№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Введение (3 часа) |
1. | 1 неделя сентября | Мир живых организмов. Уровни организации живого. | 1 | Изучают уровни организации живой природы, определяют принадлежность биологических объектов | Научиться характеризовать понятия: уровни организации, клетка, ткань, орган, биосфера, определить значение биологических знаний в современной жизни, изучить основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | Систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами | Демонстрировать адекватную позитивную самооценку, идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности. |
2. | 1 неделя сентября | Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе | 1 | Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования |
3. | 2 неделя сентября | Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни | 1 | Изучают понятие систематика, основные систематические категории, дают систематическое положение организмов. |
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа) |
Тема 1.1 Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов (3 часа) |
4. | 2 неделя сентября | Терминологический диктант. Общие свойства прокариотических организмов | 1 | Дают общую характеристику прокариот | Научиться характеризовать особенности строения прокариотической клетки, роль бактерий в природе и жизни человека, формы бактериальных клеток, методы профилактики инфекционных заболеваний, отличать бактерии от других организмов. | Формулировать ответы на вопросы учителя, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, понимать их позицию, оценивать свой ответ, свою работу, работу одноклассников | Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, применять знания и умения в повседневной жизни. |
5. | 3 неделя сентября | Формы бактерий. Особенности строения бактериальной клетки | 1 | Выделяют основные признаки бактерий, определяют значение внутриклеточных структур. Зарисовывают различные типы бактериальных клеток. |
6. | 3 неделя сентября | Экологическая роль и медицинское значение бактерий. | 1 | Дают оценку роли бактерий в природе и жизни человека. Составляют план-конспект «Многообразие и роль микроорганизмов» |
Раздел 2. Царство Грибы (4 часа) |
Тема 2.1 Общая характеристика грибов (3 часа) |
7. | 4 неделя сентября | Особенности строения клеток грибов. Л/р № 1 «Строение плесневого гриба мукора» | 1 | Выделяют основные признаки строения клеток грибов. Изучают особенности строения мукора и дрожжей. Выполняют лабораторную работу. | Научиться характеризовать признаки строения клетки грибов, особенности организации шляпочных грибов, роль грибов в биоценозах, определять съедобные и несъедобные грибы, знать меры профилактики грибковых заболеваний | Систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, делать выводы о проделанной работе. | Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, применять знания и умения в повседневной жизни. |
8. | 4 неделя сентября | Основные черты организации многоклеточных грибов. П/р № 1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | 1 | Выделяют основные признаки многоклеточных грибов, определяют ядовитые и съедобные грибы, выполняют практическую работу. |
9. | 1 неделя октября | Отделы Настоящие грибы, Оомицеты | 1 | Изучают особенности строения грибов отделов Настоящие грибы и Оомицеты. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. |
Тема 2.2 Лишайники (1час) |
10. | 1 неделя октября | Обучение технологии выполнения тестов с множественным выбором ответа. Общая характеристика лишайников | 1 | Характеризуют симбиоз, как форму взаимоотношений между организмами. Дают характеристику лишайников. | Научиться характеризовать признаки строения лишайников, особенности организации слоевища, роль лишайников в биоценозах. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, овладевать опытом межличностной коммуникации, меть корректно вести диалог, участвовать в дискуссии. | Демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека, правильно идентифицировать себя с позиции школьника, демонстрировать адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознать свои возможности в учении |
Раздел 3. Царство Растения (17 часов) |
Тема 3.1 Общая характеристика растений (2часа) |
11. | 2 неделя октября | Тест по теме «Грибы и лишайники». Растительный организм как целостная система | 1 | Характеризуют основные черты организации растительного организма, особенности их жизнедеятельности. | Научиться характеризовать признаки растительных организмов, понятия: фотосинтез, пигменты, систематика растений, низшие и высшие растения. | Формулировать ответы на вопросы учителя, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, понимать их позицию, оценивать свой ответ, свою работу, работу одноклассников. | Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
12. | 2 неделя октября | Систематика растений; низшие и высшие растения | 1 | Получают представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей. Дают характеристику основных этапов эволюции растений. Характеризуют высшие и низшие растения. |
Тема 3.2 Низшие растения (2 часа) |
13. | 3 неделя октября | Общая характеристика водорослей. Л/р № 2 «Изучение внешнего строения водорослей» | 1 | Дают общую характеристику водорослей как древнейшей группы растений. Изучают внешнее строение водорослей. Выполняют лабораторную работу | Научиться характеризовать отдел водоросли и их отдельных представителей, объяснять роль водорослей в природе, жизни человека, их использование в пищевой и микробиологической промышленности. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, овладевать опытом межличностной коммуникации, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, делать выводы о проделанной работе. | Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
