МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Подольская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО _________Г.В. Лаврентьева «____» __________ 2019г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР __________ Н.П. Кисаева «____» __________ 2019г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы ____________Д.А. Кузнецов «___» ___________ 2019г. |
Рабочая программа
и
календарно-тематическое планирование
уроков алгебры
Учебный год: 2019-2020
Класс: 8
Составитель: М.Н.Кирилова
учитель математики
с.Луговск
Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова.( Москва, издательство «Просвещение», 2014г.,)
Учебник: «Алгебра 7» в двух частях, под редакцией А.Г. Мордковича: Москва, издательство «Мнемозина», 2010г., для учащихся общеобразовательных школ
Количество часов:102
Количество часов в неделю: 3
Плановых контрольных уроков: 8
Базовый учебник:
1.Мордкович А.Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011.
2. Алгебра. 8 класс.В 2 ч. Ч.2. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Г.Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2011.
Используемая учебно-методическая литература (учебники других авторов, сборники упражнений, поурочное планирование):
Программы. Алгебра. 7-9 классы. / авт.-сост. Т.А. Бурмистрова– М.: Просвещение, 2014.
Александрова Л.А. Алгебра. 8 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А.Александрова: под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2011.
Александрова Л.А. Алгебра. 8 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А.Александрова: под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2011.
Мордкович А.Г. Алгебра. 8 класс: методическое пособие для учителя / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011.
Тексты контрольных работ взяты из методической литературы: Александрова Л.А. Алгебра. 8 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А.Александрова: под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2011.
Пояснительная записка
Настоящая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре 7-9 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (составитель Т.А Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014).
Учебно-методический комплект по математике издательства «Мнемозина» (автор А.Г.Мордкович) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий математики базовой школы. Новое издание этого комплекта является полным и доработанным в соответствии с требованиями нормативных документов, имеет завершенность учебной линии.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 8 классе отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю. Рабочая программа по алгебре для 8 класса рассчитана на 102 часов из расчёта 3 часа в неделю.
Цели изучения математики:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: незначительно изменено количество часов на изучение некоторых тем, выделены часы для мониторинга в рамках подготовки к региональному экзамену. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
1. Резерв на мониторинг | 0 | 6 |
2. Алгебраические дроби. | 21 | 20 |
3. Функция y= √x. Свойства квадратного корня. | 19 | 17 |
4. Квадратичная функция. Функция y= k/x. | 17 | 14 |
5. Квадратные уравнения. | 20 | 21 |
6. Неравенства. | 16 | 15 |
7. Обобщающее повторение. | 9 | 9 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Уровень обучения: базовый.
Формы промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, мониторинговых, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде Контрольной работы за год.
В планирование 8 класса предусмотрено выделение резерва (6 часов) из уроков повторения для проведения контрольных работ в рамках мониторинга.
Содержание обучения.
Алгебраические дроби.
Понятие алгебраической дроби. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение алгебраических дробей.
Сложение и вычитание алгебраических дробей. Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень.
Рациональное выражение. Рациональное уравнение. Решение рациональных уравнений (первые представления).
Степень с отрицательным целым показателем.
Функция y= √x. Свойства квадратного корня.
Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел.
Функция у = √x, ее свойства и график. Выпуклость функции. Область значений функции.
Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. Модуль действительного числа. График функции у = \х\.
Квадратичная функция. Функция y= k/x.
Функция y=ax2, её график и свойства.
Функция у =k/x , ее свойства, график. Гипербола. Асимптота.
Построение графиков функций у = f(x + I), у = f(x) + т, У = f(x + I) + т, у = -f(x) по известному графику функции у = f(x).
Квадратный трехчлен. Квадратичная функция, ее свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций, составленных из функций у = С, у = kx + т, у = ах2, у = ах2+ Ьх + с, у = k/x, у = |х|.
Графическое решение квадратных уравнений.
Квадратные уравнения.
