МБОУ «Сарашевская СОШ им. Героя Советского Союза Ш.Казанбаева»
Согласовано: Утверждаю:
Зам директора по УВР: Директор школы: _______ /Шайдуллина Р.Ф./ _______ /А.Ф.Айтакова/ «__» _____ 2014г. «__» _____ 2014г.
Программа кружка
«Умелые ручки»
Составитель: Аминова Луиза Галимхановна, учитель ИЗО и технологии.
с. Сараши, 2015
Пояснительная записка.
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
Программа кружка «Умелые ручки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
Образовательная программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бросовым материалом, с природным материалом, с солёным тестом, с бумагой и с пластилином. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые ручки». При этом следует учитывать, что программа направлена на:
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-укрепление психического и физического здоровья.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Применяются такие формы занятий как: беседа, лекция, игра, групповые и комбинированные занятия, конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.
В структуру программы входят 2 образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.
При реализации программы используются различные методы:
-словесные - лекции, беседы, викторины;
-наглядные - просмотр репродукций, фотосюжетов, образцов изделий;
-практические - изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов
Задачи кружка:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-содействовать решению задач эстетического воспитания, развития, воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;
-воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Программа рассчитана на 1 час в неделю
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- информационной (умение анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизационной (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразовательной (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Необходимые условия для реализации программы.
Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.
Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.
Предполагаемый результат.
В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.
К концу курса дети будут иметь представление:
- о разнообразии и красоте окружающего мира;
- о смысловом значении слов;
- о влиянии творчества на физическое и духовное здоровье человека;
К концу курса ребята будут знать:
- влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;
- что в основе деятельности человека лежит творчество;
- о том, что добрые поступки делают человека лучше.
К концу курса кружковцы будут уметь:
- выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;
- творить красоту.
В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.
Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.
В разделе «Работа с бросовым материалом» кружковцы знакомятся с разнообразными технологиями изготовления из пластиковых бутылок, к бережному отношению к окружающей среде.
В разделе «Работа с природными материалами» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами - это манка, опилки, яичная скорлупа.
«Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.
Работая с изделиями из бумаги, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.
В разделе «Работа с пластилином» кружковцы знакомятся с различными приёмами создания панно из пластилина, учатся выбирать более гармоничное цветовое решение для своей творческой работы.
Содержание тем курса.
Работа с бросовым материалом (7 часов)
Теория – первоначальные сведения о бросовых материалах (пластиковые бутылки). Практика – изготовление поделок из пластиковых бутылок (бабочки, цветы, органайзер)
Работа с природными материалами (7 часов)
Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика – изготовление поделок из различных круп (манка, рис, гречка и т.д.) яичной скорлупы, сосновых шишек.
Работа с солёным тестом (5 часов)
Теория - знакомство с рецептом и способом замеса солёного теста, с его свойствами. Практика - изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывания деталей.
Работа с бумагой (4 часа)
Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление цветов из гофрированной бумаги в технике «Свит-дизайн».
Работа с пластилином (3 часа)
Теория- знакомство со свойствами пластилина и разными техниками выполнения творческих работ. Практика- изготовление творческой работы в технике «шарики».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Работа с бросовым материалом (7 часов) |
1 | 1 | Вводное занятие. Знакомство. План работы кружка | 1 | 07.10 |
2 | 2 | Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление бабочек. | 1 | 14.10 |
| 3 | Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление бабочек. | 1 | 21.10 |
3 | 4 | Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление цветов | 1 | 28.10 |
| 5 | Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление цветов | 1 | 11.11 |
4 | 6 | Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление органайзера | 1 | 18.11 |
| 7 | Работа с пластиковой бутылкой. Изготовление органайзера | 1 | 25.11 |
Работа с природными материалами (7 часов) |
5 | 8 | Работа с различными крупами. Изготовление картины из круп. | 1 | 02.12 |
| 9 | Работа с различными крупами. Изготовление картины из круп. | 1 | 09.12 |
6 | 10 | Работа с яичной скорлупой. Оформление рамки для фотографии. | 1 | 16.12 |
| 11 | Работа с яичной скорлупой. Оформление рамки для фотографии | 1 | 23.12 |
7 | 12 | Работа с сосновыми шишками. Изготовление ежа. | 1 | 30.12 |
| 13 | Работа с сосновыми шишками. Изготовление ежа. | 1 | 13.01 |
| 14 | Работа с сосновыми шишками. Изготовление ежа. | 1 | 20.01 |
Работа с солёным тестом (5 часов) |
8 | 15 | Как приготовить солёное тесто. Его особенности | 1 | 27.01 |
9 | 16 | Изготовление простейших фигур из солёного теста. | 1 | 03.02 |
| 17 | Изготовление простейших фигур из солёного теста. | 1 | 10.02 |
10 | 18 | Оформление панно фигурами из солёного теста. | 1 | 17.02 |
| 19 | Оформление панно фигурами из солёного теста. | 1 | 24.02 |
Работа с бумагой (4 часа) |
11 | 20 | Работа с гофрированной бумагой. Изготовление различных цветов. | 1 | 03.03 |
| 21 | Работа с гофрированной бумагой. Изготовление различных цветов. | 1 | 10.03 |
12 | 22 | Работа с гофрированной бумагой. Оформление корзины цветами | 1 | 17.03 |
| 23 | Работа с гофрированной бумагой. Оформление корзины цветами | 1 | 07.04 |
Работа с пластилином (3 часа) |
13 | 24 | Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа. | 1 | 14.04 |
| 25 | Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа. | 1 | 21.04 |
| 26 | Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа. | 1 | 28.04 |
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса.
Гусакова А. М. Рукоделие в средних классах. М.:Просвещение.1985
Рудако ва И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст – Пресс. 1994.
Забавные поделки. М. Просвещение. 1992.
Хазенбанк В., Тарасенко С.Хениш Э. Сделай. 1998.
Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.
Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.
Николаенко Н.П. Композиции из цветов. Узбекистан. 1988.
Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.
Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999.