Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«ЛЕБЕДЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Суджанского района Курской области
Доклад
«Из опыта работы.
Кружок «Выпиливание и выжигание»
Подготовил:
учитель технологии: Писарцов В. А.
2019 год
«Плохой учитель излагает.
Хороший учитель учит.
Выдающийся - показывает.
Великий – вдохновляет».
Винсент Ван Гог.
Одна из важных задач общеобразовательной и профессиональной школы – улучшение организации всесторонней внеклассной и воспитательной работы. Разнообразная внеклассная деятельность позволяет углубить знания школьников, расширяет возможности изучения учебного предмета, выбора занятия по своим склонностям и интересам создаст предпосылки для привития учащимся интереса к той или иной отрасли знаний.
Создание широкой сети кружков, объединений учащихся по интересам позволит приступить к реализации требований реформы о включении каждого школьника в разнообразную внеурочную деятельность. В связи с этим увеличиваются и воспитательные возможности кружковых занятий. Если раньше при проведении кружковой работы уделялось больше внимания расширению знаний по тому или иному учебному предмету, то теперь работа в каждом из кружков стали одним из видов творческой деятельности детей. Это заметно повышает значение кружковой работы в воспитании учащихся.
Участие в кружковой работе способствует и более успешному развитию общественной активности учащихся: у них повышается интерес к общественной работе, усиливается чувство значимости общественной деятельности, стремление жить интересами коллектива.
Изменение обстановки, непринужденный характер отношений, возникающих в дружной, веселой и интересной кружковой работе, обеспечивают простор для соединения теоретической работы с практическим применением знаний, значительно расширяют контакты между учителем и учеником.
Занятия в кружке художественного выпиливания и выжигания, например, развивают у детей, помимо практических умений и навыков по обработке древесины, творческие способности, внимание, усидчивость, воспитывают художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству.
В этом кружке дети получают и эстетическое воспитание. Руководитель кружка заботится о выработке у детей эстетического вкуса, о том, чтобы праздники и смотр, олимпиады и турниры были украшены поделками, эмблемами, сувенирами, сделанными руками ребят, чтобы дети стремились вносить красоту в окружающую их жизнь, что бы участие в кружке формировало и постоянно совершенствовало не только трудовые, но и художественно-творческие способности. Ведь фантазии детей в сочетании с выдумкой и кропотливой работой помогает превратить в удивительные вещи простую древесину, делать ажурные шкатулки с выжженным золотистым орнаментом, полочки с замысловатым отлакированным рисунком. Поделки, сделанные ребятами в кружке, всегда найдут применение в жизни.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Выпиливание и выжигание» для 7-8 классов составлена на основе следующих нормативно- правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»
Устав ОУ;
Положение о рабочей программе по отдельным учебным предметам, курсам, внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в МКОУ «Лебедевская ООШ»
Учебный план МКОУ «Лебедевская ООШ» для учащихся 5-9 классов, обучающихся по ФГОС на 2018-2019 учебный год.
УМК
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5-9 класс. Программа рассчитана для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение 2010 год.
Программа рассчитана на 1 год обучения -70 учебных часов (по 1 часу в неделю в 7 классе и по 1 часу в неделю в 8 классе).
Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Формы работы: групповые и индивидуальная.
Методы реализации программы: рассказ, беседа, практические работы, демонстрации видеофильмов, метод индивидуальных и групповых проектов.
Выпиливание лобзиком и выжигание по дереву – это один из самых распространенных и любимых видов декоративно-прикладного искусства среди учащихся. Простота оборудования, наличие в школьных мастерских инструментов и приспособлений, материалов, а так же доступность приемов выполнения работы позволяют заниматься на кружке учащимся 5-7 классов. Занятия в кружке, сочетают искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, продуктивно использовать свободное время учащихся. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий с демонстрацией дидактического материала, готовых образцов и приемов работы. Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий, следуя от простых к более сложным операциям. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе кружка является выполнение школьниками комплексных коллективных работ (творческих проектов). Перед учащимися ставятся воспитательные цели: уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами техники безопасности. Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для группового исполнения. Коллективные работы выполняются тремя и более учащимися. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого учащегося. Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у ребят чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют более качественному исполнению изделий. Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического выполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем членам кружка. В процессе кружковой работы у школьников развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Особое внимание уделено вопросам электробезопасности и санитарной гигиены. Учащиеся должны выполнять работу в специальной одежде.
В результате обучения учащиеся смогут:
рационально организовывать рабочее место;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Планируемые результаты освоения кружка
Учащиеся должны ознакомиться и овладеть:
С особенностями материалов, используемых в художественной деятельности, средствами; правилами техники безопасности при ручной обработке древесины.
Выбирать для работы фанеру с различными свойствами
Различать фанеру по виду, по цвету, толщине.
Размечать фигуры по шаблону, линейки, угольника, с применением циркуля.
Вырезать точно по намеченным линиям.
Вырезать симметричные фигуры.
Правильно использовать природный материал в своих работах.
Развивать фантазию, воображение в различных формах творческой художественной деятельности, развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость; приобретать первичные навыки изображения предметного мира, начальные навыки изображения пространства на плоскости.
По окончании года занятий учащиеся должны:
знать:
— устройство и применение лобзика;
— строение и свойства древесины и древесных материалов;
— материалы, используемые для резьбы;
— основные виды столярных соединений;
— основные виды резных орнаментов;
— способы переноса изображения на заготовку;
— способы заделки дефектов древесины;
— способы отделки готовых изделий.
уметь:
— организовать рабочее место;
— безопасно пользоваться инструментами;
— переносить изображение на заготовку;
— использовать стандартные приёмы резьбы;
— исправлять дефекты материала и изделия;
— правильно соединять детали готовых изделий;
— использовать морилки, лаки, красители;
— анализировать качество работы и изделий.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
— осознание своих творческих возможностей;
— проявление познавательных мотивов;
— развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— принимать и сохранять учебную задачу;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— различать способ и результат действия;
— адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
— осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
— строить речевые высказывания в устной форме;
— оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
— включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— Формулировать собственное мнение и позицию;
— задавать вопросы;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Оборудование и материал.
Верстак столярный;
Ручной или автоматизированный инструмент для сверления;
Набор инструментов для работы по дереву (ножовка, рубанок, стусло, стамеска, киянка, наждачная бумага и т.д.);
Фанера;
Лакокрасочные материалы;
Копировальная бумага;
Выжигатель;
Ручной лобзик;
Компьютер, проектор, экран.
Методическое обеспечение
Рисунки на рабочую поверхность.
Технологические карты.
Инструктажи по технике безопасности
Во время проведения внеурочных занятий по технологии важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться идеями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах.
Умелое сочетание видов исследовательской деятельности учит ребёнка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.
В результате внеурочной деятельности по технологии раскрывается творческий потенциал всех обучающихся. Каждый ученик публично демонстрирует достигнутое. Это значимо и интересно для детей. Их кругозор расширяется. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.
В ходе выполнения этой интересной деятельности, у школьников вырабатывается творческая самостоятельность при выполнении любой работы. И это качество в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.
«Подлинная красота человека проявляется в труде. Прекрасен не только результат труда, но и сам процесс свободного труда, в котором раскрываются творческие возможности человека, мощь его разума, его власть над силами природы. Труд стоит у истоков эстетического чувства, у истоков искусства, которое само является областью вдохновенного духовного труда.»
П. Р. Атутов