УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БЕЛГОРОДА
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО
ЦТО
Ю. Н. Кумейко.
«__»__________ 2015г.
ПРОГРАММА
профессиональной подготовки учащихся
по профессии
«Швея»
Обсуждена и одобрена на
Заседании учёного методического совета ЦТО
«__»_______________ 2015г.
Протокол №________
Разработчики программы:
Преподаватели профессии «Швея»
Дмитричева Л. Н.,
Ефимова Т. А.
Календарный график и бюджет времени, выделяемый для изучения данной специальности:
Класс 10,11
Теоретическое обучение _____67___ (час.)
Практическое обучение _____283___ (час.)
Итого аудиторных заданий 350___ (час.)
Белгород, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Швея» в образовательных учебных учреждениях разработана на основе «Стандарта Российской Федерации – профессия: оператор швейного оборудования, ОСТ 9 ПО 02.32.22-2002» от 10.12.2002 года и включает:
квалификационную характеристику профессии «оператор швейного оборудования»,
учебный план для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «оператор швейного оборудования»,
учебно-тематический план по профессии «оператор швейного оборудования» 10 класс,
программу (профессиональный блок 10 класс),
учебно-тематический план по профессии «оператор швейного оборудования» 11 класс,
программу (профессиональный блок 11 класс).
Преподаватели должны систематически контролировать знания учащихся путем устного опроса или проведения письменных контрольных работ, в конце курса учащиеся сдают экзамен.
Повторение учебного материала, экзамены, зачеты и письменные контрольные работы проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение данного предмета. Теоретическое и производственное обучение должно быть направлено на формирование у учащихся теоретического мышления, умения применять полученные знания в производственных условиях и на развитие способности к самообразованию.
В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и выполнения всех требований по технике безопасности при выполнении машинных ручных и влажно-тепловых работ.
К концу обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно выполнять все виды работ, предусмотренные квалификационной характеристикой, техническими условиями нормами, установленными на производстве.
К самостоятельному выполнению работ учащиеся допускаются только после сдачи зачета по безопасности труда
Целью профессионального обучения учащихся 10, 11-х классов по программе «Швея» является формирование у них знаний и умений по профессии портной, подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает формирование в учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях. Учащиеся должны уметь находить и использовать необходимую информацию, выдвигать идеи решения возникших задач (разработка конструкции и выбор технологии), планировать, организовывать и выполнять работу, оценивать ее результаты на каждом из этапов, корректировать свою деятельность.
Курс рассчитан на два года обучения (10,11 классы). Общее количество часов- 350. Основная часть учебного времени (более 70 %) отводится программой на практическую деятельность по овладению умениями навыками в изготовлении швейных изделий.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется метод проекта как творческая завершающая работа учащихся с учетом их возрастных возможностей.
В программе отводится много времени работе на швейной машине, так как овладение навыками этой работы - обязательное условие дальнейшего успешного выполнения программы, залог высокого качества швейных изделий.
Знание основных видов и свойств тканей, получаемые учащимися при изучении раздела «Сведения о швейных материалах», необходимы при выборе ткани для изделия, разработке конструкции изделия и его изготовлении.
Прежде, чем приступить к изготовлению изделий, учащиеся выполняют поузловую обработку на кусочках ткани, отрабатывая технику швов и отдельных технологических операций. Введение тренировочных операций позволит обеспечить хорошее качество швейных изделий. В разделе «Требования к уровню освоения дисциплины» приведен перечень швейных изделий, из которого учитель, в зависимости от наличия
материалов и способностей учащегося, может выбрать конкретное изделие для изготовления его учащимися.
Самое серьёзное внимание следует уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приёмам труда при выполнении машинных, ручных и влажно-тепловых работ. Дважды в течении учебного года учащиеся сдают зачёт по правилам техники безопасности: в начале учебного года и в начале второго полугодия.
Перечень в программе основных знаний и практических умений, которыми должны овладеть учащиеся, поможет учителю правильно расставить акценты в обучении, более объективно оценить работу учащихся. Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать конкурсы «Лучший по профессии», выставки творческих работ, показы моделей, а также участие в городских и областных олимпиадах по технологии.
