IX муниципальная научно-практическая конференция школьников
«Я познаю мир наук»
КРЫМ В ПАМЯТИ МОЕЙ
Информационно-исследовательский
Работу выполнил:
Петрищев Максим,
ученик 8 класса
Изосимовского филиала
МБОУ Кочетовской СОШ.
Научный руководитель:
Тагина Татьяна Алексеевна,
ст. вожатый
Изосимовского филиала
МБОУ Кочетовской СОШ.
Изосимово
2019 г.
Тезисы
«Крым в памяти моей»
Автор работы:
Петрищев Максим, 8 класс
Изосимовский филиал МБОУ Кочетовской СОШ
с. Изосимово Мичуринского района
Руководитель:
Тагина Татьяна Алексеевна, старший вожатый
Проблема: Может ли быть интересным путешествие по Крыму?
Для того чтобы подчеркнуть актуальность данной темы я провел тестовый опрос среди учеников нашей школы. Был задан вопрос: «Какие места нашей страны вы хотели бы посетить в период летних каникул?». Тестирование показало, что в действительности, желающих отправиться в путешествие в Крым преобладает.
Цель исследования: показать на собственном путешествии как прекрасен и необъятен Крым.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
2. Определить значимость Крыма для развития туристического потенциала России.
3. Создать экскурсионный тур по Крыму.
4. Познакомить обучающихся нашей школы с полученной информацией о полуострове Крым.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме;
- фоторепортаж с мест посещения в Крыму;
- беседы;
- тестовый опрос;
- конкурс стенгазет;
- интеллектуальная викторина «Что мы знаем о Крыме»;
- онлайн-тест;
- анкетирование «Памятники Крыма».
Материалы исследования (см. Приложения)
Достигнутые результаты и выводы.
В результате исследования я выяснил, что учащиеся нашей школы мало что знают о Крыме, но хотели бы подробно знать его географическую характеристику, познакомиться с историческими памятниками полуострова. Поэтому при проведении тестового опроса «Какие места нашей страны вы хотели бы посетить в период летних каникул?», 60% учащихся хотели бы побывать в Крыму, познакомиться с его достопримечательностями.
Я надеюсь, что присоединение Крыма подтолкнет развитие в России внутреннего туризма и общество увидит в туризме перспективный источник социально-экономического развития. Работая над данным проектом, я увидел проблемы и перспективы развития Крыма, познакомился с картами маршрута.
Моя работа может быть полезна, на уроках истории, географии, при изучении регионов России, на внеурочной работе со школьниками.
Содержание
Введение………………………………………………………………………...5
Коротко о Крыме………………………………………………………...7
Из истории лагеря «Артек»……………………………………………..8
Достопримечательности Крыма……………………………………….11
Ханский дворец………………………………………………………………………….11
Массандровский дворец……………………………………………….12
Ливадийский дворец…………………………………………………...13
Культурно-исторический центр «Викинг»…………………………...13
Уникальная природа Крыма…………………………………………...15
Голицынская тропа……………………………………………………..15
Гора Аю-Даг, или «Медведь-гора»……………………………………16
Долина Привидений……………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованных источников………………………………………...19
Приложения…………………………………………………………………...20
Введение. Актуальность.
Не так давно, а именно 18 марта отмечался день воссоединения Крыма с Россией. Вот уже 5 лет, как полуостров Крым входит в Состав Российской Федерации.
Во все времена великие поэты, писатели приезжали в Крым за вдохновением, сочиняли стихи и писали прозу.
«О Крыме можно говорить,
Его природой чудной восхищаться,
Крым невозможно сердцем не любить,
На эту землю стоит возвращаться!»
Нельзя не согласиться с автором этих строк. Все дело в том, что Всероссийское движение школьников «Сделаем Вместе» в 2018 году осуществило мою мечту. Благодаря акции «Наши Герои», участию в ней и победе, я побывал в международном детском центре «Артек» на удивительном черноморском полуострове Крым, в краю потрясающей красоты, не оставляющим равнодушным никого, кто хотя бы раз посетил эту приветливую землю.
Действительно, Крым – один из удивительнейших и прекраснейших уголков нашей планеты. Но увидеть и почувствовать это можно только попав туда, вдохнув этот живой воздух, увидев эти дивные скалы и сказочные цветы.
