Содержание дисциплины УДВ.04 Родная литература направлено на развитие универсальных учебных действий, формирование личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС среднего общего образования, а также общих компетенций ФГОС среднего профессионального образования:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональной деятельности;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
2 | Причины возникновения образа «лишних людей» в литературе 19 века. | Тема 1. Причины возникновения образа «лишних людей» в литературе 19 века. Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени в литературных произведениях 19 века. Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя и обучающихся). П.А.Чацкий в комедии «Горе от ума» А.Грибоедова, Е.Онегин в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, Г.Печорин в романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Алеко в поэме «Цыганы» А.С.Пушкина, М.Девушкин в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевского. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 6 ДИ1,с.16-18, с27, с.71,с.73, с.172,с.254-255,с.260,с.334 2.3СП,2.4 СП, 2.5 СП,2.27 СП | устный фронтальный опрос |
| | РАЗДЕЛ 2. Личность и семья | 8 | | | | |
3 | И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». | Тема 2. И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести. Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,6 ДИ1, с.161-162 2.1 СП -2.3 СП; 2.7СП, 2.30 СП 1.11 | устный фронтальный опрос |
4 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «Господа Головлевы» (обзор с чтением фрагментов). | Тема 3. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта. Образ Иудушки Головлёва в романе. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05,ОК 09 | 1,2,4,6 ДИ1, с.235 1.7 2.7СП: 2.29 СП 2.1 | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме самостоятельной работы |
5 | Л.Н. Толстой. Повесть «Смерть Ивана Ильича». | Тема 4. Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм. Место человека в семье и обществе. История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная». | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05,ОК 09 | 1,2,4,6 ДИ1, с. 321 2.7СП, 2.21СП 1.8 | устный фронтальный опрос |
6 | А.П. Чехов. Пьеса «Три сестры» (обзор с чтением ключевых сцен). Контрольная работа по I, II разделу | Тема 5. А.П. Чехов. «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности в драме. Смысл названия пьесы «Три сестры». Особенности символов. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. | | | | 1,2,4,6,7 ДИ1, с. 344-346 1.12 2.6 | письменный опрос в форме тестовых заданий |
| | РАЗДЕЛ 3. Личность– общество– государство | 6 | | | 2.8 СП | |
7 | А. Грин. Феерия «Алые паруса». | Тема 6. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести «Алые паруса». Жизненный путь героев. Две родственные души: Ассоль и Грэй. | 2 | лекция | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2,4,6 И 1 2.50 СП | письменный опрос в форме тестовых заданий |
8 | А. Н. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (обзор с чтением фрагментов). | Тема 7. А.Н. Островский. Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь». Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского «Как закалялась сталь». | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4,6 ДИ1, с.537-538 2.50 СП | устный фронтальный опрос |
9 | З. Прилепин. Законы морали и государственные законы в романе «Санькя» (обзор с чтением фрагментов). | Тема 8. З. Прилепин. Законы морали и государственные законы в романе «Санькя». Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе З. Прилепина «Санькя». Система пространственных образов романа З. Прилепина «Санькя» как отражение эволюции главного героя Саши Тишина. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05,ОК 09 | 1,2,4,6 И1 с.112-118 2.50 СП 1.3 | письменный опрос в форме самостоятельной работы |
| | РАЗДЕЛ 4. Личность – природа – цивилизация | 4 | | | 2.9 СП | |