Учащиеся одиннадцатых классов, прошедшие теоретическое и практическое обучение в соответствии с программой, допускаются к сдаче квалификационных экзаменов по профессии швея второго квалификационного разряда квалификационной комиссии учебного комбината.
Выпускникам, успешно сдавшим экзамены и самостоятельно выполнившим и защитившим творческие проекты, выдаются свидетельства установленной формы.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ШВЕЯ
2-Й РАЗРЯДА
Характеристика работ. Выполнение на машинах или вручную подготовительных и простейших операций по пошиву изделий из различных материалов. Контроль качества кроя, соответствия фурнитуры цвету и назначению изделия. Ликвидация обрыва нитей, смена шпуль. Регулирование натяжения нитей и чистоты строчки.
Должна знать:
Методы и приемы выполнения подготовительных и простейших операций; назначение и правила эксплуатации обслуживающих машин; номера игл; правила закрепления нитей, смены шпуль, регулирования натяжения нитей и частоты строчки.
Должна уметь:
Выполнять на машинах или вручную простые операции по пошиву изделий из различных материалов; контролировать качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и назначению изделия; рационально организовывать рабочее место; соблюдать правила безопасной эксплуатации швейного оборудования и правила их обслуживания; соблюдать требования безопасности труда.
Учебный план
10 класс специальности «Швея»
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | В том числе на: |
Теорет.уроки | лабораторно практическ. работы | Контр. работы |
-
| Технология швейных изделий. | 128 | 25 | 98 | 5 |
-
| Материаловедение | 3 | 3 | | |
-
| Оборудование | 6 | 4 | 2 | |
-
| Конструирование и моделирование швейных изделий | 3 | 2 | 1 | |
ИТОГО: | 175 | 34 | 136 | 5 |
Учебно-тематический план
10 класс «Швея»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе на: | Контрольные работы | п/т |
Теория | Лабораторно-прак-тические работы |
Р1. | Технология швейных изделий. |
1.1. | Общие сведения | 18 | 7 | 11 | | |
1.2. | Ручные работы | 9 | 5 | 4 | | |
1.3 | Машинные работы. | 13 | 4 | 8 | 1 | |
14. | Обработка деталей швейных изделий | 18 | 5 | 11 | 2 | |
1.5 | ВТО швейных изделий. | 3 | 2 | 1 | | |
1.6. | Технология изготовления шв. изд швейных изделий. | 67 | 2 | 63 | 2 | 35 |
ИТОГО: ИТОГО: | 128 | 25 | 98 | 5 | 35 |
Р2 | Материаловедение. |
2.1. | Классификация волокон | 1 | 1 | | | |
2.2 | Сведения о материалах. | 2 | 2 | | | |
ИТОГО: | 3 | 3 | | | |
Р3 | Оборудование |
3.1. | Общие сведения | 4 | 2 | 2 | | |
3.2. | Неполадки в работе швейной машины | 2 | 2 | | | |
ИТОГО: | 6 6 | 4 | 2 | | |
Р45| | Конструирование и моделирование швейных изделий. |
4.1. | Цвет в композиции костюма. | 1 | 1 | | | |
6.2. | Методы измерения фигур | 2 | 1 | 1 | | |
ИТОГО: | 3 | 2 | 1 | | |
ВСЕГО: | 175 | 34 | 101 | 5 | 35 |
ПРОГРАММА X класс
Теоретическое обучение.
Профессиональный блок.
I. Основы технологии одежды
1. Общие сведения.
Швейная промышленность как отрасль легкой индустрии. Современное швейное производство, уровень техники, технологии и организации производства.
Внедрение передовой техники, современных автоматов электронного оборудования новых технологий.
Влияние рыночных отношений на развитие швейного производства. Основные
рабочие профессии, содержание трудовой деятельности их представителей, номенклатура выпускаемых изделий на примере развития швейного производства г. Белгорода.
