Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла ________ Айнуллина Р.Х. № протокола ______ «___»____________ 2019 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Рахимова А.М. «___» ____________ 2019 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор ОУ _______ Алеева Р.Х. «___»__________ 2019 г. |
Модифицированная образовательная программа
кружка общеинтеллектуального направления
«Занимательная математика»
на 2019-2020 учебный год
Составлена на основе
авторской программы
внеурочной деятельности
Багиевой Светланы Валентиновны
Учитель: Биктимирова Н.Н.
п. Андреевский, 2019
Пояснительная записка
Цель и задачи изучения курса
Цель обучения: подготовка обучающихся с особыми образовательными потребностями к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками на основе развитие творческих способностей, познавательной сферы школьников
Задачи обучения:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с особыми образовательными потребностями и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения;
- формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой – либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Общая характеристика предмета
Программа математического кружка находит свое применение при реализации внеурочной деятельности по математике в 5-9 классах в коррекционных классах и соответствует программе по математике М.Н.Перовой, В.В. Эк специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, сборник 1, под редакцией Воронковой В.В.
Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Новизна
Данная программа дает учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; позволяет использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; способствует развитию речи учащихся, обогащению ее математической терминологией; воспитанию у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбию, самостоятельности, вырабатывает навыки контроля и самоконтроля, развивает точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Каждое занятие включает:
Рассказ на математическую тему;
«Золотые мысли» математиков о математике;
Игру (играя, проверяем, что умеем и знаем);
Занимательные задачи, стихи;
Библиографические миниатюры;
Решения судоку.
Оригами;
Научно - исследовательскую работу (работа над рефератами, проектами, стенгазетами по математике).
Описание места кружка «Занимательная математика» в учебном плане
На изучение курса отводится 1 час при 34 недельной работе. За год отводится 34 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся, осваивающих программу учебного курса
Учащиеся получат возможность:
участвовать в конкурсах проектов по математике;
участвовать в конкурсах рефератов по математике;
в выставках стенгазет;
Содержание курса
№ п/п | Темы занятий | Содержание |
1 | Как возникло слово «математика | Как возникло слово «математика» Счет у первобытных людей. Волшебные квадраты. Что такое – оригами. Исследовательская деятельность в математике. Рефераты, проекты по математике. |
2 | Цифры у разных народов. | Цифры у разных народов. Судоку. Приемы решения судоку. Виды судоку. Оригами. Гномик. Выбор тем для рефератов, проектов. Обсуждение плана работы. |
3 | Приемы устного счета. | Приемы устного счета. Интересный способ умножения. Мы живем в мире больших чисел. Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок в которых встречаются числа?» Решение судоку. Оригами. Воронёнок. Работа над рефератами, проектами. |
4 | Перекладывание карточек | Биографическая миниатюра. Пифагор. Игра «Перекладывание карточек». Стихотворная страничка. Решение судоку. Оригами. Голубь. Работа над рефератами, проектами. |
5 | Метрическая система мер | Метрическая система мер. Литературная страничка. Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. Решение судоку. Оригами. Автомобиль. Работа над рефератами, проектами. |
6 | Лабиринты. | Лабиринты. Старинная восточная притча. Как играть, чтобы не проиграть? Решение судоку. Оригами. Вертушка. Работа над рефератами, проектами. |
7 | Арифметика | Занимательная страничка. Один раз в день. Стихотворная страничка. Арифметика. Оригами. Лодка. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
8 | Простые числа. | Простые числа. Задачи – шутки. Игра «Буриме» с использованием чисел. Оригами. Игрушка- шутка. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
9 | Старинные меры. | Биографическая миниатюра. Архимед Старинные меры. Оригами. Двухтрубный кораблик. Шуточные вопросы по геометрии. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
10 | Обманутый хозяин | Тренировка памяти и внимания. Биографическая миниатюра. Пьер Ферма. Логическая задача «Обманутый хозяин». Юмористическая страница. Оригами. Самолет. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
11 | Приемы устного счета | Приемы устного счета. Происхождение математических знаков. Задача – сказка «Иван Царевич и Кащей Бессмертный, умевший считать только до 10». Стихотворная страничка. Оригами. Коробка. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
12 | Геометрические иллюзии | Биографическая миниатюра. Блез Паскаль. Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус «Продень монетку». Оригами. Восьмиконечная звезда. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами |
13 | О происхождении дробей | Биографическая миниатюра. Рене Декарт Литературная страничка. О «происхождении дробей». Игра – шутка. Оригами. Пилотка. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
14 | Приемы устного счета | Приемы устного счета. Считаем устно. Биографическая миниатюра. Исаак Ньютон. Стихотворная страничка. Оригами. Пилотка из газеты. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
15 | Математические мотивы в художественной литературе | Математические мотивы в художественной литературе. Игра «Попробуй сосчитай». Задачи в стихах. Математическая шутка. Оригами. Клнверт. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
