_____Министерство образования Московской области_______
ГБОУ СПО МО «Московский областной государственный колледж
технологий, экономики и предпринимательства»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель: Погорелова М. А.
Дисциплина: Биология.
_______________________________________________
Специальность (профессия)
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
_______________________________________________
2016
Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО МО «Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж»
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора
по научно – методической по научно – методической по научно – методической по научно - методической
работе работе работе работе
_______/______________/ _______/_____________/ _______/_____________/ _______/_____________/
«___»__________20____г . «___»___________20_____г . «___»___________20_____г . «___»___________20____г
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель ПОГОРЕЛОВА М. А.
Дисциплина БИОЛОГИЯ.
Специальность (профессия)
23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины, утвержденной
группы : 161,162, 163
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол №__1___от «21» 09. 2016 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/________________________
Протокол №_____от «___»_____________20____г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/________________________
Протокол №_____от «___»_____________20____г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/________________________
Протокол №_____от «___»_____________20____г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии_______________/________________________
_____Министерство образования Московской области_______
ГБОУ СПО МО «Московский областной государственный колледж
технологий, экономики и предпринимательства»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель: Погорелова М. А.
Дисциплина: Биология.
_______________________________________________
Специальность (профессия)
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
_______________________________________________
2016
Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО МО «Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж»
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора
по научно – методической по научно – методической по научно – методической по научно - методической
работе работе работе работе
_______/______________/ _______/_____________/ _______/_____________/ _______/_____________/
«___»__________20____г . «___»___________20_____г . «___»___________20_____г . «___»___________20____г
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель ПОГОРЕЛОВА М. А.
Дисциплина БИОЛОГИЯ.
Специальность (профессия)
23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины, утвержденной
Группа: 167
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол №__1___от «21» 09. 2016 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/________________________
Протокол №_____от «___»_____________20____г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/________________________
Протокол №_____от «___»_____________20____г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/________________________
Протокол №_____от «___»_____________20____г.
_____Министерство образования Московской области_______
ГБОУ СПО МО «Московский областной государственный колледж
технологий, экономики и предпринимательства»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель: Погорелова М. А.
Дисциплина: Биология.
_______________________________________________
Специальность (профессия)
Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
_______________________________________________
2016 г.
____ Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО МО «Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж»
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора
по научно – методической по научно – методической по научно – методической по научно - методической
работе работе работе работе
_______/______________/ _______/_____________/ _______/_____________/ _______/_____________/
«___»__________20____г . «___»___________20_____г . «___»___________20_____г . «___»___________20____г
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель ПОГОРЕЛОВА М. А.
Дисциплина БИОЛОГИЯ.
Специальность (профессия)
23.02.04.Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины, утвержденной
Группа: 165
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол №__1___от «21» 09. 2016 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/________________________
Протокол №_____от «___»_____________20____г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/________________________
Протокол №_____от «___»_____________20____г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ___________
Протокол №_____от «___»_____________20____г.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Курс, семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) |
Максимальная нагрузка | Самостоятельная учебная нагрузка | Обязательная аудиторная нагрузка |
Всего часов | в т.ч. |
Теоретические занятия | Лабораторные работы | Практические занятия | Курсовая работа (проект) (для СПО) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Всего | 36 | 18 | 54 | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Содержание обучения
№ заня- тия | Наименование разделов, тем | Обязательная учебная нагрузка |
Кол-во часов | Вид занятия |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 (1) | Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей. | 1 | Урок лекция с элементами беседы. |
| Раздел 1. Происхождение и развитие жизни на Земле. | 3 | |
Тема 1.1. (2) | Уровневая организация живой природы и эволюция (молекулярный, клеточный, видовой, экосистемный, биосферный) . | 1 | Смешанный урок. |
Тема 1.2. | Различные взгляды на происхождение жизни на земле | 2 | |
1.1 (3) | Гипотезы происхождения жизни. Панспермия, креационизм, самопроизвольное зарождение жизни, биохимическая эволюция. | 1 | Урок – беседа. |
