Принципы отбора основного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития обучающихся, ориентированы на использование учебника Колесова Д.В., Маш Р. Д., Беляева И.Н. Биология. Человек 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2014г.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 – го класса предусматривает обучение курса в объеме 2 часов в неделю, 68ч. в год соответственно.
Реализация программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
№ | Тема урока | Количество часов | Практические и лабораторные работы | Дата | Д/З |
планируемая | фактическая |
Введение в учебный предмет «Биология. Человек» Тема 1. Науки, изучающие организм человека. (2ч.) |
1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | 1 | | | | §1 |
2 | Становление наук о человеке. | 1 | | | | §2 |
Тема 2. Происхождение человека (3 ч.) |
3 | Систематическое положение человека | 1 | Сам.раб. составление таблиц | | | §3 |
4 | Историческое прошлое людей | 1 | | | | §4 |
5 | Расы человека. Среда обитания | 1 | Работа с учебником, составление таблиц. | | | §5 реферат |
Тема 3. Строение организма (4 ч.) |
6 | Общий обзор организма | 1 | | | | §6 |
7 | Клеточное строение организма | 1 | Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток в оптический микроскоп» | | | §7 |
8 | Ткани | 1 | | | | §8 |
9 | Рефлекторная регуляция | 1 | Прак.раб. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс». | | | §9 |
Тема 4. Опорно-двигательная система (8 ч.) |
10 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. | 1 | Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости» | | | §10 |
11 | Скелет человека. Осевой скелет. | 1 | | | | §11 |
12 | Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. | 1 | | | | §12 |
13 | Строение мышц | 1 | Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела» | | | §13 |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 | | | | §14 |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия | 1 | Лабораторная работа №4 «Выявление нарушений осанки, плоскостопия» | | | §15 |
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 | | | | §16 |
17 | Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система». | 1 | | | | |
Тема 5. Внутренняя среда организма (3 ч.) |
18 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | 1 | | | | §17 |
19 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | 1 | | | | §18 |
20 | Иммунология на службе здоровья. | 1 | | | | §19 |
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч.) |
21 | Транспортные системы организма. | 1 | | | | §20 |
22 | Круги кровообращения | 1 | Лабораторная работа №5 «Функции венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» | | | §21 |
23 | Строение и работа сердца. | 1 | | | | §22 |
24 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | 1 | | | | §23 |
25 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | 1 | Лабораторная работа №6 «Реакция ССС на дозированную нагрузку» | | | §24 |
26 | Первая помощь при кровотечениях | 1 | | | | §25 |
Тема 7. Дыхание (5 ч.) |
27 | Значение дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей | 1 | | | | §26 |
28 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание | 1 | Работа с таблицами. | | | §27 |
29 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 1 | | | | §28 |
30 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. | 1 | | | | §29 |
31 | Обобщающий урок по теме «Дыхание». | 1 | | | | |
Тема 8. Пищеварение. Обмен веществ и энергии (10 ч.) |
32 | Питание и пищеварение. | 1 | | | | §30 |
33 | Пищеварение в ротовой полости | 1 | | | | §31 |
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов | 1 | | | | §32 |
35 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. | 1 | Работа с текстом, составление таблицы. | | | §33 |
36 | Регуляция пищеварения | 1 | | | | §34 |
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | 1 | | | | §35 |
38 | Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ | 1 | | | | §36 |
39 | Витамины | 1 | | | | §37 реферат |
40 | Энергозатраты человека и пищевой рацион | 1 | | | | §38 |
41 | Обобщающий урок по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии» | 1 | | | | |
Тема 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч.) |
42 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | 1 | | | | §39 |
43 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | | | | §40 проект |
44 | Терморегуляция организма. Закаливание | 1 | | | | §41 |
45 | Выделение | 1 | | | | §42 |
Тема 10. Нервная система (6 ч.) |
46 | Значение нервной системы | 1 | | | | §43 |
47 | Строение нервной системы. Спинной мозг | 1 | | | | §44 |
48 | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост мозжечок и средний мозг. | 1 | Лабораторная работа №7. «Пальценосная проба особенностей движения связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» | | | §45 |
49 | Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. | 1 | | | | §46 |
50 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | 1 | | | | §47 |
51 | Обобщающий урок по теме «Нервная система» | 1 | | | | |
Тема 11. Анализаторы. Органы чувств (5 ч.) |
52 | Анализаторы | 1 | | | | §48 |
53 | Зрительный анализатор | 1 | | | | §49 |
54 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 | Прак.раб. «Определение остроты зрение с использованием таблиц» | | | §50 |
55 | Слуховой анализатор | 1 | | | | §51 |
56 | Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы | 1 | | | | §52 |
Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч.) |
57 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | | | | §53 проект |
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 | Лабораторная работа№8 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» | | | §54 |
59 | Сон и сновидения | 1 | | | | §55 |
60 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | 1 | | | | §56 |
61 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | | | | §57 |
Тема 13. Эндокринная система (2 ч.) |
62 | Роль эндокринной регуляции | 1 | Сам.раб. по составлению таблиц. | | | §58 |
63 | Функции желез внутренней секреции | 1 | | | | §59 |
Тема 14. Индивидуальное развитие организма (4 ч.) |
64 | Размножение. Половая система. | 1 | | | | §60 |
65 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 1 | Просмотр видеоролика, обсуждение. | | | §61 |
66 | Наследственные и врожденные заболевания, заболевания, передаваемые половым путем | 1 | | | | §62 Доклад |
67 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности | 1 | | | | §63-64 |
Повторение (1ч) |
68 | Итоговый урок по учебному предмету Биология. Человек. | 1 | | | | |
ИТОГО: 68ч. |