СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок Военно-историческая миниатюра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок Военно-историческая миниатюра»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

_____________Н.А.Асанова

«___»_____________ 2021 г.



Программа кружка

«Военно-историческая миниатюра»

(первый год обучения)




Автор программы: учитель

изобразительного искусства

Сайфетдинов Р.М.




2021-2022 уч.год

Пояснительная записка


Направленность программы «Военно-историческая миниатюра» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации – 34 часа. Военно-историческая миниатюра включает в себя самореализацию творческой личности учащихся через привлечение его к занятиям творческим трудом в виде военно-исторических игр, развитие творческих способностей учащихся в области военно-исторического опыта и технических знаний, подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, знакомство с историческим прошлым своей страны, воспитание подростков полноценными гражданами своей страны в духе любви к Ри своей страны в духе любви к рюбви к родине, сторическим прошлым своей страны, воспитание подростков полноценнымми ся к самостодине, глубокого уважения к её Вооруженным силам, гордящимися историей Отечества и чтящими воинские традиции Российской Армии.


Цели образовательной программы Самореализация творческой личности учащихся через привлечение его к занятиям творческим трудом в виде военно-исторических игр, развитие творческих способностей учащихся в области военно-исторического опыта и технических знаний, подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, знакомство с историческим прошлым своей страны, воспитание подростков полноценными гражданами своей страны в духе любви к Ри своей страны в духе любви к рюбви к родине, сторическим прошлым своей страны, воспитание подростков полноценнымми ся к самостодине, глубокого уважения к её Вооруженным силам, гордящимися историей Отечества и чтящими воинские традиции Российской Армии.


Это предполагает:

1. формирование у учащихся качеств и умений творческой, активнодействующей личности:

  • находить и использовать необходимую информацию;

  • пробуждение любознательности, интереса к военной истории;

  • находить пути решения возникающих на игровом поле задач;

  • планировать, организовывать и самостоятельно организовывать свои действия во время игры и выполнения работы;

  • оценивать результаты игры и своей работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность.

2. формирование творческого отношения к трудовой и игровой деятельности и их качественное осуществление.

3. формирование гражданского сознания и активной гражданской позиции на основе изучения военно-исторического опыта человечества, военной истории России и её Вооруженных Сил в неразрывной связи с такими понятиями как верность Родине, подвиг, героизм, мужество, достоинство, долг.

4. формирование правильного представления о современных Вооруженных Силах России, поднятие престижа воинской службы, военных профессий моряка, десантника, пограничника, летчика, разведчика, спасателя, проводника, радиста, танкиста, артиллериста и других на основе изучения истории из возникновения, развития, неоценимого вклада в защиту Родины.

5. развитие коммуникативных умений и навыков.



Задачи программы

Обучающие задачи:

  • сформировать интерес к труду, различным видам технического творчества;

  • сформировать элементы конструкторских и технологических знаний;

  • сформировать навыки работы с различными инструментами, приспособлениями, материалами;

  • сформировать основы художественных знаний;

  • сформировать умения самостоятельно решать вопросы сборки военно-исторических миниатюр, диорам, обучить приемам и технологии изготовления фигур;

  • обучить умению планирования своей трудовой и игровой деятельности;

  • обучить безопасным приемам работы с оборудованием и инструментами;

  • пробуждение и формирование интереса к военной истории, заложить основы военных знаний, истории нашей Родины и её Вооруженных Сил;

  • сформировать коммуникативные способности учащихся, научить применять на практике технические, технологические, военные и военно-исторические, историко-культурные понятия и термины.


Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение к труду и людям труда;

  • воспитывать уважение к Вооруженным Силам, воинским профессиям, понимание и уважение воинских традиций Российской армии;

  • формировать трудолюбие, настойчивость в преодоление трудностей, достижению поставленных задач;

  • формирование эмоционально - волевой устойчивости;

  • воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

  • приобщить к нормам социальной жизнедеятельности через создание ситуации успеха;

  • сформировать чувство коллективизма и взаимопомощи и взаимопонимания;

  • сформировать качества лидера и умение руководить и быть командиром;

  • сформировать правильное понятие дисциплины, умение выполнять приказы командира (умение подчиняться);

  • воспитывать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примерах истории Российских Вооруженных Сил, воинских традиций, воинских подвигов и деятельности русских полководцев;

  • формирование самостоятельности и инициативности;

  • воспитание бережливости и рационального использования материалов.


