СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по Быстровой
Марычева Наталья Геннадьевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ ЦО «Открытие»
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, 7 кл., учебник Быстровой
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 кл. (учебник Быстровой)
дата | № | Тема урока | Актуализация знаний | Диагностика обучения
| УУД |
| 1 | Русский язык в современном мире | Актуализация и формализация знаний учащихся о русском языке как мировом языке. | Наизусть два высказывания великих людей о русском языке. | Осознавать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире. |
| 2 р\р | Смысловая и композиционная цельность, связность текста (пар.1. часть 1) | Актуализация и формализация знаний учащихся о тексте, теме текста. | Письмо по памяти № 1 (по упр. №3) | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; |
| 3 р\р | Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. | Актуализация и формализация знаний учащихся о тексте, теме текста. |
| Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). |
| 4 р\р | Обучающее сочинение «Улица моего детства» (упр. 8) | Актуализация и формализация знаний учащихся о тексте, теме текста. |
| Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| 5 р\р | Структура текста. Простой и сложный план. Абзац. Средства связи предложений и частей текста | Актуализация и формализация знаний учащихся о строении текста, планах текста. Формулирование определения понятия «план». Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. |
| Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п. |
| 6 р\р | Чтение как вид деятельности | Актуализация и формализация знаний учащихся о видах речевой деятельности, чтении. Формулирование определения понятия «чтение». |
| Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. |
| 7 р\р | Функциональные стили: научный. (пар. 4, часть 1) | Актуализация и формализация знаний учащихся о видах речи, стилях речи. Анализ и характеристика текста с точки зрения смысловой цельности, последовательности изложения, принадлежности к функциональной разновидности языка. |
| Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и Использованных языковых средств. |
| 8 р\р | Функциональные стили. Научно – учебный и научно – популярный стили речи | Актуализация и формализация знаний учащихся о научном стиле речи. Формулирование определения понятий «научно-учебный стиль речи» и «научно-популярный стиль речи». Анализ и характеристика текста с точки зрения смысловой цельности, последовательности изложения, принадлежности к научному стилю речи. |
| Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и Использованных языковых средств. |
| 9 р\р | Функциональные стили. Публицистический стиль. | Актуализация и формализация знаний учащихся о публицистическом стиле речи. Формулирование определения понятия «публицистический стиль». Анализ и характеристика текста с точки зрения смысловой цельности, последовательности изложения, принадлежности к публицистическому стилю речи. Формулирование определений понятий «реклама», «социальная реклама». | Словарный диктант № 1 (стр. 50) | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и Использованных языковых средств. |
| 10 р\р | Обобщение по разделу «Речь» |
|
| Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. |
| 11 р\р | Проверочная работа по разделу «Речь» |
|
|
|
Повторение изученного в 5-6 классах (11 часов) Развитие речи 2 часа
| |||||
| 12 | Повторение. Фонетика. Орфоэпия орфография. | Актуализация и формализация знаний учащихся об основных понятиях фонетики и орфоэпии. Анализ и характеристика отдельных звуков речи, отражение особенностей их произношения с помощью транскрипции. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. |
| Делают фонетический разбор слова, соблюдают правила литературного произношения, пользуются орфоэпическим словарем |
| 13 | Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография. | Актуализация и формализация знаний учащихся об основных понятиях морфемики и словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. | Словарный диктант №2 (стр. 67) | Работают по алгоритму. Объясняют свой выбор. Классифицируют слова с точки зрения видов орфограмм (проверяемые и непроверяемые согласные, непроизносимые, удвоенные) Определяют условия выбора гласных в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных, спряжение глагола, выбирают гласную в личных окончаниях. |
| 14 | Повторение. Лексика. | Актуализация и формализация знаний учащихся об основных понятиях лексикологии и фразеологии. Характеристика слов с точки зрения сферы употребления и стилистической окраски. Лексический анализ слова. |
| Группируют слова по тематическим группам. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводят лексический анализ слова. |
| 15 | Повторение. Фразеология. | Актуализация и формализация знаний учащихся об основных понятиях лексикологии и фразеологии. Характеристика слов с точки зрения сферы употребления и стилистической окраски. Лексический анализ слова. | Диагностический тест (стр.73 раздел «Проверяем себя») | Осознают основные понятия фразеологии. Опознают фразеологические обороты по их признакам. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. |
| 16 | р\р Комплексный анализ стихотворения Н. Рубцова |
|
|
|
| 17 | Повторение. Имя существительное. | Актуализация и формализация знаний учащихся о частях речи. Анализ и характеристика слова с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи. Актуализация и формализация знаний учащихся об имени существительном как части речи. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков имени существительного, определение его синтаксической роли. |
| Распознают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры. Определяют род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группируют имена существительные по заданным морфологическим признакам |
| 18 | Повторение. Имя прилагательное. | Актуализация и формализация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков имени прилагательного, определение его синтаксической роли. |
| Определяют роль имен прилагательных в речевом высказывании. Определяют имя прилагательное как часть речи; его морфологические признаки; выявляют особенности изменения прилагательного по родам, падежам и числам, выполняют исследовательскую работу о согласовании прилагательного с существительным; выявляют способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного. Распознают качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры. Определяют род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывают степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных; анализируют составные формы сравнительной и превосходной степени; |
| 19 | Повторение. Глагол. | Актуализация и формализация знаний учащихся о глаголе как части речи. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков глагола, определение его синтаксической роли. |
| Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определяют его синтаксическую функцию. Распознают инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; подбирают соответствующие примеры. Сопоставляют глаголы по значению, делают вывод о возвратных глаголах. Повторяют правописание ТСЯ и ТЬСЯ. Выполняют морфологический разбор глагола
|
| 20 | Повторение. Местоимение. | Актуализация и формализация знаний учащихся о местоимении как части речи. Анализ и характеристика общего грамматического значения местоимения, его морфологических признаков, определение синтаксической роли. |
| Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение местоимений, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определяют их синтаксическую роль. Распознают местоимения разных разрядов; приводят соответствующие примеры. Правильно изменяют по падежам местоимения разных разрядов. |
