Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» для 1 Б класса МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» на 2018-2019 учебный год составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; на основе учебной программы «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. -5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011», рабочей программы по музыке для 1 класса общеобразовательной школы «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/– М.: Просвещение, 2014»;с учётом рекомендаций инструктивно-методических писем департамента образования Белгородской области, ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2018-2019 учебном году» и «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2018-2019 учебном году».
Общая характеристика учебного предмета
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание рабочей программы учебного предмета «Музыка» авторов предметной линии учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной, рассчитано на 33 часа.
Календарным графиком МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» установлено в 1 классе 33 учебные недели.
Учебный план МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» на 2018-2019 учебный год отводит для изучения учебного предмета «Музыка» в 1 классе 1 учебный час в учебную пятидневную неделю, 33 часа в учебном году.
В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» на 2018-2019 учебный год, в рабочую программу учебного предмета «Музыка» авторов предметной линии учебников Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 1 класса изменения не внесены.
В связи с организацией «ступенчатого» режима обучения (8 недель) происходит уплотнение прохождения программного материала, объединены уроки:
урок № 2 по теме «Хоровод муз» с уроком № 3 по теме «Повсюду музыка слышна»;
урок № 5 по теме «Музыка осени» с уроком № 6 по теме «Сочини мелодию»;
урок № 11 по теме ««Садко». Музыкальные инструменты» с уроком №12 по теме «Звучащие картины».
«Ступенчатый» режим обучения позволяет достичь показателя по количеству учебных занятий за четыре года обучения, определенных ФГОС НОО.
В результате программный материал учебного предмета «Музыка» авторов предметной линии учебников Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной в 1 классе в течение учебного года будет выполнен полностью.
Программа обеспечена следующим УМК:
Критская Е.Д . Музыка.1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2016.
Критская Е.Д . CD-ROM (MP3). Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс. ФГОС / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014.
Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
Формы организации учебного процесса и контроля знаний, умений, навыков
Для изучения предмета применяется классно – урочная форма обучения, с использованием технологии развивающего и личностно – ориентированного обучения, основу которой составляет системно - деятельностный подход.
Основной формой организации учебного урока является урок. Освоение музыкального языка первоклассниками происходит в игровой форме. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально - ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), «разыгрывания» и драматизации произведений программного характера.
Контрольные работы по предмету в 1 классе не предусмотрены.
2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем уроков | Характеристика деятельности обучающихся | Сроки проведения | Приме-чание | Реализация электронного обучения и/или дистанционного обучения |
Дата по плану | Дата по факту |
Музыка вокруг нас (16 ч) |
1. | И муза вечная со мной! Хоровод муз | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. | 06.09 | | | |
2. |
3. | Повсюду музыка слышна | 13.09 | | | |
4. | Душа музыки – мелодия | 27.09 | | | |
5. | Музыка осени Сочини мелодию. | 03.10 | | | |
6. |
7. | Азбука, азбука каждому нужна | 12.10 | | | |
8. | Обобщающий урок I четверти | 25.10 | | | |
9. | Музыкальные инструменты | 07.11 | | | |
10. | «Садко». Из русского былинного сказа | 14.11 | | | |
11. | Звучащие картины Разыграй песню | 21.11 | | | |
12. |
13. | Пришло Рождество, начинается торжество | 28.11 | | | |
14. | Родной обычай старины | 05.12 | 08.12 | | |
15. | Добрый праздник среди зимы | 12.12 | | | |
16. | Обобщающий урок II четверти | 19.12 | | | |
Музыка и ты (17 часов) |
17. | Край, в котором ты живёшь | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. | 26.12 | | | |
18. | Поэт, художник, композитор | 16.01 | | | |
19. | Музыка утра | 23.01 | | | |
20. | Музыка вечера | 30.01 | | | |
21. | Музыкальные портреты | 06.02 | | | |
22. | Разыграй сказку | 13.02 | | | |
23. | У каждого свой музыкальный инструмент | 27.02 | | | |
24. | Музы не молчали | 06.03 | | | |
25. | Мамин праздник | 13.03 | | | |
26. | Музыкальные инструменты | 20.03 | | | |
27. | Чудесная лютня | 03.04 | | | |
28. | Звучащие картины | 10.04 | | | |
29. | Обобщающий урок III четверти | 17.04 | | | |
30. | Музыка в цирке | 24.04 | | | |
31. | Дом, который звучит. Опера-сказка | 08.05 | | | |
32. | Ничего на свете лучше нету… | 15.05 | | | |
33. | Обобщающий урок IV четверти | 22.05 | | | |
3. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Коли-чество | Процентное соотношение |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1. Сергеева Е.Д., Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2014 2. Критская Е.Д . Музыка.1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2016 3. Критская Е.Д. CD-ROM (MP3). Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс. ФГОС / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014 4. Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014 | 1 23 1 1 | 100% 100% 100% 100% |
Печатные пособия |
1.КОМПЛЕКТ ТАБЛИЦ ПО МУЗЫКЕ (10 ТАБЛИЦ) Нотный стан – нотоносец Фортепиано. Звуки низкие, средние, высокие Динамика. Диапазон Темп Длительность звука. Пауза Доли. Такт. Размер Музыкальные жанры Музыкальные формы Музыкальные инструменты симфонического оркестра Народные музыкальные инструменты | 10 | 100% |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором магнитов Аудиоцентр Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер | 1 1 1 1 1 | 100% 100% 100% 100% 100% |
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы: | 1 | 100% |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Столы-конторки Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Тумбочки для хранения учебников, дидактических материалов, пособий | 11 22 2 1 2 | 100% 100% 100% 100% 100% |
% оснащенности – 100% |
Интернет-ресурсы: |
Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193 Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». - Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15 Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/urok 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект)http://standart.edu.ru и www.isiorao.ru. Эл.версия: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/kafedra/duh_nrav_lab.asp 5.Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru). |
24