Развивающие задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • развитие элементов творческого мышления, конструкторских способностей, изобретательности, творческой инициативы;

  • развитие познавательной активности и способности к самообразованию;

  • развитие умений умственного труда (умение запоминать, анализировать, оценивать, предвидеть результаты);

  • развитие мотивации детей к творческому поиску;

  • развитие потребности детей в творческой деятельности;

  • развитие коммуникативной сферы ребенка.



Ожидаемый результат изучения курса

Должен знать:

  • правила техники безопасности;

  • требования к организации рабочего места;

  • основные инструменты, применяемые в моделизме, а также чертежные инструменты;

  • геометрические фигуры и условные обозначения на чертежах;

  • основные термины, применяемые в моделизме;

  • свойства некоторых материалов применяемые в моделизме;

  • основные термины и понятия, употребляющиеся в военно-исторической терминологии (относящиеся к периоду античности);

  • начальные факты из военной истории времен античности;

  • правила военно-исторических игр 1 уровня сложности.


Должен уметь:

  • читать сборочный чертеж военно-исторической миниатюры;

  • читать карту по её легенде;

  • работать простым ручным инструментом;

  • составлять простейший чертеж деталей;

  • работать с чертежным инструментом;

  • собирать военно-исторические миниатюры;

  • раскрашивать военно-исторические миниатюры;

  • использовать в речи простую техническую и технологическую терминологию, понятия и сведения;

  • использовать в речи военно-историческую терминологию и понятия (на достаточном уровне);

  • доводить начатое дело до конца;

  • обращаться за помощью к товарищам и преподавателю (при необходимости);

  • работать в группе;

  • применять игровые правила на практике при обыгрывании игровых ситуаций.


Должен иметь:

  • опыт участия в военно-исторических играх и выставках военно-исторических миниатюр.


Программа рассчитана на учащихся 7-10 лет.




















Учебно-тематический план


№п/п


Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1


1

2.

Основы техники безопасности

1


1

3.

Масштабы, применяемые в военно-исторической миниатюре

4


4

4.

Основы технологии и материаловедения

2

4

6

5.

Разбор и изучение правил игры

2

2

4

6.

Военная история древнерусского государства

6

12

18

7.

Итоговое занятие

1


1


Итого

16

18

34







































Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов(32)

Дата проведения

теория

практика

1.

Вводное занятие

1


3.09

2.

Основы техники безопасности

1


10.09

3.

Масштабы, применяемые в военно-исторической миниатюре

4



3.1

Игровые масштабы 1:72 и «24 мм» - их особенности применения, окраски.

2


17.09,

24.09

3.2

Коллекционные масштабы 1:32 – их особенности применения, сборки и окраски.

2


1.10,

8.10

4.

Основы технологии и материаловедения

2

4


4.1

Виды материалов используемых при сборке военно-исторических миниатюр

1


15.10


4.2

Виды и свойства водорастворимых красок

1

1

22.10

29.10


4.3

Холодные и теплые цвета


1

12.11


4.4

Техника работы с различными видами красок


2

19.11

26.11

5.

Разбор и изучение правил игры

2

2


5.1

Основные понятия о военной игре

1


3.12


5.2

Военная игра на плоскости


1

10.12


5.3

Понятия маневра в военной игре

1


17.12


5.4

Маневры на плоскости


1

24.12

6.

Военная история древнерусского государства

6

12


6.1

Былинные богатыри

1


14.01

6.2

Илья Муромец, Добрыни Никитич, Алеша Попович


1

21.01

6.3

Византийские походы


1

28.01

6.4

Походы Святослава

1


4.02

6.5

Походы Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого

1

1

11.02

18.02

6.6

Борьба против кочевников


1

25.02

6.7

Разгром Хазарского каганата


1

4.03

6.8

Невская битва



1

11.03

6.9

Ледовое побоище


1

18.03

6.10

Куликовская битва


1

1.04

6.11

Русско-шведская война


1

8.04


6.12

День народного единства


1

15.04

6.13

Русско-турецкая война


1

22.04

6.13

Взятия крепости Корфу соединенной русско-турецкой эскадрой под командованием Ф.Ф. Ушакова

1


29.04

6.14

Бородинская битва 26 августа (7 сентября) 1812 г.


1

6.05

6.15

Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг.

1


13.05

6.16

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

1


20.05

7.

