| 2-й семестр | | | | | | |
1 | Введение. | Предмет риторики. Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной речи. Основные этапы развития условий, необходимых для общения. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | ОИ1, стр. 6-10 1,2, 4,5,6 ОИ1, с.6-16; ОИ2, с.6-9,с.10 №8 2.9 СП | письменный опрос в форме орфоэпического диктанта |
| | Раздел 1. Основные тенденции современного русского языка. Ораторское искусство. Виды ораторского искусства | 2 | | | | |
2 | Основные тенденции современного русского языка. Ораторское искусство. Виды ораторского искусства | Постепенное формирование родов и видов ораторского искусства: пять видов красноречия в риториках ХVII–ХVIII вв. (придворное, развивавшееся в высших кругах дворянства; духовное, или церковно-богословское; военное – обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное, развивающееся в периоды обострения борьбы, когда вожаки крестьянских восстаний обращались с речами к народу). Выделение видов красноречия в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Сферы коммуникации (научная, деловая, информационно-пропагандистская, социально-бытовая). | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,5,6 ОИ1, с.17-21;с.46-52;106-109 2.9 СП 2.5. | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме орфоэпического диктанта, произнесение скороговорки |
| | Раздел 2. Качества речи. Типы речи | 2 | | | | |
3 | Качества речи. Типы речи | Правильность, точность, выразительность, уместность, логичность, богатство, нормативность речи. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,6 ОИ1, с.29-34, , с.34-38; ; ОИ2, с16-17,№15,16 с.19 ,№21,с.23№29 2.1 СП -2.3 СП 1.1 | устный фронтальный опрос письменный опрос в форме тестовых заданий |
| | Раздел 3. Основы культуры общения. Цели и задачи культуры речи | 2 | | | | |
4 | Основы культуры общения. Цели и задачи культуры речи | Культура общения. Цель, задачи. Речь. Формирование культуры общения. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,6 ОИ1, с.21-26. ОИ2, с.14-15,№12,13;с.18№19 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме орфоэпического диктанта, произнесение скороговорки |
| | Раздел 4. Речевой этикет | 10 | | | | |
5 | Речевой этикет. Происхождение речевого этикета. | Этикет. Речевой этикет. Требования современного речевого этикета. Правила речевого этикета. Формулы приветствия и благодарности в зависимости от ситуации. Этикет разговора по телефону. Правила, ведущие к успеху общения. Завещание Владимира Мономаха. Домострой. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05ОК 09 | ОИ2, с25,№34;с.26№37 | письменный опрос в форме орфоэпического диктанта |
6 | Воспитательное значение этикета. Значение профессиональной этики. | Речевая культура. Элементы речи. Язык тела. Ведение разговора. Признаки и свойства речевой культуры. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,5,6 ОИ1, с.89-97,с.99-102. ОИ2, с.30,№42;с.31№45,46;с.33№51 | письменный опрос в форме тестовых заданий |
7 | Кодекс речевого поведения делового человека. Этикет как национальное, социальное, психологическое явление. | Речевая культура делового человека. Искусство речевого общения. Профессиональный кодекс поведения. Правила делового речевого этикета. Этикет как национальное, социальное, психологическое явление. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 ОК 09 | 1,2, 4,5,6 ОИ1, с. 98-101. ОИ2, с.34,№55,56 | устный фронтальный опрос, письменный опрос в форме орфоэпического диктанта |
8 | Особенности русского речевого этикета. Употребление речевого этикета в повседневном общении. | Качества русского этикета: тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность. Устойчивые формулы общения, предписываемые обществом, как правила речевого поведения для установления речевого контакта собеседников. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4, 6,7 ОИ1, с.102-103;123-126 1.13 ОИ1, с.104-106;109-110. ОИ2, с.35,№61;с.38№68 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме самостоятельной работы |
9 | Использование формул речевого этикета. Невербальные средства общения. | Общее представление о языке тела. Значение жестов в различных обстоятельствах повседневного общения. Ритмические, эмоциональные, изобразительные и символические жесты. Использование мимики в ораторской речи. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2,3, 4, 6 ОИ1, с.61-73. ОИ2, с.32№47 1,2, 3,4, 6 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме орфоэпического диктанта |
| | Раздел 5. Деловое общение | 10 | | | | |
10 | Функциональные стили литературного языка. Особенности официально-делового стиля. | Функциональные стили литературного языка. Особенности официально-делового стиля. Сфера использования, языковые признаки официально-делового стиля. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2,3, 4,5,6,7 ДИ 2,с.62 ОИ1, с.77-80 ДИ 2,с.54, с.217 2.6 СП 2.6.-2.9 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме диктанта |
