Рабочая программа изобразительному искусству
для 4 Б класса
базовый уровень
2017 / 2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для 4 класса под руководством Неменского Б.М., Москва «Просвещение», 2011.
Разработчик программы: Гладышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.
2017 г.
Предметные результаты освоения учебного курса
Обучающиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности.
Научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека.
Смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Обучающиеся научатся:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства;
участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание курса
Данная программа рассчитана на 34ч, 1ч в неделю.
Авторская программа используется без изменений
Тема | Авторская программа |
Истоки родного искусства | 8 |
Древние города нашей Земли | 7 |
Каждый народ - художник | 11 |
Искусство объединяет народы | 8 |
Итого | 34 |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Краткое содержание учебной темы | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности |
1 | Истоки искусства твоего народа | 9 | Пейзаж родной земли Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Образ традиционного русского дома (избы) Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа. Украшения деревянных построек и их значение Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти). Деревня — деревянный мир Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа. Образ красоты человека У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»). Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни». Народные праздники Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. | экскурсия |
2 | Древние города нашей земли | 7 | Древнерусский город-крепость Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания. Древние соборы Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа. Древний город и его жители Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города. Древнерусские воины-защитники Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Древние города Русской земли Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа .Узорочье теремов Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего 'задания. Праздничный пир в теремных палатах Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. | |
3 | Каждый народ-художник | 10 | Образ художественной культуры Древней Греции Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись). Образ художественной культуры Японии Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные. | Проект. Образ художественной культуры Японии. Проект. Древнегреческий праздник. Олимпиада. Проект. Европейские города Средневековья . |
4 | Искусство объединяет народы | 8 | Все народы воспевают материнство Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу. Все народы воспевают мудрость старости Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир. Сопереживание — великая тема искусства С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.). Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Материалы: пластилин, стеки. Юность и надежды Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Искусство народов мира (обобщение темы) Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся. | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся | Использование учебно-лабораторного оборудования |
план | факт |
Истоки родного искусства (8 ч) |
1 | 06.09 | | Вводное занятие. | Формировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; Овладеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; Овладеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); Знать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства). | |
2 | 13.09 | | Пейзаж родной земли. | Гуашь, кисти, бумага |
3 | 20.09 | | Деревня. Деревянный мир. | Учебник с. 26, 32-33. Картины И. Левитана, В. Серова, К. Коровина |
4 | 27.09 | | Деревня. Деревянный мир (окончание темы). |
5 | 04.10 | | Красота человека. Образ русской красавицы. | Материал по выбору учащихся |
6 | 11.10 | | Красота человека (окончание темы). |
7 | 18.10 | | Народные праздники. | Гуашь, кисти, мелки. панно |
8 | 25.10 | | Обобщающий урок «Русские традиции и обычаи». |
Древние города нашей Земли (7 ч) |
9 | 08.11 | | Родной угол. | Знать основные виды и жанры пространственно-визуальных искусств; Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ; Уметь обсуждать и анализировать произведения искусства. Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории. | Бумага, ножницы, клей, пластилин |
10 | 15.11 | | Древние соборы. |
11 | 22.11 | | Города Русской земли. | Репродукции картин И. Билибина, Н. Рериха, А. Васнецова |
12 | 29.11 | | Древнерусские воины-защитники. | Гуашь, кисти, бумага, мелки, ножницы, клей |
13 | 06.12 | | Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. | Материалы для макета, черный фломастер или черная гелевая ручка, карандаши, бумага для рисования |
14 | 13.12 | | Узорочье теремов. | Гуашь, кисти, цветная бумага |
15 | 20.12 | | Пир в теремных палатах. Обобщающий урок. | Гуашь, кисти, бумага, мелки, ножницы, клей |
Каждый народ – художник (11 ч) |
16 | 27.12 | | Страна восходящего солнца. | Уметь видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; Способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники; Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; Уметь компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ и применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты. | Мягкая бумага, акварель, кисти |
17 | 17.01 | | Проект. Образ художественной культуры Японии. |
18 | 24.01 | | Народы гор и степей. | Цветная бумага, ножницы, клей, |
19 | 31.01 | | Народы гор и степей (окончание темы). |
20 | 07.02 | | Города в пустыне. | Гуашь, кисти, бумага |
21 | 14.02 | | Древняя Индия. | Гуашь, кисти, бумага |
22 | 21.02 | | Древняя Эллада. | Гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей |
23 | 28.02 | | Проект. Древнегреческий праздник. Олимпиада. |
24 | 07.03 | | Европейские города Средневековья. | Тонированная бумага, цветная бумага, мелки, ножницы, клей |
25 | 14.03 | | Проект. Европейские города Средневековья . |
26 | 21.03 | | Многообразие художественных культур в мире. | Выставка работ |
Искусство объединяет народы (8 ч) |
27 | 04.04 | | Материнство. | Уметь характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны и рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; Изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; Уметь приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. | Гуашь, пастель, кисти, бумага |
28 | 11.04 | | Материнство (окончание темы). |
29 | 18.04 | | Мудрость старости. | Гуашь, пастель, кисти, бумага |
30 | 25.04 | | Сопереживание. | Гуашь, кисти, бумага |
31 | 02.05 | | Герои – защитники. | Пластилин, стеки, дощечка |
32 | 16.05 | | Юность и надежды. | Мелки, бумага |
33 | 23.05 | | Искусство объединяет народы. | Выставка работ |
34 | 23.05 | | Каждый народ - художник. Обобщающий урок учебного года. | |