14 | 3 неделя октября | Многообразие водорослей: отделы Зеленые, Бурые и Красные водоросли | 1 | Выделяют сходства и различия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах, объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. |
Тема 3.3 Высшие растения (4 часа) |
15. | 4 неделя октября | Общая характеристика высших растений. Споровые растения | 1 | Повторяют материал о происхождении растений, выделяют общие признаки высших растений. Сравнивают высшие и низшие растения. | Научиться характеризовать отделы высших растений, распознавать их представителей на гербарных материалах и таблицах, описывать роль высших споровых растений в природе и жизни человека. | Применять знания при решении биологических задач, работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи, осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность. | Демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека, правильно идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности, демонстрировать адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознать свои возможности в учении. |
16. | 4 неделя октября | Отдел Моховидные. Л/р № 3 «Изучение внешнего строения мхов» | 1 | Дают общую характеристику мхов, распознают на гербарных образцах различных представителей моховидных. Выполняют лабораторную работу |
17. | 5 неделя октября | Отделы Плауновидные и Хвощевидные | 1 | Дают общую характеристику хвощевидных и плауновидных, проводят их сравнительную характеристику, зарисовывают их циклы развития |
18. | 5 неделя октября | Отдел Папоротниковидные. Л/р № 4 «Изучение внешнего строения папоротника» | 1 | Дают общую характеристику папоротниковидных, зарисовывают их цикл развития, характеризуют строение папоротников по гербарным материалам. Выполняют лабораторную работу |
Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения (2 часа) |
19. | 2 неделя ноября | Особенности организации голосеменных растений. Тест «Отделы растений» | 1 | Дают общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты их строения, зарисовывают схему цикла развития голосеменных. | Научиться характеризовать строение голосеменных растений как первых семенных растений, обосновывать роль голосеменных в природе и жизни человека, распознавать основные виды голосеменных растений в природе. | Формулировать ответы на вопросы учителя, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, понимать их позицию, оценивать свой ответ, свою работу, работу одноклассников. | Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
20. | 2 неделя ноября | Многообразие голосеменных. Л/р № 5 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | 1 | Описывают представителей голосеменных, используя таблицы, гербарные образцы. Выполняют лабораторную работу |
Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов) |
21. | 3 неделя ноября | Особенности организации покрытосеменных растений. Л/р № 6 «Изучение строения покрытосеменных растений» | 1 | Дают общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты их строения. Описывают представителей покрытосеменных растений, используя живые объекты, гербарии, таблицы. Выполняют лабораторную работу | Научиться давать общую характеристику покрытосеменных растений, описывать представителей данного отдела по рисункам, таблицам, гербариям, живым объектам, давать их систематическую характеристику, объяснять значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека, научиться применять полученные знания в самостоятельной работе. | Применять знания при решении биологических задач, работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи, осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность. | Демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека, правильно идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности, демонстрировать адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознать свои возможности в учении. |
22. | 3 неделя ноября | Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные. | 1 | Дают характеристику растений семейства Розоцветные, составляют сравнительную характеристику классов Однодольные и Двудольные. |
23. | 4 неделя ноября | Практика выполнения тестов с множественным выбором ответа Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. | 1 | Дают характеристику семейства Крестоцветные, начинают заполнение таблицы «Семейства Покрытосеменных растений» |
24. | 4 неделя ноября | Класс Двудольные. Семейство Бобовые. Терминологический диктант. | 1 | Дают характеристику семейства Бобовые, заполняют таблицу «Семейства Покрытосеменных растений» |
25. | 1 неделя декабря | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаковые. | 1 | Дают характеристику семейств Злаковые и Лилейные, заполняют таблицу «Семейства Покрытосеменных растений» |
26. | 1 неделя декабря | П/р № 2 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения» | 1 | Учатся определять растения своей местности и характеризовать их систематическое положение. |
27. | 2 неделя декабря | Контрольная работа по теме «Царство Растения» | 1 | Выполняют задания контрольной работы |
Раздел 4. Царство Животные (37 часов) |
Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час) |
28. | 2 неделя декабря | Животный организм как целостная система. Систематика животных. | 1 | Характеризуют животный организм как целостную систему. Объясняют особенности жизнедеятельности животных, отличающих их от представителей других царств. Распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов. | Научиться давать общую характеристику царства животные, описывать особенности их процессов жизнедеятельности, давать систематическую характеристику отдельных видов животных, характеризовать роль животных в биоценозах. | Выполнять постановку учебной задачи, осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность. | Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные (2 часа) |
