Начало урока | I. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя. Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Деление на группы «Мозайка» II. Актуализация знаний. Сравните данные предложения. Какие цитаты оформлены как прямая речь, а какие - как косвенная? А.П. Чехов писал: «Леса учат человека понимать прекрасное». К. Паустовский утверждал: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». | . Учащиеся отвечают на вопросы. | Слайд Картинки | Психологический настрой. Прием «Круги радости» |
Середина урока 15 мин. | III. Изучение нового материала. Работа с текстом. Г Задание 1.Послушайте притчу «Бабочка».Составьте карту истории, используя ключевые слова и фразы. Стратегия «Карта истории» Ф «Внутренний и внешний круг» И, Г Задание 2. И Выберите карточку с заданием и выполните его, опираясь на правило в учебнике. Задания отличаются степенью сложности. Карточка № 1. Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу подчинительные союзы, союзные слова Мы знали, … Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали. Я спросил у высокого солнца, … мне вспыхнуть светом зари. Карточка № 2. Составьте 2 предложения по данной схеме , ( что... ). Карточка № 3. Используя алгоритм, сделайте анализ СПП с придаточным изъяснительным Он сообщил о том, что встретил волчат в степи. Г Ф. IV. Освоение изученного материала. Речевой тренинг К придаточным изъяснительным от таких слов ставятся вопросы косвенных падежей: Я пришел к тебе с приветом рассказать (о чём?), что солнце встало. (А. Фет). Придаточные изъяснительные присоединяются к поясняющему слову в главном предложении с помощью изъяснительных союзов, союзных слов что. как. как будто, чтобы и частицы ли в значении союза. К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное слово (тот. та. то), к которому присоединяет -ся в том случае придаточное изъяснительное: Он сообщил о том, что встретил волчат в степи. Поставьте вопрос от главных предложений к придаточным. Образец: Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали (К. Паустовский) I) Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. (К. Паустовский) 2) И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до слова и до света, нашли себе желанные черты. (В. Брюсов) 3) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. (К. Паустовский) -1) Я спросил у высокого солнца, как мне вспыхнуть светом зари. (К. Бальмонт) 5) Товарищи спросили меня, действительно ли в этой норе есть выводок волчат. (И. Соколов-Микитов) Учебное задание Лингвистическое конструирование. Преобразуйте простые предложения в СПП, заменяя выделенные слона придаточными изъяснительными или придаточными определительными. Запишите полученные СПП. расставляя знаки препинания. 1) Участвующие в субботнике собрались около школы. Те, кто участвует в субботнике, собрались около школы. 2) Мы читали отрывок из произведения В. Распутина о прощании местных жителей со своей деревней Матёрой. 3) Приезжающие в Алматы любуются прекрасными горами Илейского Алатау. 4) Туристы из Америки рассказывали о путешествии по заповедным местам Казахстана, о) Все были рады наступлению долгожданной весны. V. Закрепление изученного материала. Послетекстовая работа Г. Задание 3. Выполнение упражнения № 6.Определите мораль притчи, используясинтаксические конструкции. Выразите свою точку зрения по данному ниже вопросу, используя в своей речи СПП с придаточными изъяснительными и приводя примеры из жизни. Согласны ли вы с тем, что человек имеет право вмешиваться в законы природы? 1 группа:«согласен» 2 группа:«категорически согласен» 3 группа:«не согласен» 4 группа:«категорически не согласен» Дескрипторы: - отвечает на вопросы - определяет стиль текста Дескрипторы. - правильно расставляет знаки препинания - правильно задает вопросы - составляет схему СПП. | Учащиеся объединяются по номерам карточек и обсуждают, выбирая правильный ответ Стратегия «Умные карточки» (учащиеся работают индивидуально, затем объединяются в группы) Учащимся предлагается рассмотреть инфографику, обсудить и представить информацию в виде статьи или отчета на данную тему. | Учебник Тетрадь Учебник Учебник, задание | Взаимооценивание «Словесная оценка» Г. Стратегия «Красная лента» Ф. Взаимооценивание в группе по критериям. Приём «Алгоритм оценивания» |