№урока | Тема урока | Виды деятельности учащегося | Всего часов |
1 класс. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. (33часа) |
Раздел 1. Ты учишься изображать (8 часов) |
Тема 1.1. | Изображения всюду вокруг нас. | Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. Овладеть приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Использовать приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок), и в пространстве (скульптура). | 1 |
Тема 1.2. | Мастер Изображения учит видеть. | 1 |
Тема 1.3. | Изображать можно пятном. | 1 |
Тема 1.4. | Изображать можно в объеме | 1 |
Тема 1.5. | Изображать можно линией. | 1 |
Тема 1.6. | Разноцветные краски. | 1 |
Тема 1.7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 |
Тема 1.8. | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 |
Раздел 2. Ты украшаешь. (9 часов) |
Тема 2.1. | Мир полон украшений. | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. | 1 |
Тема 2.2. | Цветы. | 1 |
Тема 2.3. | Красоту нужно уметь замечать. | 1 |
Тема 2.4 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 |
Тема 2.5. | Красивые рыбы. Монотипия | 1 |
Тема 2.6. | Украшения птиц. | 1 |
Тема 2.7 | Узоры, которые создали люди. | 1 |
Тема 2.8. | Как украшает себя человек. | 1 |
Тема 2.9. | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 |
Раздел 3. Ты строишь.(9 часов) |
Тема 3.1. | Постройки в нашей жизни. | Овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина | 1 |
Тема 3.2. | Дома бывают разными | 1 |
Тема 3.3. | Домики, которые построила природа. | 1 |
Тема 3.4. | Дом снаружи и внутри. | 1 |
Тема 3.5. | Строим город | 1 |
Тема 3.6. | Все имеет свое строение | 1 |
Тема 3.7. | Строим вещи. | 1 |
Тема 3.8.-3.9. | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 2 |
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 часов) |
Тема 4.1. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок), и в пространстве (художественное конструирование). Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. | 1 |
Тема 4.2. | Праздник весны. Конструирование из бумаги. | 1 |
Тема 4.3. | Разноцветные жуки. | 1 |
Тема 4.4. | Сказочная страна. | 1 |
Тема 4.5. | Времена года. Весна. | 1 |
Тема 4.6 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) | 1 |
Тема 4.7 | Резерв | | 1 |
2класс. Искусство и ты (35 часов) |
Раздел 1. Как и чем работает художник (8 часов) |
Тема 1.1. | Три основных цвета – жёлтый, красный и синий. | Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Овладеть на практике основами цветоведения. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы. Выраженные в произведениях искусства. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок), и в пространстве (скульптура). Изображать графическими средствами реальных и фантастических птиц, насекомых, зверей, выражать их характер. | 1 |
Тема 1.2. | Белая и черная краски. | 1 |
Тема 1.3. | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 |
Тема 1.4. | Выразительные возможности аппликации. | 1 |
Тема1.5. | Выразительные возможности графических материалов. | 1 |
Тема 1.6. | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 |
Тема 1.7. | Выразительные возможности бумаги. | 1 |
Тема1.8. | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 |
Раздел 2. «Реальность и фантазия» (7часов) |
Тема 2.1. | Изображение и реальность. | Различать разнообразие форм предметного мира. Наблюдать постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домики улитки и т.д. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. Использовать стилизацию форм для создания орнамента. | 1 |
Тема 2.2. | Изображение и фантазия. | 1 |
Тема 2.3. | Украшение и реальность. | 1 |
Тема 2.4. | Украшение и фантазия. | 1 |
Тема 2.5. | Постройка и реальность. | 1 |
Тема 2.6 | Постройка и фантазия. | 1 |
Тема 2.7. | Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. | 1 |
Раздел 3. О чём говорит искусство (10часов) |
Тема 3.1. | Изображение природы в различных состояниях. | Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в разное время года, суток, в различную погоду. Использовать элементарные правила перспективы пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен. Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, ужаса. | 1 |
Тема 3.2 | Изображение характера животных | 1 |
Тема 3.3. | Изображение характера человека: женский образ. | 1 |
Тема 3.4 | Изображение характера человека: мужской образ. | 1 |
Тема 3.5. | Образ человека в скульптуре. | 1 |
Тема 3.6. | Человек и его украшения. | 1 |
Тема 3.7. | О чем говорят украшения. | 1 |
Тема 3.8. | Образ здания. | 1 |
Тема 3.9. | Образ здания в объёме. | 1 |
Тема 3.10. | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | 1 |
Раздел 4. Как говорит искусство (8часов) |