| 21 | Повторение. Имя числительное. | Актуализация и формализация знаний учащихся об имени числительном. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков числительных, обозначение их синтаксической роли. | Словарный диктант № 3 (стр. 94) | Отличают имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознают количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводят примеры Группируют числительные по заданным морфологическим признакам. |
| 22 | Повторение. Наречие. | Актуализация и формализация знаний учащихся о наречии. Анализ и характеристика морфологических признаков наречий, обозначение их синтаксической роли. | Диагностический тест Стр. 94-95 | Распознают наречия разных разрядов; приводят соответствующие примеры. Правильно образовывают и употребляют в речи наречия сравнительной степени и превосходной степени. |
| 23 р\р | Обучающее сжатое изложение (по отрывку из повести А. Толстого «Необыкновенное приключение Никиты Рощина») | Актуализация знаний о норме построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| Обучающиеся смогут развить умение писать сжатое изложение, освоят основные принципы сжатия текста. Учатся создавать письменное высказывание в форме сжатого изложения. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Обучающие смогут научиться соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| 24 | Входная контрольная работа |
|
| Отвечают на вопросы Применяют на практике правила правописания, Проводят самопроверку слов |
| 25 | Работа над ошибками |
| Диагностический тест стр.101 | Работают по алгоритму выполнения работы над ошибками. |
Причастие (28 часов). Развитие речи (7 часов)
| |||||
| 26 | Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. | Актуализация и формализация знаний учащихся о признаках прилагательного. Формулирование определения понятия «причастие». Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков причастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «причастие»; опознавать причастия в речи. Обучающиеся смогут вписать выделенные в тексте слова в соответствующие графы таблицы и убедиться в правильности своих ответов на вопросы. Обучающиеся смогут развить умение рассказывать по заданному плану, какие признаки прилагательного есть у причастия, приводить свои примеры. Обучающиеся смогут объяснить, какие грамматические признаки являются общими для прилагательного и причастия. |
| 27 | Действительные и страдательные причастия. | Актуализация и формализация знаний учащихся о действительных и страдательных причастиях. Формулирование определения понятия «действительное причастие», «страдательное причастие». Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков причастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятий «действительное причастие», «страдательное причастие»; распознавать действительные и страдательные причастия; выделять суффиксы причастий; заменять сочетания с действительными причастиями сочетаниями со страдательными причастиями, сохраняя при этом форму времени причастий; объяснить правописание безударных гласных в суффиксах причастий. Обучающиеся смогут объяснить смысловые различия действительных и страдательных причастий. |
| 28 | Причастия настоящего и прошедшего времени | Актуализация и формализация знаний учащихся о том, как образуются причастия настоящего и прошедшего времени. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков причастия, определение его синтаксической функции. | Диагностический тест (стр.114) | Обучающиеся смогут образовывать причастия настоящего времени; обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму. Обучающиеся смогут объяснить, что общего и что отличного в образовании действительных и страдательных причастий настоящего времени. |
| 29 р\р | р\р Обучающее выборочное изложение («О чём может поведать герб нашего города» или «Чем славится наш город») (по упр. 155 – 156) |
|
| Обучающиеся смогут развить умение писать выборочное изложение текста. Обучающие смогут научиться соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| 30
| Причастия настоящего и прошедшего времени | Актуализация и формализация знаний учащихся о том, как образуются причастия настоящего и прошедшего времени. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков причастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут образовывать причастия настоящего времени; обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму. Обучающиеся смогут объяснить, что общего и что отличного в образовании действительных и страдательных причастий настоящего времени.
|
| 31 | Причастия настоящего и прошедшего времени | Актуализация и формализация знаний учащихся о том, как образуются причастия настоящего и прошедшего времени. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков причастия, определение его синтаксической функции. | Письмо по памяти № 2 (упр.№ 191) | Обучающиеся смогут образовывать причастия прошедшего времени; обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении; объяснить написание букв а/я, е/ё перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени; делать морфемный разбор причастий. Обучающиеся смогут рассказать, от каких глагольных основ и с помощью каких суффиксов образованы страдательные причастия прошедшего времени; развить умение давать устный ответ об образовании причастий прошедшего времени по составленному плану; писать сочинение на заданную тему. |
| 32 р\р | Контрольное сочинение Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (упр.171) |
|
| Обучающие смогут научиться соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| 33 | Причастия настоящего и прошедшего времени | Актуализация и формализация знаний учащихся о том, как образуются причастия настоящего и прошедшего времени. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков причастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут образовывать причастия прошедшего времени; обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении; объяснить написание букв а/я, е/ё перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени; делать морфемный разбор причастий. Обучающиеся смогут рассказать, от каких глагольных основ и с помощью каких суффиксов образованы страдательные причастия прошедшего времени; развить умение давать устный ответ об образовании причастий прошедшего времени по составленному плану; писать сочинение на заданную тему. |
| 34 | Образование причастий | Актуализация и формализация знаний учащихся о том, как образуются причастия настоящего и прошедшего времени. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков причастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут образовывать причастия настоящего и прошедшего времени; обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении; |
| 35 | Образование причастий | Актуализация и формализация знаний учащихся о том, как образуются причастия настоящего и прошедшего времени. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков причастия, определение его синтаксической функции. | Диагностический тест Стр.131 | Обучающиеся смогут образовывать причастия настоящего и прошедшего времени; обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении; |
| 36 р\р | Комплексный анализ текста по С. Тер – Минасовой (стр.131-132) |
|
|
|
| 37 | Полные и краткие формы страдательных причастий |
|
|
|
| 38 | Полные и краткие формы страдательных причастий |
| Диагностический тест (стр.114) |
|
| 39 р\р | Обучающее сочинение – рассуждение по исходному тексту (из воспоминаний Н. Толстого) | Актуализация знаний о строении текста. |
| Обучающиеся смогут развить умение писать сочинение - рассуждение. Знакомятся со строением текста-рассуждения. Выявляют основные признаки типа речи рассуждение, основные языковые средства, употребляемые в рассуждениях. Анализируют тексты Самостоятельно составляют тексты. Обучающиеся смогут развить умение писать сочинение-рассуждение на заданную тему. |
