ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989), Федеральным законом Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской̆ Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с умственной̆ отсталостью; Нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской̆ Федерации примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработана на основе ФГОС для обучающихся с умственной̆ отсталостью.
Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программа занятий по курсу «Окружающий природный мир», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в примерной АООП. Рабочая компилятивная программа "Окружающий социальный мир" для 1 дополнительного класса разработана в полном соответствии с программой образования, Общая характеристика учебного предмета.
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
3. Место курса «Окружающий природный мир» в учебном плане:
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 50 часов, 1,5 часа в неделю, 33 учебные недели.
4. Задачи и направления рабочей программы.
В программе выделяются следующие основные задачи:
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
5. Принципы организации учебного процесса:
— Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
6. Направления коррекционной работы:
1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
Формирование и развитие речи.
Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).
Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п.
6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.
7. Содержание курса состоит из следующих разделов:
Исходя из поставленных задач и выбранных направлений коррекционной работы на занятиях, содержание программы включает три блока:
1. Образовательный, формирование представлений об окружающем социальном мире, явлениями социальной жизни.
2. Психологический, направленный на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
3. Социальный, направленный на формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающим социальным миром.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках окружающий природный мир необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
8. Общая характеристика обучающихся.
Все обучающиеся данного класса проживают в условиях детского дома - интерната в разных группах (мальчики и девочки отдельно). Помещения, в котором проживают обучающийся соответствуют нормам и требованиям САНПина:
- спальная комната на 6 человек;
- игровая комната на 12 человек;
- туалет;
- санитарная комната;
- отдельная комната для персонала;
- 6 разовое питание организованно в столовой;
- при детском доме имеются оборудованная детская и спортивные площадки.
9. Деление учащихся на группы по степени обучаемости.
В связи со значительной неоднородность данного класса по характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания, целесообразно деление детей на 2 группы, по степени обучаемости, по характеру овладения предметными действиями:
1 группа: - не пользуются фразовой речью, вербальные средства коммуникации – звукокомплексы и звукоподражание, понимают простые инструкции, грубые нарушения моторной сферы.
2 группа: - наличие простой фразы, недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений, множественные нарушения в произношении.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое.
10. Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты коррекционной работы:
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой ;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения |
личностные | коррекционные (предметные) | базовые учебные действия |
1 | Человек и природа | 1 | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения Проявляет интерес к окружающим предметам | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы Развитие зрительного и слухового восприятия - Развитие зрительного восприятия (фиксирует взгляд) | следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства Понимать словесную (жестовую) инструкцию |
2 | «Осень, в гости просим!» | 1 | Беседа, рассмотрение картин внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке Принятие и освоение социальной роли обучающегося | замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями Развитие зрительного восприятия (фиксирует взгляд) | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводить несложные наблюдения в окружающей среде выполняет действие способом рука-в-руке |
3 | Одежда и обувь человека осенью. | 1 | Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. проявляет собственные чувства | Развитие памяти при назывании предметов одежды или обуви, способствовать развитию мышления при выборе нужной(лишней) картинки или предмета Развитие общей моторики при одевании куклы | Учитывать климатические условия для выполнения отдельных действий Выполняет действие по инструкции совместно с учителем |
4-7 | «Что нам осень принесла?» - Овощи
- Фрукты
- Ягоды - Грибы |
1 1 1 1 | пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов Готовность к сотрудничеству | Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки. Умение наблюдать за действиями педагога | Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу; выполняет стереотипную инструкцию |
8-9 | Какие бывают растения? Части дерева (лист) | 2 | учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке интерес к совместной деятельности | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист) . Умение работать совместно с педагогом | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
10 | Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе, трудолюбие Проявляет интерес к совместной деятельности | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. наблюдать изменения в природе | задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
11-12 | А кто такие птички? (домашние и дикие) | 2 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными | умение работать по предложенному образцу выполняет стереотипную инструкцию |
13 | Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Произвольно воспринимает информацию | Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты. Проводить наблюдения | Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога выполняет стереотипную инструкцию |
14 | В мире животных | 1 | Ценностное отношение к миру. Принятие и освоение социальной роли обучающегося | Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем. Умение устанавливать аналогии Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. выполняет стереотипную инструкцию |
15 | Сравнение зверей и птиц | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. выполняет стереотипную инструкцию |
16 | "Здравствуй, зимушка-зима!" | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности | замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | проводить несложные наблюдения в окружающей среде |
17 | Одежда и обувь человека зимой | 1 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Представления о зимней одежде, ее назначении Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
18 | Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; Формирование адекватной оценки своих достижений. | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; узнавать изученные природные объекты. | проводить несложные наблюдения в окружающей среде |
19-20 | Зимние забавы | 2 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . | умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Произвольное восприятие информации Подражает действиям |
21 | Что делают растения зимой? Елка | 1 | Ценностное отношение к миру. Мотивация учебной деятельности. | Уточнить представления о растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка). Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем | умение осуществлять взаимный контроль, оказывать посильную помощь. Принимать помощь |
22-23 | Новый год Изготовление украшений на елку. | 2 | Привитие уважения к сложившимся традициям, их соблюдение Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Знания о праздниках и традициях Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
24-25 | Животные и птицы зимой | 2 | осознавать необходимость бережного отношения к природе. Адекватная мотивация учебной деятельности | представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. узнавать изученные объекты. | поиск и выделение необходимой информации , передача её устным путём Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке" |
26-27 | Дикие животные. | 2 | Ценностное отношение к миру. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности узнавать изученных животных | использовать речь для регуляции своего действия. выполняет стереотипную инструкцию по подражанию |
28-29 | Домашние животные. | 2 | осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними. | выполняет стереотипную инструкцию по подражанию |
30 | Обобщающий урок "Зима" | 1 | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Упражнять в изображении погодных явлений по подражанию с помощью имитационных действий: | выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства. Работать в паре, просить помощь у взрослых. |
31 | Природа и рукотворный мир | 1 | осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека Мотивация учебной деятельности. | проводить сравнение и классификацию; использовать знаково- символические средств (пиктограммы) различать объекты природы и рукотворного мира; | Умение вести диалог Умение вступать в контакт |
32-33 | Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 2 | осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам | Принимать и удерживать учебную задачу. Применять имеющиеся знания Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
34-35 | Явления природы: солнце, ветер | 2 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; изображать имитационно узнавать изученные природные объекты. | проводить несложные наблюдения в окружающей среде; Узнавать объекты окружающей природы. |
36-37 | Оживает все кругом! (весна) | 2 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за природой | проводить несложные наблюдения в окружающей среде выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога |
38-39 | Одежда и обувь весной | 2 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем | Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
40-42 | Растения весной. Части растений (лист, ветки) | 3 | Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения. | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист, ветки | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Узнавать объекты окружающей природы. |
43-45 | Жизнь птиц весной | 3 | Ценностное отношение к миру. Наблюдать за действиями одноклассников, учителя | Представления о птицах, их образе жизни и повадках весной | Слушает, отвечает на вопросы Узнавать объекты окружающей природы. |
46-50 | Повторение пройденного | 5 | Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём |
Учебно-методическое обеспечение программы
Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ
Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.