СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Умелые руки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа кружка «Умелые ручки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок,  дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Умелые руки"»



МБОУ «Сарашевская СОШ им. Героя Советского Союза Ш.Казанбаева»



Согласовано: Утверждаю:

Зам директора по УВР: Директор школы: _______ /Шайдуллина Р.Ф./ _______ /А.Ф.Айтакова/ «__» _____ 2014г. «__» _____ 2014г.






Программа кружка


«Умелые ручки»

















Составитель: Аминова Луиза Галимхановна, учитель ИЗО и технологии.







с. Сараши, 2015



Пояснительная записка.

      Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление,  практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.

Программа кружка «Умелые ручки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.

Образовательная программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бросовым материалом, с природным материалом, с солёным тестом, с бумагой и с пластилином. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые ручки». При этом следует учитывать, что программа направлена на:

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Применяются такие формы занятий как: беседа, лекция, игра, групповые и комбинированные занятия, конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

В структуру программы входят 2 образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

При реализации программы используются различные методы:

-словесные - лекции, беседы, викторины;

-наглядные - просмотр репродукций, фотосюжетов, образцов изделий;

-практические - изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.


Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов

Задачи кружка:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-содействовать решению задач эстетического воспитания, развития, воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;

-воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.


Программа рассчитана на 1 час в неделю

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.


Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- информационной (умение анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизационной (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразовательной (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Необходимые условия для реализации программы.

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.



Предполагаемый результат.

В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.



К концу курса дети будут иметь представление:

- о разнообразии и красоте окружающего мира;

- о смысловом значении слов;

- о влиянии творчества на физическое и духовное здоровье человека;



К концу курса ребята будут знать:

- влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;

- что в основе деятельности человека лежит творчество;

- о том, что добрые поступки делают человека лучше.



К концу курса кружковцы будут уметь:

- выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;

- творить красоту.


В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

В разделе «Работа с бросовым материалом» кружковцы знакомятся с разнообразными технологиями изготовления из пластиковых бутылок, к бережному отношению к окружающей среде.

В разделе «Работа с природными материалами» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами - это манка, опилки, яичная скорлупа.

«Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.

Работая с изделиями из бумаги, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

В разделе «Работа с пластилином» кружковцы знакомятся с различными приёмами создания панно из пластилина, учатся выбирать более гармоничное цветовое решение для своей творческой работы.


Содержание тем курса.

Работа с бросовым материалом (7 часов)

Теория – первоначальные сведения о бросовых материалах (пластиковые бутылки). Практика – изготовление поделок из пластиковых бутылок (бабочки, цветы, органайзер)


Работа с природными материалами (7 часов)

Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика – изготовление поделок из различных круп (манка, рис, гречка и т.д.) яичной скорлупы, сосновых шишек.

Работа с солёным тестом (5 часов)

Теория - знакомство с рецептом и способом замеса солёного теста, с его свойствами. Практика - изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывания деталей.

Работа с бумагой (4 часа)

Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление цветов из гофрированной бумаги в технике «Свит-дизайн».



Работа с пластилином (3 часа)

Теория- знакомство со свойствами пластилина и разными техниками выполнения творческих работ. Практика- изготовление творческой работы в технике «шарики».





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Работа с бросовым материалом (7 часов)

1

1

Вводное занятие.
Знакомство. План работы кружка

1

07.10

2

2

Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление бабочек.

1

14.10


3

Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление бабочек.

1

21.10

3

4

Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление цветов

1

28.10


5

Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление цветов

1

11.11

4

6

Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление органайзера

1

18.11


7

Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление органайзера

1

25.11

Работа с природными материалами (7 часов)

5

8

Работа с различными крупами. Изготовление картины из круп.

1

02.12


9

Работа с различными крупами. Изготовление картины из круп.

1

09.12

6

10

Работа с яичной скорлупой. Оформление рамки для фотографии.

1

16.12


11

Работа с яичной скорлупой. Оформление рамки для фотографии

1

23.12

7

12

Работа с сосновыми шишками. Изготовление ежа.

1

30.12


13

Работа с сосновыми шишками. Изготовление ежа.

1

13.01


14

Работа с сосновыми шишками. Изготовление ежа.

1

20.01

Работа с солёным тестом (5 часов)

8

15

Как приготовить солёное тесто. Его особенности

1

27.01

9

16

Изготовление простейших фигур из солёного теста.

1

03.02


17

Изготовление простейших фигур из солёного теста.

1

10.02

10

18

Оформление панно фигурами из солёного теста.

1

17.02


19

Оформление панно фигурами из солёного теста.

1

24.02

Работа с бумагой (4 часа)


11

20

Работа с гофрированной бумагой. Изготовление различных цветов.

1

03.03


21

Работа с гофрированной бумагой. Изготовление различных цветов.

1

10.03

12

22

Работа с гофрированной бумагой. Оформление корзины цветами

1

17.03


23

Работа с гофрированной бумагой. Оформление корзины цветами

1

07.04

Работа с пластилином (3 часа)

13

24

Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа.

1

14.04


25

Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа.

1

21.04


26

Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа.

1

28.04







Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Гусакова А. М. Рукоделие в средних классах. М.:Просвещение.1985

  2. Рудако ва И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст – Пресс. 1994.

  3. Забавные поделки. М. Просвещение. 1992.

  4. Хазенбанк В., Тарасенко С.Хениш Э. Сделай. 1998.

  5. Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.

  6. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.

  7. Николаенко Н.П. Композиции из цветов. Узбекистан. 1988.

  8. Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.

  9. Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999.