СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП Игра и игротерапия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП Игра и игротерапия»



Пояснительная записка

по предмету «Игра и игротерапия»

для обучающихся 4 «А» класса (ФГОС, II вариант)

(в неделю – 1ч, учебных недель – 34)

Рабочая программа по предмету «Игра и игротерапия» для 4 классов общеобразовательного учебного учреждения, осуществляющего обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как неотъемлемая часть учебного процесса, составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.);

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 1599 от 19.12.2014 г.);

  • Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;

  • СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. N 28);

  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И. М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.

  • АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 131 от 28.08.2023 года;

  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» на 2023 – 2024 учебный год;

  • Устава ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Игра оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, развивает воображение, образное мышление, речь, память, внимание. Так же игра оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.

Игротерапия - наиболее распространенный метод работы с детьми. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, раздражения, возбудимости.

Для коррекционных целей используются сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения к людям и предметам. Основной принцип проведения игротерапии с детьми с ограниченными возможностями заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь, заменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.

Уникальность игротерапии состоит еще в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном ослабленном виде. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние.

Одним из главных достоинств игротерапии является коррекция и развитие всех видов отношений. Отношения межличностные и отношения к самому себе. С целью изменения отношения к себе и другим, улучшения психологического самочувствия ( повышения самооценки) применяются две формы игротерапи: направленная (директивная) и ненаправленная (не директивная). При использовании направленной игротерапии, педагог сам участвует в игре.

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.

Цель: коррекция недостатков психического и физического развития, создание условий для развития умений и навыков общения со сверстниками, обеспечение эмоционального комфорта ребенка.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • развитие познавательной деятельности учащегося;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие пространственной ориентации, мелкой моторики;

  • развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;

  • формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов: цвет, форма, величина;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать интерес к самопознанию

  • способствовать развитию умения устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств, открыто выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к учению;

  • побуждать к осмыслению своих поступков и поступков других;

  • воспитывать чувства доброжелательного отношения к окружающим.

Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, снятие эмоционального напряжения.

Основные направления коррекционной работы:

1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.

2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4. Коррекция произвольного внимания.

5. Коррекция мышц мелкой моторики.

6. Развитие самостоятельности, аккуратности.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования.

Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе, к урокам;

  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;

  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

  • умение проговаривать в слух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;

  • умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

  • принимать участие в диалоге;

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;

  • называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • знать правила поведения в общественных местах;

  • знать правила общения с взрослыми; знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками);

  • знать 7 цветов сектора, их оттенки по насыщенности и цветовому тону; уметь слушать и понимать обращённую к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;

  • уметь различать наиболее распространенные геометрические фигуры и их цвета;

  • согласовывать свои действия с условиями игры;

  • изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;

  • находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители;

  • при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.

Достаточный уровень:

  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (подвижные игры и т. д.);

  • умение воспринимать игру и выражать своё отношение к игре;

  • использование музыкальных образов при создании театрализованных композиций и в импровизации;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;

  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

  • повышать уровень речевой инициативы; вырабатывать навыки самоорганизации и самоконтроля.

Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении.

Регулятивные базовые учебные действия:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)

- организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

оценивать действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

- устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь читать и отвечать на вопросы учителя;

- наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание программного материала.

I. Формирование моторных и графомоторных навыков

Развитие крупной  моторики.  Действия, движения по инструкции: бросание мяча в цель, по движущемуся предмету. Подвижные игры «Выбивной».  Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».

Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур. Развитие  координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме». Работа в технике рваной аппликации. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

II. Формирование тактильно-двигательного восприятия

      Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек». Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».

III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений

      Формирование ощущений от разных поз тела, верхних,  нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется». Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений  животных, оркестр).

IV.  Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра «К  фигуре подбери предмет».  Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра  «К  фигуре подбери предмет». Работа по образцу  с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте. Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу. Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра  «Назови цвет предмета». Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?». Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали).Дидактическая игра «Собери сам».

V. Формирование зрительного восприятия

Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы». Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?»  (У стола-ножки, у ведра – ручки. Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно». Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу». Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху». Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко - тяжело».

VII. Формирование слухового восприятия

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух». Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды  (шелест листьев, скрип снега,  шум  шин). Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).

VIII. Формирование пространственных представлений

Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука).  Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад). Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона..). Дидактическая игра: «Расположи верно». Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».

IX. Формирование временных представлений

Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?» Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игра: «Что я делал», «Когда это бывает?».


























Календарно-тематическое планирование

по предмету «Игра и игротерапия» в 4 «А» классе

Количество часов: первое полугодие - 17 часа,

второе полугодие – 19 (17) часов

Всего: 36 (34) часов, 1 часа в неделю



п/п


Содержание


Кол-во часов

Дата проведения


По плану

По факту

I четверть – 9 часов

1

Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мячом в цель.

1

01.09


2

Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».

1

08.09


3

Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».

1

15.09


4

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур.

1

22.09


5

Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме».

1

29.10


6

Работа в технике рваной аппликации.

1

06.10


7

8

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

2

13.10

20.10


9

Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький.

1

27.10


II четверть – 8 часов

10

Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

10.11


11

Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр).

1

17.11


12

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет».

1

24.11


13

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет».


1

01.12


14

Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте.

1

08.12


15

Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.

1

15.12


16

Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».

1

22.12


17

Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета предмет?».

1

29.12


III четверть – 10 (-1)часов

18

Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали). Дидактическая игра «Собери сам».

1

12.01


19

20

Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы».

2

19.01

26.01


21

Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра – ручки..).

1

02.02


22

Дидактическая игра: «Что изменилось?».

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

09.02


23

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий …), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно».

1

16.02


24

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».

1

01.03


25

26

Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».

2

(-1)

08.03

15.03


27

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко - тяжело».

1

22.03


IV четверть – 9 (-1) часов

28

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух».

1

05.04


29

Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).

1

12.04


30

Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).

1

19.04


31

Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад ...).

1

26.04


32

33

Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона…). Дидактическая игра: «Расположи верно».

2

(-1)

03.05

10.05


34

35


Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».

2

17.05

24.05


36

Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?»

1

31.05






Пояснение к реализации программного материала

Количество учебных часов в год

Примечание

По плану

36

По факту

34

08.03, 10.05 – Праздничный выходной день


Принятые меры: уплотнение программного материала:

- в III четверти на 1 час,

- в IVчетверти на 1 часа.