Квадратное уравнение. Приведенное (неприведенное) квадратное уравнение. Полное (неполное) квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения методом разложения на множители, методом выделения полного квадрата.
Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения. Параметр. Уравнение с параметром (начальные представления).
Алгоритм решения рационального уравнения. Биквадратное уравнение. Метод введения новой переменной.
Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
Частные случаи формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
Иррациональное уравнение. Метод возведения в квадрат.
Неравенства.
Свойства числовых неравенств.
Неравенство с переменной. Решение неравенств с переменной. Линейное неравенство. Равносильные неравенства. Равносильное преобразование неравенства.
Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства.
Возрастающая функция. Убывающая функция. Исследование функций на монотонность (с использованием свойств числовых неравенств).
Приближенные значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и избытку. Стандартный вид числа.
Обобщающее повторение.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике, широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Учащиеся должны уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы; находить значение арифметического квадратного корня, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условию задачи; осуществлять в буквенных выражения и формулах числовые подстановки, выполнять соответствующие вычисления, выполнять подстановку одного выражения в другое; выражать из формулы одну переменную через другие;
выполнять основные действия со степенями с целым показателем, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочлена на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметического квадратного корня для вычисления значений и преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные и квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложных нелинейных уравнений;
решать линейные неравенства и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из условия задачи;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по её графику; применять графическое представление при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Список литературы для обучающихся.
Мордкович А.Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011.
Алгебра. 8 класс.В 2ч. Ч.2. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Г.Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2011.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Кол- во часов | Дата по плану | Дата выдачи урока | Примечания |
Алгебраические дроби ( 20 часов). |
1 | 1 | Алгебраические дроби. Основные понятия. | 2 | 02.09.2019 | | |
2 | 2 | Множество допустимых значений переменной | | 03.09.2019 | | |
3 | 3 | Основное свойство алгебраической дроби. | 2 | 05.09.2019 | | |
4 | 4 | Сокращение алгебраических дробей | | 09.09.2019 | | |
5 | 5 | Сложение алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. | 2 | 10.09.2019 | | |
6 | 6 | Вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. | | 12.09.2019 | | |
7 | 7 | Сложение алгебраических дробей с разными знаменателями. | 3 | 16.09.2019 | | |
8 | 8 | Вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. | | 17.09.2019 | | |
9 | 9 | Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. | | 19.09.2019 | | |
10 | 10 | Умножение алгебраических дробей. | 3 | 23.09.2019 | | |
11 | 11 | Деление алгебраических дробей. | | 24.09.2019 | | |
12 | 12 | Возведение алгебраической дроби в степень. | | 26.09.2019 | | |