| 40 | Синтаксическая функция причастий | Актуализация умения анализировать и давать характеристику общего грамматического значения, морфологических признаков причастия, определение его синтаксической функции. | Словарный диктант № 4 (стр. 162) |
|
| 41 | Причастный оборот | Актуализация и формализация знаний учащихся о зависимых словах. Формулирование определения понятия «причастный оборот». Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков причастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут опознавать одиночные причастия и причастные обороты в речи; подбирать к причастию подходящие по смыслу зависимые слова; освоить правила пунктуации; составлять предложения с причастными оборотами. Обучающиеся смогут развить умение составлять схему словосочетаний, в которых причастие – главное или зависимое слово; находить дополнительную информацию в Интернете на заданную тему. Обучающиеся смогут развить умение составлять рассказ на заданную тему, используя предложения с причастными оборотами; рассказывать об особенностях обособления причастных оборотов; писать сочинение-миниатюру на заданную тему. |
| 42 | Причастный оборот | Актуализация и формализация знаний учащихся о зависимых словах. Формулирование определения понятия «причастный оборот». Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков причастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут опознавать одиночные причастия и причастные обороты в речи; подбирать к причастию подходящие по смыслу зависимые слова; освоить правила пунктуации; составлять предложения с причастными оборотами. Обучающиеся смогут развить умение составлять схему словосочетаний, в которых причастие – главное или зависимое слово; находить дополнительную информацию в Интернете на заданную тему. Обучающиеся смогут развить умение составлять рассказ на заданную тему, используя предложения с причастными оборотами; рассказывать об особенностях обособления причастных оборотов; писать сочинение-миниатюру на заданную тему. |
| 43 | Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. |
| Обучающиеся смогут освоить правила правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных; составлять предложения с заданными словами; образовывать от отглагольных прилагательныхстрадательные причастия с помощью заданных приставок, подбирая зависимые слова. Обучающиеся смогут развить умение читать таблицу; составлять вопросный план по теоретическому материалу параграфа. |
| 44 | Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. |
| Обучающиеся смогут освоить правила правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных; составлять предложения с заданными словами; образовывать от отглагольных прилагательныхстрадательные причастия с помощью заданных приставок, подбирая зависимые слова. Обучающиеся смогут развить умение составлять устный ответ по составленному плану; писать сочинение на заданную тему, используя причастия и прилагательные с н или нн, |
| 45 | Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. |
| Обучающиеся смогут освоить правила правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных; составлять предложения с заданными словами; образовывать от отглагольных прилагательныхстрадательные причастия с помощью заданных приставок, подбирая зависимые слова. Обучающиеся смогут объяснить различия между причастиями и отглагольными прилагательными; различия в правописании краткой формы страдательного причастия и краткой формы однокоренного прилагательного |
| 46 | Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. | Диагностический тест на тему «Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных» | Обучающиеся смогут освоить правила правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных; составлять предложения с заданными словами; образовывать от отглагольных прилагательныхстрадательные причастия с помощью заданных приставок, подбирая зависимые слова. |
| 47 | Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. |
| Обучающиеся смогут освоить правила правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных; составлять предложения с заданными словами; образовывать от отглагольных прилагательныхстрадательные причастия с помощью заданных приставок, подбирая зависимые слова. |
| 48 р\р | Обучающее сжатое изложение (по упр. 218) | Актуализация знаний о строении текста – рассуждения на заданную тему |
| Обучающие смогут научиться соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| 49 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | Актуализация и формализация знаний учащихся о слитном и раздельном написании не с причастиями |
| Обучающиеся смогут освоить правило слитного и раздельного написания не с причастиями; делать морфологический разбор причастий с частицей не. Обучающиеся смогут оформить правило слитного и раздельного написания не с причастиями в виде таблицы. |
| 50 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | Актуализация и формализация знаний учащихся о слитном и раздельном написании не с причастиями | Диагностический тест на тему «Слитное и раздельное написание не с причастиями» | Обучающиеся смогут освоить правило слитного и раздельного написания не с причастиями; делать морфологический разбор причастий с частицей не. Обучающиеся смогут развить умение давать аргументированный ответ. Обучающиеся смогут объяснить различия между слитным и раздельным написанием не с причастиями. |
| 51 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | Актуализация и формализация знаний учащихся о слитном и раздельном написании не с причастиями |
| Обучающиеся смогут освоить правило слитного и раздельного написания не с причастиями; делать морфологический разбор причастий с частицей не. Обучающиеся смогут объяснить различия между слитным и раздельным написанием не с причастиями. |
| 52 р\р | Употребление причастий в речи | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении причастий в речи |
| Обучающиеся смогут определить уместность использования причастий в речи; правильно произносить действительные причастия прошедшего времени, краткие страдательные причастия; находить и исправлять ошибки в употреблении причастий; делать морфологический разбор Обучающиеся смогут составить план устного ответа по теоретическому материалу параграфа |
| 53 | Повторение по теме «Причастие» | Актуализация и формализация знаний учащихся по теме «Причастие» |
|
|
| 54 | Повторение по теме «Причастие» | Актуализация и формализация знаний учащихся по теме «Причастие» |
|
|
| 55 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | Актуализация и формализация знаний учащихся по теме «Причастие» |
| Пишут текст под диктовку. Выполняют грамматическое задание. |
| 56 | Работа над ошибками контрольного диктанта | Актуализация и формализация знаний учащихся по теме «Причастие» |
| Работают по алгоритму, выполнения работы над ошибками. |
| 57 | Итоговый тест по теме «Причастие» | Актуализация и формализация знаний учащихся по теме «Причастие» | Тест стр. 162-163 | Выполняют тестовое задание |
| 58 р\р | Комплексный анализ текста «Кем быть?» (стр. 163-164) | Актуализация знаний учащихся о строении и анализе текста. |
|
|
| 59 | Зачетная работа в форме ГИА по теме «Причастие» | Актуализация и формализация знаний учащихся по теме «Причастие» |
| Учатся выполнять тест в форме ГИА |
| 60 | Работа над ошибками | Актуализация и формализация знаний учащихся по теме «Причастие» |
| Работают по алгоритму, выполнения работы над ошибками. |
Деепричастие (12 часов). Развитие речи (5 часов)
| |||||
