| 1-й семестр | | | | | | |
1 | Введение. Практ. зан.№1 Обобщение знаний о современном русском языке как науке | Введение Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий и специальностей СПО. Практическое занятие №1 Обобщение знаний о современном русском языке как науке. | 1 1 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | ОИ1, стр. 6-10 1,2, 4,5,6 ОИ1, с.6-16; ОИ2, с.6-9,с.10 №8 2.9 СП МУ 1.1 | письменный опрос в форме словарного диктанта и письменный опрос в форме практического занятия |
| | Тема1. Язык и речь. Функциональные стили речи | 8 | | | | |
2 | Язык и речь. Основные требования к речи. Практ. зан.№2 Анализ методов языкового исследования. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Практическое занятие №2. Анализ методов языкового исследования . | 1 1 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,5,6 ОИ1, с.17-21;с.46-52;106-109 2.9 СП 2.5. МУ 1.2 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме практического занятия |
3 | Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Публицистический стиль речи, его назначение. Художественный стиль речи, его основные признаки. Практ. зан.№3 Написание сочинений разных жанров. | Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Практическое занятие №3 Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. Написание сочинений разных жанров. | 1 1 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,6 ОИ1, с.29-34, , с.34-38; ; ОИ2, с16-17,№15,16 с.19 ,№21,с.23№29 2.1 СП -2.3 СП 1.1 МУ 1.3 | устный фронтальный опрос письменный опрос в форме тестовых заданий |
4 | Текст как произведение речи. Функционально - смысловые типы речи. Практ. зан.№4 Информационная переработка текста (тезисы, конспект, аннотация). | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Лингвостилистический анализ текста. Практическое занятие №4 Информационная переработка текста в виде тезисов, конспекта, аннотации. | 1 1 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,6 ОИ1, с.21-26. ОИ2, с.14-15,№12,13;с.18№19 МУ 1.4 1.3 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме практического занятия |
5 | Практ. зан.№5 Определение типа, стиля, жанра текста. Анализ структуры текста. Лингвостилистический анализ текста. | Практическое занятие №5 Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры текста. Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. | 2 | практическое занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05ОК 09 | ОИ2, с25,№34;с.26№37 МУ 1.5 | письменный опрос в форме практического занятия |
| | Тема2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 6 | | | | |
6 | Фонетические единицы. Фонетический разбор слова. | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,5,6 ОИ1, с.89-97,с.99-102. ОИ2, с.30,№42;с.31№45,46;с.33№51 | письменный опрос в форме тестовых заданий |
7 | Орфоэпические нормы. Практ.зан. №6Анализ функционирования правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. | Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Практическое занятие №6 Сопоставление устной и письменной речи. Анализ функционирования правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. | 1 1 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 ОК 09 | 1,2, 4,5,6 ОИ1, с. 98-101. ОИ2, с.34,№55,56 МУ 1.6 | устный фронтальный опрос, письменный опрос в форме практического занятия |
8 | Правила правописания. Практ.зан. №7 Определение в текстах выразительных средств фонетики. | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. Практическое занятие №7 Определение в текстах выразительных средств фонетики | 1 1 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4, 6,7 ОИ1, с.102-103;123-126 1.13 ОИ1, с.104-106;109-110. ОИ2, с.35,№61;с.38№68 МУ 1.7 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме самостоятельной работы |
| | Тема 3.Лексикология и фразеология | 6 | | | | |
9 | Слово в лексической системе языка.. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Практ. зан.№8 Разработка алгоритма лексического анализа. | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Практическое занятие №8 Разработка алгоритма лексического анализа. Самоанализ употребления лексических единиц в собственной речи | 1 1 | комбинированное занятие комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2,3, 4, 6 ОИ1, с.61-73. ОИ2, с.32№47 1,2, 3,4, 6 МУ 1.8 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме практического занятия |
10 | Активный и пассивный словарный запас. Особенности русского речевого этикета. Практ. зан.№9 Составление текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. | Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Практическое занятие №9 Составление текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. | 1 1 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2,3, 4,5,6,7 ДИ 2,с.62 ОИ1, с.77-80 ДИ 2,с.54, с.217 2.6 СП 2.6.-2.9 МУ 1.9 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме диктанта |
11 | Фразеологизмы. Лексико-фразеологический разбор Лексические нормы. Практ.зан. №10Лексический и фразеологический анализ слова. Анализ текста на наличие изучаемого языкового явления. | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико- фразеологичес- кий разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Практическое занятие №10 Лексический и фразеологический анализ слова. Анализ текста на наличие изучаемого языкового явления. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. | 1 1 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2,3, 4,5,6,7 ОИ1, с.82-88 2.8 СП ОИ1, с.80-81 МУ 1.10 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме практической работы |
