Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гапкинская средняя общеобразовательная школа»
Константиновского района Ростовской области
«Утверждаю»
Приказ от 29.08.2019г №95
Директор:________ (Горбачева О.Н.)
МБОУ «Гапкинская СОШ
Рабочая программа
по физической культуре
на 2019-2020 учебный год
2 класс
Разработана на основе «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы» В.И. Лях, А.А. Зданевич Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2014 г.
(наименование программы)
Учебно-методический комплекс ««Физическая культура» , Т.В.Петрова, Ю.А.Копылов, «Вентана-Граф», 2016 г
Программу составил Костромина Ирина Николаевна
(ФИО учителя, составившего рабочую программу)
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» и ориентирована на работу по учебнику Т.В.Петровой «Физическая культура: 1-2 классы» (М.: Вентана-Граф, 2012г).
Общая характеристика учебного предмета
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Кроме того, в классе осуществляется подготовка учеников с высокими показателями физического развития и физической подготовки к спортивным соревнованиями, смотрам, эстафетам.
Целью рабочей программы по физической культуре является формирование у учащихся 3-го класса основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о развитии физической культуры у народов Древней Руси; разновидностях физических упражнений: общеразвивающих (ОРУ), подводящих и соревновательных; об измерении частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений; о правилах и особенностях игры в футбол, баскетбол и волейбол;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (сельская школа);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение физической культуры во 2 классе отводится 102 часа в год ( 34 учебных недель по 3 часа в неделю ). Запланировано 95 часов, согласно ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в 2018-2019 году являются: 24 февраля, 9 марта, 4 мая.
Произошла корректировка рабочей программы за счет резервных часов.
Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической культуры в 2 классе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры).
Универсальными компетенциями учащихся являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаются в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе ее выполнения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
изложение фактов истории развития физической культуры в Древней Руси;
представление о том, какие существуют разновидности физических упражнений (общеразвивающие, подводящие, соревновательные);
представление о правилах и особенностях спортивных игр: футбола, баскетбола и волейбола;
представления об измерении частоты сердечных сокращений во время и после физической нагрузки;
представление о закаливании организма (обливании и душе);
измерение индивидуальных показателей физического развития, формирование основных физических качеств;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения занятий, игр и соревнований;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделание отличительных признаков и элементов.
Раздел 3. Содержание учебного предмета
2 класс ( 102 часа)
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних
Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота,
выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закалив
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и
колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в
группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на
согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика Легкая атлетика
29ч. Из них 4 часа теории.
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Спуски в основной стойке.
Подъем «лесенкой».
Торможение «плугом».
Подвижные игры15ч.Из них 2 часа теории.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей
голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без
дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на
санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по
сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в
цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной
вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч
среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на
заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Лыжная подготовка может быть заменена кроссовой подготовкой в связи с погодными условиями
Программа состоит из 4 разделов в соответствии с современной структурой физкультурного образования (Концепция развития структуры и содержания образования по физической культуре): «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности», «Физическое совершенствование», «Общеразвивающие упражнения». Это способствует достижению качества общего физкультурного образования школьников.
Раздел «Знания о физической культуре» включает в себя знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, исполнения и контроля.
Раздел «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и
укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Раздел «Общеразвивающие упражнения» предлагаются упражнения, которые распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств.
К формам организации занятий относятся:
разнообразные уроки физической культуры;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Уроки физической культуры подразделяются на три типа
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащиеся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качеств, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (ЧСС). В целом каждый из этих уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.
Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, на дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, освоенного ими не только на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре.
Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания представлены упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.
По окончании курса «Физическая культура» проводится диагностика учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и Примерной программой.