29. | 3 неделя декабря | Общая характеристика простейших. Л/р № 7 «Строение инфузории-туфельки» | 1 | Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Выполняют лабораторную работу | Научиться давать общую характеристику одноклеточных, классов Жгутиковые, Саркодовые, Инфузории, распознавать особенности строения инфузорий по микроскопом. Изучить паразитических простейших, их циклы развития. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, овладевать опытом межличностной коммуникации, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, делать выводы о проделанной работе. | Ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, стремиться к здоровому образу жизни. |
30. | 3 неделя декабря | Разнообразие простейших, их роль в биоценозах и жизни человека | 1 | Дают развернутую характеристику классов Саркодовые, Жгутиковые, Инфузории. Изучают роль одноклеточных в биоценозах. |
Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные животные (1 час) |
31. | 4 неделя декабря | Общая характеристика многоклеточных животных. Тест «Простейшие» | 1 | Характеризуют многоклеточные организмы, их типы симметрии, объясняют значение дифференцировки клеток многоклеточных организмов. Описывают тип Губки, изучают их роль в биоценозах. | Научиться давать общую характеристику многоклеточных животных и типа Губки как наиболее примитивных представителей многоклеточных, анализировать типы симметрий, объяснять значение симметрии в жизнедеятельности организмов, объяснять значение дифференцировки клеток многоклеточных организмов и появления первых тканей. | Работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи, осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность. | Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук |
Тема 4.4 Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа) |
32. | 4 неделя декабря | Особенности организации кишечнополостных. | 1 | Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности кишечнополостных. | Научиться давать общую характеристику типа Кишечнополостные, объяснять значение дифференцировки клеток и функции каждого типа клеток, характеризовать классы кишечнополостных, приводить примеры представителей каждого класса | Формулировать ответы на вопросы учителя, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, понимать их позицию, оценивать свой ответ, свою работу, работу одноклассников | Демонстрировать адекватную позитивную самооценку, идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности. |
33. | 3 неделя января | Совершенствование навыков выполнения тестов с множественным выбором ответа. Строение эктодермы и энтодермы | 1 | Объясняют значение дифференцировки клеток и оценивают функции каждого клеточного типа |
34. | 3 неделя января | Многообразие и распространение кишечнополостных. Тест «Кишечнополостные» | 1 | Приводят примеры представителей классов кишечнополостных, сравнивают черты их организации. |
Тема 4.5 Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа) |
35. | 4 неделя января | Особенности строения плоских червей | 1 | Дают общую характеристику типа, анализируют систематику типа, отмечают роль плоских червей в биоценозах | Научиться давать общую характеристику типа Плоские черви, характеризовать представителей классов Ресничные, Ленточные черви, Сосальщики, отмечать роль плоских червей в биоценозах, описывать циклы развития паразитических червей. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, овладевать опытом межличностной коммуникации, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, делать выводы о проделанной работе. | Ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, стремиться к здоровому образу жизни. |
36. | 4 неделя января | Многообразие плоских червей-паразитов | 1 | Характеризуют представителей плоских червей, распознают черты приспособленности к паразитическому образу жизни. Зарисовывают циклы развития паразитических червей. |
Тема 4.6 Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час) |
37. | 5 неделя января | Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой) | 1 | Дают характеристику типа круглые черви на примере человеческой аскариды, зарисовывают цикл развития аскариды | Научиться давать общую характеристику типа Круглые черви, описывать цикл развития аскариды, объяснять меры профилактики аскаридоза, оценивать роль свободноживущих круглых червей в биоценозах | Работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи, осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность. | Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, стремиться к здоровому образу жизни. |
Тема 4.7 Тип Кольчатые черви (3 часа) |
38. | 5 неделя января | Внешнее строение кольчатых червей на примере дождевого червя. Л/р № 8 «Внешнее строение дождевого червя» | 1 | Дают общую характеристику типа Кольчатые черви на примере дождевого червя, отмечают прогрессивные черты их строения, выполняют лабораторную работу | Научиться давать общую характеристику типа Кольчатые черви, отмечать прогрессивные черты строения, сравнивать типы червей, объяснять значение кольчатых червей в биоценозах, медицинское значение пиявок. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, овладевать опытом межличностной коммуникации, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, делать выводы о проделанной работе. | Ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, стремиться к здоровому образу жизни. |
