СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП "Окружающий мир" для 2 класса к УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП "окружающий мир" А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«КТП "Окружающий мир" для 2 класса к УМК "Перспектива"»

Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру во 2 классе

к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой УМК «Перспектива»

68 часов (2 часа в неделю)



№ п\п

Раздел. Тема урока.

Кол-во часов


Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные


Личностные

1

Мы — союз народов России.

01.09

1 ч.

Знакомится с учебником, рабочей тетрадью; составлять представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;

углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; повторять основной материал, изученный в 1 классе; Выполнять задания поискового и творческого характера. Понимать значение любознательности в учебной деятельности, использовать правила проявления любознательности и оценивать свою любознательность (на основе применения эталона) *

Знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

находить и показывать субъект на политической карте России;

называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности;

определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса.


Обучающийся научится вносить необходимую корректировку в текст; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.


Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.


*Здесь и далее курсивом обозначены виды деятельности, добавленные с учетом особенностей класса.

2

Мы — жители Вселенной.



05.09

1 ч.

Определять взаимосвязь Земли и Вселенной, распознавать небесные тела, выносить и обосновывать своё суждение, определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы; выполнять задания поискового и творческого характера.

.

Знать в общем виде строение Вселенной, уметь называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнавать небесные тела по их описанию, перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров.


Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.



Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.



3-4

Наш космический корабль — Земля

Наш край - часть корабля (1)


08.09,12.09

2 ч.

Формировать представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;

изучать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции);

по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль;

анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.


Уметь определять стороны горизонта;

находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта; уметь определять по схеме способ обозначения сторон горизонта;

знать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); уметь

зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.;

применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку.

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.

Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Ценить и принимать базовые ценности

5

Время





15.09

1ч.

Изучать устройство часов, определять время по часам; определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий;

моделировать время на часах; сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов; рассказывать о старинных и современных часах.


Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт;

иметь представление о понятии «единицы измерения времени»;

перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;

объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее.


Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.

.


Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Ценить и принимать базовые ценности. осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.

6

Сутки и неделя

1 ч.

Выстраивать правильную последовательность месяцев года; объяснять смену дня и ночи; рисовать схему; называть дни недели, их последовательность; исследовать народное творчество, сказки, в которых даны ранние представления смены дня и ночи.

Уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю;

определять количество дней в неделе;

называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. -Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты.

Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;

ценить и принимать базовые ценности; осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.

7

Месяц и год

1 ч.

Выстраивать правильную последовательность месяцев года;

осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце;

устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации;

отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Выполнять задания поискового и творческого характера.



Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; Уметь давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему; знать последовательность месяцев года; представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества; прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления.

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.


Обучающийся получит возможность научиться освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Ценить и принимать базовые ценности. Осознание важности наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развитие творческого воображения детей в процессе наблюдения за природой в течение года.


8

Времена года

1 ч.

Изучать причины смены времён года; характеризовать времена года, инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года; подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.




Уметь объяснять причину смены времен года с помощью схемы;

называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; перечислять времена года в правильной последовательности;

называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;

понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге;

наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края;

выявлять среди них специфические сезонные явления.



Обучающийся научится определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению; ценить и принимать базовые ценности. Понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.


9-10

Погода

Климатические условия в Новосибирской области (2)

2 ч.

Измерять температуру;

записывать показания термометра; рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды; различать виды термометров и пользоваться каждым из них. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда

Уметь измерять температуру; записывать показания термометра; узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради; сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; определять различные виды термометров; объяснять назначение метеорологических приборов; осуществлять самопроверку.


Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. Научится работать в группе, выполняя доброе дело на общую пользу и радость (вежливо обратиться за советом и помощью, попросить поделиться необходимым материалом, поблагодарить за помощь и предложить свои услуги).

Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Ценить и принимать базовые ценности. Понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами.


11

Календарь — хранитель времени, страж памяти.

Календарь моей семьи(3)

1 ч.

Формировать умение ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;

находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких; сравнивать календари разных типов;

обсуждать правила пользования ими;

сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях.



Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира;



Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.

Ценить и принимать базовые ценности; осознавать необходимость уважать чужие традиции.

12

Праздники для всех.

1 ч.

Характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; рассказывать о каком-либо празднике; иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Выполнять задания поискового и творческого характера.



Знать общегражданские праздники современного российского календаря; уметь рассказать о них. Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Освоение личностного смысла учения; ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «Родина».

13

Народный календарь.(4)

1 ч.

Подбирать народные приметы на погоду своего края; определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду; соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды. Выполнять задания поискового и творческого характера. Самостоятельно выполнять домашнее задание и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).



Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; уметь наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе; проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сравнивать результат с прогнозом метеорологов; сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.



Обучающийся научится отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты.

Обучающийся получит возможность освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Ценить и принимать базовые ценности.

14

Экологический календарь.(5)

1 ч.

Формировать понятие об экологии –как науки об.охране природы;

Знакомится с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли, России и своего края

высказывать предположения о том, что такое экология; находить в тексте учебника определение экологии как науки;

рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме;

выражать своё отношение к природе в собственном рисунке;

вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате.


Знать понятие «экология», иметь представление об экологии; в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года);

подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.


Обучающийся научится находить нужную информацию в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями; Обучающийся научится отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты.

Понимание задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.


15

Осенние месяцы

1 ч.

Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Сочинять устный рассказ по картине.

Иметь представление о старинных осенних праздниках народов России, с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края; уметь рассказать о них.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.




Формирование интереса (мотивации) к учению.

Ценить и принимать базовые ценности. Приобщится к красоте природы.

16

Осень в неживой природе.

1 ч.

Формировать представление об осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия; рассуждать об особенностях ранней и поздней осени, наблюдать за изменениями погоды. Рисовать осенние пейзажи. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды

Обучающийся научится сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; самостоятельно делать выводы.


Формирование интереса (мотивации) к учению.

Ценить и принимать базовые ценности. Приобщится к красоте природы.

17

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1 ч.

Знакомство с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям; соотносить текст и иллюстрации учебника; связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. Формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности, слушать и слышать, задавать вопросы на понимание и уточнение и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определять их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре.

Освоение личностного смысла учения. Формирование интереса (мотивации) к учению.


18

Звездное небо осенью

1 ч.

Знакомится с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. Представить красоту и таинственность звёздного неба. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Понимать что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые.

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности). Научится анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы

Освоение личностного смысла учения. Формирование интереса (мотивации) к учению.


19

Трава у нашего дома

1 ч.

Распознавать наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, узнавать их особенности и значение для человека. Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений.

Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Уметь понимать причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя. Определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работес атласом-определителем. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом).

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; самостоятельно делать выводы.


Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы.

20

Старинная женская работа

1 ч.

Называть последовательность трудовых операций в работе со льном; соотносить эти операции с образами загадки; изучать лоскуты ткани на ощупь. Заполнять таблицы, анализировать их данные. Выполнять задания поискового и творческого характера.


Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; уметь выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. Могут рассказать, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Уметь назвать известные ткани и описать словами (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая).

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; уметь работать в группе

Формирование интереса (мотивации) к учению.

Ценить и принимать базовые ценности.

21

Деревья и кустарники осенью

Экскурсия в Новосибирский ботанический сад (6)

1 ч.

Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Описывать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Отгадывать загадки об осени. Выполнять задания поискового и творческого характера. Делать общий коллаж «Осенний пейзаж».

Понимать причины листопада; знать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы.

22

Чудесные цветники осенью

1 ч.

Узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе; определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя; зарисовывать растения.

Формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности, слушать и слышать, задавать вопросы на понимание и уточнение и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Знают растения цветника по материалам учебника; знают цветы в цветниках города и в собственном саду осенью; понимают, что выращивание цветов — большой труд на радость людям; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.

Извлечение необходимой информации из текстов; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; уметь работать в паре.




Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы.

23

Грибы

1 ч.

Сравнивать грибы по внешнему виду , с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.

Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы.

24

Шестиногие и восьминогие

1 ч.

Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Рассказывать о разнообразие насекомых. Описывать осенние изменения в жизни пауков и насекомых.

Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов)

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы. Устно описывать паука-крестовика и его сеть.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.




Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

25

Птичьи секреты(7)

1 ч.

Сравнивать рисунки в учебнике, объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; различать перелетных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц; классифицировать их (перелётные, зимующие), приводить примеры: перелётные, зимующие; рассказывать об осенних явлениях в жизни птиц, знакомится со страничками народного календаря, связанного с птицами. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь различать перелётных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам; приводить примеры птиц; знать причины, по которым перелётные птицы покидают родные края.


Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.


Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

26

Как разные животные готовятся к зиме

1 ч.

Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Понимать и уметь обяснить какие осенние изменения происходят в жизни зверей и других животных, с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

27

Невидимые нити в осеннем лесу

1 ч.

Устанавливать взаимосвязи между растениями и животными в осеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу; объяснять значение связей между растениями и животными в осеннем лесу; моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу, уметь выявлять их; приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. Уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.


Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.


Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

28

Осенний труд

1 ч.

