СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Веселые пальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.

 

Задачи программы:

  •  Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия,
  • Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков,
  • Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.
  • Сохранение здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Веселые пальчики"»



Содержание


  1. Паспорт программы……………………………………………………  3

  2. Пояснительная записка………………………………………………… 4

  3. Цель и задачи программы……………………………………………...  5

  4. Формы и методы работы ……………………………………………..... 5

  5. Условия реализации Программы ………………………………………6

  6. Ожидаемый результат………………………………………………….. 6

  7. Календарно-тематическое планирование…………………………….. 7

  8. Формы подведения итогов реализации программы…………                                   

  9. Литература........................................................................................... 14
































-2-



                                          Паспорт программы


Наименование программы

«Весёлые пальчики».

Основание для разработки Программы

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 № Пр-271;

  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №61;

  4. Приказ Минобразования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

  5. Программа развития МБДОУ Детский Сад № 60 «Ромашка» на 2021-2022 гг.

Автор-составитель

Колумагина Татьяна Вячеславовна – воспитатель

I квалификационной категории, Детский сад №60 «Ромашка»

Проблема

 Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, а ее недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе. Однако, как правило, развитию мелкой моторики уделяется очень мало времени на занятиях, а задания как правило однотипны и скучны.

Цель программы:

- Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.

Задачи программы:

  • Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия,

  • Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков,

  • Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.

  • Сохранение здоровья.

Методы:

определяются в соответствии с целью и задачами. Применялись эмпирические (изучение документации на ребенка, наблюдение за детьми, эксперимент, процесс обучения и воспитания

по разработанной системе) и статистические (обработка материалов) методы.

Теоретическая значимость

определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления по данной проблеме, установить взаимосвязь особенностей развития мелкой моторики и развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста.

Принципы реализации

программы

  • Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий;

  • Принцип доступности заданий;

  • Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту занятий;

  • Принцип закрепления усвоенного материала с привлечением родителей.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.

  • Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.

  • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.

  • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.

  • Сформированы графические навыки.

  • Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Сроки реализации программы

2021-2022 гг.

Система организации контроля исполнения Программы

Контроль выполнения Программы осуществляют администрация

Детского Сада №60 «Ромашка»



Пояснительная записка

 В данном перспективном планировании представлена система работы по развитию мелкой моторики.

 Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

 Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

 Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.

 Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

 Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений.




Цель программы: Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.


Задачи программы:

  • Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия,

  • Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков,

  • Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.

  • Сохранение здоровья.


Режим занятий:

Средняя группа -  2 занятия в месяц. В год проводится 17 занятий.  Длительность занятия в средней группе   - 20 мин.

   Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение открытого мероприятия



Формы и методы работы


  • Дидактические игры и игровые упражнения.

  • Занимательные задания и игры-соревнования.

  • Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

-моделирование и кодирование информации

НОД (занятия) по подготовке детей предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

1. Гимнастика пальцев и кистей рук;

2. Задания по изодеятельности и конструированию;

3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами;

4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;

5. Формирование элементарных графических навыков.







Условия реализации Программы


1.Систематическое проведение занятий.

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.



Ожидаемый результат

Развитие мелкой моторики у детей позволит:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

  • Лучше адаптироваться в жизни;

  • Научиться понимать многие явления окружающего мира;

  • Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;

  • Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение.

Занятия проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)

Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими

подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда,

когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор.

Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь.

В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. На занятиях рекомендуется использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку.



Планирование занятий по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы

Неделя

Программное содержание

Структура занятия

Сентябрь

2-я

  1. Тема: «Детский сад. Игрушки»

1.Выявить уровень сформированности

графических умений и навыков у детей:

- зрительно-моторные интеграции;

- умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его.

2.Обследовать детей на выявление ведущей руки.

3.Работать над развитием координации движений с речью

4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладывание по образцу.


1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2. «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей.

3. «Чудесный мешочек» - определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.

4. «Собери пирамидку» - собрать пирамидку из цветных бумажных овалов разных размеров.