11 | Актуальность и значимость делового общения. Психологические аспекты делового общения. | Коммуникационные барьеры. Принципы делового общения. Приёмы этики делового общения. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2,3, 4,5,6,7 ОИ1, с.82-88 2.8 СП ОИ1, с.80-81 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме орфоэпического диктанта, произнесение скороговорки |
12 | Особенности делового общения. Виды делового общения. | Этапы делового общения: знакомство, где люди представляют себя и познают друг друга; ориентирование на тему беседы; обсуждение задачи или вопроса; решение задачи; завершение беседы. Виды делового общения: вербальный – с использованием устных слов; невербальный – с учетом мимики, жестов, позы участника; прямой – непосредственное устное общение оппонентов; непрямой – чаще в письменном виде. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05, ОК 09 | 1,2, 4,5,6,7 ОИ1, с.111-116 ДИ1 с.40 ОИ1, с.117-119 1.6 ОИ1, с.119-121 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме орфоэпического диктанта |
13 | Оформление деловых бумаг. Составление резюме. Имидж делового человека. Вербальный имидж. | Резюме. Составление резюме. Определение имиджа. Одежда. Поведение. Профессионализм. Нормы в цвете. Компоненты имиджа делового человека. Деловой имидж мужчины. Деловой имидж женщины. Нормы в аксессуарах. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05, ОК 09 | 1,2, 4,5,6,7 ОИ1, с.121-124 ОИ1, с.125-128 | письменный опрос в форме самостоятельной работы |
14 | Коммуникативные барьеры. Визитная карточка в деловой жизни. | Коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Визитная карточка в деловой жизни. Правила оформления. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4, 6 ОИ1, с.128-143. ОИ2, с.73№151-154, с.75№158, с.78№167 ДИ3 с.137№178 | письменный опрос опрос в форме тестовых заданий |
| | Раздел 6. Публичное выступление | 6 | | | | |
15 | Виды подготовки к публичному выступлению. Композиция речи, ее основные элементы. | Техника подготовки выступления. Необходимость выделения времени на подготовку выступления, систематическая работа над ним. Сбор материала. Отбор материала и его систематизация. Обдумывание материала. Создание текста и его редактирование. Усвоение доклада на память. Произнесение речи Обзор помещения для выступления. Кафедра оратора. Пользование микрофоном. Упорядочение документации. Основная целевая установка. Интонация. Начало речи. Обращение. Взаимодействие оратора со слушателями. Позиция слушателей и оценка ими оратора. Особые приемы ораторского искусства. Помехи произнесению речи. Темп речи. Громкость речи. Поведение при произнесении речи. Визуальные вспомогательные средства. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,5,6 ОИ1, с.167-178 ОИ2, с.100№220, с.103№227 1.7 ОИ1, с.178-185 ОИ2, с.112№247, с.109№242 2.10 СП,2.11СП ОИ1, с.185-189 ОИ2, с.116№254, с.119№261 2.10СП,2.11СП | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме тестовых заданий |
16 | Письменная и устная подготовка к выступлению. | Приёмы изложения и содержания речи. Формы изложения. Анализ. Синтез. Индукция. Дедукция. Аналогия. Как готовиться к выступлению | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,5,6,7 ОИ1, с.189-201. ОИ2, с.122№267, с.124№273, с.128№281 И 1 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме орфоэпического диктанта |
17 | Приемы эффективного общения с аудиторией. Методы убедительной аргументации. | Доказательство. Аргументация в ораторской речи. Правила тезиса и аргументов. | 2 | практическое занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 ОК 09 | И 1 | письменный опрос в форме орфоэпического диктанта, произнесение скороговорки |
| | Раздел 7. Профессиональная этика делового человека | 6 | | | | |
18 | Профессиональная этика делового человека | Деловая этика. Служебный этикет. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,5,6 ОИ1, с.221-224 ОИ2, с.149№327 1,2, 4 ,6 ОИ1, с.224-230 ОИ2, с.151№332 | устный групповой опрос и письменный опрос в форме диктанта |
19 | Деловая беседа. Характеристика и классификация споров. Деловой конфликт. Культура делового спора. Доводы, приемы, уловки в споре. | Спор как вид делового общения. Характеристика и классификация споров. Спор, его цели и подходы. Виды спора. Техника убеждения участника спора | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,6 ОИ1, с.267-275. ОИ2, с.182№394, с.183№396, с.186№402 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме практического занятия |
20 | Дифференцированный зачёт | Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 | учетно- контроль ное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05, ОК 09 | 1,2, 4,6,7 ОИ1, с.296-313 ОИ2, с.198№423 1.11,1.12 | письменный опрос в форме тестовых заданий |