Рассказывать о многообразной работе осенью в городах и сёлах; соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы. Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).


Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме; уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.


Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

29

Будь здоров!

1 ч.

Повторять и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период, формулировать правила здорового образа жизни в осенний период; рассказывать об игровой культуре народов России. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.


30

Охрана природы осенью

Охрана природы Сибири(8)

1 ч.

Осваивать правила сбора грибов, ягод, орехов; формулировать правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору; обсуждать различные ситуации; обосновывать необходимость выполнения данных правил; изучать страницы Красной книги России и Новосибирской области, обращая внимание на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать правила охраны природы осенью, правила сбора грибов, ягод, орехов. Защищать и охранять природу России и родного края


Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

31

Контрольное тестирование по разделу «Осень».


1 ч.

Применять изученные сведения для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу


Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки.

Формирование умения контролировать процесс и результаты своей деятельности. Обучение рефлексии способов и условий действий, контролю и оценке процесса и результатов деятельности. Аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.


32

Зимние месяцы

Особенности сезона в родном крае (9)

1 ч.

Различать признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Выполнять задания поискового и творческого характера.


Уметь соотносить признаки зимы в природе со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края, знать с зимние приметами и присловья.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции

Формирование чувства гордости за свою Родину; освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

33

Зима — время науки и сказок

1 ч.

Находить зимние народные приметы на погоду; объяснять, чему учат народные сказки, выявлять нравственное значение сказок народов России;.рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений; расширять знание народных погодоведческих примет; наблюдать за красотой зимней природы. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат сказки, как в них оцени ваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость.


Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано; ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга».

34

Зима в неживой природе

1 ч.

Понаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); рисовать снежинки; рассуждать о зимних природных явлениях, опираясь на собственный жизненный опыт, находить информацию о зимнем солнцестоянии и поговорках о нём; описывать красоту зимней природы; рисовать и фотографировать зимние пейзажи.


Обобщить и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). Умение высказывать свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира.


Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано; ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга».

35

Звездное небо зимой


1 ч.

Изучать карту звездного неба; ориентироваться по Полярной звезде, определять созвездия Малая Медведица и Орион, Полярную звезду и звезду Сириус. Выполнять задания поискового и творческого характера.


Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; знать правила ориентирования по Полярной звезде.


Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»; умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»; подведение под понятие

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

36

Зимняя прогулка (экскурсия)

1 ч.

Наблюдать за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за зимующими птицами, соотносить приметы с природными явлениями. Выполнять задания поискового и творческого характера. Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Знать сезонные изменения в живой природе; знать зимние приметы; уметь рассказать о жизни деревьев и растений под снегом; знать зимующих птиц; формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за строением снежного пласта


Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


37

Зима в мире растений

2 ч.

Описывать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам; формировать представление о жизни растений в зимнее время; рассказывать о зимних погодных явлениях. Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Уметь распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель; уметь определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, уметь соотносить зимние погодные явления и состояние природы зимой.


Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


38

Зимние праздники

1 ч.

Обсуждать общие и различные черты рождественского праздника в странах Запада и России; рассказывать о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника, изучать два типа календаря гражданский и православный; рисовать празднично украшенную ель. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай.

Называть самое главное, что понравилось на уроке; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

39

Растения в домашней аптечке Лекарственные растения Новосибирской области(10)

1 ч.

Сравнивать фотографии в учебнике, находить лекарственные растения по описанию и определять, какие части их используют для лечения; изучить лекарственные растения в домашней аптечке; привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях; осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с собственными наблюдениями. Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).


Уметь называть нескольколекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения. Знать, какие лекарственные растения должны присутствовать в домашней аптечке.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

40

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Как зимуют животные в Сибири (11)

1 ч.

Знакомиться по материалам учебника с образом жизни и питания зимующих птиц; формировать знания о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. Приводить примеры зверей, не впадающих в спячку. Рассказывать о том, как мы можем помогать животным пережить зиму. Выполнять задания поискового и творческого характера.


Уметь определять невидимые связи между растительным и животным миром. Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; животных, не впадающих в спячку.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

41

Невидимые нити в зимнем лесу.


1 ч.

Находить взаимосвязи между растениями и животными в зимнем лесу; приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Оформлять невидимые связи животного и растительного мира; уметь определять по внешнему виду охраняемых животных.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

42

В феврале зима с весной встречается впервой

1 ч.

Знакомиться со старинным календарём народов мира, с тем, что февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; обсуждать, как можно приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. Выполнять задания поискового и творческого характера.


Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на местный праздник февраля.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.


Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

43

Зимний труд

1 ч.

