Содержание
Паспорт программы…………………………………………………… 3
Пояснительная записка………………………………………………… 4
Цель и задачи программы……………………………………………... 5
Формы и методы работы ……………………………………………..... 5
Условия реализации Программы ………………………………………6
Ожидаемый результат………………………………………………….. 6
Календарно-тематическое планирование…………………………….. 7
Формы подведения итогов реализации программы…………
Литература........................................................................................... 14
-2-
Паспорт программы
Наименование программы | «Весёлые пальчики». |
Основание для разработки Программы | Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 № Пр-271; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №61; Приказ Минобразования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Программа развития МБДОУ Детский Сад № 60 «Ромашка» на 2021-2022 гг. |
Автор-составитель | Колумагина Татьяна Вячеславовна – воспитатель I квалификационной категории, Детский сад №60 «Ромашка» |
Проблема | Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, а ее недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе. Однако, как правило, развитию мелкой моторики уделяется очень мало времени на занятиях, а задания как правило однотипны и скучны. |
Цель программы: | - Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки. |
Задачи программы: | Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия, Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков, Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры. Сохранение здоровья. |
Методы: | определяются в соответствии с целью и задачами. Применялись эмпирические (изучение документации на ребенка, наблюдение за детьми, эксперимент, процесс обучения и воспитания по разработанной системе) и статистические (обработка материалов) методы. |
Теоретическая значимость | определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления по данной проблеме, установить взаимосвязь особенностей развития мелкой моторики и развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста. |
Принципы реализации программы | Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий; Принцип доступности заданий; Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту занятий; Принцип закрепления усвоенного материала с привлечением родителей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий. Ориентируется в пространстве и на микроплоскости. Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук. Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции. Сформированы графические навыки. Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания |
Сроки реализации программы | 2021-2022 гг. |
Система организации контроля исполнения Программы | Контроль выполнения Программы осуществляют администрация Детского Сада №60 «Ромашка» |
Пояснительная записка
В данном перспективном планировании представлена система работы по развитию мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений.
Цель программы: Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.
Задачи программы:
Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия,
Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков,
Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.
Сохранение здоровья.
Режим занятий:
Средняя группа - 2 занятия в месяц. В год проводится 17 занятий. Длительность занятия в средней группе - 20 мин.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение открытого мероприятия
Формы и методы работы
Дидактические игры и игровые упражнения.
Занимательные задания и игры-соревнования.
Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
НОД (занятия) по подготовке детей предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук;
2. Задания по изодеятельности и конструированию;
3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами;
4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
5. Формирование элементарных графических навыков.
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий.
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Ожидаемый результат
Развитие мелкой моторики у детей позволит:
Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
Лучше адаптироваться в жизни;
Научиться понимать многие явления окружающего мира;
Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;
Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение.
Занятия проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)
Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими
подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда,
когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.
Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор.
Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь.
В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. На занятиях рекомендуется использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку.