Итоговое занятие

1


27.05



























Содержание изучаемого курса


  1. Вводное занятие. Обзор деятельности воспитанников в течение учебного года, его основные направления.

  2. Основы техники безопасности. Сохранение здоровья детей на занятиях кружка, поэтому учебный год начинается с блока «Техника безопасности». На теоретических занятиях дети изучают технику безопасности при работе с ручным инструментом. На практике изучается вопрос оказания первой медицинской помощи при порезах. Заканчивается блок зачетом состоящим из теоретической и практической части: теоретический зачет – проверка знаний в виде тестов, практический зачет – оказание первой доврачебной помощи пострадавшим.

  3. Масштабы, применяемые в военно-исторической миниатюре. Обзор игровых масштабов 1:72 и «24 мм» - их особенности применения, окраски. Обзор коллекционных масштабов 1:32 – их особенности применения, сборки и окраски.

  4. Основы технологии и материаловедения. На теоретических занятиях дети изучают вопросы о видах материалов, используемых при сборке военно-исторических миниатюр и методах работы с ними: различные виды пластических масс, их свойства и присущие им качества; различные виды клеев, применяемые при сборке фигур; различные виды шпаклевок, применяемые при сборке фигур. Особое место занимает вопрос окраски фигур, т.к. чем на более профессиональном уровне выполнена покраска, тем более реалистична и исторически грамотна, смотрится фигура воина. В теории изучаются вопросы видов и свойств водорастворимых красок: акварели, туши, гуаши и особенно акриловых красок, а также разных видов растворителей – воды и спирта. Изучаются вопросы основных и производных цветов, и деление на «теплые» и «холодные». На практических занятиях дети отрабатывают вопросы, изученные в теории: способы ручной обработки пластмасс различных видов; способы работы с литниками – обработка литников ручным инструментом, изготовление не сложных аксессуаров из литников; технология склеивания пластиковых деталей с помощью различных видов клея; технология шпаклевания швов и стыков на фигурах различными видами шпаклевок; изготовление простой шпаклевки на основе модельного клея; обработка зашпаклеванных поверхностей. Техника работы с различными видами краски на практических занятиях занимает важное место: техники работы с тушью, гуашью, акварелью. Акриловыми красками. Изучаются свойства красок, техника смешивания, получения производных цветов; техника работы с растворителями; технология ручного окрашивания фигур с помощью кисти наложение красок «одна на другую» и вопрос совместимости разных видов красок. В конце этого блока учащиеся сдают зачет: теоретически в виде теста и практически в виде выполнение одного или нескольких видов практических работ рассматриваемых в этом блоке.

  5. Разбор и изучение правил игры. Напомню, что правила первого года, предназначены для начинающих, и для тех, кто никогда не интересовался военной историей и не играл в солдатиков. Поэтому теоретически разбираются очень важные в дальнейшем вопросы: полк, виды построения - в шеренгу, в ряд, в колонну, в линию; понятия – фронт, тыл, правый и левый фланги; зона видимости; виды расстановки войск – в оборонительном сражении, во время встречного боя, выделение резервного полка и его значение; характеристики полка – подвижность, мощь, атака, защита, стрельба, движение, рукопашный бой и инициатива. Эти понятия затем переводятся в практическую игровую плоскость. Сначала необходимо научить учат игроков передвигать полки и отдельные фигуры на игровом поле. Для этого определяем понятия – шаг и подвижность с помощью кубика, и определяем, как полк должен двигаться по прямой (для этого используется линейка). Затем необходимо научить маневрам на поле боя. С помощью линейки, кубика и углового шаблона разбирается вопрос, как выполнять поворот полка, движение полка в сторону, назад, а так же проводить перестроение. Следующий шаг – проведение атаки: выбирается атакующий полк и цель – полк противника. Разбираются атаки фронтальная, фланговая, тыловая, неудавшаяся атака. На следующем этапе – стрельба. Определяются воины, ведущие стрельбу: пешие и конные лучники, арбалетчики, метатели дротиков, пращники. После этого определяется, кто из играющих «стреляет», определяется цели и дистанция стрельбы. Следующий шаг – определение попадания и пробивания доспехов. Учитывается, стрелял ли игрок по плотному строю или полку, участвующему в рукопашной схватке. Далее проводится ответная стрельба второго игрока, кульминация любого сражения – рукопашный бой. Сначала определяется выбор цели в рукопашном бою, затем проводятся тесты на попадание и пробивание. Следует ответный удар второго игрока, после этого определяется победители рукопашного боя - в проигравшем полку убираются фигуры «убитых» воинов. После этого следует охват флангов проигравшего полка и ввод в бой резервного полка. После этого определяется победитель. Кроме этого играющие должны учитывать наличие командиров, командную дистанцию, состояние полка без командира, наличие в армии главнокомандующего, музыкантов и знаменосцев. Дополнительно дается понятие психологической стойкости и паники, разбираются игровые ситуации, когда полк бежит с поля боя, охваченный паникой и преследуемый неприятелем. По результатам рукопашного боя и преследования разбитого противника определяется победитель. После полного разбора и изучения правил, проводится зачет в виде тренировочной игры.