Обсуждать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддержания порядка на улице, предлагать свои способы, приводить примеры; вспоминать лекарственные и витаминные растения, обсуждать их выращивание в домашних условиях для поддержания здоровья в зимнее время. Применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; усвоить необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.


Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

44

Будь здоров!

1 ч.

Знакомиться с правилами здорового образа жизни в зимний период; тренировать контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

45

Охрана природы зимой.


1 ч.

Обсуждать правила охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, способы подкормки зверей и птиц, продолжать изучение страниц Красной книги. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

46

Контрольное тестирование по разделу «Зима».


1 ч.

Показывать уровень усвоения материала по данному разделу, анализировать ошибки.

Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

47

Весенние месяцы

1 ч.

Находить признаки весенних явлений природы; изучать и обсуждать особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проводить наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

48

Весна в неживой природе

1 ч.

Понимать причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжать работу по наблюдениям за погодой. Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

49

Весна — утро года

1 ч.

Обсуждать, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; знать общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре.


Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

50

Звездное небо весной.


1 ч.

Знакомиться с положением весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе; определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды. Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Уметь определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица, уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды.

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

51

Весенняя прогулка. Старинные детские игры весной.


1 ч.

Знакомиться с правилами здорового образа жизни в весенний период; тренировать контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; узнавать раннецветущие растения. Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.


Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

52

Весеннее пробуждение растений

Особенности пробуждения природы в родном крае (12)

1 ч.

Анализировать и обсудить причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; любоваться первоцветами и стремиться беречь их; рисовать первоцветы. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; знать первоцветы.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы родного края; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

53

Чудесные цветники весной

1 ч.

Знакомиться с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; находить их в атласе-определителе; развивать эстетическое восприятие и творческие способности. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать названия культурных растений весенних цветников, уметь находить их в атласе-определителе; уметь различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов.


Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.


Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

54

Весна в мире насекомых.


1 ч.

Учиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; осмысливать и обсуждать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; устанавливать взаимосвязь насекомых и птиц. Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о каком-либо насекомом, написать рассказ о нем, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией. Выполнять задания поискового и творческого характера. Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Знать о весенних изменениях в жизни насекомых, уметь определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека.


Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

55

Весна в мире птиц и зверей

1 ч.

Изучать весенние изменения в жизни птиц и зверей, рассказывать об их зависимости от других сезонных явлений в природе, понимать необходимость бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей, уметь определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, уметь формулировать правила экологической этики.


Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

56

Невидимые нити в весеннем лесу.


1 ч.

Знакомиться со взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу; рассказывать о них, приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. Проявлять целеустремлённость в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.


Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

57

Весенний труд

1 ч.

Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснять значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде, ориентируясь на народные приметы. Проявлять целеустремлённость в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; Знать, как проводятся наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

58

Старинные весенние праздники.


1 ч.

Знакомиться с народными обычаями весенних старинных праздников, выявлять их глубокий нравственный смысл, сопоставлять между собой традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России; выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье. Выполнять задания поискового и творческого характера.



Уметь характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края, уметь определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России.


Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа.








59

Будь здоров!

1 ч

Повторять правила здорового образа жизни в весенний период;

объяснять товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Уметь формулировать и выполнять правила здорового образа жизни; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа.


60

Охрана природы весной

Сохраним природу родного края. (13)

1 ч

Раскрывать роль природы , учиться замечать и ценить ее, продолжать прививать любовь к родному краю, стремление украсить его. Формировать представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показывать, как младшие школьники могут охранять природу, оценивать поступки человека по отношению к природе; знакомиться с устройством искусственных гнездований для птиц Стимулировать бережное отношение к природе. Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).


Знать правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности. Понимать, что природа - это источник красоты, здоровья, хорошего настроения; необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе. Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.


Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


61

Контрольное тестирование по разделу «Весна».

1 ч

Применять полученные знания для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

Показать уровень усвоения материала по разделу, уметь находить и анализировать ошибки.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

62

Лето красное.

1 ч

Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся; объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев, характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников; понимать смысл старинных летних присловий и обычаев; социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев.


Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа.

63

Летние праздники и труд

1 ч

Знакомиться с народными обычаями летних старинных праздников, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, рассказывать о видах труда людей летом; выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа.

64

Итоговая проверочная работа.

1 ч

Применять полученные знания для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

Показать уровень усвоения материала по разделу, уметь находить и анализировать ошибки.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

65-68

Повторение изученного за год.

3 ч

Обобщать и систематизировать полученные знания в ходе викторины по изученным темам. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Повторить в игровой форме основной материал, изученный в течение учебного года.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Итого часов:

68 ч