ФИО студента: Миронова А.И.
Уметь выявлять признаки данного вида животных.
Знать признаки данного вида животных.
Развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;
Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.
Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2010. - 128 с.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Мотивационный этап | Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами. И вперед, за новыми знаниями! Посмотрите, к нам сегодня на урок снова пришел Муравей Вопросик. Странно, почему он так взволнован? А от кого же это письмо? Как узнать? Но здесь не указаны ни адресат, тот, кому предназначается письмо, ни адресант – кто отправил это письмо. Вот почему наш Вопросик не может его прочесть, ведь воспитанный человек никогда не станет читать чужие письма. Может, все-таки откроем, а вдруг там что-то важное? Я соткано из зноя, несу тепло с собою, Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю. И любите за это вы все меня, я ... (Лето) А какое сейчас время года, ребята? По каким признакам вы это определили? Почему же улетели некоторые птицы? Встань те, кто любит лето. А вот великий русский поэт А.С. Пушкин лето не очень любил и вот какие строки написал о нем в одном из стихотворений: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Так о чем же мы сегодня будем говорить, вернее, о ком? | Приветствуют Получил письмо. Нужно прочесть адрес. Лето Осень Похолодало, чаще идут дожди, стали дни короче, многие птицы улетели в теплые края. Нечем питаться, насекомые пропали. О насекомых | Слайд 2 Портрет |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | Для начала, вспомните, что мы изучали на прошлом уроке. Блиц-опрос «Закончи предложения»: На прошлом уроке мы изучали… Я знаю такие части растений… Корень нужен растениям для… На месте цветков появляются… В плодах созревают… Из семян вырастут… Молодцы. Ребята, а к какому царству принадлежат насекомые? Сегодня мы это выясним. | … части растений. … корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. … питания. … плоды. … семена. … новые растения. Не знаем | Слайд 4 |
Выявление причины затруднения | Несколько уроков мы знакомились с царством растений. Сегодня начинается наше новое увлекательное путешествие. Встаньте около своих мест. Мы отправляемся в царство животных. Ваша задача разгадать фотографии-загадки: если на фото животное – делаете прыжок, если это не животное – хлопок. Давайте поможем муравью Вопросику разобраться с этой нелёгкой задачей. Похвалить тех, кто не ошибался. Если были хлопки, учитель сообщает ребятам, что все, кого они видели – животные. | Ребятам демонстрируется слайд-шоу «Животные». При появлении каждого фото, дети делают прыжок. | |
Построение проекта выхода из затруднения | Животных на Земле очень много и все они разные. Их можно объединить в группы по общим признакам. Перед вами таблица «Животные», которую мы вместе с Мудрой Черепахой будем заполнять. В 1 классе мы познакомимся только с четырьмя группами животных, но вы должны знать, что их гораздо больше. На следующем слайде вы видите эти 4 группы, но записаны они с помощью диаграммы, которая показывает количество видов данной группы на нашей планете. Как вы думаете, какие группы животных «спрятались» на диаграмме и под каким цветом? Давайте проверим ваши предположения. (По щелчку появляется часть ответа – рыбы, птицы, звери). Как вы думаете, какая группа животных самая большая на диаграмме? Нет. Насекомые. Что вы знаете о насекомых? | Рыбы, птицы, звери Звери Высказываются | Слайд 6,7 |
5. Реализация построенного проекта. | Откройте учебник на странице 20. В верхней части листа животные. Назовите их. Положите фишку на насекомое. Кого выбрали? Почему? Давайте рассмотрим насекомое. Рассмотрите бабочку. Какие части тела вы наблюдаете у насекомых? Что необычного вы заметили? Сколько их? Проверьте, правильно ли вы выбрали насекомое. Есть ли у него главный признак – 6 ног. Кто был уверен в своём ответе сразу? Почему сомневались? | Кладут фишку на насекомое, объясняют выбор. С помощью «бумажной лупы» ребята рассматривают части насекомого. Дети перечисляют. Всё что называет кто-то из ребят, все остальные находят на рисунке с помощью «лупы». Много ног. 6. Ответы детей. | Если дети уверены, то кладут фишку с изображением Мудрой Черепахи, а если сомневаются – с изображением Вопросика |