  6. Политическая и военная история древнерусского государства. Изучение истории родной страны самая благодатная почва для воспитания в детях патриотизма и гражданственности. На родной русской почве понятие верности Родине, воинский подвиг, мужество, героизм, воинский долг, честь и достоинство принимают для детей вполне ясные и зримые, живые и очень близкие образы, что делает понятия воинской службы и любви к Родине очень яркими и значимыми для каждого подростка. Лучше всего начинать изучение этих вопросов с разбора деятельности былинных богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и др. Рассказ о них плавно должен перевести учащихся на почву русской истории. Детям необходимо объяснить, что военная слава наших предков славян гремела в Европе и Азии задолго до того как образовалось Русское государство. Поэтому сначала изучается вопрос о военном искусстве славян. Формирование государства происходило в условиях постоянных военных конфликтов «леса и степи». Освещается вопрос борьбы русского государства с хазарами, печенегами, половцами. Вклад в борьбу с ними князей Святослава, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Особое место при изучении теоретического материала отводится теме борьбы с иноземными захватчиками в 13-14 веках – борьбе русского народа с монгольским нашествием и отражении агрессии европейских феодалов. Этот материал всегда очень ярок, красочен и одновременно очень трагичен, поэтому его воздействие на учеников в плане воспитания любви к Родине очень велико. Этот материал заставляет трепетать и негодовать детские души, а образы героев надолго остаются в памяти и сознании подростков. Ключевые моменты – оборона русских городов Рязани, Владимира, Москвы, Торжка, Козельска, Киева от войск хана Батыя, Невская битва, Ледовое побоище. выдающиеся полководцы и герои служащие примером это Евпатий Коловрат, киевский воевода Дмитрий, князь Данил Галицкий, Александр Невский, Гаврила Алексич и др. Необходимо отметить, что героизм русского народа в годину суровых испытаний носит массовый характер. Заканчивается теоретический блок рассмотрением вопроса складывание русского государства вокруг Москвы и ее роль в свержение монгольского ига 1480 г. ключевой момент здесь это битва на Куликовом поле. Блок практической деятельности школьников предусматривает реконструкцию знаменитых сражений во время проведения игр. Это прежде всего битва на Калке, сражение на реке Сеть, Невская битва, Ледовое побоище, битва на Пьянее, сражение на Вожже, Куликовская битва. В плане игр по сценарию составленному детьми можно предложить поход Святослава против хазар, многочисленные бои с печенегами и половцами, а ток же походы монголов в страны Европы. Завершить данный блок следует ученической Военно-исторической конференцией, посвященной страницам славного героического прошлого нашей Родины.

  7. Итоговое занятие целесообразно провести в виде выставки Военно-исторических миниатюр. Участие в выставке влияет на качество работ учащихся, способствует повышению исторической точности работы, способствует повышению качества фигуры, служит мотивацией для изучения униформы, вооружения и других военно-исторических вопросов, вводит детей в удивительный мир прошлого, позволяет глубже понять эпоху, помогает детям почувствовать себя исследователями, воспитывает в детях потребность в новых знаниях, самостоятельность.






































Методическое обеспечение программы


Учебно-наглядные средства обучения.

  • Печатные: плакаты, таблицы, графики, схемы, карты;

  • Экранные: видеофильмы и компакт-диски;

  • Объемные: материалы, инструменты, приборы, объемные модели и фигуры.


Дидактическое обеспечение

  • Наборы военно-исторических миниатюр, выпускаемые фирмой «Звезда» и другими фирмами;

  • Чертежи различных видов метательных машин и осадной техники;

  • План-схемы древних городов Западной Европы и Руси;

  • Чертежи оборонительных сооружений: стен, башен, ворот, рвов, валов, мостов;

  • Планшеты и папки с образцами униформы;

  • Карты и схемы военных походов и сражений;

  • Карточки с заданиями для учащихся;

  • Тесты для проверки знаний учащихся.