Для того чтобы подчеркнуть актуальность данной темы я провел тестовый опрос среди учеников нашей школы (приложение 1). В опросе участвовало 50 человек. Был задан вопрос: «Какие места нашей страны вы хотели бы посетить в период летних каникул?». Тестирование показало, что в действительности, желающих отправиться в путешествие в Крым преобладает. Об этом свидетельствуют данные в таблице (приложение 2).
Полученные результаты можно также представить в виде диаграммы (приложение 3).
Как мы видим, 60% обучающихся в период летних каникул хотят посетить полуостров Крым. Значит, учащимся нашей школы действительно интересно путешествие по Крыму. Мне стало интересно дальше развивать свою тему, поэтому после тестового опроса я провел анкетирование «Знакомы ли вам исторические памятники Крыма» среди учеников средней школы (приложение 4). Данные анкетирования показали, что школьники мало знакомы с крымскими достопримечательностями, или вовсе не знакомы, но очень хотят узнать. Об этом свидетельствуют данные диаграммы (приложение 5).
Я хочу поделиться с учениками своей школы собственными впечатлениями от путешествия по Крыму летом 2018 года. Итак, я приглашаю вас на незабываемую экскурсию на волшебный полуостров Крым.
Коротко о Крыме.
Крым – яркий, удивительный и необычный полуостров, куда входят 16 городов, 14 районов, а так же больше тысячи поселков, деревень и сельских населенных пунктов. Крупнейшие города – Севастополь, Симферополь, Ялта, Феодосия, Керчь и Евпатория. На территории Крыма проживает больше 2 миллионов человек.
Вне всяких сомнений, Крым – особенно, его южная часть – является ещё одним местом нашей планеты, обязательным для посещения каждым путешественником, влюблённым в природу. Оторванный, волею природы, от большой земли, со всех сторон окружённый морем, Крым сохранил в своих укромных уголках многое из того, что уже бесследно исчезло под жестоким напором цивилизации. Крым – это настоящая маленькая планета, где под одной крышей мирно уживаются море и горы, густые леса и равнины, каньоны и даже маленькие пустыни. Трудно вспомнить другой такой уголок земли, где все стихии – морская, земная и подземная – объединились бы в едином порыве красоты и страстного самовыражения.
Ежегодно Крым посещают огромное количество туристов, которых привлекает в первую очередь великолепный климат, достопримечательности и исторические места. Полуостров богат памятниками истории и культуры – здесь происходили великие события.
Достопримечательности Крыма расположены по всему полуострову, в какую бы его часть вы не поехали – будет на что посмотреть. Крым называют сердцем планеты, жемчужиной, что неудивительно, если взглянуть на карту мира – полуостров находится в самом центре, по форме чем-то напоминая сердце планеты. Полуостров часто называют – «мир в миниатюре» или «музей под открытым небом». И это на самом деле верно. Славится Крым не только уникальными памятниками природы, но и многочисленными историческими и архитектурными достопримечательностями, музеями, парками, дворцами.
Из истории лагеря «Артек».
За время пребывания на полуострове Крым всем нашим отрядом мы побывали в культурно-историческом центре «Викинг» города Севастополь, на пароходе отправлялись в морское путешествие, на рассвете поднимались на огромную «Медведь-гору» Аю-даг, посетили Ливадийский, Ханский и Массандровский дворцы. Каждое местечко, где побывал, я храню в своей памяти, потому что такое просто нельзя забыть. Я благодарен детскому центру «Артек» за возможность увидеть необыкновенной красоты природу, достопримечательности, подышать морским воздухом, познакомиться с интересными людьми.
В своей работе особое внимание хочется уделить истории «Артека».
В 1924 году из Москвы в Крым приехал председатель ЦК РОКК Зиновий Петрович Соловьев. Он отдыхал, любовался природой, гулял у подножья горы Аю-Даг и полной грудью вдыхал живительный горно-морской воздух, но мысли его были далеко.
