«Занимательная математика»
(кружок)
Пояснительная записка.
Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку ко взрослой жизни.
Цель программы кружка «Занимательная математика» – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Основными задачами являются:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора.
2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю особенность периода от 6 до 8 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
В шестилетнем – семилетнем возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника является еще игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы, турниры.
Согласно учебному плану всего на проведение занятий внеурочной деятельности клуба «Занимательная математика» в начальной школе выделяется 34 часа во 2 классе (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Тематическое планирование
занятий кружка « Занимательная математика»
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудова ние |
| Что дала математика людям? Зачем её изучать? | 2 ч | | |
1. | Математика вокруг нас. | 1ч | 1.09. | |
2. | Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики» | 1ч | 8.09. | |
| Путешествие в конструирование. | 3ч | | |
3. | Волшебный круг | 1ч | 15.09. | |
4. | Работа над проектом «Подводный мир» | 1ч | 22.09. | |
5. | Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур. | 1ч | 29.09 | |
| Развитие познавательных способностей. | 13ч | | |
| Тренировка внимания | 3ч | | |
6. | Игры на внимание. | 1ч | 6.10. | |
7. | Развитие концентрации внимания. | 1ч | 13.10. | |
8. | Тренажёры на развитие внимания. | 1ч | 20.10. | |
| Тренировка памяти | 3ч | | |
9. | Тренировка слуховой памяти. | 1ч | 27.10. | |
10. | Тренировка зрительной памяти. | 1ч | 10.11. | |
11. | Тренажёры на развитие памяти. | 1ч | 17.11. | |
| Поиск закономерностей | 4ч | | |
12. | Числовая и буквенная закономерность. | 1ч | 24.11. | |
13. | Поиск закономерностей. | 1ч | 1.12. | |
14. | Логические задачи. | 1ч | 8.12. | |
15. | Логически - поисковые задания. | 1ч | 15.12. | |
| Совершенствование воображения | 2ч | | |
16. | Работа с изографами и числографами. | 1ч | 22.12. | |
17. | Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1ч | 12.01. | |
| Развитие быстроты реакции | 1ч | | |
18. | Игры на развитие реакции. | 1ч | 19.01. | |
| Олимпиадные задания по математике. | 7ч | | |
19. | Занимательные задачи. | 1ч | 26.01. | |
20. | Логические задачи для юных математиков. | 1ч | 2.02. | |
21. | Задачи повышенной трудности. | 1ч | 9.02. | |
22. | Решение нестандартных задач. | 1ч | 16.02. | |
23. | Математические тренажёры. | 1ч | 28.02 | |
24. | Блиц - турнир по решению задач | 1ч | 2.03. | |
25. | Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» | 1ч | 14.03. | |
| Очень важную науку постигаем мы без скуки. | 9ч | | |
26. | Задачи в стихах. Математические задачки-шутки. | 1ч | 16.03. | |
27. | Экспромт - задачки и математические головоломки. | 1ч | 6.04. | |
28. | Логические математические задания. Ребусы. | 1ч | 13.04. | |
29. | Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки» | 1ч | 20.04. | |
30. | Задачи – шутки. Ребусы. | 1ч | 27.04. | |
31. | Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | 1ч | 4.05 | |
32. | Игры «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник» | 1ч | 16.05. | |
33. | Игры на развитие реакции. | 1ч | 18.05. | |
34. | Подведение итогов | 1ч | 25.05. | |
Итого: 34 часа
Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Литература (для работы в кружке)
1. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 1-2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/
2. В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ, 1999.
3. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/
4. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) / Рабочие тетради, 1-2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/
5. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. (составитель Е. В. Языканова)/Учебно- методическое пособие, 1-2 класс. Москва: «Экзамен»,2010г./
6. Журнал « Начальная школа».