Раздел: Наука и этика | ООШ с.Ынтымак Целиноградского района |
Дата:15.11.2022 г. | ФИО учителя: Батабекова Г.Ж. учитель русского языка и литературы, педагог-исследователь |
Класс: 10 «А» | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Тема: | Система образов повести «Собачье сердце» М.Булгакова |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке | 10.2.2. пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом; 10.2.5. участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы (СМАРТ цель); 10.4.4. писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей. |
Цели урока | -пересказывать содержание прочитанного текста, выражая собственное понимание проблемы текста; -участвовать в полемике, демонстрируя собственную точку зрения и предлагая пути решения поднятой в произведении проблемы; -писать текст-повествование с элементами рассуждения. |
Критерии оценивания | -пересказывает содержание текста, выражает собственное понимание проблемы текста; -участвует в полемике, демонстрирует собственную точку зрения и предлагает пути решения проблемы; -пишет текст- повествование с элементами рассуждения. |
Языковые цели | Учащиеся читают прозаические тексты, анализируют эпизоды, важные для понятия проблемы, обсуждают в группах (с последующим ответом перед всем классом), участвуют в полемике; оформляют постеры, выражая свое собственное мнение к поднятой проблеме; пишут текст- повествование с элементами рассуждения, используя изобразительно-выразительные средства языка. |
Ключевые слова и словосочетания | Говорящая фамилия, Рождество, 7 комнат, преображение, из грязи в князя, гипофиз, наглость и неблагодарность, собачье сердце, человеческое сердце |
Уровень мыслительных навыков | Анализ и синтез (создание нового) |
Привитие ценностей | Общечеловеческие ценности; формирование гражданской ответственности за окружающий мир, за научные открытия |
Межпредметные связи | Биология, этика |
Навыки использования ИКТ | Постеры |
Предыдущее обучение | Урок строится на знаниях, приобретенных учащимися ранее и на предыдущем уроке. Ученики знакомы с содержанием повести М.Булгакова «Собачье сердце». Умеют находить детали и давать характеристики героям; умеют выражать свою точку зрения и участвовать на полемике. |
Ход урока | |
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Орг.момент (2мин) | 1. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. Сообщение темы урока. | К. Игра «Хорошее настроение». Похлопайте те, у кого хорошее настроение! | | |
Проверка дом. задания (10мин) | И. Проверка домашнего задания (2-3 ученика) Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке и подготовка к восприятию материала с аналитической точки зрения. | Пересказывать краткое содержание повести «Собачье сердце» М.Булгакова. | ФО взаимооценка | Ф. Взаимооцени вание по дексрипторам (листы взаимооценивания) |
Середина урока (3 мин) | Речь учителя -Ребята, мы ознакомились с гениальным произведением М.Булгакова, с повестью «Собачье сердце». Скажите, как вы понимаете само название повести? Данное произведение относится к социально-философско-сатирическому жанру. Социальная - потому что поднимается вопрос о сущности обновленных советских граждан. То есть преданных Советам, но лишенных собственной воли. Философская - потому что поднимается вопрос об этической стороне научных экспериментов. Сатирическая - потому что некоторые советские идеи в хаосе революции уничтожают понятия культуры.. | К. Ответы учащихся | Ответы не оцениваются | |
Середина урока (7 мин) | Прочитайте текст «Система образов повести» (стр.73) Из всех героев повести мы выбираем Шарика и Шарикова. Как вы думаете: Почему? Создание постера «Демонстрация персонажа на стене» Еще раз внимательно прочитайте текст и охарактеризуйте Шарика или Шарикова (по выбору). Дифференциация по темпу. Г. Дополнительное задание для группы, которая справится быстрее Подумайте и напишите небольшой текст-повествование с элементами описания «Говорящие фамилии». | К. Ответы учащихся. Г. Создание постера Защита Постера. С каждой группы выступает лидер и защищает свой постер. | Ф. Взаимооценивание. Прием «Аплодисменты» | Учебник Стр.73 Постеры, фломастеры |
(7 мин) | Г. Композиционный анализ произведения Задание Проанализируйте произведение и найдите завязку, кульминацию, развитие действия, кульминацию, развязку. Оформите в виде кластера. Дифференциация по способу «Диалог и оказание поддержки». 1)Учащимся с низким уровнем познавательной деятельности подготовлены направляющие вопросы, ключевые слова и фразы (Приложение №2). 2)Словесная поддержка тех, кто не уверен в себе. | Г. Ученики оформляют кластер на заданную тему. | Дескрипторы: Находит в тексте | -завязку; -кульминацию; -развитие событий; -кульминацию; -развитие событий; -развязку. | 2 балла | Оформляет кластер | 1 балл | Составляет связный рассказ о композиции повести | 1 балл | | Кластеры, фломастеры Приложение №2 (Направляющие вопросы) Взаимооценивание «Две звезды и одно пожелание» |
Середина урока (9 мин) | И. Напишите текст- повествование с элементами рассуждения на тему «Имел ли право профессор Преображенский на научный эксперимент, описанный в повести?» Дифференциация по заданию. 2) Напишите письмо профессору Преображенскому от имени Шарика. | Учащиеся читают свои работы | Ф. Оценивание по дескрипторам Дескрипторы Пишет текст-повествование с элементами рассуждения | 1 балл | Соблюдает языковые, жанровые нормы | 1 балл | Выражает свое мнение к поставленному вопросу | 1 балл | Использует изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, метафора, олицетверение, сравнение и т.д.) | 3 | Дескрипторы Пишет письмо | 1 балл | Соблюдает особенности эпистолярного жанра | 2 балла | Выражает свое мнение | 1 балл | Использует изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, метафора, олицетверение, сравнение и т.д.) | 2 балла | | |
Середина урока (2 мин) | К. Диаграмма ВЕНН «Шарик и Шариков» | Ученики на доске оформляют диаграмму | Не оценивается | Доска, мел |
Конец урока (3 мин) | Рефлексия К. Стратегия «Воздушный шар» Воздушный шар – мы, наша человечность, этика. Он никак не может подняться в небо и нам надо ему помочь. Правила Выбрасываем все, что мешает нам стать настоящими людьми, достоиными гражданами своей страны. | Каждый ученик на стикере пишет слово, то понятие, которое мешает людям быть настоящими людьми. Произносит и в двух словах расскажет, почему он так думает. | Аплодименты | Рисунок «Воздушный шар» |
(2 мин) | Домашнее задание Дифференциация по выбору учащихся. 1.Подберите к теме цитаты известных людей (2-3) и запишите. 2.Составьте постер на тему «Настоящий человечный человек» 3. Напишите текст-рассуждение «Почему улица Пречистенка занимает ключевую позицию в сюжете повести? | | | |