Техническое оснащение занятий

Занятия клуба моделистов целесообразно проводить в специализированной мастерской, обеспеченной следующим оборудованием:

    1. компьютер персональный 1 шт.

    2. множительная техника 1 шт.

    3. телевизор 1 шт.

    4. видеомагнитофон 1 шт. (или проигрыватель DVD)

    5. аэрограф 4 шт.

    6. компрессор к аэрографу 2 шт.

    7. гравёр 2 шт.

    8. чертежные инструменты

  • линейка металлическая 20 шт.

  • циркуль 15 шт.

  • измеритель 15 шт.

  • транспортиры 20 шт.

  • рейсинга 3 шт.

  • штангенциркуль 5 шт.

    1. инструменты

  • скальпель 20 шт.

  • нож канцелярский 20 шт.

  • нож сапожный 10 шт.

  • пинцеты (различной конфигурации) 30 шт.

  • набор резаков по дереву 10 комплектов

  • бумага наждачная «0», «00», «000» 100 листов

  • напильники 15 шт.

  • набор надфилей 10 комплектов

  • дрель ручная 3 шт.

  • набор сверл от 0,1 – 5 мм

  • бокорезы 10 шт.

  • кусачки 10 шт.

  • плоскогубцы 10 шт.

  • ножовка по дереву 5 шт.

  • ножовка по металлу 5 шт.

  • лобзик 5 шт.

  • полотно к лобзику и ножовке по металлу 30 шт.

  • стусло 1 шт.

    1. принадлежности

  • клей модельный 50 шт.

  • краски акриловые 100 шт.

  • краски эмалевые 100 шт.

  • краски темперные художественные 10 комплектов

  • краски масляные художественные 10 комплектов

  • кисточки 50 шт.

  • наборы военно-исторических миниатюр 50 комплектов

  • шпаклёвка «Тамия» 10 тюбиков

  • пластика двухкомпонентная 10 упаковок



Также при изучении программы использовались следующие материалы:


Фильмы


  1. Ран

  2. Аттела завоеватель

  3. Последний самурай

  4. Судьба мудреца

  5. Жанна д` Арк

  6. Замок совы

  7. Александр Невский

  8. Айвенго

  9. Одиссей

  10. Спартак

  11. Колосс Родосский

  12. Триста спартанцев

  13. Клеопатра

  14. Лев зимой

  15. Аназапта

  16. История рыцаря

  17. Ермак

  18. Рыцари круглого стола

  19. Патриот

  20. Гладиатор

  21. Викинги

  22. Емельян Пугачев

  23. Храброе сердце

  24. Русский бунт

  25. Легенда о доблестном рыцаре Айвенго

  26. Пан Володыевский

  27. Даки

  28. Генрих V

  29. Петр I

  30. Александр Суворов

  31. Война и мир

  32. Гусарская баллада

  33. Исторические сражения: Пунические войны

  34. Исторические сражения: римское завоевание Британии

  35. Исторические сражения: галльские войны

  36. Исторические сражения: войны викингов

  37. Исторические сражения: Гастингс 1066 год.

  38. Исторические сражения: завоевания нориганнов

  39. Исторические сражения: крестовые походы.


Компакт-диски

  1. Униформа армий мира

  2. Античная и средневековая артиллерия

  3. Униформа

  4. Военная энциклопедия

  5. Наука побеждать т 1и2

  6. История древнего мира

  7. История средних веков

  8. История России

  9. История военного искусства

  10. Рыцари креста

  11. Рыцари чести

  12. Castle strike

  13. Strond hold

  14. Strond hold 2

  15. Strond hold crusader























Список литературы


    1. В.Шпаковский, Битва на Калке в лето 1223, М., «ТМ», 2003 г.

    2. М.Горелик, Армии монголо-татар X-XIVвека, М., «ТМ», 2003 г.

    3. Рыцарские войны (книга – игра), М., Росмэн, 1995 г.

    4. А.Ю.Синицын, Самураи, С-Пб, «Паритет», 2001 г.

    5. «Что, как, почему», Замки и крепости, М., Росмэн, 2001 г.

    6. Поля ратной славы, М., Современник, 1987 г.

    7. Великие битвы, Минск, «Белфакс», 2003 г.

