СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП литература 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП литература 9 класс»

п./п.

Содержание (раздел, тема)



Количество

часов

Дата

Материально-техническое оснащение

УУД, проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные и внутрипредметные понятия

по плану

по факту


1.Введение

1




Оформление тезисов; обобщение читательскогоопыта.Запись основных положений лекции.


1

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.

1



Учебник Г. Меркина


2.Из древнерусской литературы

5




Характеристика лексики; различные виды чтения и пересказа, в том числе художественный пересказ; рассказ по картине; составление таблиц; лексическая работа (определение значений непонятных слов с помощью толкового словаря); созданиекомментария к иллюстрациям; написание сочинения. Просмотр фильма «Князь Игорь» (1969)

Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач;

рефрен, психологический параллелизм, олицетворение.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса; место «Слова о полку Игореве» в истории отечествен-

ной литературы.

Связь с другими искусствами: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...»; иконы А. Рублева «СвятаяТроица», «Спас Вседержитель», икона Божией Матери Владимирской.

Проектная деятельность: сопоставление поэтических переводов «Слова…». Создание словаря топонимов и лексического

комментария к «Слову…». Компьютерные презентации с привлечением исторического материала и произведений других

видов искусства.

2

Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве».

1



Презентация «По страницам «Слова…»

3

Основная проблематика «Слова о полку Игореве», система образов.

1




4

Центральная идея «Слова…». Проблема ответственности за судьбу России.

1




5

Значение «Слова..» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы.

1




6

Классное сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» (или анализ эпизода)

1





3.Из русской литературы XVIII века

13





7

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии.

1




Различные виды пересказа и комментария, характеристика лексики; исследовательская работа с текстом; подготовка сообщения.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века; влияние литературы XVIII столетия на последующий литературный процесс.



Проектная деятельность: исследование истории жанров литературы классицизма. Создание аудиоспектакля (комедия

Д.И. Фонвизина «Недоросль»), словаря реалий крестьянского быта («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Компьютерные презентации с привлечением историко-краеведческого, искусствоведческого и литературного материала.





М.В. Ломоносов

2



Портрет № 202, Презентация «М.В. Ломоносов – гений 18 века»

8

М.В. Ломоносов, теория «трех штилей», «Вечернее размышление…» Особенности содержания и формы произведения.

1



9

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…» Ода как жанр лирической поэзии.

1





Г.Р.Державин

3




10

Г.Р. Державин. «Властителям и судьям»

1



Портрет № 194

11

Традиция и новаторство, тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник»

1




12

Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

1





3.2.А.Н. Радищев

2




13

Вехи биографии Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни.

1



Презентация «Жизнь и творчество Радищева»

14

Основная идея в «Путешествии из Петербурга в Москву». Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...».

1





Д.И. Фонвизин

3




15

Расцвет отечественной драматургии. Жизнь и творчество Д.И. Фонвизина

1



Презентация «Жизнь и творчество Д.И.Фонвизина»

16

Бессмертная комедия Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века

1




17

Основной конфликт комедии, её проблематика. Анализ эпизода.

1





Н.М. Карамзин.

4




18

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Слово о писателе и историке.

1



Презентация «Н.М. Карамзин»

19

Классное сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

1





5.Из русской литературы XIX век







РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

9




Теория литературы: романтизм как литературное направление, «школа гармонической точности», «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Связь с другими искусствами: романтизм в живописи и музыке.

Проектная деятельность: сопоставление оригинала и перевода (баллады В.А. Жуковского). Анализ-исследование одного

стихотворения. Подготовка и запись лирического концерта.

Компьютерные презентации с привлечением историко-литературного и искусствоведческого материала.








20

Характеристика литературных явлений конца 18-начала 19 веков: классицизм, сентиментализм романтизм.

1




21

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме

1




22

Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского.

1




23

К.Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Мой гений»

1




24

Жуковский «Море», «Лесной царь»

1




25

А.А. Дельвиг «Романс», «Русская песня», «Идиллия».

1




26

Е.А. Баратынский «Разуверение», «Чудный город порой сольется», «Муза».

1




27

Н.М. Языков «Родина», «Плавец».

1




28

Практическая работа по теме «Русская литература первой половины 19 века»

1




Теория литературы: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог, внесценический персонаж, антигерой, любовная интрига, финал-катастрофа.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»; сопоставление с трагедией У. Шекспира

«Гамлет, принц Датский».

Связь с другими искусствами: музыкальные произведения

А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

Проектная деятельность: литературно-критический обзор

раннего творчества А.С. Грибоедова. Подготовка аудиоспектакля, теста-викторины и словаря-комментария по пьесе «Горе от ума». Компьютерные презентации с привлечением историко-краеведческого, театроведческого и литературного материала


А.С. Грибоедов

10




29

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова.

1



Портрет № 174, презентация «А.С. Грибоедов – писатель и гос-ый деятель»

30

Творческая история комедии «Горе от ума».

1



Таблицы № 248-249

31

Своеобразие конфликта и тема ума в комедии «Горе от ума»

1



32

Идеалы и антиидеалы Чацкого.

1



CD № 35

33

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин.