Раздел 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Наименование темы/раздела. | Количество часов. | Дата план. | Дата факт. |
1 | Техника безопасности во время занятий физической культурой. Строевые упражнения | 1 | 02.09 | |
| | | | |
2 | ОРУ. Ходьба. Обычный бег. Бег с ускорением (30м) | 1 | 04.09 | |
3 | Подготовка к бегу на длинные дистанции. Игры. | 1 | 05.09 | |
4 | Бег 500м ОРУ без предметов. | 1 | 09.09 | |
5 | Обучение технике прыжка в длину с места. Подвижные игры | 1 | 11.09 | |
6 | Закрепление техники прыжка с места. Эстафеты | 1 | 12.09 | |
7 | Совершенствование техники прыжка с места. | 1 | 16.09 | |
8 | Учет техники прыжка с места. Эстафеты. | 1 | 18.09 | |
9 | Бег 10 0 0 мет ров | 1 | 19.09 | |
10 | Обучение техники метания мяча на дальность. | 1 | 23.09 | |
11 | Закрепление техники метания мяча на дальность. Игры. | 1 | 25.09 | |
12 | Учет техники метания мяча на дальность. Подтягивание на перекладине. | 1 | 26.09 | |
13 | Обучение технике бега. Игра «Прыгающие воробушки» | 1 | 30.09 | |
14 | Закрепление техники бега. Бег 30 метров (контроль) Эстафеты. | 1 | 02.10 | |
15 | Учет бега на выносливость. Подвижные игры. | 1 | 03.10 | |
16 | Техника безопасности на уроках гимнастики. Роль акробатических упражнений для физического развития. | 1 | 07.10 | |
17 | Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой. | 1 | 09.10 | |
18 | Ритмическая гимнастика. Кувырок вперед из упора присев. Стойка на лопатках с поддержкой | 1 | 10.10 | |
19 | Обучение технике кувырка в сторону, вперёд. | 1 | 14.10 | |
20 | Ритмическая гимнастика. | 1 | 16.10 | |
21 | Ритмическая гимнастика. Лазание по гимнастической стенке. Эстафеты. | 1 | 17.10 | |
22 | Танцевальные шаги. Стойка на лопатках с помощью страховки. | 1 | 21.10 | |
23 | ОРУ с гимнастической палкой под музыку. Лазание по наклонной скамейке. | 1 | 23.10 | |
24 | «Мост» со страховкой. Кувырок вперед, назад. | 1 | 24.10 | |
25 | ОРУ с гимнастической палкой. Упражнение в равновесии | 1 | 28.10 | |
26 | Перелазание через препятствия. «Мост» со страховкой. | 1 | 30.10 | |
27 | ОРУ с гимнастической палкой. Эстафеты по наклонной скамейке. | 1 | 31.10 | |
28 | ОРУ со скакалкой. «Мост», оценить кувырок назад. Подтягивание в висе. | 1 | 11.11 | |
29 | ОРУ со скакалкой. Упражнения в висе на гимнастической стенке. | 1 | 13.11 | |
30 | ОРУ со скакалкой. Упражнения для укрепления мышц живота и плечевого пояса | 1 | 14.11 | |
31 | ОРУ со скакалкой. | 1 | 18.11 | |
32 | Ритмическая гимнастика для развития координации и гибкости. | 1 | 20.11 | |
33 | Ритмическая гимнастика для развития координации и гибкости. | 1 | 21.11 | |
34 | Техника безопасности на уроках подвижных игр. | 1 | 27.11 | |
35 | Закрепление техники игры. | 1 | 28.11 | |
36 | Совершенствование техники игры. | 1 | 02.12 | |
37 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу. Эстафеты. | 1 | 04.12 | |
38 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу. Эстафеты. | 1 | 05.12 | |
39 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу. Эстафеты. | 1 | 09.12 | |
40 | . Броски снизу в кольцо двумя руками снизу. | 1 | 11.12 | |
41 | Броски снизу в кольцо двумя руками снизу. | 1 | 12.12 | |
42 | Броски снизу в кольцо двумя руками снизу. | 1 | 16.12 | |
43 | Броски снизу в кольцо двумя руками снизу. | 1 | 18.12 | |
44 | Совершенствование бросков снизу в кольцо двумя руками снизу. | 1 | 19.12 | |
45 | Совершенствование бросков снизу в кольцо двумя руками снизу. | 1 | 23.12 | |
46 | Совершенствование бросков снизу в кольцо двумя руками снизу. | 1 | 25.12 | |
47 | Совершенствование бросков снизу в кольцо двумя руками снизу. | 1 | 26.12 | |
48 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу. Эстафеты с мячом | 1 | 13.01 | |
