СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кто такие рыбы?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название темы: Кто такие рыбы?

Цели:  познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:

Изучить внешнее строение  и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.

Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
««Кто такие рыбы?»»

«Кто такие рыбы?»

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Название темы: Кто такие рыбы?

Цели:  познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:

Изучить внешнее строение  и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.

Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные

находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку.

Регулятивные

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение.


Предметные:

Усвоение характерных признаков рыб, умение  их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?»,  

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», электронное сопровождение к учебнику «Мир вокруг нас», 1 класс, демонстрационный и  раздаточный материал.


ХОД УРОКА:

I Организационный момент.


Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Улыбнитесь друг другу

Сядьте красиво

Руки на месте

Ноги на месте

Локти у края

Спинка прямая.


- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)

-Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.

- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.

II Актуализация знаний.

  1. Беседа.

- А любите ли вы, ребята, отгадывать загадки?

- Наш друг Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки. Я буду загадывать, а вы - отгадывайте.

1. Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

...(Кузнечик) (Слайд 1)

  1. 2.Громко я жужжу, летая,
    Мёд целебный собирая.
    Всем полезна и мила
    Хлопотливая  (Пчела) слайд 2


3. Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

4. Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ...
  (Божья коровка) (Слайд 4)

  1. У реки, над камышами,
    Вот с та – а – а - акущими глазами,
    Зависает вертолёт.
    Пассажиров не берёт!
    И пропеллер... И глаза...

Да ведь это - ... (Стрекоза!) (Слайд 5)

Писклявый, маленький …(Комар)(Слайд 3)


-Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (Это насекомые)

- Кто такие насекомые? (Насекомые - животные, у которых 6 ног).

- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? (стало холодно, нет цветов)

2. Проверка знаний.   - А  Мудрая  Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то делаем крестик из рук.

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

2. Муха – это насекомое? (да)

3. У насекомого 8 ног? (нет)

4. Божья коровка спасает растения от тли? (да)

5. Паук – это насекомое? (нет)

6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

7. У бабочки 6 крыльев? (нет)

III. Физкультминутка:


На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

(машут руками)





Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

(повороты в стороны)

Тихо по ветру качаюсь, низко – низко наклоняюсь.




.

 – Стрекоза- это насекомое? (Да)

IV. Самоопределение к деятельности.

1. Настрой на изучение нового материала.

- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)

- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть –  не летаю. (Рыба)    Слайд 6    

- Кто такие рыбы?

- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

2. Постановка перед детьми учебных задач.

- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

- Героями каких сказок являлись рыбы? (Показ книг)

- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)

- В любой ли воде могут жить рыбы?

- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоёмов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: «А могут ли рыбы жить на суше?» Кто согласен? Муравьишка сомневается.

- Давайте  продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.

- Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

-понаблюдать

- посмотреть в компьютере

- спросить

- почитать в книге

- подумать

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Кто такие рыбы)

V. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

1. Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

- Чтобы ответить на интересующие нас вопросы, вначале вместе с Муравьишкой рассмотрим рыбку в учебнике на с. 34.

- Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)

- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы.

-Назовите части тела рыбы.

Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.

Плавники и хвост помогают рыбам плавать.

Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.

Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.

Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

- Под жаберной крышкой расположены жабры.

- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры?

Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.

- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)

- Что необходимо им для жизни? (ВОДА)

-Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?

(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде) - Молодцы!

VI. Физкультминутка:

Рыболов». Ребята имитируют движение рыболова:

Рыболов, рыболов

Покажи свой улов!

Я поймал леща большого

И налима – вот такого!

Двух горбатых, полосатых



Окуней и двух линей,

Щуку, карпа, судака…

А в ведерке два малька.





2. Первичное закрепление знаний.

- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)

- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

- Так  могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

3. Исследовательская,   практическая работа.

- Мудрая Черепаха тоже приготовила для вас загадку. О ком она?                             


  И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток.   (Рыбы).


- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки-чешуйки).Слайд 7

- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?

- Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

- Поработаем парами.

-Возьмите листочки с силуэтом рыбы и простым карандашом попробуйте нарисовать рыбке чешую на туловище и хвосте. Имейте ввиду, что чешуйки расположены в шахматном порядке.

4. Работа по учебнику в парах.

- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания.

Речные рыбы:

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш.

Морские рыбы:

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – камбала.


Работа по учебнику в парах.
– Давайте вспомним, как нужно стараться открывать новые знания?
– Вот и на этот вопрос вы попробуете найти ответ сами, работая в группах.
– Напомните правила поведения в группе.

Задание: соедините стрелочками названия частей рыбы с изображением. 

– Проверяем выполненную вами работу.  Сверим ваш ответ с эталоном.Слайд8
– С помощью плавников и хвоста рыба передвигается в воде (спинной плавник – не дает опрокинуться; грудной и брюшной – работают как рули – с их помощью рыба поворачивает влево, вправо, погружается, всплывает. Хвост – толкает рыбу вперед).
– Рыбы тоже не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его с помощью жабр.


VIII  Работа в рабочей тетради  с.24

  1. Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?».

  2. Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее.

IX. Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

- Кто такие рыбы?    (  Рыбы- это…

- животные, которые живут в воде

- двигаются при помощи плавников и хвоста

- дышат с помощью жабр

- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

X. Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы ее?

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, если вам было интересно, то раскрасьте рыбку, которая лежит у вас на партах зелёным цветом. А если на уроке вам было трудно и вы мало что запомнили, то раскрасьте её красным цветом.

- Покажите своих рыбок.

- Спасибо за урок!