Планирование занятий по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы |
Неделя | Программное содержание | Структура занятия |
Сентябрь |
2-я | 1. Тема: «Детский сад. Игрушки» 1.Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей: - зрительно-моторные интеграции; - умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его. 2.Обследовать детей на выявление ведущей руки. 3.Работать над развитием координации движений с речью 4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладывание по образцу. | 1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки». 2. «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей. 3. «Чудесный мешочек» - определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида. 4. «Собери пирамидку» - собрать пирамидку из цветных бумажных овалов разных размеров. 5. «Раскрась одинаковые предметы одним цветом» 6. Массаж подушечек пальцев рук «Дети любят всех зверей» |
4-я | 2. Тема: «Осень» 1.Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности. 2. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения. 3. Работать над развитием координации речи с движением. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур по образцу. | 1. Игра «Угадай по голосу. Ау!» - на развитие слуховой памяти и внимания. 2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась листочки. 3. «Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на четыре части. 4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 5. «Застегиваем сами» - упражнение в застегивании пуговиц. 6. Самомассаж колючим мячом, катание между ладошками «Иголки» |
Октябрь |
2-я | 3. Тема: «Огород. Овощи» 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики 2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги 3.Продолжать формировать графические умения и навыки 4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения. | 1. Игра «Чудесный мешочек» (Выбрать только овощи). 2. Пальчиковая гимнастика «Капуста» 3. Работа с трафаретами - нарисуй и раскрась овощи. 4. Задание «Сложи горошины в кувшинчик» 5. Выложить фасоль по нарисованному контуру. 6. Игра «Урожай» |
4-я | 4. Тема: «Сад. Фрукты» 1. Координация движения с речью, работа над общими речевыми навыками. 2. Продолжать работать над развитием мелкой моторики 3.Упражнять в ориентировке на листе бумаги. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки - выкладывание по образцу. | 1. Фигурки из палочек. 2. П/гимнастика «Мы делили апельсин» 3. «Сушка фруктов» - нанизывание на проволочку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 4. Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание их. 5. Рисование фруктов пальцем на песке «Волшебные рисунки» 6. «Обведи по контуру и раскрась» |
Ноябрь |
2-я | 5. Тема: «Одежда» 1.Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности. 2.Совершенствовать графические умения и навыки. 3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами. 4. Работать над развитием психических процессов; логического мышления, внимания, памяти. 5.Работать над развитием фонематического слуха. 5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу. | 1. «Обведи и раскрась» - обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами. 2. П/г «Перчатки» 3. Игра «Разрезные картинки» - одежда 4. «Платье в горох» - подбор кружков одного размера и наклеивание их на трафарет. 5. «Клубочки для носочков» - рисование клубочков фломастерами. |
4-я | 6. Тема: «Обувь» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами. 2.Тренировать в раскрашивании картинок по образцу; 3.Развивать зрительно - пространственные ориентировки 4.Развивать логическое мышление и воображение. | 1. Шнуровать кукольную и детскую обувь, завязывать шнурки бантиком. 2. П/г «Сапожки» 3. Фигурки из палочек. 4. «Обведи и заштрихуй» - обводка трафарета ботинка, с последующий штриховкой, цветными карандашами. 5. «Что у кого?» - Разглаживание бумажных комочков с контурным изображением предметов. 6. Разрезные картинки - «Обувь». |
Декабрь |
2-я | 7. Тема: «Зима» 1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи. 2.Совершенствовать графические умения и навыки, обучать выкладыванию фигур по образцу. 3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления. 4. Совершенствовать фонематический слух. | 1. «Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера. 2. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 3. Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика. 4. Фигурки из палочек. 5. П/г «Мы во двор пошли гулять» 6. Игра «Что лишнее и почему?» |
4-я | 8. Тема: «Новогодний праздник» 1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции. 2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторяя его элементы. 3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д. 4. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.) | 1. Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку). 2. П/г «Праздник», «Елочка» 3. Дорисуй картинку. 4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка 5. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета. |
Январь |
2-я | Тема: Каникулы | |
4-я | 9. Тема: «Домашние птицы» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь. 2. Развитие зрительно-пространственное восприятие. 3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа. | 1. Игра «Чудесный мешочек» 2. П/г. «Утята», «Гусь» (Н.В. Нищева, с. 132). 3. Раскрась цыпленка кончиками пальцев. 4. Обвести по контуру утенка и заштрихуй. 5. «Собери картинку» - из 4-6 частей. 6. «Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнения задания: «Где курица? А у кого цыпленок?» и т.д. 7. «Мама кормит цыпленка» - перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой. |
