Пояснительная записка
по предмету «Игра и игротерапия»
для обучающихся 4 «А» класса (ФГОС, II вариант)
(в неделю – 1ч, учебных недель – 34)
Рабочая программа по предмету «Игра и игротерапия» для 4 классов общеобразовательного учебного учреждения, осуществляющего обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как неотъемлемая часть учебного процесса, составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.);
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 1599 от 19.12.2014 г.);
Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. N 28);
Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И. М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 131 от 28.08.2023 года;
Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» на 2023 – 2024 учебный год;
Устава ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Игра оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, развивает воображение, образное мышление, речь, память, внимание. Так же игра оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.
Игротерапия - наиболее распространенный метод работы с детьми. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, раздражения, возбудимости.
Для коррекционных целей используются сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения к людям и предметам. Основной принцип проведения игротерапии с детьми с ограниченными возможностями заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь, заменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.
Уникальность игротерапии состоит еще в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном ослабленном виде. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние.
Одним из главных достоинств игротерапии является коррекция и развитие всех видов отношений. Отношения межличностные и отношения к самому себе. С целью изменения отношения к себе и другим, улучшения психологического самочувствия ( повышения самооценки) применяются две формы игротерапи: направленная (директивная) и ненаправленная (не директивная). При использовании направленной игротерапии, педагог сам участвует в игре.
Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.
Цель: коррекция недостатков психического и физического развития, создание условий для развития умений и навыков общения со сверстниками, обеспечение эмоционального комфорта ребенка.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
развитие познавательной деятельности учащегося;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Коррекционно-развивающие:
развитие пространственной ориентации, мелкой моторики;
развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;
формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов: цвет, форма, величина;
обогащать словарный запас;
развивать интерес к самопознанию
способствовать развитию умения устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств, открыто выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать мотивацию к учению;
побуждать к осмыслению своих поступков и поступков других;
воспитывать чувства доброжелательного отношения к окружающим.
Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, снятие эмоционального напряжения.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция произвольного внимания.
5. Коррекция мышц мелкой моторики.
6. Развитие самостоятельности, аккуратности.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования.
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
положительное отношение к школе, к урокам;
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
умение проговаривать в слух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
принимать участие в диалоге;
принимать участие в работе парами и группами;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знать правила поведения в общественных местах;
знать правила общения с взрослыми; знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками);
знать 7 цветов сектора, их оттенки по насыщенности и цветовому тону; уметь слушать и понимать обращённую к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;
уметь различать наиболее распространенные геометрические фигуры и их цвета;
согласовывать свои действия с условиями игры;
изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;
находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители;
при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.
Достаточный уровень:
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (подвижные игры и т. д.);
умение воспринимать игру и выражать своё отношение к игре;
использование музыкальных образов при создании театрализованных композиций и в импровизации;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
повышать уровень речевой инициативы; вырабатывать навыки самоорганизации и самоконтроля.
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать и отвечать на вопросы учителя;
- наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-слушать и понимать речь других;
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание программного материала.
I. Формирование моторных и графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мяча в цель, по движущемуся предмету. Подвижные игры «Выбивной». Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».
Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур. Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме». Работа в технике рваной аппликации. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия
Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек». Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».
III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений
Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется». Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр).
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет». Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет». Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте. Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу. Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета». Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?». Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали).Дидактическая игра «Собери сам».
V. Формирование зрительного восприятия
Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы». Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра – ручки. Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно». Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу». Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху». Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко - тяжело».
VII. Формирование слухового восприятия
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух». Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).
VIII. Формирование пространственных представлений
Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад). Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона..). Дидактическая игра: «Расположи верно». Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».
IX. Формирование временных представлений
Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?» Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игра: «Что я делал», «Когда это бывает?».
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Игра и игротерапия» в 4 «А» классе
Количество часов: первое полугодие - 17 часа,
второе полугодие – 19 (17) часов
Всего: 36 (34) часов, 1 часа в неделю
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
I четверть – 9 часов |
1 | Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мячом в цель. | 1 | 01.09 | |
2 | Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов». | 1 | 08.09 | |
3 | Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты». | 1 | 15.09 | |
4 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур. | 1 | 22.09 | |
5 | Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме». | 1 | 29.10 | |
6 | Работа в технике рваной аппликации. | 1 | 06.10 | |
7 8 | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | 2 | 13.10 20.10 | |
9 | Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. | 1 | 27.10 | |
II четверть – 8 часов |
10 | Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется». | 1 | 10.11 | |
11 | Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр). | 1 | 17.11 | |
12 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет». | 1 | 24.11 | |
13 | Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет». | 1 | 01.12 | |
14 | Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте. | 1 | 08.12 | |
15 | Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу. | 1 | 15.12 | |
16 | Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета». | 1 | 22.12 | |
17 | Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета предмет?». | 1 | 29.12 | |
III четверть – 10 (-1)часов |
18 | Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали). Дидактическая игра «Собери сам». | 1 | 12.01 | |
19 20 | Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы». | 2 | 19.01 26.01 | |
21 | Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра – ручки..). | 1 | 02.02 | |
22 | Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | 09.02 | |
23 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий …), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно». | 1 | 16.02 | |
24 | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу». | 1 | 01.03 | |
25 26 | Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху». | 2 (-1) | 08.03 15.03 | |
27 | Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко - тяжело». | 1 | 22.03 | |
IV четверть – 9 (-1) часов |
28 | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух». | 1 | 05.04 | |
29 | Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | 1 | 12.04 | |
30 | Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных). | 1 | 19.04 | |
31 | Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад ...). | 1 | 26.04 | |
32 33 | Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона…). Дидактическая игра: «Расположи верно». | 2 (-1) | 03.05 10.05 | |
34 35 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я». | 2 | 17.05 24.05 | |
36 | Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?» | 1 | 31.05 | |
Пояснение к реализации программного материала
Количество учебных часов в год | Примечание |
По плану 36 | По факту 34 | 08.03, 10.05 – Праздничный выходной день Принятые меры: уплотнение программного материала: - в III четверти на 1 час, - в IVчетверти на 1 часа. |