Безопасность труда на рабочих местах:
-электробезопасность,
-основные мероприятия по предупреждению электротравматизма, спасения жизни человека попавшего под воздействие электрического тока;
- специальные правила работы на швейном оборудовании;
- правила для работающих с электроутюгами;
- противопожарная безопасность.
Зачет по Т/Б.
2. Ручные работы.
Виды ручных стежков: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные, Строчки: сметочные, наметочные, заметочные, выметочные, обметочные, копировальные, подшивочные, стачные.
Инструменты и приспособления для ручных работ: иглы, ножницы, наперстки, сантиметровые ленты, манекен, лекало, булавки, мелки.
Технические условия на выполнение ручных работ. Терминология ручных работ: сметывание, наметывание, выметывание, приметывание, вметывание, заметывание, обметывание, пришивание и подшивание.
3. Машинные швы.
Виды машинных швов: соединительные, краевые, отделочные.
Соединительные швы: стачной, расстрочной, настрочные, накладные, запошивочный,
двойной, «в замок», встык.
Краевые швы: обтачные, вподгибку, окантовочные.
Технические требования к выполнению машинных работ.
Терминология машинных работ: стачивание, притачивание, обтачивание, втачивание, настрачивание, растрачивание, застрачивание, окантовывание.
4. Обработка деталей изделий.
Техническая последовательность и приемы обработки деталей изделий. Обработка мелких деталей. Вытачки и требования к их обработке. Складки: односторонние. встречные, бантовые, веерные; сборки, требования к их обработке. Обработка мелких деталей (клапанов, поясов, хлястиков). Виды карманов: накладные, прорезные, непрорезные. Технология обработки накладных карманов и карманов с отрезным бочком. Специальные термины легкой промышленности.
ВТО изделий.
Технические условия на выполнение ВТО. Терминология ВТО.
6. Технология изготовления изделий.
Основные правила раскроя: декатировка ткани, нахождение текстильных пороков, особенности раскладки лекал. Уточнение деталей кроя: намелка мест расположения вытачек, карманов, защипов; осноровка парных деталей в изделиях из клетки и полоски; осноровка низа изделий.
11 .Материаловедение.
Классификация текстильных волокон по происхождению и химическому составу. 2 класса волокон: натуральные и химические, их характеристика. Деление натуральных волокон на волокна растительного, животного и минерального происхождения. Деление химических волокон на искусственные и синтетические. Их характеристика.
Материалы для соединения деталей одежды: нитки, пуговицы, крючки, заклепки, блочки, пряжки, клеевая нить, клеевая паутинка. Определение нити основы и утка, лицевой и изнаночной стороны ткани.
III. Оборудование.
Классификация швейного оборудования. Машины неавтоматического и полуавтоматического действия. Машины неавтоматического действия: 97-А класс, 1022 класс, , 51-А класс, 85 класс. Машины полуавтоматического действия: 827 класс, 25 класс.
Основные рабочие органы универсальной швейной машины 97-А класса: игла, челнок, нитепритягиватель, рейка, лапка.
Неполадки в работе швейной машины: слабая строчка, тугая строчка, петли сверху материала, петли снизу материала, грязная строчка, поломка иглы, обрыв верхней или нижней нити, пропуск стежков. Методы устранения этих недостатков.
рисунка. Цвет в композиции рисунка.
V Основы конструирования швейных изделий.
Методы измерения фигур. Группы размерных признаков:
- обхваты (О);
- полуобхваты (П);
- ширины (Ш);
- длины (Д);
- высоты (В).
Правила измерения фигуры, таблицы размерных признаков фигуры для построения чертежа изделия.
Цвет в композиции костюма. Цветовой круг. Цвета тёплые и холодные и их свойства. Согласованность цветов.
Практическое обучение.
I Основы технологии одежды.