Первичное закрепление во внешней речи. | В классе на партах, стенах, подоконниках расположены фотографии животных. Подойдите группой к любому насекомому. Рассмотрите выбранную фотографию и докажите, что это насекомое. По какому признаку вы определили? На протяжении своей недолгой жизни насекомым часто приходится менять своё обличие. Они проходят несколько этапов развития. Вы можете наблюдать это на примере бабочки. Расскажите об этом. (При необходимости учитель дополняет ответы детей.) | Дети договариваются, совместно решают к какой фотографии направится вся группа. Сложность в том, что среди фото насекомых есть фото паука, рака, многоножек… 6 ног или 3 пары ног. (На некоторых фото у насекомых видны ноги только с одной стороны.) После этого задания дети занимают свои места. С помощью иллюстраций, дети рассказывают о жизни бабочки. Дополняют друг друга. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | Мы видели на диаграмме, что насекомых очень много. А для чего они нужны? Какую пользу приносят? Ребята, вы знаете о пользе насекомых. А как их можно беречь? Перед вами иллюстрации. Надо выбрать те картинки, где дети неправильно ведут себя в природе. Как исправить поступки ребят? (После рассказа ребёнка, учитель щёлкает по этой картинке и появляется стихотворение-проверка. Повторный щелчок убирает стих. ) Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете это выражение? Правильно. Природа – наш дом. В ней всё взаимосвязано. Всё, что есть на планете – нужно, даже, если нам кажется, что это лишнее. Надо бережно относиться к природе, любить и защищать. Как и свою Родину. Прислушайтесь к словам: Родина, род, родня, родители, родной, природа … Представьте, что в класс залетел жук. Я буду называть его движение, а вы повторяете его глазками: вверх – вниз, влево – вправо, круговое движение в обе стороны, близко – далеко, закройте глаза ладошками. Жук улетел. Можно продолжать работать. Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 10. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.) Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -). Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту? | Варианты ответов детей: для красоты, опыляют растения (обратить внимание на начало урока, когда шло повторение – без опыления насекомых цветок не превратится в плод), санитары, корм для птиц … Дети выбирают нужные картинки и объясняют, как это вредит насекомым, рассказывают о том, что надо исправить. Дети высказывают свои мысли. Выполняют Работают в тестовых тетрадях. (Кто такие насекомые?) Взаимопроверка. Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать. | |
Включение в систему знаний | Предлагаю вам отгадать кроссворд, который поможет вспомнить разных насекомых, а, может быть, узнать новых. Отгадывать можно в любом порядке. А вот кому выпадет честь угадать слово решит мяч-жребий. (При нажатии на любую цифру появляется картинка-загадка. При повторном нажатии картинка исчезает и появляется слово. Если ребёнок не знает слово, ему могут помочь ребята. Если класс не знает ответ, то поможет дать ответ учебник или Атлас-определитель (лежит на каждой парте 1 на двоих; учитель заранее на нужной страничке приклеил стикер). | Ребёнок, который поймает мяч, называет цифру, под которой прячется картинка, отгадывает слово и кидает мяч дальше. При необходимости пользуются учебником или атласом-определителем. Дети, умеющие читать, могут проявить свои возможности. | Слайд 13 |
Рефлексия деятельности на уроке. | Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие насекомые? Проверьте в учебнике на с. 20 Мы вернулись к нашей таблице. С какой группой животных мы познакомились сегодня? Какая отличительная особенность у этих животных? Помогите Вопросику, назовите насекомых, которых мы сегодня ещё не упоминали. Оцените свою работу на уроке (Р). Отметьте, понравился ли вам урок (П). | | Слайд 15 Отвечают Выполняют на листах контроля. Слайд 16 |