| 61 | Место деепричастия в системе частей речи | Актуализация и формализация знаний учащихся о признаках глагола и наречия. Формулирование определения понятия «деепричастие». Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «деепричастие»; опознавать деепричастия в речи; проанализировать признаки деепричастия, общие с глаголом и наречием; составлять предложения с деепричастиями. Обучающиеся смогут развить умение составлять план устного ответа по теоретическому материалу параграфа. Обучающиеся смогут объяснить различия между грамматическими признаками глагола и наречия у деепричастия; ответить, в какой форме глагола – причастии или деепричастии – более сильна глагольность |
| 62 | Деепричастие и его грамматические признаки | Актуализация и формализация знаний учащихся о признаках глагола и наречия. Формулирование определения понятия «деепричастие». Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксической функции. | Письмо по памяти № 3 (стр. 157, упр. 223) | Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «деепричастие»; опознавать деепричастия в речи; проанализировать признаки деепричастия, общие с глаголом и наречием; составлять предложения с деепричастиями. Обучающиеся смогут сформулировать, что такое деепричастие. Обучающиеся смогут объяснить различия между грамматическими признаками глагола и наречия у деепричастия; ответить, в какой форме глагола – причастии или деепричастии – более сильна глагольность |
| 63 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | Актуализация и формализация знаний учащихся о несовершенном и совершенном виде глагола. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут определять вид деепричастий; заменять глаголы деепричастиями Обучающиеся смогут развить умение составлять план устного ответа по теоретическому материалу параграфа. Обучающиеся смогут развить умение давать аргументированный ответ. Обучающиеся смогут объяснить различия между деепричастия несовершенного и совершенного вида. |
| 64 | Образование деепричастий | Актуализация и формализация знаний учащихся об образовании деепричастий. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут от глаголов образовывать деепричастия несовершенного и совершенного вида; составлять словосочетания и предложения с деепричастиями; делать морфологический разбор деепричастий Обучающиеся смогут развить умение читать схему; дополнять таблицу. Обучающиеся смогут рассказать, как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида: от какой основы глагола, с помощью каких суффиксов, опираясь на схему; развить умение писать сочинение на предложенную пословицу; писать краткое изложение текста. |
| 65 | Образование деепричастий | Актуализация и формализация знаний учащихся об образовании деепричастий. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксической функции. | Словарный диктант № 5 (стр.182) | Обучающиеся смогут от глаголов образовывать деепричастия несовершенного и совершенного вида; составлять словосочетания и предложения с деепричастиями; делать морфологический разбор деепричастий Обучающиеся смогут рассказать, как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида: от какой основы глагола, с помощью каких суффиксов, опираясь на схему; развить умение писать сочинение на предложенную пословицу; писать краткое изложение текста. Обучающиеся смогут объяснить, почему от некоторых глаголов не образуются деепричастия, привести примеры таких глаголов. |
| 66 | Синтаксическая функция деепричастия | Актуализация и формализация знаний учащихся о зависимых словах. Формулирование определения понятия «деепричастный оборот». Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут объяснить постановку знаков препинания в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом. Обучающиеся смогут определить тему, общую для предложенных пословиц; дать свое толкование их смысла. |
| 67 | Деепричастный оборот | Актуализация и формализация знаний учащихся о зависимых словах. Формулирование определения понятия «деепричастный оборот». Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «деепричастный оборот»; освоить правила пунктуации в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом; правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом; употреблять нужные по смыслу фразеологизмы с деепричастиями; заменять глаголы деепричастиями Обучающиеся смогут развить умение составлять схему предложений с деепричастным оборотом. Обучающиеся смогут объяснить постановку знаков препинания в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом. |
| 68 | Деепричастный оборот | Актуализация и формализация знаний учащихся о зависимых словах. Формулирование определения понятия «деепричастный оборот». Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксической функции. |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «деепричастный оборот»; освоить правила пунктуации в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом; правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом; употреблять нужные по смыслу фразеологизмы с деепричастиями; заменять глаголы деепричастиями Обучающиеся смогут развить умение составлять схему предложений с деепричастным оборотом. Обучающиеся смогут объяснить постановку знаков препинания в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом. Обучающиеся смогут развить умение выразительно читать стихотворные строки, выделяя деепричастия и деепричастные обороты интонацией и паузой; предложить свои варианты заголовка текста. |
| 69 | р\р Контрольное сжатое изложение (по тексту И. Шмелёва упр. 250) |
|
| Обучающиеся смогут развить умение писать сжатое изложение, освоят основные принципы сжатия текста. Определяют тему текста, основную мысль. Составляют план текста. Заменяют прямую речь и диалог повествовательными предложениями. Составляют план исходного текста Обучающие смогут научиться соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| 70 | р\р Употребление деепричастий в речи | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении деепричастий в речи. |
| Обучающиеся смогут определить уместность использования деепричастий в речи; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; делать морфологический разбор деепричастий. Обучающиеся смогут развить умение по схеме характеризовать особенности причастного и деепричастного оборотов. Обучающиеся смогут объяснить роль деепричастий в речи. |
| 71 | р\р Употребление деепричастий в речи | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении деепричастий в речи. |
| Обучающиеся смогут определить уместность использования деепричастий в речи; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; делать морфологический разбор деепричастий. Обучающиеся смогут развить умение по схеме характеризовать особенности причастного и деепричастного оборотов. Обучающиеся смогут объяснить роль деепричастий в речи. |
| 72 | р\р Обучающее сочинение по репродукции картины О.В. Белоковской «Портрет сына» | Актуализация знаний о строении текста. |
| Обучающиеся смогут развить умение описывать картину, используя как можно больше причастий и деепричастий; рассказать, почему писатели в своих художественных произведениях, учёные в научных статьях, авторы школьных учебников часто употребляют деепричастия, деепричастные обороты; писать краткое изложение текста. Обучающие смогут научиться соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| 73 | Повторение темы «Депричастие» | Актуализация и повторение темы «Деепричастие» | Диагностический тест «Запятая при деепричастном обороте» |
|
| 74 | Повторение темы «Деепричастие» | Актуализация и повторение темы «Деепричастие» |
|
|
| 75 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» в форме ГИА | Актуализация и повторение темы «Деепричастие» |
|
|
| 76 | Работа над ошибками | Актуализация и повторение темы «Деепричастие» |
| Знакомятся с алгоритмом выполнения работы над ошибками. Выявляют смысловые различия слов. Выполняют морфологический разбор деепричастий.. Работают по алгоритму, выполнения работы над ошибками. |