49 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу. Эстафеты с мячом | 1 | 15.01 | |
50 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу. Эстафеты с мячом | 1 | 16.01 | |
51 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу | 1 | 20.01 | |
52 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу | 1 | 22.01 | |
53 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу | 1 | 23.01 | |
54 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу | 1 | 27.01 | |
55 | Обучение технике выполнения упражнений с мячом в баскетболе. | 1 | 29.01 | |
56 | Обучение технике выполнения упражнений с мячом в баскетболе. | 1 | 03.02 | |
57 | Обучение технике выполнения упражнений с мячом в баскетболе. | 1 | 05.02 | |
58 | Техника безопасности на уроках подвижных игр. Обучение техники игры Ведение мяча на месте и в движении. | 1 | 06.02 | |
59 | Закрепление техники игры. Ведение мяча с изменением направления Эстафеты. | 1 | 10.02 | |
60 | Совершенствование техники игры. Ловля и передача мяча на месте и в движении. | 1 | 12.02 | |
61 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу. Эстафеты. | 1 | 13.02 | |
62 | Броски снизу в кольцо двумя руками снизу. | 1 | 17.02 | |
63 | Совершенствование бросков снизу в кольцо двумя руками снизу. | 1 | 19.02 | |
64 | Техника безопасности во время занятий играми. Бросок мяча снизу на месте. ОРУ. | 1 | 20.02 | |
65 | Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. | 1 | 26.02 | |
66 | Ведение мяча с изменением направления. | 1 | 27.02 | |
67 | Ведение мяча с изменением направления. Теория-здоровый образ жизни. | 1 | 02.03 | |
68 | Ловля и передача мяча на месте и в движении. | 1 | 04.03 | |
69 | Ловля и передача мяча на месте и в движении в тройках, по кругу. | 1 | 05.03 | |
70 | Бросок мяча снизу на месте в щит. Учебная игра в «мини-баскетбол». | 1 | 11.03 | |
71 | Верхняя и нижняя передачи мяча над собой. | 1 | 12.03 | |
72 | Верхняя и нижняя передачи мяча в парах. | 1 | 16.03 | |
73 | Нижняя прямая подача мяча в кругу. | 1 | 18.03 | |
74 | Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу. | 1 | 19.03 | |
75 | Учебная игра в «Пионербол». | 1 | 01.04 | |
76 | Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу. | 1 | 02.04 | |
77 | Учебная игра в «Пионербол». | 1 | 06.04 | |
78 | Равномерный бег 3 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | 1 | 08.04 | |
79 | Равномерный бег 3 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | 1 | 09.04 | |
80 | Равномерный бег 4 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | 1 | 13.04 | |
81 | Равномерный бег 4 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | 1 | 15.04 | |
82 | Равномерный бег 4 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | 1 | 16.04 | |
83 | Равномерный бег 6 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | 1 | 20.04 | |
84 | Равномерный бег 6 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | 1 | 22.04 | |
85 | Равномерный бег 6 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | 1 | 23.04 | |
86 | Равномерный бег 7 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 60 м, ходьба 100 м). | 1 | 27.04 | |
87 | Равномерный бег 8 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | 1 | 29.04 | |
88 | Равномерный бег 8 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | 1 | 30.04 | |
89 | ОРУ в движении. Ходьба и бег. Прыжки через скакалку. | 1 | 06.05 | |
90 | Различные виды ходьбы. Бег с изменением направления, ритма, темпа. Бег 30 метров. | 1 | 07.05 | |
91 | ОРУ Прыжки в длину с места. Эстафеты. | 1 | 13.05 | |
92 | ОРУ Прыжки в длину с разбега. Игры. | 1 | 14.05 | |
93 | ОРУ ,теория-как человек двигается. | 1 | 18.05 | |
94 | Метание малого мяча в цель с 3- 4м. Эстафеты. | 1 | 20.05 | |
95 | Метание мяча на дальность. Игры. | 1 | 21.05 | |