Его заботил вопрос о том, чтобы в возможно короткий срок поправить здоровье детей. Он мечтал создать такие учреждения, «где врачи имели бы дело с организованным детским коллективом». Лагерь-санаторий, «лечебный лагерь» — вот что хотелось создать Зиновию Петровичу. Проводя свой отпуск в Гурзуфском отделении Крымской военно-курортной станции, Зиновий Петрович гулял в урочище Артек, который удовлетворил его во всех отношениях.
Особенно радовало Соловьева то обстоятельство, что лагерная площадка может быть со временем расширена, и лагерь «развернется в настоящую пионерию». Место под лагерь было выбрано как нельзя удачно.
Не менее удачен был и выбор организатора лагеря. Открыть к началу 1925 года санаторный лагерь было поручено доктору Федору Федоровичу Шишмареву. «Артеку» он отдал восемь лет своей жизни, бессменно работая главным врачом. Исключительный организатор, великолепный врач – он являлся правой рукой З.П. Соловьева в деле организации лечения и отдыха детей.
И вот 16 июня 1925 года в уютной и живописной бухте, где тишину и покой охраняет древний Аю-Даг, зазвучали детские голоса и под звуки горна взвился ввысь флаг, – так в Крыму открыл свою первую смену лагерь-санаторий «Артек».
В первый год «Артек» за четыре летних смены принял 320 детей.
Детей размещали в палатках, высоких, светлых, с деревянными полами. Убранство их хотя и состояло из простых деревянных, обтянутых парусиной кроватей, деревянных табуретов и грубых прикроватных столиков, однако все содержалось в большом порядке. Самая лучшая палатка была отведена под изолятор, который стоял от лагеря на приличном расстоянии.
Для столовой использовалось место под тентом, где было расставлено шесть обеденных столов и скамейки. И хотя столы были грубо сколочены из теса, их покрывали белоснежными скатертями, а у каждого пионера была салфетка и кольцо для салфетки.
Был организован также клуб-библиотека, под который была отведена лучшая комната потемкинского домика. Там же хранились собранные детьми коллекции, инструменты и материалы для ручного труда.
Около самого моря, где теперь разбита «костровая» площадь с амфитеатром для гостей, была физкультурная площадка. Здесь же в первые годы зажигались артековские костры.
Летом 1925 года «Артек» посещает Клара Цеткин, которая позже напишет: «Хотите ли вы видеть свободных счастливых детей? Посетите летний лагерь, устроенный Красным Крестом в «Артеке»...»
В двадцатые годы в лагере отдохнули дети и взрослые из Германии, Голландии, Дании, Норвегии, Польши, Франции, Швеции.
24 июля 1927 года в «Артеке» введена штатная должность отрядного вожатого. Педагоги вели работу по краеведению и естествознанию, проводили экскурсии, учили ребят, как следует собирать гербарии и составлять коллекции, читали им лекции, проводили беседы. На образовательную работу отводилось 2–3 часа в день. В распорядок дня входил обязательный труд – дети убирали парк, чистили пляж, а также помогали расположенному по соседству хозяйству. Они собирали виноград, убирали сено, снимали урожай фруктов.
Экскурсий в те годы проводилось мало. Это было сложным делом, так как в «Артеке» не было транспорта, и нередко ребят из Севастополя доставляли на запряженных в дрожки лошадях.
В 1928 году Зиновием Петровичем был поставлен вопрос о реорганизации лагеря в постоянный лагерь-санаторий, функционирующий круглый год. И в этом же году дети отдыхали уже не в палатках, а в новых домиках.
Далее в своей работе я хочу познакомить вас с уникальной природой и достопримечательностями Крыма, где удалось мне побывать и увидеть все своими глазами.
Достопримечательности Крыма
Достопримечательности Крыма – тема настолько объемная, что раскрыть ее в нескольких абзацах даже очень обзорно не получится. Достопримечательности Крыма – тема для написания книг, тщательных исследований и увлекательных экскурсий. Даже бывалые «ходоки по Крыму», посвятившие этому занятию всю свою жизнь, признаются: до конца Крым так и не знают.
Начните свое собственное путешествие по достопримечательностям Крыма! А я, в свою очередь, хочу рассказать вам про уникальные дворцы, которые посещал во время пребывания в лагере «Артек».
3.1 Ханский дворец.