Февраль |
2-я | 10. Тема: «Транспорт» 1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции. 2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторяя его элементы. 3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д. 4. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.) | 1. «Автобус» - выложить автобус из геометрических фигур. 2. П/г «Лодочка» 3. Фигурки из палочек. 4. «Назови, одним словом». 5. П/игра «Мчится поезд» 6. «Автомобиль» - Обводка трафарета и машины и раскраска. 7. «Сборка автомобиля» - разрезная картинка из 4-х частей. |
4-я | 11. Тема: «Наша Армия» 1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции. 2.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д. 3. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.) | 1. П/г «Солдаты» 2. Из риса на синем картоне выложить «Салют» по нарисованному контуру. 3. Кто больше узелков завяжет на веревке и сделает это быстрее? 4. «Чудесный мешочек» 5. «Лабиринт» - катание мяча. 6. «Самолет» - разрезная картинка из 4 частей. 7. П/игра «Самолеты» |
Март |
2-я | 12. Тема: «Весна. Мамин праздник» 1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. 2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить действовать по словесной инструкции. 3.Развивать зрительное внимание и память. | 1. П/г «Мамочка» 2. Фигурки из палочек – «Цветок для мамы» 3. Завязываем бантик на подарке. 4. «Бусы для мамы» - нанизывание бусинок на нитки - соблюдать последовательность. 5. По контуру выложить из кусочков бумаги цветок. 6. «Рисуем цветы» - рисование цветов на песке. 7. Обвести рисунок точно по линиями, стараться не отрывать карандаш от бумаги. 8. «Помощники» - игры с прищепками. 9. Оригами – «Лилия» - поздравительная открытка. |
4-я | 13. Тема: «Комнатные растения» 1.Упражнять в обследовании предметов на ощупь, работать над координацией движений с речью. 2.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. 3.Совершенствовать графические навыки. 4.Развивать зрительное внимание и память. | 1. Фигурки из палочек «кактус», «Ваза» 2. Обвести по точкам 3. Штриховка. 4. Рисуем пальчиком «Тюльпан» 5. Рисование по контуру – выложить цветок рисом. |
Апрель |
2-я | 14. Тема: «Рыбы» 1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами. 2. Совершенствовать графические навыки, продолжать учить выкладыванию фигур по образцу. 3. Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха. 4. Развивать зрительное внимание и память. | 1.П/гимнастика «Рыбка» 2.П/игра «Аквариум» 3. «Чудесный мешочек» 4. Из ракушек и цветных камешков выложить аквариум с рыбками и водорослями. 5.Фигурки из палочек «рыбка», «Ракушка». 6.Рисуем кончиками пальцев на манке. 7. Упражнение «Чего не хватает?» 8. «Рыбка» - обрывание из готовых геометрических фигур овала и длинных полосок и наклеивание их в альбом. 9. «Волшебная капель» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи. |
4-я | 15. Тема: «Весенние цветы» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами. 2.Упражнять в умении находить выход из лабиринта, проводить линию посредине извилистой дорожки. 3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости. 4.Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память. | 1.Упражнение «Мотылек» 2. П/гимнастика «Пчела» 3. Коллективная работа «Весенний луг» - разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист. 4. Обвести по точкам. 5.Фигурки из палочек. 6. Работа с трафаретами 7. Игра «Чудесный мешочек» |
Май |
2-я | 16. Тема: «Правила дорожного движения» 1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами. 2.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок. 3.Продолжать учить работать с ножницами. | 1. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка. 2. «Разрезные картинки» - сложить картинку автобуса из 4 частей. 3. «Сборка грузовика» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание. 4. Фигурки из палочек. 5. Дорисуй узор. 6. П/игра «Шофер» |
4-я | 17. Тема: «Лето» 1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи. 2.Совершенствовать графические умения и навыки. 3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления. 4.Совершенствовать фонематический слух. | 1. П/игра «На лужайке», «Зайки» 2. «Наша дача» - выкладывание из спичек дома, забора, деревьев. 3. «Разрезные картинки». 4. Фигурки из палочек. 5. «Умелые ручки» - упражнение в шнуровке. 6.Работа с различными материалами: бумагой, бусинками, палочками, пластилином, трафаретом. 7. «Чудесный мешочек» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 1998.
Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2004.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития»,1997.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -
Синицына Е. «Умные пальчики» - М.: «Лист», 1995.
Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 № Ромашка»
ПРИНЯТО На педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка» города Смоленска Протокол № 1 от | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка» города Смоленска ___________________ Аугайтене Т.А. Приказ от _________ 2021г. № ______ (Дата, подпись, номер приказа) |
Программа дополнительного
образования
«ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Средняя группа
Воспитатель: Колумагина Т.В.
Смоленск 2021