1.2 (4) | Эксперимент Пастера, абиогенный синтез органического вещества, опыты Опарина. Коацерваты, пробионты | 1 | Урок – беседа. |
Раздел 2. | Учение о клетке. | 12 | |
Тема 2.1. | Химическая организация клетке. | 4 | |
2.1 (5) | Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. | 1 | Урок лекция с элементами беседы. |
2.2 (6) | Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. углеводы, липиды, | 1 | Урок лекция с элементами беседы. |
2.3 (7) | Белки, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и структура белка. | 1 | Урок лекция с элементами упражнений. |
2.4 (8) | Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. | 1 | Урок - лекцич |
Тема 2.2. | Строение и функции клетки. | 5 | |
2.1 (9) | Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. | 1 | Смешанный урок. |
2.2 (10) | Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. | 1 | Урок – беседа. |
2.3 (11) | Органоиды клетки (ЭПС, комплекс Гольджи рибосомы, митохондрии, пластиды, органы движения, ядро). | 1 | Урок лекция |
2.4 (12) | Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. | 1 | Урок - беседа |
2.5 (13) Тема 2.3. | Практические занятия: Изучение строения растительной клетки под микроскопом. Изучение строения растительной клетки под микроскопом. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 3 | Урок – практика. |
2.1 (14) | Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Биосинтез белка. | 1 | Лекция -урок |
2.2 (15) | Фотосинтез (световая и темневшая фаза). Фотолиз воды. Биологическое окисление и горение. Анаэробныйгликолиз. Аэробный гликолиз. | 1 | Комбинированный урок |
2.3 (16) | Деление клетки. Строение и функции хромосом. Репликация ДНК. Генетический код. Митоз его фазы. | 1 | Урок лекция с элементами беседы. |
Раздел 3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 6 | |
Тема 3.1. | Формы размножения организмов. | 2 | |
3.1 (17) | Половое и бесполое размножение. Мейоз его фазы первого и второго деления (профаза, метафаза, анафаза, телофаза). | 1 | Урок - лекция |
3.2 (18) | Образование половых клеток и оплодотворение. Оплодотворение у растений, открытое С. Г. Навашином. | 1 | Лекция. |
Тема 3.2. | Эмбриональное развитие животных | 2 | |
3.1 (19) | Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства | 1 | Урок – лекция. . |
Тема 3.3. | Постэмбриональное развитие | | |
3.1 (20) | Типы постэмбрионального развития животных. Прямое постэмбриональное и непрямое постэмбриональное развитие. Причины нарушений в развитии организмов. | 1 | Урок лекция с элементами беседы. |
3.2 (21) | Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 1 | Урок – беседа. |
Раздел 4. | Основы генетики и селекции. | 1 | |
Тема 4.1. | Основные понятия генетики | 1 | |
4.1 (22) | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. | 1 | Урок лекция с элементами беседы. |
Тема 4.2. | Основные закономерности наследования | 4 | |
4.1 (23) | Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание – решение задач | 1 | Урок - упражнения |
4.2 (24) | Дигибридное скрещивание - решение задач. | 1 | Урок – упражнения. |
4.3 (25) | Сцепленное наследование – решение задач при формировании признака. Значение генетики для селекции и медицины. | 1 | Комбинированный урок |
4.4 (26) | Генетическое определение пола. Наследование признаков сцепленных с полом – решение задач. | 1 | Урок – упражнения. |
Тема 4.3. | Основные закономерности изменчивости. | 1 | |
4.1 (27) | Закономерности изменчивости. Тины наследственной изменчивости (генотипическая, цитоплазматическая). Мутации. Методы изучения наследственности человека- генеалогический метод | 1 | Урок - лекция |
Тема 4.4. | Селекция растений, животных и микроорганизмов | 2 | |
4.1 (28) | Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. | 1 | Смешанный урок |
4.2 (29) | Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | 1 | Урок – беседа. |
Раздел 5. | Эволюционное учение. | | |
Тема 5.1. | Теория эволюции | 2 | |
5.1 (30) | История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | 1 | Урок- лекция. |
5.2 (31) | Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Относительный характер адаптаций. | 1 | Комбинированный урок. |
Тема 5.2. | Микроэволюция. | 1 | |
5.1 (32) | Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Движущий отбор, стабилизирующий отбор. Дрейф генов. Изоляция. Приспособленность организмов. | 1 | Комбинированный урок. |
Тема 5.3. | Макроэволюция. | 1 | |
5.1 (33) | Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический | 1 | Урок – лекция. |
Тема 5.4. | Человек | 2 | |
5.1 (34) | Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | 1 | Урок – беседа. |
Тема 5.5. | Бионика | 1 | Смешанный урок. |
5.1 (35) | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо – функциональных черт организации растений и животных. | | |
(36) | Дифференцированный зачет | 1 | Тестовый контроль. |
| всего | 36 | |
по дисциплине биология
Таблица 2
Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблицы 2а) | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Формы и методы контроля | Приме- чание |
Вид задания | Информа- ционное обеспече- ние | Коли- чество (час.) |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Учебники по биологии, дополнительная научная литература, компьютер. | Подготовка рефератов и докладов по темам: «Связь биологии, микробиологии и биотехнологической промышленности». « Экологические факторы, влияющие на развитие микроорганизмов». « Роль бактерий в природе и жизни человека». Подготовка к тестовому опросу по теме. | Компьютер, экологические сайты, учебники по биологии. | 2 | Фронтальный опрос. | |
Учебники по биологии, компьютер. | Подготовить творческие работы по теме: « Взгляды на происхождение жизни на земле». «Методологический подход к пониманию сущности жизни». | Компьютер, экологические сайты, учебники по биологии | 2 | Письменный индивидуальный опрос. | |