Ханский дворец в Бахчисарае – бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар, художественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия.
Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров.
Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница (тюрбе) Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное тюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля и другие объекты.
Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI-XVII веков. Главная архитектурная идея – воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.
Массандровский дворец.
Массандровский дворец (также известный как дворец Александра III) – это уникальный дворцово-парковый ансамбль.
Архитектурный проект предусматривал постройку Массандровского дворца в романтическом стиле Франзузского Ренессанса. Архитектор Месмахер Сумел без существенного изменения проекта придать дворцу одновременно монументальную суровость и изысканную нарядность, строгость и ясность линий, органичную вписанность в окружающий ландшафт.
Хотя в этом удивительном дворце никогда не жили его царственные владельцы, благодаря стараниям прежних его служителей и нынешних сотрудников музея, у посетителей создаётся впечатления, что всё готово к появлению хозяев в любой момент. Это не парадная резиденция, а тихий уютный жилой дом, правда, очень богатый.
В интерьере использованы различные стили и элементы декора: дубовые панели, фрески, метлахские изразцы, росписи, лепнина и многое другое. В каждой комнате есть центральный элемент, которому подчинен весь декор. Таким элементом в бильярдной, например, является камин.
Мебель тщательно подобрана и отражает разные стили, модные и популярные на рубеже XIX – XX веков. На стенах представлены картины известных художников, среди которых Л.А. Мещерский, В.В. Верещагин и другие, а также портреты членов августейшей семьи.
В столовой, оформленной как рыцарский зал, можно увидеть фарфоровый обеденный сервиз, вазы и различные интересные предметы.
В экспозиции много подлинных вещей, принадлежавших царской семье.
Массандровский дворец по праву стал считаться одной из самых известных достопримечательностей Крыма.
Ливадийский дворец.
Большой Ливадийский, или, как его еще называют – Белый дворец – один из самых известных и популярных памятников архитектуры не только Большой Ялты на южном побережье Крыма, но и всего Крымского полуострова. Свои двери Дворец в Ливадии распахнул для монаршей семьи в 1911 г. Главным архитектором и создателем инженерного проекта являлся один из самых выдающихся зодчих, имевший звание академика – Николай Краснов. Он за свою карьеру построил немало великолепных дворцов в разных регионах Крыма. Белый дворец в Ливадии и поныне поражает своей необыкновенной белоснежностью.
Доминирующий стиль архитектуры – итальянский Ренессанс, самым гармоничным образом дополненный готикой. В дворцовом экстерьере также прослеживаются элементы, характерные для византийского и арабского архитектурных стилей. Не просто легкость, а даже некую воздушность всему сооружению придают окна арочного типа, которые богато декорированы изящной и тонкой резьбой; а также – выполненные с особенным изяществом аркады и белоснежные мраморные колонны. Интерьерное решение дворца самым удачным образом сочетает в себе домашний комфорт и настоящее величие. И сегодня поместье в Ливадии – это полноценный ландшафтно-дворцовый комплекс, имеющий прекрасно благоустроенную и обширную парковую зону.
3.4 Культурно-исторический центр «Викинг».
Хотите погрузиться в эпоху викингов? Оказаться в 8-9 веке? Кинопарк «Викинг», первый в Крыму, приглашает всех желающих принять участие в путешествии во времени.
Парк занимает большую территорию, в нём продумано всё до мелочей и максимально реконструированы все детали. Экскурсовод расскажет о быте викингов, истории и обычаях. В парке можно пострелять из лука, понаблюдать за кузнецом. Имеется тут и сувенирная лавка, в которой поведают о различных оберегах, об их важности для викингов.
Съемки фильма «Викинг» потребовали постройки целой средневековой деревни. Реалистичные декорации привлекли внимание местных жителей, которые решили открыть здесь кинопарк.
Декорации построены вертикальной бревенчатой кладкой, в строительстве использовались только натуральные материалы: дерево, шкуры животных, природные красители – все как во времена существования этого народа. Рядом со входом растёт Дерево Жизни. Викинги представляли себе Вселенную в виде этого дерева. В центре парка расположился ресторан «Медовый Дом».