| 77 | р\р Комплексный анализ текста (отрывок из повести А. Грина «Алые паруса») | Актуализация и повторение темы «Деепричастие» |
|
|
Служебные части речи. Междометие. Развитие речи 1 час. | |||||
| 78 | Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. | Актуализация и формализация знаний учащихся о служебных частях речи. |
| Обучающиеся смогут различать предлог, союз, частицу; опознавать междометия в речи; составлять предложения со служебными частями речи. Обучающиеся смогут найти примеры предложений из своих учебников (по истории, географии, литературе) со служебными частями речи. Обучающиеся смогут развить умение давать аргументированный ответ. Обучающиеся смогут объяснить различия между служебными и самостоятельными частями речи. |
| 79 | р\р Публичное выступление о лингвистах |
|
| Обучающиеся смогут приготовить публичное выступление о лингвистах, предложить свои варианты заголовка текста. |
Предлог (10 часов). Развитие речи (4 часа) | |||||
| 80 | Предлог как часть речи | Актуализация и формализация знаний учащихся о предлоге как служебной части речи. Формулирование определения понятия «предлог». |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «предлог»; опознавать предлоги в речи; определять значения предлогов; определять синтаксическую функцию слова с предлогом. Обучающиеся смогут развить умение читать таблицу; группировать сочетания слов с предлогами со значением места, причины, времени, дополнения; составлять план теоретического материала параграфа. Обучающиеся смогут рассказать, какие грамматические значения передаются с помощью предлогов, опираясь на данные таблицы; развить умение составлять тексты телеграмм на одну из предложенных тем; пересказывать текст по составленному плану, приводя свои примеры. Обучающиеся смогут объяснить, чем предлог отличается от приставки, какие предлоги не могут быть приставками. |
| 81 | Разряды предлогов | Актуализация и формализация знаний учащихся о разрядах предлогов. |
| Обучающиеся смогут распознавать предлоги разных разрядов; различать однозначные и многозначные предлоги; составлять словосочетания и предложения с любыми предлогами; делать морфологический разбор предлогов. Обучающиеся смогут развить умение находить дополнительную информацию в словаре русского языка С.И. Ожегова по теме «Предлог»; группировать словосочетания по значениям предлогов. Обучающиеся смогут порассуждать, значения знания и умения в области информатики нужны в современной жизни; развить умение писать сочинение, озаглавив его одной из предложенных пословиц. |
| 82 | Производные и непроизводные предлоги | Актуализация и формализация знаний учащихся о разрядах предлогов. |
| Обучающиеся смогут объяснить различия между производными и непроизводными предлогами по значению, сочетаемости с падежами; объяснить, как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи |
| 83 | Производные и непроизводные предлоги | Актуализация и формализация знаний учащихся о разрядах предлогов. |
| Обучающиеся смогут объяснить различия между производными и непроизводными предлогами по значению, сочетаемости с падежами; объяснить, как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи |
| 84 | Простые и составные предлоги | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании предлогов. |
| Обучающиеся смогут освоить правила правописания предлогов и применять их на письме; составлять предложения с предлогами и омонимичными им формами; подбирать к производным предлогам синонимичные им непроизводные. |
| 85 | Правописание предлогов | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании предлогов. |
| Обучающиеся смогут освоить правила правописания предлогов и применять их на письме; составлять предложения с предлогами и омонимичными им формами; подбирать к производным предлогам синонимичные им непроизводные. Обучающиеся смогут развить умение составлять план устного ответа о правописании предлогов. Обучающиеся смогут объяснить различия между производными и непроизводными предлогами, производными предлогами и самостоятельными частями речи, от которых они образованы. Обучающиеся смогут развить умение составлять сочинение-описание, используя различные предлоги, и давать ему заголовок. |
| 86 | р\р Контрольное сочинение – рассуждение «Что значит беречь себя для учения?» | Актуализация и формализация знаний учащихся о строении сочинения – рассуждения на заданную тему. |
| Обучающиеся смогут развить умение составлять сочинение- рассуждение, используя различные предлоги, и давать ему заголовок. Обучающие смогут научиться соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| 87 | Правописание предлогов | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании предлогов. | Диагностический тест (стр.209) | Обучающиеся смогут освоить правила правописания предлогов и применять их на письме; составлять предложения с предлогами и омонимичными им формами; подбирать к производным предлогам синонимичные им непроизводные. Обучающиеся смогут развить умение составлять план устного ответа о правописании предлогов. Обучающиеся смогут объяснить различия между производными и непроизводными предлогами, производными предлогами и самостоятельными частями речи, от которых они образованы.
|
| 88 | Правописание предлогов | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании предлогов. | Диагностический тест «Правописание предлогов» | Обучающиеся смогут освоить правила правописания предлогов и применять их на письме; составлять предложения с предлогами и омонимичными им формами; подбирать к производным предлогам синонимичные им непроизводные. Обучающиеся смогут развить умение составлять план устного ответа о правописании предлогов. Обучающиеся смогут объяснить различия между производными и непроизводными предлогами, производными предлогами и самостоятельными частями речи, от которых они образованы. |
| 89 | р\р Употребление предлогов в речи | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении предлогов в речи. |
| Обучающиеся смогут находить синонимичные предлоги, определять условиях их употребления; составлять предложения со словосочетаниями, в состав которых входят производные предлоги; наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами; правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.; находить и исправлять ошибки в построении словосочетаний. Обучающиеся смогут развить умение составлять план текста. Обучающиеся смогут объяснить общее и различное в синонимичных предлогах; роль предлогов в речи. |
| 90 | р\р Употребление предлогов в речи | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении предлогов в речи. |
| Обучающиеся смогут находить синонимичные предлоги, определять условиях их употребления; составлять предложения со словосочетаниями, в состав которых входят производные предлоги; наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами; правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.; находить и исправлять ошибки в построении словосочетаний. Обучающиеся смогут объяснить общее и различное в синонимичных предлогах; роль предлогов в речи. |
| 91 | р\р Комплексный анализ текста (по Д. Щербинину) |
|
| Обучающиеся смогут высказать свою точку зрения относительно того, с какой целью раньше употреблялись сразу два предлога, совпадают ли по значению предлоги для и ради; развить умение выразительно читать стихотворение; предложить свои варианты заголовка текста. |
| 92 | Контрольная работа по теме «Предлог» (в форме ГИА) | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании предлогов |
| Обучающиеся смогут применить правила правописания предлогов и применять их на письме; составлять предложения с предлогами и омонимичными им формами; подбирать к производным предлогам синонимичные им непроизводные.