    8. Георгиевские кавалеры, М., «Белый город», 2002 г.

    9. Древние греки: мифы и легенды, М., «Диалог», 1995 г.

    10. Викинги: мифы и легенды, М., «Диалог», 1996 г.

    11. А.Торопцев, От Руси к России, М., Росмэн, 2000 г.

    12. Археология (Оксфордская энциклопедия), М., Росмэн, 1996 г.

    13. Иллюстрированная мировая история: королевские династии, М., Росмэн, 1996 г.

    14. Иллюстрированная мировая история: викинги, М., Росмэн, 1993 г.

    15. Иллюстрированная мировая история: римляне, М., Росмэн, 1993 г.

    16. Иллюстрированная мировая история: греки, М., Росмэн, 1994 г.

    17. Иллюстрированная мировая история: славяне, М., Росмэн, 1995 г.

    18. Иллюстрированная мировая история: мировая история в датах, М., Росмэн, 1994г.

    19. Иллюстрированная мировая история: ранние цивилизации, М., Росмэн, 1993 г.

    20. Иллюстрированная мировая история: двадцатый век, М., Росмэн, 1995 г.

    21. Энциклопедия Всеобщая история, М., «Аванта +», 1994г.

    22. Энциклопедия История России т1, 2, 3, М., «Аванта +», 1995 – 1998 гг.

    23. Энциклопедия История ХХ века: зарубежные страны, дополнительный том, М., «Аванта +», 2002 г.

    24. А.Торопцев, Книга битв: ХХХ – IV века до н. э., М., «Росмэн», 1993 г.

    25. А.Торопцев, Книга битв: IV в.до н. э. – VI в.н.э., М., «Росмэн», 1993 г.

    26. А.Торопцев, Книга битв: VI - IХ в.н.э., М., «Росмэн», 1993 г.

    27. А.Торопцев, Книга битв: крестоносцы, М., «Росмэн», 1994 г.

    28. А.Торопцев, Книга битв: завоеватели ХIII – ХV века, М., «Росмэн», 1995 г.

    29. А.Торопцев, Книга битв: век России - ХVIII век, М., «Росмэн», 1995 г.

    30. А.Торопцев, Книга битв: Наполеон, М., «Росмэн», 1996 г.

    31. А.Торопцев, Книга битв: имперские войны, М., «Росмэн», 1996г.

    32. Ю.Каштанов, Эпоха Петра, Смоленск, «Русич», 2000 г.

    33. В.Блохин, Русь под игом, Смоленск, «Русич», 1999 г.

    34. Очевидец – Обо всем на свете: битва, М., «Слово», 2000 г.

    35. Очевидец – Обо всем на свете: доспехи и оружие, М., «Слово», 2001 г.

    36. Очевидец – Обо всем на свете: замок, М., «Слово», 2002 г.

    37. Очевидец – Обо всем на свете: рыцари, М., «Слово», 2002 г.

    38. К.Шант, Стрелковое оружие: иллюстрированная энциклопедия с ХV в. до наших дней, М., «Омега», 2002 г.

    39. Рассказы русских летописей, Новосибирск, 1995 г.

    40. Рыцари: школьный путеводитель, С-Пб., «Тимошка», 2006 г.

    41. Король Артур и рыцари круглого стола, С-Пб., «Марафон», 1997 г.

    42. Из истории Отечества, М., «Панорама», 1992 г.

    43. Средневековый замок, Смоленск, «Русич», 1997 г.

    44. Илиада: троянская война, Минск, «Белфакс», 1998 г.

    45. Одиссея: приключения Одиссея, Минск, «Белфакс», 1998 г.

    46. Александр Македонский, Минск, «Белфакс», 1997 г.

    47. Легенда о Робин Гуде, Минск, «Белфакс», 1994 г.

    48. Атлас Древнего мира, М., «Слово», 1996 г.

    49. Новый солдат №1 – 120, Артемовск.

    50. Масштабные модели №87, 94, 96, Артемовск.

    51. Сержант №1 – 34, М., «Сержант», 1999 – 2006 г.

    52. Реконструктор №1 – 4, М., «Эксперимент», 2005 – 2006 г.

    53. Мировые войны, М., «Братина», 2005 – 2006 г.

    54. Воин, М., «Братина», 2005 – 2006 г.

    55. Военные игры и миниатюры, М., «ТМ», 2003 – 2006 г.