Дополнительная научная литература по биологии, компьютер | Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений по темам: «Методы изучения клеток», «Свойства живых систем, обеспечивающих снижение энтропии», « Уровни регуляции морфогенетических процессов в живых системах». | Учебники по биологии, компьютер, экологические сайты, | 2 | Тестовый опрос | |
Дополнительная научная литература по биологии, компьютер | Работа с дополнительными источниками для составления кроссвордов, сконвордов, вопросов викторин. | Компьютер, экологические сайты, учебники по биологии | 2 | Устный опрос | |
| | | | | |
Дополнительные научная литература, биологические таблицы, схемы. | Подготовка к самостоятельной работе по теме. работа студентов над темами: « Особенности размножения у растений», « Двойное оплодотворение у цветковых растений», «Метаморфоз растений». | Учебники по биологии, компьютер, экологические сайты, | 2 | Фронтальный опрос | |
Учебники по биологии. | Проектно – исследовательская работа: « Составление родословной». Решение генетических задач. | Компьютер, экологические сайты, | 4 | Письменный опрос. | |
Дополнительная научная литература по биологии, компьютер | Самостоятельная работа обучающихся над темами: «Краткая история развития органического мира с указанием основных ароморфозов и идиоадаптаций»,« Ранние этапы эволюции живых систем», « Эволюция животного и растительного мира по эрам», «Доказательства животного происхождения человека». Над докладами по темам: «Биохимические процессы, вызываемые микроорганизмами» «Применение генно-инженерных методов в растениеводств». « Схема получения трансгенных растений с встроенной биологической защитой против насекомых-вредителей». «Биотехнология в животноводстве: получение | Компьютер, экологические сайты, учебники по биологии | 2 | Тестовый опрос, работа по индивидуальным карточкам | |
| | | | | |
Материальное и информационное обеспечение занятий
Таблица 2а
№ п/п | Материальное и информационное обеспечение занятий |
1 | 2 |
Введение. | Учебники по биологии, таблицы по биологии, наглядный материал по биологии. |
Происхождение и развитие жизни на Земле. | Учебники по биологии, таблицы по биологии и экологии, карточки тестовых работ, наглядный материал по биологии, отдельные представители разных особей. |
Различные взгляды на происхождение жизни на земле | Учебники по экологии и биологии, дополнительные научные источники, таблицы по биологии, индивидуальные карточки, рефераты, раскрывающие разные взгляды на происхождение жизни. |
Химическая организация клетке. | Модели ДНК, таблицы по биологии и химии, учебники, разные виды белка – наглядный материал. Дополнительная научная литература. |
Строение и функции клетки. | Микроскопы, готовые микропрепараты, химическая посуда, кожица чешуи лука, таблицы по биологии, учебная литература по биологии, уровневые карточки для проверки усвояемости материала. |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Таблицы по биологии, учебники, картинки учебника, Дополнительная литература, тестовый контроль. |
Формы размножения организмов. | Биологические таблицы, учебники биологии, другая научная литература, микроскоп, готовые микропрепараты митоза и мейоза . |
Эмбриональное развитие животных | Таблицы по биологии, учебники, картинки учебника, дополнительная литература, презентации. |
Постэмбриональное развитие | Таблицы по биологии, учебники, картинки учебника, дополнительная литература, презентации. |
Основные понятия генетики. Основные закономерности наследования. | Учебники по биологии, таблицы биологические, схемы, таблица Пеннета, задачники по генетике. |
Основные закономерности изменчивости. | Учебная литература, дополнительная биологическая литература, коллекции по изменчивости. |
Селекция растений, животных и микроорганизмов | Таблицы по селекции, дополнительные научные данные по данной теме, учебники по биологии, тестовый опрос. |
Эволюционное учение. | Таблицы биологические, коллекции по эволюции и адаптации организмов, наглядный материал, учебники по биологии, карточки тестового контроля. |
Микроэволюция. Макроэволюция. | Учебная литература, дополнительная биологическая литература, коллекции по биологии.
|
Человек. | Таблицы биологические, коллекции по биологии, наглядный материал, учебники по биологии, карточки тестового контроля |
Бионика | Учебная литература, дополнительная биологическая литература |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Таблица 3
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
1 | Общая биология. | Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. | Москва « Просвещение», 2008 г. |
2 | Общая биология | Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. | Москва «Академия, 2006 г. |
3 | Общая биология. | Шумного В.К., Дымшиц Г.М., | Москва, « Просвещение» 2008 г. |
4 | Биология. Общая биология. | Захарова Е.Т., Агафонова И. Т., Сивоглазов В.И. | Москва « Дрофа», 2008 г. |
Дополнительные источники:
Таблица 4
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
1 | Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. | Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. | Москва, 2011 |
2 | Общая биология. 10—11 кл. | Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. | Москва, 2011 |
3 | Общая биология. Учеб. Пособия для СПО | Константинов В.М., Рязанова А.П. | Москва., 2012. |
4 | Общая биология. 10 кл. | Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. | Учебник. – М., 2002. |
5 | Общая биология. 11 кл. Учебник | Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. | Москва, 2002 |
6 | Биология Учебник для вузов.. | Чебышев Н.В. Биология. | Москва, 2005 |
Интернет-ресурсы: |
| www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). | |
| www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам интернета по биологии) | |
| www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии) | |
| www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, тест) | |
| www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет – ресурсов). | |
| www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех кто учится сам и учит других | |
| www.schoollcity.by (Биология в вопросах и ответах) www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников) | |