1



CD № 47

34

Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет.


1




35

Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии

1



36

И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний» Д.И. Писарев).

1



37

Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера).

1



Таблицы № 249-250, Критические статьи

38

Классное сочинение по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума».

1




А.С. Пушкин

24






Лирика А.С. Пушкина. Ранняя проза.

12




Чтение наизусть; различные виды пересказа и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; сочинения различных

жанров; работа с критической статьей; составление конспектов статей В.Г. Белинского; исследовательская работа с текстом; создать

условия для анализа и обобщения изученного материала; развивать умение логически мыслить, делать выводы, а также развивать

культуру речи; и осмыслить нравственно-этические понятия, составление таблиц и работас ними; составление словарных статей; работа с комментариями к роману «Евгений Онегин» Ю.М. Лотмана и В.В. Набокова.

Лексическая работа; работа с материалами учебника; составление цитатного плана; краткий выборочный пересказ, художественный

пересказ; работа с таблицей; подбор материала для изложения с творческим заданием; формулировка учащимися вопросов длятворческой работы; словесное рисование; инсценирование.

Лексическая работа; краткий выборочный пересказ, художественный пересказ; сопоставление персонажей; рассказ о герое по плану; письменный отзыв на эпизод; словесное рисование; письменный рассказ о герое. Просмотр фильма «Евгений Онегин» реж. Марта Файс, реж. Р. Тихомиров (1958)

Теория литературы: эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма; реализм; пародия, трагедия, роман в стихах; «онегинская строфа», лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть; различные виды пересказа

и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской

лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIX века;

графические и музыкальные интерпретации произведений

А.С. Пушкина.

Проектная деятельность: создание иллюстрированного путеводителя по произведению («Евгений Онегин»). Работа над тестом-викториной, видеогидом, сценарием литературно-музыкальной композиции по произведениям А.С. Пушкина. Анализ-

исследование одного стихотворения. Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного,

искусствоведческого и кинематографического материала.

39

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

1



Портрет № 175, Презентация «Вокруг Пушкина»

40

Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики.

1




41

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Арион», «Пророк», «Поэт».

1



Таблица № 251

42

Лирика любви и дружбы. «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «Что в имени тебе моем?..»

1



Таблицы №251, 262- 271

43

Вольнолюбивая лирика. «Узник», «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»

1



Таблицы № 262- 271

44

Пейзажная лирика. «Воспоминания в Царском Селе», «К морю», «На холмах Грузии

лежит ночная мгла...», «Осень».

1



45

Обучение анализу стихотворного текста

1



46

Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика.

1




47

Реализм «Повестей Белкина» и «маленьких

трагедий» (общая характеристика).

1




48

Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство

писателя в создании характеров.

1




49

Романтическая поэма «Цыганы». Проблематика поэмы в контексте дискуссий того времени.

1



Презентация «Цыганы» А.С. Пушкина».

50

Анализ эпизода (по выбору: «Повести Белкина», «Цыганы», «маленькие трагедии»).

1





Роман «Евгений Онегин»

11




51

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа.

1



Презентация

«По старицам Онегина», таблицы № 102, 103, 104

CD худ. фильм «Евгений Онегин».

52

Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав».

1



53

Онегин и Ленский.

1



54

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

1



55

Татьяна и Ольга.

1



56

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

1




57

Картины жизни русского дворянства в романе.

1




58

Образ автора в романе. Художественные открытия в «Евгении Онегине».

1




59

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».

1




60

В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману

1




61

Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1





М.Ю. Лермонтов

16






Лирика М.Ю. Лермонтова

7



Портрет № 178, таблицы № 262- 271

Просмотр фильма «Герой нашего времени» реж. С. Ростоцкий .


Теория литературы: байронический герой; пафос; лирический мотив; историческая дума, гражданская сатира, философский роман; психологический портрет, образ рассказчика, типический характер; повествовательный цикл.

Развитие речи: различные виды чтения; письменный сопоставительный анализ стихотворений; сочинение в жанрах эссе

и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; байронизм в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей; Печорин и Фауст.

Связь с другими искусствами: репродукции картин М.Ю. Лермонтова; живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова; «Герой нашего времени» в театре и кино.

Проектная деятельность: создание литературно-философского эссе, теста-викторины, видеогида, сценария литературно-музыкальной композиции по произведениям М.Ю. Лермонтова.

Анализ-исследование одного стихотворения. Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного, искусствоведческого и кинематографического материала


62

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С.Пушкин: стихотворение «Смерть поэта».

1



63

Темы и мотивы лермонтовской лирики.

1



64

Назначение художника. Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: «Поэт».

1



Таблицы № 262- 271

65

Cвобода и одиночество

1



66

Своеобразие любовной лирики М.Ю.Лермонтова: «Нет, не тебя так пылко я люблю».

1



CD №35

67

Патриотическая тема.

1



68

Философская лирика: «И скучно, и грустно». «Когда волнуется желтеющая нива

1



CD №39


Роман «Герой нашего времени»

9



Таблицы № 106-108

69

«Герой нашего времени» как первый русский философско-психологический роман.