| | Тема 4. Морфемика, словообразование, орфография | 4 | | | | |
12 | Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Практ.зан № 11 Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Составление слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Практическое занятие № 11 Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Составление слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. | 1 1 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05, ОК 09 | 1,2, 4,5,6,7 ОИ1, с.111-116 ДИ1 с.40 ОИ1, с.117-119 1.6 ОИ1, с.119-121 МУ 1.11 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме практического занятия |
13 | Речевые ошибки. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правила правописания. Практ.зан. №12 Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ слова. Составление текстов. | Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов .Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. Практическое занятие №12 Анализ правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ слова. | 1 1 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05, ОК 09 | 1,2, 4,5,6,7 ОИ1, с.121-124 ОИ1, с.125-128 МУ 1.12 | письменный опрос в форме самостоятельной работы |
| | Тема 5. Морфология и орфография | 8 | | | | |
14 | Грамматические признаки слова Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4, 6 ОИ1, с.128-143. ОИ2, с.73№151-154, с.75№158, с.78№167 ДИ3 с.137№178 | письменный опрос опрос в форме тестовых заданий |
15 | Глагол. Употребление форм глагола в речи. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола. | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,5,6 ОИ1, с.167-178 ОИ2, с.100№220, с.103№227 1.7 ОИ1, с.178-185 ОИ2, с.112№247, с.109№242 2.10 СП,2.11СП ОИ1, с.185-189 ОИ2, с.116№254, с.119№261 2.10СП,2.11СП | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме тестовых заданий |
16 | Наречие. Грамматические признаки наречия. Слова категории состояния. Их функции в речи. Предлог как часть речи. Союз как часть речи. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова. Практ.зан № 13Разработка алгоритма морфологического разбора. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных способов словообразования и словоизменения. | Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов- омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Практическое занятие № 13.Разработка алгоритма морфологического разбора. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения. | 1 1 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,5,6,7 ОИ1, с.189-201. ОИ2, с.122№267, с.124№273, с.128№281 МУ 1.13 И 1 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме практического занятия |
17 | Практ. зан № 14 Анализ функционирования правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов | Практическое занятие № 14 Анализ функционирования правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. | 2 | практическое занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 ОК 09 | МУ 1.14 И 1 | письменный опрос в форме практического занятия |
| | Тема 6. Синтаксис и пунктуация | 6 | | | | |
18 | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение. Простое предложение. Односоставное и неполное предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Предложения с обособленными и с уточняющими членами. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,5,6 ОИ1, с.221-224 ОИ2, с.149№327 1,2, 4 ,6 ОИ1, с.224-230 ОИ2, с.151№332 2.13СП ОИ1, с.230-249 ОИ2, с.1157№346, с.153№337, с.156№344 И 1 1.8, 1.9, 1.10 ОИ1, с.247-259. ОИ2, с.166№365, с169№370 1.10 ОИ1, с.259-265. ОИ2, с.173№376 ОИ1, с.264-265 ОИ2, с.177№384 1,2, 4,5,6 ОИ1, с.265-267 2.10-2.12 | устный групповой опрос и письменный опрос в форме диктанта |
19 | Практ. зан № 15 Анализ текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий. Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Анализ структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ функционирования правил пунктуации в образцах письменных текстов. | Практическое занятие № 15. Анализ текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий. Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Определение особенностей употребления словосочетаний. Анализ структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Анализ функционирования правил пунктуации в образцах письменных текстов. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,6 ОИ1, с.267-275. ОИ2, с.182№394, с.183№396, с.186№402 ОИ1, с.275-296. ОИ2, с.190№409, с.191№412, с.196№420 1.11 МУ 1.15 И 1 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме практического занятия |
20 | Практ. зан № 16 Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. | Практическое занятие № 16 Анализ ошибок недочетов в построении простого (сложного) предложения. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | 2 | практическое занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05, ОК 09 | 1,2, 4,6,7 ОИ1, с.296-313 ОИ2, с.198№423 1.11,1.12 МУ 1.16 И 1 | устный групповой опрос, письменный опрос в форме практического занятия |