|
| 93 | Работа над ошибками | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании предлогов |
| Знакомятся с алгоритмом выполнения работы над ошибками. Выявляют смысловые различия слов. Выполняют морфологический разбор предлогов. Работают по алгоритму, выполнения работы над ошибками |
Союз. (14 часов) Развитие речи. (4 часа)
| |||||
| 94 | Союз как часть речи. Работа над ошибками. | Актуализация и формализация знаний учащихся о союзе как части речи. Формулирование определения понятия «союз». |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «союз»; опознавать союзы в речи; распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Обучающиеся смогут развить умение составлять схемы предложений с союзами. Обучающиеся смогут развить умение давать аргументированный ответ; рассказывать, какие союзы используются для связи однородных членов, а какие – для связи частей сложных предложений. Обучающиеся смогут объяснить, чем союз отличается от предлога Обучающиеся смогут развить умение читать предложения, соблюдая интонацию |
| 95 | Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды | Актуализация и формализация знаний учащихся о сочинительных союзах. Формулирование определения понятия «сочинительные союзы». | Письмо по памяти № 4 (упр.317) | Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «сочинительные союзы»; различать соединительные, противительныеи разделительные союзы, опознавать их в тексте; группировать союзы по значению. Обучающиеся смогут развить умение находить в художественной литературе предложения с сочинительными союзами; составлять предложения по заданным схемам; распределять предложения по группам в соответствии с встречающимися в них союзами; заполнять таблицу примерами предложений с указанными союзами. Обучающиеся смогут объяснить различия между соединительными, противительными и разделительными союзами; объяснить роль союзов в тексте |
| 96 | Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды | Актуализация и формализация знаний учащихся о сочинительных союзах. Формулирование определения понятия «сочинительные союзы». |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «сочинительные союзы»; различать соединительные, противительныеи разделительные союзы, опознавать их в тексте; группировать союзы по значению. Обучающиеся смогут развить умение находить в художественной литературе предложения с сочинительными союзами; составлять предложения по заданным схемам; распределять предложения по группам в соответствии с встречающимися в них союзами; заполнять таблицу примерами предложений с указанными союзами. Обучающиеся смогут развить умение писать рассказ, иллюстрирующий одну из предложенных пословиц; составлять сочинение-описание, используя как можно больше союзов. Обучающиеся смогут выразить впечатление, которое произвел на них текст; развить умение выразительно читать стихотворение. |
| 97 | Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды | Актуализация и формализация знаний учащихся о подчинительных союзах. Формулирование определения понятия «подчинительные союзы». |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «подчинительные союзы»; опознавать подчинительные союзы в речи; определять разряд союзов; перестраивать предложения, соединяя их подчинительными союзами; делать морфологический разбор союзов; объяснять постановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Обучающиеся смогут развить умение составлять схемы сложноподчиненных предложений. |
| 98 | Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. | Актуализация и формализация знаний учащихся о подчинительных союзах. Формулирование определения понятия «подчинительные союзы». |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «подчинительные союзы»; опознавать подчинительные союзы в речи; определять разряд союзов; перестраивать предложения, соединяя их подчинительными союзами; делать морфологический разбор союзов; объяснять постановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении Обучающиеся смогут развить умение составлять схемы сложноподчиненных предложений. Обучающиеся смогут развить умение рассказывать о союзе как служебной части речи по вопросному плану. |
| 99 | Союзы простые и составные | Актуализация и формализация знаний учащихся о простых и составных союзах. Формулирование определения понятия «простые и составные союзы». |
| Обучающиеся смогут развить умение рассказывать о союзе как служебной части речи по вопросному плану. |
| 100 | Союзы простые и составные | Актуализация и формализация знаний учащихся о простых и составных союзах. Формулирование определения понятия «простые и составные союзы». |
| Обучающиеся смогут развить умение рассказывать о союзе как служебной части речи по вопросному плану. |
| 101 | Правописание союзов | Актуализация и формализация знаний учащихся о правилах правописания союзов. | Диагностический тест (стр.232) | Обучающиеся смогут объяснить, в каких случаях союзы пишутся раздельно, в каких – слитно; дописывать вторую часть сложного предложения, используя союзы; соблюдать правила правописания союзов Обучающиеся смогут развить умение читать таблицу; составлять схемы сложных предложений; находить в тексте предложения, соответствующие предложенным схемам; составлять план текста. |
| 102 | Правописание союзов | Актуализация и формализация знаний учащихся о правилах правописания союзов. |
| Обучающиеся смогут объяснить, в каких случаях союзы пишутся раздельно, в каких – слитно; дописывать вторую часть сложного предложения, используя союзы; соблюдать правила правописания союзов. Обучающиеся смогут развить умение читать таблицу; составлять схемы сложных предложений; находить в тексте предложения, соответствующие предложенным схемам; составлять план текста. |
| 103 | Правописание союзов | Актуализация и формализация знаний учащихся о правилах правописания союзов. | Диагностический тест «Правописание союзов» | Обучающиеся смогут объяснить, в каких случаях союзы пишутся раздельно, в каких – слитно; дописывать вторую часть сложного предложения, используя союзы; соблюдать правила правописания союзов Обучающиеся смогут сделать вывод, какова роль сравнений в художественном тексте; развить умение писать сочинение-рассуждение. |
| 104 | Правописание союзов | Актуализация и формализация знаний учащихся о правилах правописания союзов. | Диагностический тест «Правописание союзов» | Обучающиеся смогут объяснить, в каких случаях союзы пишутся раздельно, в каких – слитно; дописывать вторую часть сложного предложения, используя союзы; соблюдать правила правописания союзов Обучающиеся смогут развить умение выразительно читать текст; предложить свои варианты заголовка текста; высказать свое понимание смысла выделенного в тексте выражения. |
| 105 | Правописание союзов | Актуализация и формализация знаний учащихся о правилах правописания союзов. | Диагностический тест «Правописание союзов» | Обучающиеся смогут объяснить, в каких случаях союзы пишутся раздельно, в каких – слитно; дописывать вторую часть сложного предложения, используя союзы; соблюдать правила правописания союзов Обучающиеся смогут объяснить отличие союзов от омонимичных слов других частей речи; объяснить различия между союзами и союзными словами. |