1



70

Сюжет, фабула, композиция. Автор и его герой

1



Таблица № 254, CD худ. фильм «Герой нашего времени»

71

Индивидуализм Печорина, его личные и социальные истоки. Глава «Бэла»

1




72

Печорин в ряду других персонажей романа. Анализ главы «Максим Максимыч».

1




73

Мастерство психологической обрисовки характеров. Анализ повести «Княжна Мэри».

1




74

Идейно-композиционное значение главы «Фаталист».

1




75

«История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

1




76

Печорин и Фауст: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии И.В. Гете «Фауст» и романа М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».

1




77

Классное сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

1





Н.В. Гоголь

11





78

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

1



Портрет № 179, презентация «Страницы жизни Н.В. Гоголя»

Просмотр фильма «Мертвые души» реж. М. Швейцер (1984)

Теория литературы: поэма в прозе, вставная повесть; образсимвол; ирония; художественное бытописание, литература

путешествий; гротеск, художественная деталь, лирические отступления, фантастика.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования; сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе; «Мертвые души» Гоголя и «Божественная комедия» Данте.

Связь с другими искусствами: портрет Н.В. Гоголя; поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин,

П. Боклевский, Кукрыниксы).

Проектная деятельность: создание литературно-философского эссе, теста-викторины, аудиоспектакля, словаря крылатых выражений, киносценария по поэме «Мертвые души».

Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного и искусствоведческого материала.


79

Поэма «Мѐртвые души» как вершинное произведение художника. Замысел гоголевской поэмы

1



CD худ. фильм «Мертвые души».

80

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме.

1



Таблицы № 94-95

81

Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме.

1



Таблицы № 255-256

82

Образы помещиков в поэме «Мертвые души»

1



83

Фигура автора и роль лирических отступлений.

1




84

Анализ эпизода поэмы «Мертвые души»

1



85

Художественное мастерство Гоголя-

прозаика, особенности его творческого метода.

1



86

Помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В.Гоголя

1




87

Художественное своеобразие произведения. Сопоставление проблематики и образов «Божественной комедии» Данте и поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».


1




88

Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1





5.РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

(ОБЗОР С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО)

6






Ф.И. Тютчев

1





89

Ф.И. Тютчев. Вечные темы, мотивы: лирика размышлений и философская лирика. Нравственная позиция поэта.

Художественное своеобразие стихотворений: «С поля коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь...»


1




Выразительное чтение; самостоятельная работа с текстом; составление цитатного плана статьи учебника; работа с фотографиями; сопоставительная характеристика двух стихотворений; подготовка сообщения


А.А. Фет

1





90

А.А. Фет. Темы и мотивы лирики. Любовь, природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений А.Фета: «Какая ночь!», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!».

1




Выразительное чтение, чтение наизусть; сопоставление стихотворений о природе Ф. Тютчева и А. Фета; подготовка сообщения «А.А. Фет в музыке», работа с учебником.


Н.А. Некрасов

1




Выразительное чтение; работа с учебником; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; анализ лирического стихотворения; работа с иллюстрациями.

91

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции: «Памяти Добролюбова».

1





Ф.М. Достоевский

1





92

Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди». Характеристика образов романа, позиция писателя.

1



Портрет № 181

Выразительное чтение; рассказ с использованием ключевых слов; работа со статьей учебника; исследовательская работа с текстом; составление плана для характеристики образов; подготовка сообщения; работа с иллюстрациями.


Л.Н.Толстой

2



Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»


93

Л.Н. Толстой. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты, реальность, становление личности в повести.

1




Чтение и различные виды пересказа; составление цитатного плана для

характеристики образа; наблюдения над спецификой развития сюжета; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом(комплексный анализ одной из глав повести).

94

Контрольная работа по теме «Литература XIX века».

1





6. Из литературы XX века

(ОБЗОР С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО)

7





95

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн).

1




Подготовка сообщения; запись основных положений лекции; формулирование значения терминов, отражающих содержаниелитературного процесса.

96

М. Горький. Рассказ «Челкаш. Проблема человеческого в человеке. Художественная идея. «Песня о Буревестнике».

1



Презентация «Жизнь и творчество М. Горького»

97

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака)

1



Портрет № 214

Таблица № 262- 271 Портрет № 205 Портрет № 203 Портрет № 204


98

Стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать»: метафорические образы, лирическая летопись истории России начала XX столетия.

1



Портрет № 214

Таблица № 262- 271

Различные виды чтения, в т. ч. наизусть; цитатный план, тезисный план к устному сочинению; письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; комплексный анализ двух тематически близких стихотворений разных авторов; подготовка сообщения; прослушиваниемузыкальных записей.


99

Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века. Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

1




100

Литературный процесс 50—80-х годов. Рассказ Солженицына «Матренин двор»:

праведнический характер русской крестьянки.

1




101

Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Галактионовой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

1



звали»

102

Итоговая контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1




Различные виды чтения, в т. ч. наизусть; работа с учебником; обобщение материала, составление вопросов по курсу; использование

литературоведческой терминологии.


ИТОГО

Из них: К/р-3, домашних сочинений- 2, классных сочинений-4

102