Знакомство со швейным классом. Основные сведения об организации рабочего места швеи. Безопасность на рабочем месте. Правилами внутреннего распорядка. Экскурсия на швейное предприятие. Ознакомление со структурой предприятия (экспериментальным, подготовительным, раскройным, швейным цехами и складом готовой продукции), с продукцией выпускаемой предприятием. Выполнение ручных стежков на ткани (прямых, косых, крестообразных, петлеобразных и петельных) Выполнение контурных строчек на бумаге холостым ходом машины. Выполнение соединительных швов на образцах тканей (стачных, расстрочных, настрочных, накладных, запошивочных, двойных). Выполнение краевых швов на ткани (обтачных, вподгибку, окантовочных).
Контрольно-практическая работа гю выполнению запошивочного шва и шва вподгибку с закрытым срезом при изготовлении мужских трусов. Обработка срезов и швов при пошиве распашонки и чепчика.
Составление технологической последовательности на ночную рубашку, юбку, брюки. Изготовление ночной рубашки, юбки, брюк и сарафанов. Изготовление накладного, бокового карманов.
Производительный труд.
изготовление прихваток, фартуков; изготовление постельного и нательного белья; изготовление мужских трусов; изготовление летних головных уборов.
III. Оборудование.
Знакомство с работой с универсальным и специальным оборудованием в швейном классе. Заправка универсальных и специальной машины 51-А класса.
Учащийся должен знать:
- правила по технике безопасности при работе на швейной машине и с электрическим утюгом;
- технические условия и терминологии ручных работ;
- инструменты и приспособления для ручных работ;
- виды ручных стежков;
- технические условия и терминологию машинных работ;
- виды машинных швов;
- классификацию текстильных волокон;
- определение лицевой и изнаночной стороны ткани,
- определение нити основы и утка,
- последовательность работ при изготовлении швейных изделий;
- классификацию швейных машин;
- основные рабочие органы универсальной швейной машины 97-А класса;
- неполадки в работе швейной машины;
- основные правила раскроя;
- методы измерения фигур.
Учащийся должен уметь:
- выполнять ручные стежки и строчки и машинные швы;
- составлять план последовательности при изготовлении несложных изделий;
- снимать мерки и записывать;
- осуществлять поузловую обработку изделия;
- выполнять накладные и боковые карманы;
- осуществлять раскрой и пошив распашонки, чепчика, мужских трусов, , ночных сорочек, халата..
Формы и средства контроля
1. Контрольно-тестовые задания по темам: «Основы технологии швейных изделий», «Материаловедение», «Оборудование».
2. Контрольно-практическая работа «Машинные швы» «Изготовление мужских трусов», «Обработка клапанов, поясов». «Изготовление карманов с отрезным бочком».
Учебный план
11 класс специальности «Швея»
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | В том числе на: |
Теорет.уроки | лабораторно практическ. работы | Контр. работы |
11 класс |
-
| Основы технологии одежды | 122 | 18 | 99 | 5 |
-
| Материаловедение | 1 | 1 | | |
-
| Оборудование | 7 | 5 | 1 | 1 |
-
| Основы конструирования и моделирования швейных изделий | 40 | 9 | 31 | |
-
| Самостоятельная работа | 5 | | 5 | |
ИТОГО: | 175 | 33 | 136 | 6 |
ВСЕГО: | 170 |
Учебно-тематический план 11 класс специальности «Швея»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе на: | Конт- рольные работы | П/Т |
Теория | Лабораторно-практичес-кие работы |
Р1 | |
1.1. | Общие сведения | 15 | 3 | 8 | 4 | |
1.2. | Обработка деталей швейных изделий | 26 | 12 | 13 | 1 | |
1.3. | Технология изготовления одежды | 81 | 3 | 45 | | 33 |
ИТОГО: | 122 | 18 | 66 | 5 | 33 |
Р2 | |
2.1. | Свойства тканей | 1 | 1 | | | |
ИТОГО: | 1 | 1 | | | |
Р3 | |
3.1 | Система ППР | 2 | 1 | | 1 | |
3.2. | Швейные машины полуавтоматического действия | 1 | 1 | | | |
3.3. | Приспособление малой механизации | 1 | 1 | 1 | | |
3.4. | Машины специального назначения | 1 | 1 | | | |
3.6. | Оборудование для ВТО | 1 | 1 | | | |
ИТОГО: | 7 | 5 | 1 | 1 | |
Р4 | |
4.1. | Основы моделирования одежды одежды | 9 | 3 | 6 | | |
4.2. | Творческое проектирование | 15 | 1 | 14 | | |
4.3. | Конструирование и моделирование швейных изделий | 16 | 5 | 11 | | |
ИТОГО: | 40 | 9 | 31 | | |
Самостоятельная работа | | | 5 | | |
ВСЕГО: | 175 | 33 | 103 | 6 | 33 |
ПРОГРАММА XI класс
Теоретическое обучение Профессиональный блок.