10 | Проблемы современной цивилизации в научно-фантастических романах А. и Б. Стругацких (обзор романов по выбору обучающихся с чтением фрагментов). | Тема 9. А. и Б. Стругацкие. Произведения: «Понедельник начинается в субботу», «Повесть о дружбе и недружбе», «Сказка о тройке», «Трудно быть Богом», «Пикник на обочине», «Волны гасит ветер». «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне». | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2,4,6 И 1 2.9 СП 1.1 | устный фронтальный опрос |
11 | Л.С. Петрушевская. Современная цивилизация в рассказе «Новые робинзоны» (обзор с чтением фрагментов). Контрольная работа по III,IV разделу | Тема 10. Л.С. Петрушевская. Современная цивилизация в рассказе «Новые робинзоны». Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны». | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4, 6 И1 2.20 СП 1.2 7.1 1.10 | устный фронтальный опрос |
| | РАЗДЕЛ 5. Личность – история – современность | 18 | | | 2.10 | |
12 | Ю.О. Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей» (обзор с чтением фрагментов). | Тема 11. Ю.О. Домбровский. Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей»). Роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском. Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Опорные понятия: репрессии, аллегория, аллюзия. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05,ОК 09 | 1,2,4,6 ДИ1, с. 546 2.10 СП 2.1 | письменный опрос в форме тестовых заданий |
13 | А.Фадеев. Роман «Молодая гвардия» (обзор с чтением фрагментов). | Тема 12. А.Фадеев. Роман «Молодая гвардия». Влияние социальной среды на личность человека. Образы краснодонцев. Лубочное описание жизни молодёжи до войны. Опорные понятия: описательность, неаналитичность литературы данного этапа. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05,ОК 09 | 1,2,4,6 И 2 2.10 СП | устный фронтальный опрос и письменный опрос в форме самостоятельной работы |
14 | Ю.П.Панов. Документальное повествование «Сиблаг ГУЛАГа» | Тема 13. Ю.П.Панов. Документальное повествование «Сиблаг ГУЛАГа»: особый мир за колючей проволокой. Путь попадания в Сиблаг. Опорные понятия: документальная проза, тоталитаризм. Межпредметные связи: история страны в годы сталинских репрессий, в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05,ОК 09 | 1,2, 4, 6 ОИ1, с. 633-635 2.10 СП 1.14, 1.15, 1.18,1.19,1.20,1.21, 2.2 | письменный опрос в форме тестовых заданий |
15 | Разнообразие тем и мотивов в лирике С.В.Берестова | Тема 14. С.В.Берестов. Стихотворения из цикла «Лики времени». Разнообразие тем и мотивов в лирике С.В.Берестова. Стихи. Опорные понятия: лирический герой, лейтмотив | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05,ОК 09 | 1,2,4,6 И1 Одно стихотворение С.В.Берестова по выбору обучающихся заучивается наизусть. 1.22 2.10 СП 1.6 | устный фронтальный опрос и индивидуальный опрос |
16 | Сведения из жизни писателей В.А.Чивилихина, В.Фёдорова. Основные этапы творчества. | Тема 15. Поэты и писатели-кузбассовцы: В.А.Чивилихин, В.Фёдоров. Сведения из биографии. Основные этапы творчества. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4, 6 И1, Одно стихотворение В.Фёдорова по выбору обучающихся заучивается наизусть 1.22 | устный фронтальный опрос и индивидуальный опрос |
17 | «Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы XX-XXI вв.» (обзор произведений по выбору обучающихся с чтением фрагментов). | Тема 16. «Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы XX-XXI вв.»: внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т. п.). Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л. Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина, В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой, В. С. Токаревой и др. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.). Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер. | 2 | комбинированное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05,ОК 09 | ДИ1,с.613 – 616, с. 648-650 ДИ1, с 3-13, с64-100,с.289-307 | письменный опрос в форме самостоятельной работы |
18 | Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др. | Тема 17. Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др.Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох. Опорные понятия: постмодернизм, фэнтези, ироническая поэзия, эссеизм. Внутрипредметные связи: реминисцентность, интертекстуальность современной прозы и поэзии; «вечные» темы в прозе с реалистической доминантой. Межпредметные связи: современная литература в контексте «массовой» культуры. | 2 | комбинированное занятие | | 1,2, 4, 6,7 И 2 | устный фронтальный опрос и индивидуальный опрос |
