Начало урока/ 10 мин | Организационный и эмоциональный настрой. Объявление темы, целей урока Актуализация опорных знаний в форме беседы - Задумывались ли вы, для чего существует искусство? - Что вы понимаете под словом искусство? (Искусство - область человеческой деятельности, которая стремится к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному.) - Какова роль искусства в формировании человека? (Причины возникновения искусства нужно искать в стремлении человека украсить себя. Каждая эпоха дополняла искусство чем-то своим). - Какие факторы формируют культуру народа? - Что сближает литературу с другими видами искусства, что отличает? - Что включает в себя понятие классическая литература? - В чём ценность русской классики? - Каким должен быть читатель, чтобы произведение раскрылось перед ним во всём богатстве мыслей и чувств? - Стоит ли изучать литературу, отделённую от нашего времени столетиями? 2. Знакомство с учебником: произведения каких писателей мы будем изучать в 10-ом классе. Стратегия «Мозговой штурм» 3. О пользе чтения. Назовите 10 причин, почему читать необходимо. | Настраивается на урок. Осознает тему и цели урока. Рассуждает, отвечая на вопросы Изучает учебник Рассуждает | ФО Похвала учителя | Презентация |
Основная часть/ 30 мин | 10.1.2 понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному Навыки: понимание и ответы на вопросы Стратегия «Карусель» Художественная литература – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Литература в обществе выполняет несколько функций: познавательную, эстетическую, эвристическую, коммуникативную и др. Что объединяет эти иллюстрации? Художественный образ! Художественным образом можно назвать любое явление, которые было творчески воссоздано автором в предмете искусства. Художественный образ является той почвой, из которой взрастает любой вид искусства, в том числе и литература - Что такое творчество? Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Задание. Определите вид данного творчества. 1 группа ________________(научное) творчество, имеющее непосредственное отношение к научно-исследовательской работе, это создание новых глобальных идей, ведущих к научным революциям и формированию новых парадигм: вообще создание нового научного знания. При этом под новым научным знанием понимается научное знание, ранее не входящее в общепринятый научный контекст и не получившее признания научного сообщества. 2 группа _______________ (художественное) творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. 3 группа __________________ (техническое) творчество - это получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах, формирование рационализаторских и изобретательских умений и навыков, обеспечивающее научно-технический прогресс общества. Вывод: Виды творчества - научное, художественное и техническое. Заполнить таблицу «Вид творчества, его цель и результат». Вид творчества | Функции (цель) | Объект (результат) | Художественное творчество | Создание новых эмоций. | Произведения (искусства). | Научное творчество | Создание новых знаний. | Теории, открытия, изобретения. | Техническое творчество | Создание новых орудий и средств труда. | Процессы, механизмы. | Слово учителя. Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство. Искусство, театр, кино, живопись, графика, музыка, хореография, художественная литература служат человеку, обогащая его эмоциональный мир и расширяя кругозор. Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героический эпос и др. Обратимся к словарю литературоведческих терминов: Литература – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии. Работа со статьей учебника «Золотой век» русской литературы. Работа в группах Задание. Прочитать отрывки из произведений русских писателей. Определить проблематику. Высказать своё мнение о прочитанном. 10.2.8 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять их воздействие на читателя Навыки: анализ и интерпретация И/Г Задание Прочитать «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева в хрестоматии. Выделить художественные средства и приемы, определить их роль в создании образов. - Как изобразительные средства воздействуют на читателя. | Построение логической цепи рассуждений. Сотрудничество, работа в паре, постановка вопросов, оценка действий партнера. Размышляет, заполняет таблицу Изучает статью учебника Выполняет задание, рассуждает Анализирует | КО Критерий: понимает содержание художественного произведения Дескрипторы: - определяет проблематику - высказывает свое мнение - выражает свое отношение к теме, проблеме, героям ФО Взаимооценивание: оценка действий партнера КО Критерий: анализирует художественные средства Дескрипторы: - находит изобразительные средства - определяет их роль в произведении - объясняет их воздействие на читателя ФО Оценивание учителем | Презентация Художественные тексты Иллюстрации |