5. «Раскрась одинаковые предметы одним цветом»

6. Массаж подушечек пальцев рук «Дети любят всех зверей»


4-я

  2. Тема: «Осень»

1.Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

3. Работать над развитием координации речи с движением.

4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур по образцу.

1. Игра «Угадай по голосу. Ау!» - на развитие слуховой памяти и внимания.

2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась листочки.

3. «Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на четыре части.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

5. «Застегиваем сами» - упражнение в застегивании пуговиц.

6. Самомассаж колючим мячом, катание между ладошками «Иголки»


Октябрь

2-я

   3. Тема: «Огород. Овощи»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики

2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги

3.Продолжать формировать графические умения и навыки

4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

1. Игра «Чудесный мешочек» (Выбрать только овощи).

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

3. Работа с трафаретами - нарисуй и раскрась овощи.

4. Задание «Сложи горошины в кувшинчик»

5. Выложить фасоль по нарисованному контуру.

6. Игра «Урожай»

4-я

   4. Тема: «Сад. Фрукты»

1. Координация движения с речью, работа над общими речевыми навыками.

2. Продолжать работать над развитием мелкой моторики

3.Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

4.Продолжать формировать графические умения и навыки - выкладывание по образцу.

1. Фигурки из палочек.

2. П/гимнастика «Мы делили апельсин»

3. «Сушка фруктов» - нанизывание на проволочку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

4. Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание их.

5. Рисование фруктов пальцем на песке «Волшебные рисунки»

6. «Обведи по контуру и раскрась»


Ноябрь

2-я

   5. Тема: «Одежда»

1.Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2.Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами.

4. Работать над развитием психических процессов; логического мышления, внимания, памяти.

5.Работать над развитием фонематического слуха.

5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу.


1. «Обведи и раскрась» - обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.

2. П/г «Перчатки»

3. Игра «Разрезные картинки» - одежда

4. «Платье в горох» - подбор кружков одного размера и наклеивание их на трафарет.

5. «Клубочки для носочков» - рисование клубочков фломастерами.

4-я

   6. Тема: «Обувь»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

2.Тренировать в раскрашивании картинок по образцу;

3.Развивать зрительно - пространственные ориентировки  

4.Развивать логическое мышление и воображение.

1. Шнуровать кукольную и детскую обувь, завязывать шнурки бантиком.

2. П/г «Сапожки»

3. Фигурки из палочек.

4. «Обведи и заштрихуй» - обводка трафарета ботинка, с последующий штриховкой, цветными карандашами.

5. «Что у кого?» - Разглаживание бумажных комочков с контурным изображением предметов.

6. Разрезные картинки - «Обувь».

 

Декабрь

2-я

   7. Тема: «Зима»

1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, обучать выкладыванию фигур по образцу.

3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления.

4. Совершенствовать фонематический слух.

1. «Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера.

2. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

3. Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.

4. Фигурки из палочек.

5. П/г «Мы во двор пошли гулять»

6. Игра «Что лишнее и почему?»


4-я

   8. Тема: «Новогодний праздник»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторяя его элементы.

3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

4. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)


1. Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. П/г «Праздник», «Елочка»

3. Дорисуй картинку.

4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка

5. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.

Январь

2-я

Тема: Каникулы


4-я

   9. Тема: «Домашние птицы»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь.

2. Развитие зрительно-пространственное восприятие.

3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

1. Игра «Чудесный мешочек»

2. П/г. «Утята», «Гусь» (Н.В. Нищева, с. 132).

3. Раскрась цыпленка кончиками пальцев.

4. Обвести по контуру утенка и заштрихуй.

5. «Собери картинку» - из 4-6 частей.

6. «Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнения задания: «Где курица? А у кого цыпленок?» и т.д.

7. «Мама кормит цыпленка» - перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.


Февраль

2-я

   10. Тема: «Транспорт»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторяя его элементы.

3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

4. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)


1. «Автобус» - выложить автобус из геометрических фигур.

2. П/г «Лодочка»

3. Фигурки из палочек.

4. «Назови, одним словом».

5. П/игра «Мчится поезд»

6. «Автомобиль» - Обводка трафарета и машины и раскраска.

7. «Сборка автомобиля» - разрезная картинка из 4-х частей.