39. | 1 неделя февраля | Особенности внутреннего строения кольчатых червей | 1 | Сравнивают организацию плоских и кольчатых червей, отмечают усложнение их организации |
40. | 1 неделя февраля | Многообразие кольчатых червей | 1 | Характеризуют систематику кольчатых червей, отмечают черты малощетинковых, многощетинковых и кольчатых червей |
Тема 4.8 Тип Моллюски (2 часа) |
41. | 2 неделя февраля | Особенности организации моллюсков | 1 | Дают общую характеристику типа Моллюски, отмечают прогрессивные черты их строения, проводят сравнительный анализ кольчатых червей и моллюсков | Научиться давать общую характеристику типа Моллюски, отмечать прогрессивные черты строения, сравнивать классы моллюсков, объяснять значение моллюсков в биоценозах и значение для человека | Формулировать ответы на вопросы учителя, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, понимать их позицию, оценивать свой ответ, свою работу, работу одноклассников | Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
42. | 2 неделя февраля | Контроль навыков выполнения тестовых с множественным выбором ответа. Многообразие моллюсков | 1 | Характеризуют систематику моллюсков. Распознают характерные черты брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. |
Тема 4.9 Тип Членистоногие (7 часов) |
43. | 3 неделя февраля | Происхождение и особенности организации членистоногих. Тест «Черви и моллюски» | 1 | Дают общую характеристику типа Членистоногие, отмечают прогрессивные черты их строения, сравнивают строение кольчатых червей и членистоногих | Научиться давать общую характеристику типа Членистоногие, выделять прогрессивные черты их строения, сравнивать строение кольчатых червей и членистоногих, давать общую характеристику классов ракообразные, паукообразные, насекомые, характеризовать особенности строения типичных представителей классов, характеризовать систематику членистоногих, распознавать представителей классов, оценивать их роль в биоценозах и в жизни человека. | Систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами | Демонстрировать адекватную позитивную самооценку, идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности, проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
44. | 3 неделя февраля | Класс Ракообразные: строение, классификация | 1 | Дают общую характеристику класса ракообразные, анализируют особенности строения речного рака, распознают представителей класса, оценивают их роль в биоценозах |
45. | 4 неделя февраля | Класс Паукообразные: строение, классификация | 1 | Дают общую характеристику класса паукообразные, анализируют особенности строения паука-крестовика, распознают представителей класса, оценивают их роль в биоценозах, медицинское значение паукообразных |
46. | 4 неделя февраля | Класс Насекомые: общая характеристика | 1 | Дают общую характеристику класса насекомые, анализируют особенности строения майского жука. |
47. | 1 неделя марта | Отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом | 1 | Различают типы развития насекомых, распознают представителей отрядов насекомых, дают их характеристику. |
48. | 1 неделя марта | Л/р № 9 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих» | 1 | Распознают и характеризуют представителей классов членистоногих. Выполняют лабораторную работу |
49. | 2 неделя марта | Контрольная работа по теме «Тип Членистоногие» | 1 | Выполняют задания контрольной работы |
Тема 4.10 Тип Иглокожие (1 час) |
50. | 2 неделя марта | Общая характеристика типа Иглокожие | 1 | Дают общую характеристику типа Иглокожие, анализируют значение иглокожих в биоценозах. | Научиться давать общую характеристику типа Иглокожие, характеризовать основные систематические группы иглокожих, | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, овладевать опытом межличностной коммуникации | Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час) |
51. | 2 неделя марта | Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник | 1 | Дают общую характеристику типа Хордовые на примере ланцетника, описывают систематику хордовых. | Научиться давать общую характеристику типа Хордовые, описывать систематику хордовых, давая оценку главных направлений развития группы. | Работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи, осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы. | Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа) |
52. | 2 неделя марта | Общая характеристика рыб. Л/р №10 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни» | 1 | Дают характеристику надкласса Рыбы, отмечают прогрессивные черты их строения. Выполняют лабораторную работу. | Научиться давать общую характеристику надкласса Рыбы, выявлять прогрессивные черты их строения по сравнению с ланцетником, описывать строение и особенности жизнедеятельности хрящевых и костных рыб, характеризовать экологическое и хозяйственное значение рыб. | Применять знания при решении биологических задач, работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи, осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность. | Демонстрировать адекватную позитивную самооценку, идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности, проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
53. | 3 неделя марта | Классы Костные и Хрящевые рыбы | 1 | Характеризуют систематику и многообразие рыб, оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб |
Тема 4.13 Класс Земноводные (2 часа) |