13 | 13 | Преобразование рациональных выражений. | 2 | 30.09.2019 | | |
14 | 14 | Преобразование рациональных выражений. Доказательство тождеств | | 01.10.2019 | | |
15 | 15 | Первые представления о решении рациональных уравнений. | 2 | 03.10.2019 | | |
16 | 16 | Составление математической модели реальной ситуации | | 07.10.2019 | | |
17 | 17 | Степень с отрицательным целым показателем. | 2 | 08.10.2019 | | |
18 | 18 | Степень с отрицательным целым показателем. Упрощение выражений | | 10.10.2019 | | |
19 | 19 | Подготовка к контрольной работе №1 по теме «Алгебраические дроби» | 1 | 14.10.2019 | | |
20 | 20 | Контрольная работа №1 по теме «Алгебраические дроби» | 1 | 15.10.2019 | | |
Функция y= √x. Свойства квадратного корня. ( 17 часов) |
21 | 1 | Рациональные числа. | 1 | 17.10.2019 | | |
22 | 2 | Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. | 2 | 21.10.2019 | | |
23 | 3 | Извлечение квадратного корня из неотрицательного числа | | 22.10.2019 | | |
24 | 4 | Иррациональные числа. | 1 | 24.10.2019 | | |
25 | 5 | Множество действительных чисел. | 1 | 05.11.2019 | | |
26 | 6 | Функция у=√x, ее свойства | 2 | 07.11.2019 | | |
27 | 7 | Функция у=√x, построение графика. | | 11.11.2019 | | |
28 | 8 | Свойства квадратных корней. | 2 | 12.11.2019 | | |
29 | 9 | Свойства квадратных корней. Упрощение выражений | | 14.11.2019 | | |
30 | 10 | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Упрощение выражений | 4 | 18.11.2019 | | |
31 | 11 | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Доказательство тождеств | | 19.11.2019 | | |
32 | 12 | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Формулы сокращённого умножения | | 21.11.2019 | | |
33 | 13 | Освобождении е от иррациональности в знаменателе. | | 25.11.2019 | | |
34 | 14 | Модуль действительного числа. Понятие | | 26.11.2019 | | |
35 | 15 | Модуль действительного числа. Решение уравнений | 2 | 28.11.2019 | | |
36 | 16 | Подготовка к контрольной работе №2 по теме «Квадратный корень. Функция у = √x, её свойства». | 1 | 02.12.2019 | | |
37 | 17 | Контрольная работа №2 по теме «Квадратный корень. Функция у = √x, её свойства». | 1 | 03.12.2019 | | |
Квадратичная функция. Функция y= k/x.( 14 часов) |
38 | 1 | Функция y= kx2, ее свойства. | 2 | 05.12.2019 | | |
39 | 2 | Функция y=kx2, построение графика. | | 09.12.2019 | | |
40 | 3 | Функция y=k/x, ее свойства. | 2 | 10.12.2019 | | |
41 | 4 | Функция y=k/x, построение графика. | | 12.12.2019 | | |
42 | 5 | Как построить график функции у = f(x+l), если известен график функции у=f(x). | 1 | 16.12.2019 | | |
43 | 6 | Как построить график функции у = f(x) + т, если известен график функции у=f(x). | 1 | 17.12.2019 | | |
44 | 7 | Как построить график функции у = f(x + l) + т, если известен график функции у=f(x). | 2 | 19.12.2019 | | |
45 | 8 | Описание свойств функции по её графику | | 23.12.2019 | | |
46 | 9 | Функция у=ах2+bх+с, ее свойства. | 3 | 24.12.2019 | | |
47 | 10 | Функция у=ах2+bх+с, построение графика. | | 26.12.2019 | | |
48 | 11 | Функция у=ах2+bх+с, описание свойств по графику. | | 28.12.2019 | | |
49 | 12 | Графическое решение квадратных уравнений. | 1 | 13.01.2020 | | |
50 | 13 | Подготовка к контрольной работе №3 по теме «Построение графиков функции. Графическое решение квадратных уравнений». | 1 | 14.01.2020 | | |
51 | 14 | Контрольная работа №3 по теме «Построение графиков функции. Графическое решение квадратных уравнений». | 1 | 16.01.2020 | | |
Квадратные уравнения.( 21 час) |
52 | 1 | Квадратные уравнения. Основные понятия. | 2 | 20.01.2020 | | |
53 | 2 | Неполные квадратные уравнения | | 21.01.2020 | | |
54 | 3 | Формулы корней квадратных уравнений. | 3 | 23.01.2020 | | |
