Калакова Айталина Степановна – воспитатель МБДОУ д/с №104 «Ладушка»
I – категория
Стаж – 15л.
Группа «Звездочка» 2016-17г.
Актуальность
«Истоки способностей и дарований
детей-на кончиках их пальцев…»
В.А. Сухомлинский.
Уровень развития мелкой моторики рук-один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Это неоднократно подчеркивается в работах педагогов,психологов,и др специалистами в области дошкольного воспитания.Мы считаем, что каждодневная систематическая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель :
- содействовать дальнейшему развитию сенсорной, психомоторной сферы детей;
- обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности;
- воспитание усидчивости и развитие сосредоточенности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомер;
- развитие координации движений, равновесия, двигательного автоматизма;
- закреплять знания о форме, цвете и фактуре предметов;
В кружке занимаются 17 детей, группа «Звездочка». Возраст детей – 5-6 лет.
Формы проведения занятий в кружке :
- индивидуальная работа
- подвижные игры
- игры на крупную моторику
- пальчиковая гимнастика
- вырезание по контуру
- дидактические упражнения
Занятие на моторику рук
Ручной труд «Браслет для мамы»
Ожидаемые результаты
- Дети умеют правильно держать карандаш
- Умеют вырезать по контуру фигуры
- Различают основные цвета
вывод
В начале года дети не умели держать карандаш, пользоваться ножницами, внимание не сосредоточенное, движения и реакция была медленной. В конце года дети стали правильно держать карандаш, ножницы, координация движений сосредоточено, умеют вырезать по линии простые фигурки.
приложение
Мониторинг
определения уровня развития мелкой моторики
и готовности руки к овладению письмом
(Материалы по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера)
Задания для детей 5-6лет:
1. Пальчик с носиком здороваются. После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод . Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
приложение
2. Уложи монеты в коробку. На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоя-нии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.
По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод . Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.
3. Нарисуй пальцами кружочки. В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод . Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновремен-но в одну сторону или описывает круги разной величины.
4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.
Оценка-вывод . Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.
Работа с родителями
- Индивидуальные консультации
- Ознакомление родителей с планом кружка
- Итоговая презентация кружковой работы
- Рекомендации, советы родителям
приложение
5. «Колечко».
Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.
Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений ( нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.
6. «Наши пальчики».
Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.
Оценка-вывод . Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряжен-ность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.
Оценка состояния всех параметров исследования определяется по уровням и баллам:
0 баллов – ребенок не выполнил задание;
1 балл – при выполнении задания испытывает значительные трудности;
2 балла – ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;
3 балла – четкое выполнение задания.
У р о в н и :
- ниже нижнего: от 0 до 0,9;
- низкий: от 1 до 1.9;
- средний: от 2 до 2,5;
- высокий: от 2,6 до 3.
Список детей кружка:
- Данилов Паша
- Игнатьева Дайаана
- Крайнов Кирилл
- Михайлова Ева
- Намазов Руслан
- Неустроев Тима
- Олесов Артем
- Сивцев Айсен
- Сивцев Арсен
- Сивцев Дима
- Спиридонов Эрчим
- Тимофеева Сандаара
- Дягилев Эрхан