I Основы технологии одежды
Принципы составления технологической последовательности обработки плечевого изделия. Технология обработки горловины и пройм без воротника и рукавов подкройной обтачкой, окантовочным швом, косой бейкой. Виды кокеток. Правила обработки овальной и фигурной кокеток с глухим и отлетными краями. Виды застежек: тесьмой, «молния», втачными планками, обтачками, полубортами. Технология обработки застежек втачными планками.
Виды воротников:
- отложные воротники и воротники-стойки в изделиях с застежкой борта до верха;
- отложные воротники для изделий с лацканами;
- плосколежащие (подкроенные) воротники.
Виды рукавов. Их отработка. Рукава длинные и короткие. Технология обработки низа рукавов с манжетой и без манжеты. Технология обработки низа изделия.
Творческое проектирование.
Технологическая последовательность и приемы обработки деталей одежды. Контроль качества изделия: органолептическим методом и измерительным. Технический контроль: входной, межоперационный, операционный, промежуточный и инспекционный. Режимы ВТО. Технические условия на выполнение ВТО.
II. Материаловедение.
Технологические свойства тканей: скольжение, осыпаемость, прорубаемость, усадка и способность ткани к формированию при ВТО.
III. Оборудование.
Приспособление малой механизации на швейных машинах:
- направляющее приспособление;
- приспособление для подгибки края детали без соединения ее с другой деталью;
- для соединения двух и более деталей без подгибки;
- для окантовывания срезов;
- к машинам-полуавтоматам;
- улучшающие условия труда работающего.
Эксплуатация и ремонт швейных машин. Система планово-предупредительного ремонта (ППР). Межремонтное обслуживание оборудования: чистка и смазывание машины в конце и в течение смены, наладка, регулирование механизмов машин и устранение мелких неисправностей в процессе эксплуатации машин. Текущие ремонт и надзор: наладка и регулировка механизмов машин, замена мелких деталей и проверка правильности режимов работ машин непосредственно на рабочем месте работающего. Средний ремонт: частичная разборка механизмов и узлов машины, замена изношенных деталей в механической мастерской. Капитальный ремонт: полная разборка машины, замена всех изношенных механизмов и узлов. Технический осмотр оборудования.
Оборудование и приспособления для влажно тепловой обработки:
- универсальное прессовое оборудование;
- специальное прессовое оборудование;
- гладильные столы;
- утюги;
- вспомогательное и прочее оборудование (паровоздушные манекены, декатиры и т.д.)
IV. Основы конструирования и моделирования швейных изделий Понятие о дизайне. Дизайн как одна из форм деятельности по созданию элементов предметной сферы. Потребитель и социальный заказ. Предмет, субъект и метод творчества. Творческое проектирование школьников. Этапы творческого проекта: разработка эскиза, конструирование, технология, пошив готового изделия. Защита творческих проектов: показ моделей, ответы на вопросы. Принципы конструирования различных силуэтных форм изделия. Общие сведения о процессе разработки конструкций лекал одежды.
Практическое обучение.
I. Технология швейных изделий.
Безопасность труда на рабочих местах:
электробезопасность, основные мероприятия по предупреждению электротравматизма, спасение жизни человека, попавшего под действие электрического тока;
- специальные правила работы на швейных машинах;
- правила для работающих с электроутюгами;
- пожарная охрана: основные причины пожаров, пожарная профилактика. Составление технологической последовательности на плечевое изделие. Пооперационная обработка несложного плечевого изделия. Выполнение творческого проекта: выбор модели, конструирование, изготовление изделия, составление пояснительной записки, защита проектов.