| 106 | р\р Употребление союзов в речи | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении союзов в речи. |
| Обучающиеся смогут употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; определять, какую функцию выполняют союзы в тексте; находить и исправлять ошибки в употреблении союзов; дописать вторую часть сложного предложения, используя предложенные союзы. |
| 107 | р\р Употребление союзов в речи | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении союзов в речи. |
| Обучающиеся смогут употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; определять, какую функцию выполняют союзы в тексте; находить и исправлять ошибки в употреблении союзов; дописать вторую часть сложного предложения, используя предложенные союзы. |
| 108 | р\р Контрольное сжатое изложение по тексту А. Дорохова (упр. 326) | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении союзов в речи. |
| Обучающиеся смогут сделать вывод, какова роль сравнений в художественном тексте; развить умение писать сжатое изложение. Обучающие смогут научиться соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) Обучающиеся смогут употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; определять, какую функцию выполняют союзы в тексте; находить и исправлять ошибки в употреблении союзов; дописать вторую часть сложного предложения, используя предложенные союзы. |
| 109 | Контрольная работа по теме «Союз». (в форме ГИА) | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании союзов |
|
|
| 110 | Работа над ошибками | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании союзов |
| Знакомятся с алгоритмом выполнения работы над ошибками. Выявляют смысловые различия слов. Выполняют морфологический разбор союзов. Работают по алгоритму, выполнения работы над ошибками. |
| 111 | р\р Комплексный анализ текста («Что такое? Кто такой?») | Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании союзов, виды анализа текста. |
| Читают лингвистический текст Составляют опорный конспект «виды орфограмм в корне слова» Определяют способы нахождения орфограмм и дифференциации написания по видам орфограмм Классифицируют слова с точки зрения видов орфограмм (правописание предлогов и союзов)
|
Частица (17 ч), развитие речи (3 ч)
| |||||
| 112 | Частица как часть речи. | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «частица» |
| Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи Обучающиеся смогут развить умение читать таблицу. |
| 113 | Разряды частиц по значению и употреблению. | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» |
| Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающиеся смогут развить умение составлять связное высказывание о разрядах частиц по значению; рассказывать о частице как служебной части речи. |
| 114 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» |
| Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающиеся смогут развить умение составлять связное высказывание о разрядах частиц по значению; рассказывать о частице как служебной части речи. |
| 115 | Разряды частиц по значению и употреблению. | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о раздельном и дефисном написании частиц. | Диагностический тест «Разряды частиц по значению и употреблению» | Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающиеся смогут развить умение составлять связное высказывание о разрядах частиц по значению; рассказывать о частице как служебной части речи. Обучающиеся смогут освоить правила раздельного и дефисного написания частиц. Обучающиеся смогут развить умение составлять устный план ответа о правописании частиц. Обучающиеся смогут объяснить различия между словообразовательными морфемами и частицами. |
| 116 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о раздельном и дефисном написании частиц. |
| Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающиеся смогут объяснить, какова роль частиц в речи; меняется ли смысл предложений в зависимости от места в них частицы; в каких случаях слово «да» является союзом, а в каких - частицей. Обучающиеся смогут освоить правила раздельного и дефисного написания частиц. Обучающиеся смогут развить умение составлять устный план ответа о правописании частиц. |
| 117 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о раздельном и дефисном написании частиц. | Диагностический тест «Разряды частиц по значению и употреблению» | Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающиеся смогут объяснить, какова роль частиц в речи; меняется ли смысл предложений в зависимости от места в них частицы; в каких случаях слово «да» является союзом, а в каких - частицей. Обучающиеся смогут освоить правила раздельного и дефисного написания частиц. |
| 118 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании частиц не и ни с разными частями речи. |
| Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающиеся смогут развить умение выразительно читать текст; объяснить значение предложенных фразеологизмов. Обучающие смогут освоить правила правописания не и ни с разными частями речи; составлять словосочетания и предложения с частицами не и ни; делать морфологический разбор частицы. Обучающиеся смогут объяснить различия между частицами не и ни. |
| 119 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании частиц не и ни с разными частями речи. | Диагностический тест «Разряды частиц по значению и употреблению» | Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающие смогут освоить правила правописания не и ни с разными частями речи; составлять словосочетания и предложения с частицами не и ни; делать морфологический разбор частицы. Обучающиеся смогут объяснить различия между частицами не и ни. |
| 120 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании частиц не и ни с разными частями речи. |
| Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающие смогут освоить правила правописания не и ни с разными частями речи; составлять словосочетания и предложения с частицами не и ни; делать морфологический разбор частицы. Обучающиеся смогут объяснить различия между частицами не и ни. |
| 121 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании частиц не и ни с разными частями речи. |
| Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающие смогут освоить правила правописания не и ни с разными частями речи; составлять словосочетания и предложения с частицами не и ни; делать морфологический разбор частицы. Обучающиеся смогут объяснить различия между частицами не и ни. |
| 122 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании частиц не и ни с разными частями речи. | Диагностический тест «Разряды частиц по значению и употреблению» | Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающиеся смогут развить умение формулировать правила слитного и раздельного написания не со словами разных частей речи, опираясь на примеры из таблицы и приводя собственные; писать сочинение на заданную тему, употребляя как можно больше частиц разных разрядов. |
| 123 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании частиц не и ни с разными частями речи. |
| Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающиеся смогут развить умение формулировать правила слитного и раздельного написания не со словами разных частей речи, опираясь на примеры из таблицы и приводя собственные; писать сочинение на заданную тему, употребляя как можно больше частиц разных разрядов. Обучающиеся смогут объяснить различия между частицами не и ни. |
| 124 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании частиц не и ни с разными частями речи. |
| Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающиеся смогут развить умение формулировать правила слитного и раздельного написания не со словами разных частей речи, опираясь на примеры из таблицы и приводя собственные; писать сочинение на заданную тему, употребляя как можно больше частиц разных разрядов. Обучающиеся смогут объяснить различия между частицами не и ни. |
| 125 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании частиц не и ни с разными частями речи. |
| Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающиеся смогут развить умение формулировать правила слитного и раздельного написания не со словами разных частей речи, опираясь на примеры из таблицы и приводя собственные; писать сочинение на заданную тему, употребляя как можно больше частиц разных разрядов. Обучающиеся смогут объяснить различия между частицами не и ни. |
| 126 | Разряды частиц по значению и употреблению | Актуализация и формализация знаний учащихся о частице как части речи. Формулирование определения понятия «разряды частиц по значению» Актуализация и формализация знаний учащихся о правописании частиц не и ни с разными частями речи. | Диагностический тест «Разряды частиц по значению и употреблению» | Обучающие смогут объяснить значение понятия «частица»; опознавать частицы в речи; различать частицы разных разрядов по значению, строению и употреблению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; определять функции частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами разных разрядов. Обучающиеся смогут развить умение формулировать правила слитного и раздельного написания не со словами разных частей речи, опираясь на примеры из таблицы и приводя собственные; писать сочинение на заданную тему, употребляя как можно больше частиц разных разрядов. Обучающиеся смогут объяснить различия между частицами не и ни. |
| 127 | р\р Употребление частиц в речи | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении частиц в речи. |
| Обучающие смогут правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. Обучающие смогут развить умение находить в произведениях русской литературы примеры употребления частиц; работать со «Словарем эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича. Обучающиеся смогут объяснить, в какой речи преобладают частицы – книжной или разговорной; |
| 128 | р\р Употребление частиц в речи | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении частиц в речи. |
| Обучающие смогут правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. Обучающие смогут развить умение находить в произведениях русской литературы примеры употребления частиц; работать со «Словарем эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича. Обучающиеся смогут объяснить, в какой речи преобладают частицы – книжной или разговорной; Обучающиеся смогут выразить свое мнение по поводу того, возможна ли наша речь без частиц; высказать свое отношение к проблеме, поднятой в тексте; предложить свои варианты заголовка текста; развить умение по отрывку определять главную мысль басни. |
| 129 | р\р Обучающее сочинение по репродукции картины Н.В. Глебовича «Первая зелень» | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении частиц в речи. |
| Обучающиеся смогут развить умение описывать картину, употребляя как можно больше частиц. Обучающие смогут правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. |
| 130 | Контрольный диктант по теме «Частица» | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении частиц в речи, их правописании. |
| Обучающие смогут развить умение писать сочинение-рассуждение; составлять описание изображенного на картине, подбирая эпитеты и используя как можно больше служебных частей речи. |
| 131 | Работа над ошибками |
|
| Выполняют морфологический разбор частиц. Работают по алгоритму, выполнения работы над ошибками. |
Междометия и звукоподражательные слова (3 ч)
| |||||
| 132 | Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. | Актуализация и формализация знаний учащихся о междометии как особой части речи. Формулирование определения понятия «междометие». |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «междометие»; опознавать междометия в речи; определять грамматические особенности междометий; распознавать междометия разных семантических разрядов и разрядов по образованию; составлять словосочетания и предложения с междометиями; образовать от предложенных междометий глаголы и существительные, не изменяя смысла текста. Обучающиеся смогут развить умение выписывать междометия в заданном порядке. Обучающиеся смогут развить умение составлять небольшой рассказ, используя междометия, выражающие разные чувства, а также междометия, связанные с речевым этикетом; готовить сообщение на тему «Междометие», опираясь на теоретический материал параграфа; придумывать лингвистическую сказку, главными героями которой были бы междометия «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините» и «До свидания»; формулировать правило, от чего зависит постановка запятой или восклицательного знака после междометия. |
| 133 | Семантические разряды междометий. | Актуализация и формализация знаний учащихся об употреблении междометий в речи. |
| Обучающиеся смогут развить умение описывать ситуации, в которых выражаются заданные эмоции и чувства, используя как можно больше подходящих по смыслу междометий. Обучающиеся смогут объяснить, в какой ситуации уместны те или иные междометия, чем отличается междометие от других частей речи; объяснить различия между производными и непроизводными междометиями. Обучающиеся смогут правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов; наблюдать за использованием междометий в разговорной речи и языке художественной литературы. Обучающиеся смогут развить умение группировать междометия по значению. |
| 134 | Звукоподражательные слова | Актуализация и формализация знаний учащихся о звукоподражательных словах. Формулирование определения понятия «звукоподражательные слова». |
| Обучающиеся смогут объяснить значение понятия «звукоподражательные слова»; опознавать звукоподражательные слова в речи; освоить правила написания звукоподражательных слов; наблюдать за использованием звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы. Обучающиеся смогут развить умение составлять вопросы, опираясь на текст, по темам: «Самостоятельные части речи» и «Служебные части речи». Обучающиеся смогут объяснить, какую роль играют звукоподражательные слова в речи. |
Повторение изученного 4 часа. Развитие речи 2 часа. | |||||
| 135 | Морфология. Орфография. |
|
|
|
| 136 | Итоговая контрольная работа. |
|
|
|
| 137 | Работа над ошибками |
|
|
|
| 138 - 139 | р\р Контрольное сочинение - рассуждение на лингвистическую тему |
|
| Обучающиеся смогут развить умение писать сочинение-рассуждение на заданную тему. |
| 140 | Работа над ошибками |
|
|
|