
Тема 2
Пржевальский Николай Михайлович (1839-1888). Путешествие в Уссурийский край. Экспедиции по Центральной Азии. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби. Составление точной карты Центральной Азии.
Тема 3
Русский путешественник, антрополог и этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846 – 1888). Научная экспедиция на Канарские острова. Жизнь на острове Новой Гвинеи. Изучение первобытных народов.
Тема 4
Степан Осипович Макаров – русский адмирал (1849-1904). Конструирование и создание первого ледокола. Полярное плавание под командованием С.О.Макарова. Исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа, создание первой карты береговой линии островов.
Тема 5
Русский полярный исследователь Седов Георгий Яковлевич (1877-1914). Экспедиция на Северный полюс. Ледовые зимовки.
Практическая работа
Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий.
Написание эссе русских исследователей.
Создание мультимедийных презентаций в разделе: Открытия нового времени, используя Интернет-технологии (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru).
Раздел Y
Новейший этап географических открытий.
Тема 1
Экспедиции Отто Юльевича Шмидта (1891-1956). Планомерное изучение Северного ледовитого океана. Океанографические работы на первых полярных станциях. Изучение рельефа СЛО.
Тема 2
Советский полярный исследователь Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986). Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс». Изучение погоды, гидрологический режим, дрейф льдов, животного мира.
Тема 3
Знаменитый русский путешественник Юрий Александрович Сенкевич (1937-2003). Начало нового исторического исследования – «натуральному моделированию древних путешествий». Телепередача «Клуб путешественников»
Федор Конюхов-наш современник, его путешествия.
Практическая работа
Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий.
Подготовка публичной презентации по изучению курса.
Резерв учебного времени - 2 ч.
Содержание дополнительной образовательной программы (2ч\нед)
№ занятия | Название общей темы, название урока | Кол-во часов | Практика | Теория |
1. | Введение Что и с какой целью изучает курс «Русские Колумбы». | 2 | - | 2 |
2 | Раздел I Русские исследователи раннего средневековья (III – XIY вв.) Путешествие А. Никитина в Индию. | 2 | - | 2 |
3 | Практическая работа: «Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина» | 2 | 2 | - |
4. | Раздел II Эпоха Великих географических открытий (XY – XYII вв.) Важнейшие географические открытия С.И. Дежнева. | 12 | - | 2 |
5. | Экспедиция Е.П. Хабарова по реке Лена. | | - | 2 |
6 7. | Путешествие по реке Амур. Поход В. В. Атласова в Северо-Восточную Азии | | - | 2 |
8. | Практическая работа: «Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий». | | 2 | |
9. | Практическая работа: «Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XYII века с оформлением картосхем и маршрута». | | 2 | |
10. | Раздел III Эпоха первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга. Открытие географических объектов. | 22 | | 2 |
11. | Исследования А.И. Чирикова. | | | 2 |
12. | Морской поход от устья реки Колыма в Тихий океан под руководством Д.Я. Лаптева. Изучение п-ва Таймыр. Х.П. Лаптевым. | | | 2 |
13. | С. И. Челюскин - участник экспедиции по изучению северных берегов России. | | | 2 |
14. | Изучение полуострова Камчатка. Вклад С. П. Крашенинникова. | | | 2 |
15. | Первая русская кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна. | | | 2 |
16. | Плавание к берегам Русской Америки. Ю.Ф. Лисянский. | | | 2 |
17. | Ф. П. Врангель - исследование Северно-Ледовитого океана. | | | 2 |
18. | Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды -Беллинсгаузен Ф. Ф. и М. П. Лазарев Практическая работа: «Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения)» | | 1 | 1 |
19. | Практическая работа: «Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных объектов, которые были изучены русскими исследователями». | | 2 | |
20. | Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций, используя Интернет (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru)» | | 2 | |
21. | Раздел IY Открытия нового времени Вклад в изучении Средней и Центральной Азии П. П. Семенова-Тян-Шанского. | 20 | | 2 |
22. | Пржевальский Н. М. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби. | | | 2 |
23. | Н. Н. Миклухо-Маклай - жизнь на острове Новой Гвинеи. | | | 2 |
24. | Русский адмирал и конструктор С.О. Макаров. | | | 2 |
25. | Экспедиция на Северный полюс – Г.Я. Седовым. | | | 2 |
26. | Практическая работа: «Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий». | | 2 | |
27. | Практическая работа: «Написание эссе русских исследователей». | | 2 | |
28. | Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций в разделе: Открытия нового времени, используя Интернет-технологии (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru)».
| | 2 | |
29. | Раздел Y Новейший этап географических открытий. О.Ю. Шмидт. Планомерное изучение Северного ледовитого океана. | 8 | | 2 |
30. | И.Д. Папанин. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс». | | | 2 |
31. | Знаменитый русский путешественник Ю. А. Сенкевич Практическая работа: «Разработка проектов маршрута с целью наибольшего изучения интересных природных объектов раздела новейших географических открытий». | | 1 | 1 |
32. | Ф Конюхов-наш современник Практическая работа: «Подготовка публичной презентации по изучению курса. | | 1 | 1 |
33. | Подведение итогов. Презентация творческих проектов Творческий отчет | 2ч | 2 | |
34. | Экскурсия в музей | | 2 | |
| Резерв: 2 ч. | | | |
Литература:
Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. –М.: 1990.
Баков Е.К., История Географических открытий. Учебное пособие.- Арзамас, 2006. - 91 с.
Жукова Л.. Герои русской истории. – М.: Белый дом, 2005.- 431 с.
Жюль Верн. История великих путешествий / в 3-х т./ - М.: 1993.
Есаков В.А. География в России в XIX – начале XX в. – М.: 1978.
Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. –М.: 1967.
Магидович И.П, Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий /в 5-ти т./ - М.: 1982-1986.
Пауль Ланге. Континент коротких теней. М.: 1990.
Сто великих путешественников. –М.: 2000.
Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире. – М.: Слово, Эксмо, 2007.- 1264 с.
11.Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. –М.: Аванта плюс. Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.