19 | Поэзия и судьба И. А. Бродского. Контрольная работа по V разделу | Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох. | 2 | комбинированное занятие | | 1,2, 4, 6,7 ДИ1,с.88-104;с.101-104, с.105-123, с.144-147. Одно стихотворение из поэтов по выбору обучающихся заучивается наизусть. 1.3 1.22 | устный фронтальный опрос и индивидуальный опрос |
20 | Дифференцированный зачёт по дисциплине | Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 | учетно- контроль ное занятие | ОК 04, ОК 02, ОК 05 | 1,2, 4, 6,7 | устный фронтальный опрос |
№ п/п | Раздаточный материал Планшеты | № п/п | Видеоматериалы | № п/п | Компьютерные программы, тренажеры |
1 | | 2 | Литература XIX века | 3 | Мультимедиа обучающий курс: |
1.1 | Портрет Н.В. Гоголя |
1.2 | Портрет И.А. Гончарова | 3.1 | |
1.3 | Портрет А.С. Пушкина | 2.1. | Первая любовь | 2 СП | Слайд-презентации к занятиям |
1.4 | Портрет А.Н. Островского | 2.2. | Господа Головлёвы | 2.1 СП. | Русская история и русская литература XIX века: Урок- введение (33 слайда) |
1.5 | Портрет Н.А. Некрасова | 2.3. | Герой нашего времени | 2.2 СП. | Литературный процесс второй половины XIX века (136 слайдов) |
1.6 | Портрет Н.С. Лескова | 2.4. | Онегин | 2.3 СП.. | Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография(23 слайда) |
1.7 | Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина | 2.5. | Лермонтов | 2.4 СП. | Жизнь и творчество Лермонтова(10слайдов) |
1.8 | Портрет Л.Н. Толстого | | Литература XX века | 2.5 СП. | Темы и проблемы лермонтовской лирики(18слайдов) |
1.9 | Портрет Ф.М.Достоевского | 2.6 | Тел.постановка по пьесе «Три сестры» | 2.6 СП. | демонстрационные материалы по разделу1 |
1.10 | Портрет М.Ю.Лермонтова | 2.7. | Алые паруса | 2.7 СП. | демонстрационные материалы по разделу 2 |
1.11 | Портрет И.С.Тургенева | 2.8. | Как закалялась сталь | 2.8 СП. | демонстрационные материалы по разделу 3 |
1.12 | Портрет А.П.Чехова | 2.9. | Молодая гвардия | 2. 9 СП. | демонстрационные материалы по разделу 4 |
1.13 | Модернизм в России | 2.10. | Факультет ненужных вещей | 2.10 СП | демонстрационные материалы по разделу 5 |
1.14 | Портрет А.Платонова | 2.11. | | 2.11 СП | Интеллигенция и революция в литературе в 20 годы XX века (7слайдов) |
1.15 | Портрет.И.Бабеля | 2.12. | | 2.12 СП | Литературные направления: РЕАЛИЗМ (25 слайдов) |
1.16 | Портрет А.Грина | 2.13. | | 2.13 СП | Марина Цветаева(10 слайдов); |
1.17 | Портрет И.Бунина | 2.14. | | 2.14 СП | Осип Эмильевич Мандельштам(11сл) |
1.18 | Портрет М.Горького | 2.15. | | 2.15 СП | Поэзия 60-80-х годов(21сл) |
1.19 | Портрет С.Есенина | 2.16. | | 2.16 СП | Б.Пастернак "Доктор Живаго"(15сл) |
1.20 | Портрет В.Маяковского | 2.17. | | 2.17 СП | И.Бродский .Этапы пути |
1.21 | Портрет О.Мандельштама | 2.18. | | 2.18 СП. | Людмила Улицкая. Современная литература |
1.22 | Алгоритм анализа поэтического | 2.19. | | 2.19 СП. | Литературная премия «Большая книга» |
| текста | 2.20. | | 2.20 СП. | Большой город – большое одиночество. Людмила Петрушевская |
1.23 | Портрет М.Булгакова | 2.21 | | 2.21 СП. | Обыкновенное чудо Булата Окуджавы |
1.24 | Портрет А.Ахматовой | 2.22. | | 2.22 СП. | А.И.Солженицын.Писатель-мыслитель. |
1.25 | Портрет М.Цветаевой | 2.23 | | 2.23 СП | Писатели новой России. Феномен Виктора Пелевина. |
1.26 | Портрет В. Шаламова | 2.24 | | 2.24 СП. | Писатель – романтик А.Грин |
1.27 | Портрет А.Твардовского | 2.25. | | 2.25 СП. | Традиции и новаторство в творчестве Бориса Акунина |
1.28 | Портрет Б.Пастернака | 2.26. | | 2.26 СП. | В.Высоцкий(25сл) |
1.29. | Портрет А.Блока | 2.27. | | 2.27 СП. | Русская литература конца XIX - начала XX века: Традиции и новаторство. (21 слайд) |
1.30 | Портрет А.Солженицына | | | 2.28 СП. | Юлия Друнина(21сл) |
1.31 | Портрет В.Вампилова | | | 2.29 СП. | Тема распада семьи в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» |
| | | | 2.30 СП. | И.Тургенев. Автобиографическая повесть «Первая любовь»» |