СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КРЗ для обучающихся ОВЗ ЗПР 7.2

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КРЗ для обучающихся ОВЗ ЗПР 7.2»

Приложение к АООП ОВЗ ФГОС вариант 7.2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Климовская средняя общеобразовательная школа № 2



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на ППК Заместитель директора на заседании приказом № 75

МБОУ Климовской СОШ №2 Климовской СОШ №2 педагогического от24.08.2020

Руководитель консилиума _______/Е.А.Сахарова / совета МБОУ Директор школы

______/В.С.Талубаева/ Климовской СОШ №2 ______/Н.А.Грачева/

протокол №1

от 24.08.2020





Рабочая программа ФГОС ОВЗ 7.2

по курсу ««Развитие психомоторики и сенсорных процессов»





Составила:

Талубаева Валентина Сергеевна

педагог-психолог







2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для решения сложной проблемы сенсорного развития детей с ОВЗ. Актуальность программы:  Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуальнотипологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.  Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Методологические и теоретические обоснования программы: Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивидуализации воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых условий для их развития, становления как субъектов учебной деятельности. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Принципы отбора содержания и его организации: 1. Принцип единство диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психологопедагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка. 2. Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования. 3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. 4. Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник. 5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. 6. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному. 7. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Адресат: Программа составлена для детей с ОВЗ обучающихся по специальной (коррекционной).

Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное представление, об окружающей действительности способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество.

Задачи программы:

 формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

 формирование пространственно-временных ориентировок;

 коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины;

 развитие слухового восприятия;

 исправление недостатков моторики;

 коррекция зрительно-моторной координации;

 обогащение словарного запаса детей;

 формирование целенаправленности движений и действий.

Тип программы: коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г. Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения. Временные рамки продолжительности занятий: продолжительность занятий 20-30 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Ожидаемые результаты: в результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать полное описание объектов и явлений;

— различать противоположно направленные действия и явления; — видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.

Программа состоит из следующих этапов:

1.Предварительный этап. Включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Определение учащихся для коррекционных занятий.

2.Основной этап. Данный этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:

1. Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.

2. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено.

3. Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

4. Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

5. Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.

6. Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами.

7. Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».

8. Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах.

9. Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. 3. Заключительный этап. На данном этапе проводится повторная диагностика, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1

7.09

Вводное занятие о предмете психомоторика.

1

2

14.09

Исследование зрительного и слухового восприятия.

1

3

21.09

Оценка восприятия пространства и времени.

1

4

28.09

Исследование переключения, распределения внимания.

1

5

5.10

Исследование концентрации, устойчивости , объема и переключения внимания

1

6

12.10

Оценка зрительной и слуховой памяти.

1

7

19.10

Оценка зрительной и слуховой памяти.

1

8

26.10

Диагностика наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.

1

9

9.11

Диагностика наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.

1

10

16.11

Исследование словесно-логического мышления

1

11

23.11

Исследование обобщения, абстрагирования

1

12

30.11

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов.

1

13

1.12

Коррекция и развитие восприятия времени.

1

14

8.12

Работа с пластилином.

1

15

15.12

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания

1

16

22.12

Коррекция и развитие концентрации слухового внимания.

1

17

11.2

Коррекция и развитие переключения внимания.

1

18

18.12

Коррекция и развитие словесно-логической памяти.

1

19

25.12

Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной памяти.

1

20

1.02

Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти

1

21

8.02

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

1

22

15.02

Коррекция и развитие наглядно-действенного мышления

1

23

22.02

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

1

24

1.03

Различие музыкальных звуков.

1

25

15.03

Ориентировка на листе бумаги.

1

26

22.03

Ориентировка на поверхности парты.

1

27

5.04

Вербализация пространственных ощущений.

1

27

12.04

Времена года.

1

29

19.04

Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жест

1

30

26.04

Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жест

1

31

4.05

Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жест

1

32

11.05

Диагностическая работа.

1

33

17.05

Диагностическая работа.

1

34

24.05

Диагностическая работа.

1



Итого:

34 часа