16 | Интересные свойства чисел | Интересные свойства чисел. Биографическая миниатюра. Л.Ф. Магницкий. Задача – сказка «Бездельник и черт». Поэтическая страничка. Оригами. Подушечка. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
17 | Приемы устного счета | Приемы устного счета. Еще один способ сложения многозначных чисел. Биографическая миниатюра. Карл Фридрих Гаусс. Юмористическая страничка. Стихотворная страничка. Оригами. Яхта. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
18 | Приемы устного счета. Умножение на 9,99,999. | Приемы устного счета. Умножение на 9,99,999. Биографическая миниатюра. Леонард Эйлер. Задача, приписываемая Л.Эйлеру. Как играть, чтобы не проиграть? Стихотворная страничка. Оригами. Истребитель. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
19 | Приемы устного счета. Некоторые особые случаи счета | Приемы устного счета. Некоторые особые случаи счета. Математические мотивы у Дж.Свифта. Стихотворная страничка. Феномены. Эти непостижимые «живые компьютеры» Математические фокусы. Оригами. Анемон. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
20 | Поэзия уравнений | Биографическая миниатюра. Н.И. Лобачевский Поэтическая страничка. Поэзия уравнений. Из истории интересных чисел. Число π. Оригами. Гриб. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
21 | Приемы устного счета | Приемы устного счета. Биографическая миниатюра. П.Л. Чебышев. Простые числа. Число Шахерезады. Оригами. Елочка в лесу. Поэтическая страничка. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
22 | Мгновенное умножение | Приемы устного счета. Мгновенное умножение. Возраст и математика. Задачи со спичками. Математические софизмы. Задачи в стихах. Оригами. Тюльпан. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
23 | Признаки делимости на 2, 3, 5 | Приемы устного счета. Признаки делимости на 2, 3, 5. Биографическая миниатюра. М.В. Остроградский. Поэтическая страничка. Игра «Кубики». Оригами. Квакающая лягушка. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
24 | Умножение крестиком | Приемы устного счета. Умножение крестиком. Распространение десятичных дробей. Биографическая миниатюра. Эварист Галуа. Оригами. Такса. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
25 | Устный счет в сказках | Устный счет в сказках. Биографическая миниатюра. С.В. Ковалевская. Геометрическая задача – стихотворение. Оригами. Кобра из модулей. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
26 | Приемы устного счета | Приемы устного счета. Биографическая миниатюра. Норберт Винер. Поэтическая страничка. Оригами. Кобра из модулей. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
27 | Премия Дж.Филдса | Приемы устного счета. Премия Дж.Филдса. Решение примера с картины художника. Оригами. Кобра из модулей. Юмористическая страничка. Стихотворная страничка. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
28 | Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел | Приемы устного счета. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел. Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем. Математический кроссворд. Биографическая миниатюра. Л.Д.Ландау. Оригами. Кобра из модулей. Юмористическая страничка. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
29 | Задачи в стихах | Биографическая миниатюра. М.В. Келдыш. Задачи в стихах. Юмористическая страничка. Результат получен лакеем. Решение судоку. Оригами. Кобра из модулей. Работа над рефератами, проектами. |
30 | Решение судоку | Биографическая миниатюра. М.В. Ломоносов Юмористическая страничка. Решение судоку. Оригами. Лебедь из модулей. Работа над рефератами, проектами. |
31 | Решение судоку | Биографическая миниатюра. Мухаммед Аль- Хорезми. Стихотворная страничка. Оригами. Лебедь из модулей. Решение судоку. Работа над рефератами, проектами. |
32 | Задачи Древнего Востока | Приемы устного счета. Задачи Древнего Востока. Проценты в окружающем мире. Решение судоку. Оригами. Лебедь из модулей. Работа над рефератами, проектами. |
33 | Вокруг часов | Приемы устного счета. Вокруг часов. Оригами. Лебедь из модулей. Решение судоку. Выступление с рефератами, проектами. |
34 | Тот из вас нам всех милее, кто считает всех быстрее | Подведение итогов работы кружка за год. Награждение кружковцев. Оригами. Лебедь из модулей. Конкурс «Тот из вас нам всех милее, кто считает всех быстрее». |
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | Как возникло слово «математика» | 1 | 6.09 | |
2 | Цифры у разных народов. | 1 | 13.09 | |
3 | Приемы устного счета. | 1 | 20.09 | |
4 | Перекладывание карточек | 1 | 27.09 | |
5 | Метрическая система мер | 1 | 4.10 | |
6 | Лабиринты | 1 | 11.10 | |
7 | Арифметика | 1 | 18.10 | |
8 | Простые числа. | 1 | 25.10 | |
9 | Старинные меры | 1 | 8.11 | |
10 | Обманутый хозяин | 1 | 15.11 | |
11 | Приемы устного счета | 1 | 22.11 | |
12 | Геометрические иллюзии | 1 | 29.11 | |
13 | О происхождении дробей | 1 | 6.12 | |
14 | Приемы устного счета | 1 | 13.12 | |
15 | Математические мотивы в художественной литературе | 1 | 20.12 | |
16 | Интересные свойства чисел | 1 | 27.12 | |
17 | Приемы устного счета | 1 | 10.01 | |
18 | Приемы устного счета. Умножение на 9,99,999 | 1 | 17.01 | |
19 | Приемы устного счета. Некоторые особые случаи счета | 1 | 24.01 | |
20 | Поэзия уравнений | 1 | 31.01 | |
21 | Приемы устного счета | 1 | 7.02 | |
22 | Мгновенное умножение | 1 | 14.02 | |
23 | Признаки делимости на 2, 3, 5 | 1 | 21.02. | |
24 | Умножение крестиком | 1 | 28.02 | |
25 | Устный счет в сказках | 1 | 6.03 | |
26 | Приемы устного счета | 1 | 13.03 | |
27 | Премия Дж.Филдса | 1 | 20.03 | |
28 | Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | 3.04 | |
29 | Задачи в стихах | 1 | 10.04 | |
30 | Решение судоку | 1 | 17.04 | |
31 | Решение судоку | 1 | 24.04 | |
32 | Задачи Древнего Востока | 1 | 15.05 | |
33 | Вокруг часов | 1 | 22.05 | |
34 | Тот из вас нам всех милее, кто считает всех быстрее | 1 | 29.05 | |
| Итого: | 34 | | |