55 | 4 | Алгоритм вычисления корней квадратного уравнения | | 27.01.2020 | | |
56 | 5 | Формулы корней квадратных уравнений. Дискриминант | | 28.01.2020 | | |
57 | 6 | Рациональные уравнения. Алгоритм | 3 | 30.01.2020 | | |
58 | 7 | Рациональные уравнения. Метод разложения на множители | | 03.02.2020 | | |
59 | 8 | Рациональные уравнения. Метод введения новой переменной | | 04.02.2020 | | |
60 | 9 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. | 4 | 06.02.2020 | | |
61 | 10 | Основные этапы математического моделирования. | | 10.02.2020 | | |
62 | 11 | Задачи на работу | | 11.02.2020 | | |
63 | 12 | Задачи на движение по воде. | | 13.02.2020 | | |
64 | 13 | Еще одна формула корней квадратного уравнения. | 2 | 17.02.2020 | | |
65 | 14 | Еще одна формула корней квадратного уравнения. Задачи на движение. | | 18.02.2020 | | |
66 | 15 | Теорема Виета. Симметрические выражения | 2 | 20.02.2020 | | |
67 | 16 | Обратная теорема Виета. | | 24.02.2020 | | |
68 | 17 | Иррациональные уравнения. | 3 | 25.02.2020 | | |
69 | 18 | Иррациональные уравнения. Метод возведения в квадрат | | 27.02.2020 | | |
70 | 19 | Иррациональные уравнения. Метод равносильных преобразований | | 02.03.2020 | | |
71 | 20 | Подготовка к контрольной работе по теме « Квадратные уравнения» « Рациональные уравнения», «Иррациональные уравнения» | 1 | 03.03.2020 | | |
72 | 21 | Контрольная работа №4 по теме « Квадратные уравнения» « Рациональные уравнения», «Иррациональные уравнения» | 1 | 05.03.2020 | | |
Неравенства ( 15 часов) |
73 | 1 | Свойства числовых неравенств. | 3 | 10.03.2020 | | |
74 | 2 | Доказательство неравенств | | 12.03.2020 | | |
75 | 3 | Свойства числовых неравенств. Неравенство Коши | | 16.03.2020 | | |
76 | 4 | Исследование функций на монотонность. | 3 | 17.03.2020 | | |
77 | 5 | Исследование функций на монотонность и построение графика | | 19.03.2020 | | |
78 | 6 | Исследование функций на монотонность. Практикум. | | 30.03.2020 | | |
79 | 7 | Решение линейных неравенств. | 2 | 31.03.2020 | | |
80 | 8 | Решение систем линейных неравенств. | | 02.04.2020 | | |
81 | 9 | Решение квадратных неравенств. | 3 | 06.04.2020 | | |
82 | 10 | Решение квадратных неравенств по алгоритму. | | 07.04.2020 | | |
83 | 11 | Решение квадратных неравенств методом интервалов. | | 09.04.2020 | | |
84 | 12 | Приближенные значения действительных чисел. | 2 | 13.04.2020 | | |
85 | 13 | Приближенные значения действительных чисел. Погрешности | | 14.04.2020 | | |
86 | 14 | Стандартный вид положительного числа. | 1 | 16.04.2020 | | |
87 | 15 | Контрольная работа №5 по теме «Числовые и квадратные неравенства». | 1 | 20.04.2020 | | |
Обобщающее повторение. ( 9 часов) |
88 | 1 | Алгебраические дроби. | | 21.04.2020 | | |
89 | 2 | Итоговое повторение. Алгебраические дроби. Решение. ( резерв) | | 23.04.2020 | | |
90 | 3 | Функция y= √x. Свойства квадратного корня. | | 27.04.2020 | | |
91 | 4 | Функция y= √x. Свойства квадратного корня. ( резерв) | | 28.04.2020 | | |
92 | 5 | Квадратичная функция. Функция y= k/x. | | 30.04.2020 | | |
93 | 6 | Квадратичная функция. | | 07.05.2020 | | |
94 | 7 | Квадратные уравнения. | | 12.05.2020 | | |
95 | 8 | Квадратные неравенства. | | 14.05.2020 | | |
96 | 9 | Неравенства. | | 18.05.2020 | | |
97 | | Входная мониторинговая контрольная работа. | | 19.05.2020 | | |
98 | | Контрольная работа за I полугодие. | | 21.05.2020 | | |
99 | | Контрольная работа за год. | | 23.05.2020 | | |
100 | | Резерв на мониторинг | | 25.05.2020 | | |
101 | | Резерв на мониторинг | | 26.05.2020 | | |
102 | | Резерв на мониторинг | | 28.05.2020 | | |
| | Итого: | 102 | | | |