Раздел: Человек и Родина |
Тема: Тема памяти и манкуртизма. |
Дата: | Школа: | ФИО учителя: |
Класс: 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Цели обучения: |
10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы 10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей,в раскрытии основной мысли; 10.3.6извлекатьнеобходимую информацию из источников, определяя факт и мнение; 10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей; 10.4.5писать эссе, в том числе причинно-следственное, аргументативное; |
Цели урока: | Все учащиеся смогут: |
участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы: кластер с ключевым понятием «манкурт»; извлекатьнеобходимую информацию из источников, определяя факт и мнение: описание портретов, речи, поступков персонажей; |
Большинство учащихся смогут: |
написать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей; анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей,в раскрытии основной мысли; |
Некоторые учащиеся смогут: написать эссе, в том числе причинно-следственное, аргументативное: эссе-рассуждение по структурно-смысловой схеме. |
Языковая цель | Полиязычие:объяснить этимологию слова «манкурт» на русском и казахском языках; перевести на казахский язык следующие слова: восток, запад, стрелочник, товарняк, пурга, заносы, лютые, бугор, переоценщики, горечь. Основные термины и словосочетания: манкурт, манкуртизм. |
| |
Привитие ценностей | Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле Стратегии «Казахстан – 2030», государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; «Рухани жанғыру», любви и бережного отношения к Родине, родному языку, русскому языку, литературе и культуре. |
Межпредметные связи | Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык. |
Навыки использования ИКТ | Использование интерактивной доски. буктрейлеры, презентации, интернет- ресурсы. |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Организационный момент. Создание коллаборативной среды. Стратегия «Комплимент». Встаньте в круг и подарите комплименты друг другу. (Слова должны начинаться с первой буквы имени вашего друга, например, Серик, ты сильный ! Камила, ты красивая! и т.д.) Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам дня! Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока. Обсуждение структурно-смысловой хронологической таблицы. | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. |
Середина урока | Стратегия «Метод ассоциаций». Лекция учителя о семантике слов «манкурт», «манкуртизм». Разработайтекластер с ключевым понятием «манкурт». Подберите слова-ассоциации. Прочитайте то, что у вас получилось, дополните свои записи удачными, на ваш взгляд, ассоциативными рядами одноклассников. СтратегияТаксономия Блума. Знание:Что означает слово «манкурт»? К какому киргизскому эпосу восходит это понятие и какая легенда лежит в его основе? Почему манкурт - безвольное существо? Узнайте значение слова-понятия, опираясь на толковые и философские словари. Понимание:Сравните образы главных героев романа. Выпишите из текста описание портретов, речи, поступков персонажей. Заполните таблицу цитатами из текста. Герои/Характеристика | Едигей | Казангап | Абуталип | Портрет | | | | Речь | | | | Поступки | | | | Чтение по ролям Прочитайте по ролям диалог Едигея и Укубалы. Составьте эмоциональный портрет семьи Едигея и Укубалы, опираясь на содержание других глав романа. Как в диалогической речи раскрываются характеры персонажей? Какие нравственные ценности лежат в основе этой семьи? Проанализируйте авторский рефрен к тексту произведения, выявите смысловую связь рефрена с содержанием романа. Вглубь строки. Проанализируйте эпиграф к роману: “И книга эта — вместо моего тела, И слово это — вместо души моей: Григор Нарекаци, “Книга скорби”, Х век”. Подумайте, как эпиграф соотносится с идейно-тематическим содержанием романа Ч. Айтматова? Сравните варианты названий произведения Ч. Айтматова: “Буранный полустанок”, “И дольше века длиться день…”, “Обруч”. Как вы думаете, какое название соответствует проблематике романа в наибольшей степени? А как бы вы назвали это произведение? Творческая лаборатория Переведите на казахский язык следующие слова: восток, запад, стрелочник, товарняк, пурга, заносы, лютые, бугор, переоценщики, горечь. Обратитесь к двуязычным русско-казахским словарям, справочникам. Какие слова не имеют прямых эквивалентов в казахском языке? Почему? Авторитетное мнение Внимательно прочитайте в хрестоматии Предисловие к роману “Буранный полустанок”, написанные автором произведения и адресованные читателям. Составьте конспект Предисловия. Какие вопросы проясняются после знакомства с авторским обращением к читателям? Стратегия «Диаграмма Венна» Выпишите из текста цитаты, характеризующие мир людей и мир природы в романе “Буранный полустанок”. Выявите общие черты и различия. Составьте диаграмму Венна. | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. |
Конец урока | Стратегия «Таксономия Блума» Применение:Актуальна ли проблема манкуртизма в наши дни? Аргументируйте свой ответ. Кого из персонажей произведения, на ваш взгляд, следует отнести к героям, а кого – к антигероям? Докажите свою точку зрения и отразите ее в схеме. Как соотносятся в романе Айтматова мифология и фантастика, настоящее и прошлое, легенда и космос? Создание:Напишите эссе-рассуждение по следующей структурно-смысловой схеме: тезис - один из вышеприведенных эпиграфов - три аргумента в качестведоказательство тезиса – выводы. Подберите эпиграф из следующих афоризмов к теме памяти и манкуртизма: «Жизнь человека без веры - жизнь животного»(Л. Толстой). «… все мы маленькие люди в сравнении с тем, что совершается в мире» (М. Горький). «Жизнь без цели - прозябание» (М. Аврелий). «Счастлив тот, кто может связать конец своей жизни с началом» (В. Гете). «… наша память похожа на сито, которое от времени и употребления становится все грубее, так что чем более мы стараемся, тем скорее ускользает все, что мы ей доверяем» (А. Шопенгауэр.) | |
Рефлексия. | Стратегия «Таксономия Блума». Оценивание:Сформулируйте вашу интерпретацию образа Сабитжана, используясовременный прием ПОПС-формулы: Позиция – Я считаю, что … Обоснование – Потому что… Подтверждение – Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста… Следствие – Сформулируем вывод о том, что… | прием ПОПС-формулы |