54. | 3 неделя марта | Общая характеристика земноводных. Л/р №11 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» | 1 | Дают характеристику класса Земноводные на примере лягушки, отмечают прогрессивные черты ее строения, выполняют лабораторную работу. Выполняют лабораторную работу. | Научиться давать общую характеристику класса Земноводные, выявлять прогрессивные черты их строения по сравнению с рыбами, описывать строение и особенности жизнедеятельности бесхвостых, хвостатых и безногих амфибий характеризовать экологическое и хозяйственное значение. | Систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами. | Ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
55. | 4 неделя марта | Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии | 1 | Характеризуют систематику и многообразие земноводных, оценивают экологическое и хозяйственное значение. |
Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся (2 часа) |
56. | 4 неделя марта | Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных | 1 | Дают характеристику класса пресмыкающиеся на примере ящерицы, отмечают прогрессивные черты ее строения, сравнивают строение амфибий и рептилий. | Научиться давать общую характеристику класса Пресмыкающихся, выявлять прогрессивные черты их строения по сравнению с земноводными, описывать строение и особенности жизнедеятельности чешуйчатых, крокодилов, черепах, их приспособление к разным средам обитания, характеризовать экологическое значение рептилий. | Работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи, осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность. | Демонстрировать адекватную позитивную самооценку, идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности, проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
57. | 2 неделя апреля | Распространение и многообразие рептилий | 1 | Характеризуют систематику и многообразие земноводных, оценивают экологическое и хозяйственное значение. |
Тема 4.15 Класс Птицы (4 часа) |
58. | 2 неделя апреля | Тест «Классы Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся» Происхождение птиц | 1 | Изучают происхождение птиц: первоптицы и их предки, выполняют тестовую работу. | Научиться давать общую характеристику класса Птицы, выявлять прогрессивные черты их строения по сравнению с рептилиями, характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения, связанные с полетом, описывать строение и особенности жизнедеятельности экологических групп и отрядов птиц. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, овладевать опытом межличностной коммуникации. | Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
59. | 3 неделя апреля | Л/р № 12 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | 1 | Изучают особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом, выполняют лабораторную работу. |
60. | 3 неделя апреля | Килегрудые птицы: особенности организации и экологическая дифференцировка | 1 | Отмечают прогрессивные черты строения птиц, проводят сравнительный анализ строения птиц и рептилий. Характеризуют многообразие килегрудых птиц, их экологические группы. |
61. | 4 неделя апреля | Бескилевые и плавающие птицы. Охрана птиц. | 1 | Характеризуют многообразие килегрудых птиц, оценивают хозяйственное и экологическое значение птиц. |
Тема 4.16 Класс Млекопитающие (4 часа) |
62. | 4 неделя апреля | Происхождение млекопитающих, Первозвери, Низшие звери (сумчатые) | 1 | Изучают происхождение млекопитающих, дают характеристику подкласса Первозвери | Научиться давать общую характеристику класса Млекопитающие, прогрессивные черты их строения по сравнению с рептилиями и птицами, характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения, описывать строение и особенности жизнедеятельности отрядов млекопитающих, объяснять необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку. | Применять знания при решении биологических задач, работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи, осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность. | Ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
63. | 5 неделя апреля | Л/р № 13 «Изучение строения млекопитающих» | 1 | Дают общую характеристику класса Млекопитающие, отмечают прогрессивные черты их строения, описывают строение и особенности их жизнедеятельности. Выполняют лабораторную работу |
64. | 5 неделя апреля | Основные отряды млекопитающих | 1 | Характеризуют систематику млекопитающих, описывают основные отряды, приводят примеры представителей отрядов. |
65. | 1 неделя мая | П/р № 3 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека» | 1 | По иллюстрациям распознают животных своей местности, дают их систематическое положение. Выполняют практическую работу. |
Раздел 5 Вирусы (1 час) |
66. | 2 неделя мая | Общая характеристика вирусов | 1 | Дать общую характеристику Вирусов и бактериофагов, показывают особенности организации вирусов как внутриклеточных паразитов, приводят примеры вирусов, вызывающих болезни человека. | Научиться давать общую характеристику Вирусов и бактериофагов, называть особенности вирусов как внутриклеточных паразитов, приводить примеры вирусов – возбудителей болезней человека, объяснять меры профилактики вирусных заболеваний | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, овладевать опытом межличностной коммуникации | Ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук |
Заключение (2 часа) |
67. | 2 неделя мая | Итоговая контрольная работа | 1 | Выполняют задания контрольной работы | Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе. | Устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания для решения биологических задач | Демонстрировать адекватную позитивную самооценку, идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности. |
68. | 3 неделя мая | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | Анализируют свои работы, выполняют работу над ошибками |
Итого 68 часов + 2 часа резервного времени |