Производительный труд.
- изготовление технических рукавиц;
- изготовление постельного и нательного белья;
- изготовление фартуков и прихваток.
I
III. Оборудование.
Освоение работы на универсальных швейных машинах с приспособлениями малой механизации (окантователь, улитка для подгибки низа, лапка для втачивания потайной молнии, лапка с правым и левым откидными ограничительными бортиками). Контрольно-практическая работа по теме «Система планово-предупредительного ремонта швейного оборудования»
Работа с журналами мод. Выполнение эскизов легкой женской одежды.
Выбор изделия для творческого проекта. Выполнение эскиза для творческого проекта.
IV. Основы конструирования и моделирования швейных изделий.
Работа с журналами мод. Выбор изделия для творческого проекта. Выполнение эскиза для творческого проекта, выполнение пояснительной записки для творческого проекта.
- копировка лекал из журналов мод;
- внесение изменений в конструкцию изделия;
- конструирование деталей швейных изделий;
- раскрой плечевого изделия.
Учащийся должен знать:
- последовательность обработки изделия;
- поузловую обработку, изделий легкой женской одежды;
основные свойства тканей;
- приспособления малой механизации;
- систему планово-предупредительного ремонта швейных машин;
- виды застёжек, воротников и рукавов.
Учащийся должен уметь:
- составлять технологическую последовательность обработки изделия;
- обрабатывать детали и узлы швейных изделий;
- определять различными способами свойства текстильных волокон;
- определять виды мелких неполадок в работе швейной машины и устранять их;
- соблюдать требования трудовой и производственной дисциплины и внутреннего распорядка.
Формы и средства контроля
1. Контрольно-тестовые задания по темам: «Основы технологии швейных изделий», «Материаловедение», «Оборудование».
2. Контрольно-практическая работа «Обработка горловины подкройной обтачкой», «Обработка застёжки втачными планками».
3. Творческие проекты на темы: «Платье», «Юбка», «Брюки», «Блуза», «Изделия в технике лоскутного шитья».
4. Квалификационный экзамен.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Универсальное швейное оборудование
97 кл. | 7 шт. |
597-А кл. | 10 шт. |
1022- М кл. | 1 шт. |
ТY 1130 | 1 шт. |
Специальное швейное оборудование
51 кл. | 2 шт. |
85 кл. | 1 шт. |
25 кл. | 1 шт. |
337 кл. | 1 шт. |
757 | 1 шт. |
ТY-3810 | 1 шт. |
1000 СР | 1 шт. |
LS 2125 | 2 шт. |
Электроутюг | 2 шт |
Гладильная доска | 1 шт. |
Ширма примерочная | 1 шт. |
Число рабочих мест
Учительское место | 2 |
Ученическое место | 22 |
.
Учительский стол – 1 шт.
Стулья – 24 шт. (жесткие), 2 шт. (мягкий), 2 шт. (кресло)
Компьютерный стол – 1 шт.
Компьютерное оборудование: монитор, системный блок, клавиатура, мышь, лазерный принтер
Литература
Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. Москва, 2001 г.
Труханова А. Т. Основы технологии швейного производства. Москва, 2001 г.
Бердник О. Т. Швея. Портной легкой женской одежды. Ростов-на-Дону, 2001 г.
Чернякова В. Н. Технология обработки ткани. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Москва, 2001 г.
Дашкевич Л. М„, Можчиль Н. Е. Современная технология обработки юбки и блузки. Ростов-на-Дону, 2001 г.
Бузов Б. А. Материаловедение швейного производства. Москва, 1996 г.
Амирова Э. К., Ваккулина У. В. Конструирование одежды. Учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва 2001 г.
Черемных А. И. Основы художественного конструирования женской одежды. Москва 1997 г.