4-я

   11. Тема: «Наша Армия»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

3. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)


1. П/г «Солдаты»

2. Из риса на синем картоне выложить «Салют» по нарисованному контуру.

3. Кто больше узелков завяжет на веревке и сделает это быстрее?

4. «Чудесный мешочек»

5. «Лабиринт» - катание мяча.

6. «Самолет» - разрезная картинка из 4 частей.

7. П/игра «Самолеты»


Март

2-я

   12. Тема: «Весна. Мамин праздник»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить действовать по словесной инструкции.

3.Развивать зрительное внимание и память.

1. П/г «Мамочка»

2. Фигурки из палочек – «Цветок для мамы»

3. Завязываем бантик на подарке.

4. «Бусы для мамы» - нанизывание бусинок на нитки - соблюдать последовательность.

5. По контуру выложить из кусочков бумаги цветок.

6. «Рисуем цветы» - рисование цветов на песке.

7. Обвести рисунок точно по линиями, стараться не отрывать карандаш от бумаги.

8. «Помощники» - игры с прищепками.

9. Оригами – «Лилия» - поздравительная открытка.


4-я

   13. Тема: «Комнатные растения»

1.Упражнять в обследовании предметов на ощупь, работать над координацией движений с речью.

2.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

3.Совершенствовать графические навыки.

4.Развивать зрительное внимание и память.


1. Фигурки из палочек «кактус», «Ваза»

2. Обвести по точкам

3. Штриховка.

4. Рисуем пальчиком «Тюльпан»

5. Рисование по контуру – выложить цветок рисом.

Апрель

2-я

   14. Тема: «Рыбы» 

1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами.

2. Совершенствовать графические навыки, продолжать учить выкладыванию фигур по образцу.

3. Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха.

4. Развивать зрительное внимание и память.


1.П/гимнастика «Рыбка»

2.П/игра «Аквариум»

3. «Чудесный мешочек»

4. Из ракушек и цветных камешков выложить аквариум с рыбками и водорослями.

5.Фигурки из палочек «рыбка», «Ракушка».

6.Рисуем кончиками пальцев на манке.

7. Упражнение «Чего не хватает?»

8. «Рыбка» - обрывание из готовых геометрических фигур овала и длинных полосок и наклеивание их в альбом.

9. «Волшебная капель» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

4-я

   15. Тема: «Весенние цветы»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

2.Упражнять в умении находить выход из лабиринта, проводить линию посредине извилистой дорожки.

3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости.

4.Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память.


1.Упражнение «Мотылек»

2. П/гимнастика «Пчела»

3. Коллективная работа «Весенний луг» - разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.

4. Обвести по точкам.

5.Фигурки из палочек.

6. Работа с трафаретами

7. Игра «Чудесный мешочек»

Май

2-я

   16. Тема: «Правила дорожного движения»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами.

2.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок.

3.Продолжать учить работать с ножницами.

1. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку автобуса из 4 частей.

3. «Сборка грузовика» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.

4. Фигурки из палочек.

5. Дорисуй узор.

6. П/игра «Шофер»


4-я

    17. Тема: «Лето»

1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.

2.Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления. 4.Совершенствовать фонематический слух.


1. П/игра «На лужайке», «Зайки»

2. «Наша дача» - выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.

3. «Разрезные картинки».

4. Фигурки из палочек.

5. «Умелые ручки» - упражнение в шнуровке.

6.Работа с различными материалами: бумагой, бусинками, палочками, пластилином, трафаретом.

7. «Чудесный мешочек»







































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 1998.

  2. Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2004.

  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития»,1997.

  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -

  5. Синицына Е. «Умные пальчики» - М.: «Лист», 1995.

  6. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.













































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 № Ромашка»



ПРИНЯТО

На педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка»

города Смоленска

Протокол № 1 от

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 60 «Ромашка» города Смоленска

___________________ Аугайтене Т.А.

Приказ от _________ 2021г. № ______

(Дата, подпись, номер приказа)



Программа дополнительного

образования

«ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Средняя группа





Воспитатель: Колумагина Т.В.







Смоленск 2021