В культурно-историческом центре «Викинг» находится множество построек: водяная мельница, мясной дом, молочный дом, дом корабельщика, дом рыбака, дом предсказателя, дом гончара.
Уникальная природа Крыма.
Природа Крымского полуострова настолько разнообразна и неординарна, что Крым заслужил почетное звание «мир в миниатюре».
В Крыму уникальное сочетание рельефов: здесь степные равнины и горные вершины, остывшие вулканы и грязевые сопки, уютные бухты и обрывистые скалы. В Крыму можно посещать полноводные водопады и разнообразные пещеры, путешествовать по заповедным тропам заказников, открывать для себя ущелья, леса или долины.
Благодаря такому разнообразию природных даров на относительно малой площади, Крым способен подарить идеальный отдых для любой души.
Хочется рассказать об увиденных дарах крымской природы во время моего морского путешествия на пароходе.
4.1 Голицынская тропа.
Голицынская тропа – одна из главных достопримечательностей Нового света. Тропа берет свое начало на юго-западном берегу Зелёной бухты и проходит мимо удивительных естественных гротов. Тропа достаточно узкая и пролегает над вполне опасным обрывом, хотя местами она укреплена деревянными поручнями.
Через некоторое время, когда огибаешь мыс, появляется самый знаменитый из гротов, чудо Нового Света. В глубине грота расположена эстрада для музыкантов, а за ней – отверстие в стене, ведущее в одно из помещений для вин князя Льва Голицына. Здесь же в полу, в небольшом вырытом колодце собирается родниковая чистая вода.
Под сводами грота сквозь толщу морской воды видна огромная упавшая глыба – камень «Черепаха», под которым располагается подводный сквозной тоннель. Прохладная раковина грота остается позади, а тропа уводит туристов на западное направление, под южные обрывы Хоба-Каи. В этой части Голицынской тропы можно увидеть окаменевшие остатки кораллов, водорослей, морских ежей – обитателей тёплого юрского океана (им около 150 миллионов лет).
4.2 Гора Аю-Даг или «Медведь гора».
Медвель-гора, или Аю-Даг расположена на границе Большой Алушты и Большой Ялты. Высота Медведь-горы или Аю-Даг – 577 метров над уровнем моря, горный массив слегка вытянут в северо-западном направлении на 2400 метров, выступает в море на 2-2,5 километра. С 1947 года комплекс Аю-Даг объявлен памятником природы.
Форма горы Аю-Даг (Медведь-гора) характерна для всех лакколитов – так называемых «несостоявшихся вулканов». Куполообразная вершина образовалась в результате остывания магмы в толще земной коры. У вулкана как бы не хватило энергии для выброса расплавленных веществ из недр земли и, обессилев, он застыл на поверхности каменным грибом. Гора эта вдается в море, образуя мыс, хорошо видный почти со всех сторон Южного побережья. Для моряков это прекрасный ориентир.
Издали кажется, что гора поросла кустарником, на самом же деле шерсть исполинского каменного медведя – это настоящий густой и тенистый лес. В нем есть старинные дороги, тропы, обширные зеленые поляны, и тут же рядом – каменные обрывы, осыпи, скалы, о которые внизу разбиваются волны.
Аю-Даг называют одним из естественных минералогических музеев Южнобережья. Интересна и реликтовая растительность, покрывающая склоны и вершину горы: здесь обитают вечнозеленые земляничное дерево, кустарники иглица понтийская, ладанник крымский. Это единственное в Крыму местообитание особого вида лесной капусты и единственное местообитание редкого папоротника – краекучника птерисовидного.
4.3 Долина Привидений.
Долина Привидений – памятник природы у подножья горы Демерджи. Склоны Демерджи – это уникальное нагромождение скал, которые принято называть глыбовым хаосом. Форма и размеры глыб так причудливы, что в них можно угадать фигуры и портреты, созданные природой. Давая длинные тени, эти фигуры меняют свои очертания, и в них можно при желании увидеть все новые и новые образы. Именно поэтому долину называют Долиной Привидений. Здесь можно узнать и лягушку, и голову воина, и даже портрет Ельцина.
