РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
Направление: социальное
для обучающихся четвёртых классов
Срок реализации:
один год.
Возрастная категория:
10 – 11 лет.
Составитель: учитель начальных классов
Петракова С. П.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
1. «Режим дня, учёбы и отдыха» (8 часов, из них 5 часов теоретических, 3 часа практических занятий): включает основные понятия о мире, жизни, закономерностях существования. Дает понятия основным категориям: забота, ответственность, бережность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, режим дня третьеклассника, устав школы, о пользе зарядки, какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
2. «Здоровье и здоровый образ жизни» (16 часов, из них 8 часов практических, 8 часов теоретических занятий): Что я знаю о ЗОЖ? Что такое иммунитет? Вирусные инфекции и их профилактика, вредные привычки, мудрое слово о здоровье, травматизм и его профилактика, советы доктора Айболита, что нужно знать о лекарствах, опасные и безопасные ситуации, обеспечивает необходимое знание и понимание своих прав и обязанностей в обществе и семье; формирует навыки правового поведения, что обеспечивает безопасность и сохранение здоровья.
3. «Личная гигиена» (9 часов, из них 5 теоретических, 4 практических занятий): Как устроен человек? забота о глазах, чтобы уши слышали, чтобы зубки не грустили, ногти и уход за ними, уход за волосами, гигиена позвоночника, чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело, быть не может красоты без мыла, щетки и воды.
Раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела. Формирует отношение к своему телу как ценности. Развивает навыки ухода за своим телом.
4. «Основы рационального питания» (10 часов, из них 5 теоретических, 5 практических занятий): Аппетит приходит во время еды, вкусное часто бывает опасным, витаминная семья, отравления и их профилактика, если хочешь быть здоров Развивает навыки ухода за своим телом, правильного питания, режима труда и отдыха и т.д..
5. «Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья» (15 часов, из них 8 теоретических, 7 практических занятий) : путешествие в страну Здоровья, влияние высоких и низких температур на организм, одевайся по сезону! чихали мы на простуду! Секреты здоровья, дает комплексные знания о правилах закаливания и сохранения здоровья, реализации здорового образа жизни в семье.
6. Самопознание и саморегуляция (9 часов, из них 5 теоретических, 4 практических занятий): Я - неповторимый человек, каким я был? Есть? Буду? Учусь принимать решения в опасных ситуациях, учусь настаивать на своем, о чем говорят чувства? Моё настроение. дает понятия о строении и проявлениях психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Включает формирование и развитие умений приводить в гармонию и единство различные стороны своей души, самоценности своей личности.
Тематическое планирование: 68 часов (2 раза в неделю)
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них |
теория | практика |
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.7. 5.8. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. | Введение Режим дня, учёбы и отдыха Режим дня третьеклассника Устав школы и здоровье учеников О пользе зарядки Сон – лучшее лекарство. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах Собака бывает кусачей Безопасность в доме Здоровье и здоровый образ жизни Что я знаю о ЗОЖ Что такое иммунитет? Вирусные инфекции и их профилактика Вредные привычки Мудрое слово о здоровье Травматизм и его профилактика Советы доктора Айболита Что нужно знать о лекарствах Опасные и безопасные ситуации Стартуют все! Личная гигиена Как устроен человек? Забота о глазах Чтобы уши слышали Чтобы зубки не грустили Ногти и уход за ними Уход за волосами Гигиена позвоночника Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело Быть не может красоты без мыла, щетки и воды. Основы рационального питания Аппетит приходит во время еды Вкусное часто бывает опасным Витаминная семья Отравления и их профилактика Если хочешь быть здоров… Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья Путешествие в страну Здоровья Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону! Чихали мы на простуду! Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться! Мама, папа, я – спортивная семья Вместе веселей играть! Малые олимпийские игры Секреты здоровья Самопознание и саморегуляция Я - неповторимый человек Каким я был? Есть? Буду? Учусь принимать решения в опасных ситуациях Учусь настаивать на своем О чем говорят чувства? Моё настроение. | 1 8 1 1 1 1 2 1 1 16 1 1 2 2 1 2 2 2 2 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 2 2 2 2 2 15 2 2 1 1 2 3 2 2 9 1 2 2 2 2 | 1 5 1 1 - 1 1 1 - 8 1 1 1 1 - 1 1 1 1 - 5 1 1 1 - 1 - 1 - - 5 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 | - 3 - - 1 - 1 - 1 8 - - 1 1 1 1 1 1 1 1 4 - - - 1 - 1 - 1 1 5 1 1 1 1 1 7 1 1 - - 1 2 1 1 4 - 1 1 1 1 |
| Итого | 68 | 37 | 31 |
«Азбука здоровья» 4 класс
дата | тема занятия |
| Введение. Режим дня, учёбы и отдыха. |
| Режим дня третьеклассника. |
| Устав школы и здоровье учеников. |
| О пользе зарядки. |
| Сон – лучшее лекарство. |
| Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. |
| Собака бывает кусачей. |
| Безопасность в доме. |
| Здоровье и здоровый образ жизни. Что я знаю о ЗОЖ? |
| Что такое иммунитет? |
| Вирусные инфекции и их профилактика. |
| Вредные привычки. |
| Мудрое слово о здоровье. |
| Травматизм и его профилактика. |
| Советы доктора Айболита. |
| Что нужно знать о лекарствах. |
| Опасные и безопасные ситуации. |
| Стартуют все! |
| Личная гигиена Как устроен человек? |
| Забота о глазах. |
| Чтобы уши слышали. |
| Чтобы зубки не грустили. Ногти и уход за ними. |
| Уход за волосами. Гигиена позвоночника. |
| Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело. |
| Быть не может красоты без мыла, щетки и воды. |
| Основы рационального питания. Аппетит приходит во время еды. |
| Витаминная семья. Отравления и их профилактика. |
| Если хочешь быть здоров…Вкусное часто бывает опасным. |
| Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья. Путешествие в страну Здоровья. |
| Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону! Чихали мы на простуду! |
| Игра « В городе Здоровья» . |
Итого: | |
| |
| |