Тема 4.1. | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | Наблюдать и передавать в собственной художественно - творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного. Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | 1 |
Тема 4.2. | Тихие и звонкие цвета. | 1 |
Тема 4.3. | Что такое ритм линий? | 1 |
Тема 4.4. | Характер линий. | 1 |
Тема 4.5. | Ритм пятен. | 1 |
Тема 4.6. | Пропорции выражают характер. | 1 |
Тема 4.7. | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. | 1 |
Тема 4.8. | Обобщающий урок. Выставка творческих работ. | 1 |
Тема 4.9.-4.10 | Резерв. | 2 |
3 класс Искусство вокруг нас (35 часов) |
Раздел 1. Искусство в твоем доме (8 часов). |
Тема 1.1. | Твои игрушки. | Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Использовать декоративнее элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов. Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу. | 1 |
Тема 1.2. | Посуда у тебя дома. | 1 |
Тема 1.3. | Обои и шторы у тебя дома. | 1 |
Тема 1.4. | Мамин платок | 1 |
Тема 1.5.-1.6. | Твои книжки. | 2 |
Тема 1.7. | Открытка | 1 |
Тема 1.8. | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | 1 |
Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7часов) |
Тема 2.1 | Памятники архитектуры. | Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: зданий, транспорта, садово-паркового искусства. | 1 |
Тема 2.2. | Парки, скверы, бульвары. | 1 |
Тема 2.3. | Ажурные ограды. | 1 |
Тема 2.4. | Волшебные фонари. | 1 |
Тема 2.5. | Витрины. | 1 |
Тема 2.6. | Удивительный транспорт. | 1 |
Тема 2.7. | Труд художника на улицах твоего города. | 1 |
Раздел 3. Художник и зрелище (9 часов) |
Тема 3.1. | Художник в цирке. | Понимать роль художника в театре. Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов. Выполнять простые макеты. Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметов быта, одежды, театральных декораций. | 1 |
Тема 3.2.-3.3 | Художник в театре. | 2 |
Тема 3.4.-3.5. | Театр кукол. | 2 |
Тема 3.6. | Маски. | 1 |
Тема 3.7. | Афиша и плакат. | 1 |
Тема 3.8. | Театральная программка, буклет, приглашение. | 1 |
Тема 3.9. | Праздник в городе. | 1 |
Раздел 4 Художник и музей (10часов) |
Тема 4.1. | Музей в жизни города. | Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России. Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России. Изображать в объеме выразительные образы человека, литературного персонажа. | 1 |
Тема 4.2. | Картина - особый мир. Картина-пейзаж. | 1 |
Тема 4.3.-4.4 | Картина-портрет. | 2 |
Тема 4.5. | Картина-натюрморт. | 1 |
Тема 4.6. | Картины исторические и бытовые. | 1 |
Тема 4.7. | Скульптура в музее и на улице. | 1 |
Тема 4.8.-4.9. | Проект. ДПИ в жизни человека. | 2 |
Тема 4.10.-4.11 | Резерв | 2 |
Часть 4. Каждый народ – художник (35 часов) |
Раздел 1. Истоки родного искусства (8 часов) |
Тема 1.1. | Пейзаж родной земли. | Изображать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства. Изображать многофигурные сцены. Эмоционально откликаться на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства, и выражать свое отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности. | 1 |
Тема 1.2.-1.3. | Деревня - деревянный мир. | 2 |
Тема 1.4. | Древний деревянный храм. | 1 |
Тема 1.5. | Красота человека. | 1 |
Тема 1.6 | Красота человека. | 1 |
Тема 1.7. | Воспевание труда в произведениях русских художников. | 1 |
Тема 1.8. | Народные праздники ( обобщение темы). | 1 |
Раздел 2. Древние города нашей земли (часов) |
Тема 2.1 | Родной угол. | Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками. Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь человека. | 1 |
Тема2.2. | Древние соборы. | 1 |
Тема 2.3. | Города Русской земли. | 1 |
Тема 2.4. | Древнерусские воины-защитники. | 1 |
Тема 2.5. | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва | 1 |
Тема 2.6. | Узорочье теремов. | 1 |
Тема 2.7.-2.8. | Пир в теремных палатах. | 2 |
Раздел 3. Каждый народ – художник (10часов) |
Тема 3.1-3.2. | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира - Древняя Греция, Япония, средневековая Европа. Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. | 2 |
Тема 3.3 | Народы гор и степей. | 1 |
Тема 3.4 | Города в пустыне | 1 |
Тема 3.5 | Образ художественной культуры Древней Греции. | 1 |
Тема 3.6.- 3.7 | Древняя Эллада. | 2 |
Тема 3.8. -3.9. | Европейские города Средневековья. | 2 |
Тема 3.10. | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 |
Раздел 4 Искусство объединяет народы (9часов) |
Тема 4.1. | Материнство. | Изображать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях. | 1 |
Тема 4.2 | Мудрость старости. | 1 |
Тема 4.3. | Сопереживание. | 1 |
Тема 4.4. | Герои -защитники | 1 |
Тема 4.5. | Юность и надежды. | 1 |
Тема 4.6-4.7. | Проект. Искусство народов мира. | 2 |
Тема 4.8-4.9. | Резерв | 2 |