№ | Тема | Кол-во часов | Основные понятия | Словарь |
1 | Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека | 1 | Уяснить понятие «этики», как науки о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Уяснить понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности. | этика, воспитанность, вежливость |
2 | Раздел 1. Этика общения. Добрым жить на белом свете веселей. | 1 | Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики. | воспитанность, вежливость , добро, зло |
3 | Правила общения для всех. | 1 | Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей. Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения. Золотое правило нравственности. | тактичность, чуткость, деликатность |
4 | От добрых правил — добрые слова и поступки. | 1 | Добро в нашей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков. | доброта, красота |
5 | Каждый интересен. | 1 | Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Условия возникновения и сохранения дружбы. | дружба, уважение, приветливость |
6 | Раздел 2. Этикет. Премудрости этикета. | 1 | Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета. | этикет, аккуратность, опрятность, точность |
7 | Красота этикета. | 1 | Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы разумности этикета. | церемониал, церемонимейстер |
8 | Простые школьные и домашние правила этикета. | 1 | Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания. Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах. | поступок, разумность, благодарность |
№ | Тема | Кол-во часов | УУД | Словарь |
9 | Чистый ручеёк нашей речи. | 1 | Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи | слово, речь, образ |
10 | Раздел 3. Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств — творение души. | 1 | Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души | душа, душевность, чувство, духовность. |
11 | Природа — волшебные двери к добру и доверию. | 1 | Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе. | природа, жизнь, человек, экология |
12 | Чувство Родины. | 1 | Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной. Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм». | род, Родина, Отчизна, патриотизм |
13 | Жизнь протекает среди людей. | 1 | Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношениях с другими людьми. | человек, человечность, польза, отношения. |
14 | Раздел 4. Этика отношений в коллективе Чтобы быть коллективом… ( | 1 | Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе. | коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство. |
15 | Коллектив начинается с меня. | 1 | Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками | индивидуальность, уважение, дружба. |
16 | Мой класс — мои друзья. | 1 | Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке. | помощь, поддержка, участие |
№ | Тема | Кол-во часов | УУД | Словарь |
17 | Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи… | 1 | . Основная суть простых нравственных правил. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Азбука простых норм нравственности. | |
18 | Раздел 1. Простые нравственные истины. Жизнь священна. | 1 | Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни. | потребность, смысл, нравственный закон |
19 | Человек рождён для добра. | 1 | Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. | добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль |
20 | Милосердие — закон жизни. | 1 | Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Смысловая суть противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность» | сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность |
21 | Жить во благо себе и другим. | 1 | Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости. | благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность |
22 | Раздел 2. Душа обязана трудиться. Следовать нравственной установке. | 1 | Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках. | нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра |
23 | Достойно жить среди людей. | 1 | Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых. Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности. | достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм |
24 | Уметь понять и простить. | 1 | Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении. | понимание, прощение, семья, гармония, гуманность. |
25 | Простая этика поступков. | 1 | Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков. | этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие. |
26 | Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер. Общение и источники преодоления обид. | 1 | Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души? Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению. | доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство |
№ | Тема | Кол-во часов | УУД | Словарь |
27 | Ростки нравственного опыта поведения. | 1 | Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами. | нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум |
28 | Доброте сопутствует терпение. | 1 | Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости. | терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность. |
29 | Действия с приставкой «со». | 1 | Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Осознание своей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. | Сочувствие, содействие, сострадание, равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура |
30 | Промежуточная аттестация. Тестовые задания. | 1 | Базовые логические действия, и работа с информацией. Совершенствование самоконтроля и саморегуляции. | тест, вопрос, вариант, выбор, ответ |
31 | Раздел 4. Судьба и Родина едины. С чего начинается Родина… | 1 | Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значение лада в семье. Простые правила его сохранения. Вековой опыт человечества. | Родина, Отечество, дом, семья, лад. |
32 | В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 | Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник. | патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг. |
33 | Человек — чело века. | 1 | Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей. | человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение. |
34 | Слово, обращённое к себе. Древо мудрости. | 1 | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Древо мудрости, плоды древа мудрости, гуманность, терпение, терпимость, бескорыстие. |