Самая известная легенда рассказывает о кузнеце, жившем на горе. Он ковал здесь оружие, и был настолько агрессивным и недобрым, что в свободное от работы время терроризировал деревню, расположенную в долине. Однажды кузнец захватил в плен девушку из этой деревни. Девушка пыталась убежать, но споткнулась о камень, упала и умерла. Бог горы рассердился, и огромные валуны сорвались с горы, уничтожив и кузницу, и деревню. Эти валуны и сейчас лежат в долине. Но гора помнит не только сказочного кузнеца и его пленницу. Тут проходит тропа, на которой снимались сцены из кинофильма «Кавказская пленница».
Заключение и выводы.
В результате бесед, проведенных уроков, онлайн-теста, конкурса стенгазет, школьники много нового узнали о Крыме, его истории, достопримечательностях. Об этом свидетельствуют результаты интеллектуальной викторины, которую я провел с учащимися по завершению моего исследования. Тема викторины «Что мы знаем о Крыме» (приложение 6). 90% из 100% обучающихся верно ответили на все вопросы викторины. Данные приведены в диаграмме (приложение 7).
Несмотря на приведённые выше трудности развития туристического комплекса России в целом и Крыма в частности, в долгосрочной перспективе можно говорить о существовании всех предпосылок для успешного развития туризма в Российской Федерации.
Хочется надеяться, что присоединение Крыма подтолкнёт развитие в России внутреннего туризма, и наша страна перестанет занимать одно из самых низких мест в рейтингах приоритетности развития туристической отрасли, и общество увидит в туризме перспективный источник социально-экономического развития.
Проделав данную работу, я выполнил поставленные задачи: создал виртуальную экскурсию по Крыму; познакомил обучающихся нашей школы с полученной информацией о полуострове Крым (о природе, достопримечательностях).
Я надеюсь, что проведенная мною экскурсия в мир живописного Крыма, удачно состоялась.
Предлагаю использовать карты, которые могут пригодиться при выборе маршрута путешествия (приложение 8).
Список использованных источников
http://virtual.crimea.ua/ru/nature/crimea.html
https://sevastopol.larest.ru/kulturno-istoricheskij-centr-viking-foto-na-karte-sgh94.html
https://artek.org/ob-arteke/istoriya/
Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида: Крым глазами великих русских писателей. М., 2011.
Легенды и предания Крыма. – М.: Реноме, 2015.
Сайбель Н.Ю., Потапова А.Е. Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым.
Приложение 1
АНКЕТА | ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: Какие регионы России вы хотели бы посетить во время летних каникул? 1. Кавказ 2. Крым 3. Санкт-Петербург 4. Урал 5. Алтай |
Приложение 2
Регионы России | Количество человек | Процент людей |
1.Кавказ | 12 | 24 |
2.Крым | 30 | 60 |
3.Санкт-петербург | 5 | 10 |
4.Урал | 1 | 2 |
5.Алтай | 2 | 4 |
Приложение 3
![]()
Приложение 4
Знакомы ли вам исторические памятники Крыма?
знакомы;
мало знакомы;
не знакомы, но хотелось бы познакомиться.
Приложение 5
![]()
Приложение 6
Интеллектуальная викторина «Что мы знаем о Крыме»
1. Что означают цвета флага Крыма?
2. Что изображено на гербе Крыма? Что он символизирует?
3. Что означает название Симферополь? Герб Симферополя?
4. В каком городе находится Девичья башня?
5. В каком городе находится памятник затопленным кораблям?
6. Назовите города-герои.
7. Где можно увидеть фонтан слез?
8. Где находятся Золотые ворота Крыма?
9. Где находится подводный музей «Аллея вождей»?
10. Назовите выдающихся людей Крыма.
11. Какая самая длинная пещера?
12. Какие дворцы Крыма вы знаете?
13. Что вы знаете о Лебяжьих островах?
14. Какие животные, растения занесены в Красную книгу?
15. Самый большой зверь Крыма.
16. Характерная особенность Черного моря.
17. Самая опасная рыба Чёрного моря?
18. Какие легенды Крыма вам известны?
Приложение 7
![]()
Приложение 8
Карта состава курортного Крыма |  |
Физическая карта Крыма для определения его географического положения |  |
Карта туристических регионов для выбора маршрута путешествия |  |
22