____________Л.В. Бородинова
«_____» _____________2017 г.
Учитель: Попова Т.Д.
Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы. – М., Просвещение, 2016. – (Стандарты второго поколения).
-Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
- Примерной программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения). География 5-9 кл. Москва, «Просвещение», 2016 г.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, общую характеристику предмета, планируемые результаты освоения программы.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на проведение курса «География» в 6 классе 34 часа. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.
География - единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно - научного знания. Курс «География. Начальный курс» является частью целостного учебного предмета «География». Начальный курс географии – это второй по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, он продолжает изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит её в материалах учебников, тетрадей, ресурсах ИНТЕРНЕТ
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
№ п\п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты: предметные | Планируемые результаты: метапредметные | Личностные | Вид контроля | Д. З. | Дата |
План | Факт |
« Введение» (1ч) | | |
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета солнечной системы. | Вводный | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками « Планеты Солнечной системы», « Вращение Земли вокруг Солнца». | Научиться называть методы изучения Земли, основные результаты выдающихся географических открытий; объяснять значение понятий: « Солнечная система», « планета», « географический полюс», « экватор»; приво дить примеры географиче ских следствий движения Земли. | Познавательные: строить логии ческие рассуждения, умозаклю чения и сообщения в устной и письменной форме, делать выводы Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач Регулятивные :составлять план и последовательность действий, оценивать результат | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивать собственную учебную деятельность. | фронтальный | | | |
«План местности» (4 ) | | |
2 | Понятие о плане местности. Масштаб. ПР № 1 Изображение здания школы в масштабе. | Урок актуализации знаний и умений, усвоения новых знаний Практикум. | Чтение плана местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить численный масштаб в именованный. Определять расстояние на плане и карте при помощи масштаба. | Уметь объяснять значение понятий «план местности», «масштаб»; называть масштаб плана, карты, глобуса и показывать изображения разных видов масштаба; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности; определять (измерять) расстояние на плане. | Познавательные: описывать и сравнивать объекты, самостоя тельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске, обме ниваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: принимать учеб ную задачу, помогать помощь и сотрудничество. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новой информации, применять её в практической деятельности. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
3 | Стороны горизонта. Ориентирования. ПР № 2 Определение направлений и азимутов по плану местности. | Комбинированный, с элементами практикума. | Работа с компасом – определение сторон горизонта. Определение направлений и азимутов по плану местности. | Уметь объяснять значение понятий «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять(измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. | Познавательные: выбирать сре дства реализации цели, приме нять их на практике, оцени вать результаты. Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникатив ных и познавательных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учи тывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Понимать потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | Урок усвоения новых знаний. | Определять по плану местности высоты холмов и глубин впадин. Определение по плану с помощью горизонталей крутого и плоского склонов холма. Строить профиль местности. | Уметь объяснять значение понятий: «рельеф», «относительная высота», «абсолютная высота», «горизонталь»; определять по плану местности абсолютную и относительную высоту точек местности, направление понижения (повышения) рельефа; строить профиль местности. | Познавательные: осознанно выбирать наиболее эффектив ные способы решения учеб ных и познавательных задач. Коммуникативные: участво вать в коллективном обсуж дении проблем, обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра. Регулятивные: оценивать пра вильность выполнения учеб ной задачи, собственные воз можности её решения, осущест влять контроль своей деятель ности в процессе достижения результата. | Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
5 | Составление простейших планов местности. ПР № 3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки. | Урок комплексного применения знаний и умений | Составлять план местности методом маршрутной съёмки. | Уметь производить простейшую съёмку местности; строить простейший план местности с учётом масштаба. | Познавательные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки. | Сохранять мотивацию в учебной деятельности, адекватно принимать причины успешности (не успешности) учебной деятельности. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
| Географическая карта (5 ч) |
6 | Формы и размеры Земли. Географическая карта. | Урок актуализации знаний и умений. | Работать с глобусом и картами различных масштабов. | Уметь объяснять значение понятия «географическая карта; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; приводить примеры разных видов географических карт. | Познавательные: самостоятель но выделять и формулиро вать познавательную цель, использовать общие приёмы решения познавательных задач. Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность их выполнения. | Осознавать ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
7 | Градусная сеть на глобусе и картах. | Урок усвоения новых знаний. | Определять по глобусу и картам элементов градусной сети. Определение по глобусу и карте направлений с помощью градусной сети. | Уметь объяснять значение понятий: « градусная сеть», « меридианы», «параллели»; называть элементы градусной сети, географические полюса; объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте. | Познавательные: развивать способность к самостоятель ному приобретению новых знаний и практических умений. Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в совместной дея тельности, учебном диалоге. Регулятивные: выбирать целее вые и смысловые установки в своих действиях и поступ ках, принимать решение, оце нивать достигнутые результаты. | Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
8 | Географическая широта, долгота. Географичес кие координаты. ПР № 4 Определе ние геогра фических координат объектов и объектов по их геогра фическим координатам. | Урок актуализации знаний и умений. | Определять географические координаты объектов по карте и глобусу. | Уметь объяснять значение понятий: « географическая широта», «географическая долгота», « географические координаты»; определять географические координаты точки, местоположение географических объектов на глобусе и географической карте. | Познавательные: уметь организовывать свою деятельность, сравнивать объекты по заданным критериям. Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: сохранять учебную задачу, оценивать достигнутые результаты. | Понимать потребность в географических знаниях, отбирать и преобразовывать нужную информацию. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
9 | Изображ ение на физических картах высот и глубин. | Комбинированный. | Определение по картам высот и глубин. | Уметь определять по картам абсолютную и относительную | Познавательные: выделять существенные признаки поня тий. Сравнивать объекты по заданным критериям, высказы вать суждения, подтверждать их фактами, классифицировать информацию по заданным признакам. Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникатив ных и познавательных задач. Регулятивные: ориентиро ваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысло вые установки в своих дейст виях и поступках, принимают решения. | Осваивать знания об основных географических поня тиях, овла девать уме ниями орие нтироваться на местно сти; исполь зовать один из «языков» международного общения – географическую карту. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
10 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Урок обобщения и систематизации знаний. | | Выполнить тестовые задания. Работа с атласом. | Познавательные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, предложен ным планом, сравнивать полу ченные результаты с ожидаемыми. Регулятивные: уметь организо вывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. | | индивидуаль ный | | | |
| Литосфера (5ч) |
11 | Земля и её внутреннее строение. | Комбинированный. | Выполнить в тетради рисунок « Внутренне строение Земли». Работа с коллек цией горных пород и минера лов: определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород разных групп. | Уметь объяснять значе ние понятий: «литосфе ра», «земная кора», «гор ные породы», «полезные ископаемые»; называть и показывать на схеме составные части литос феры; называть отличия материковой и океани ческой земной коры; называть особенности образова ния горных пород раз личных групп; приво дить примеры горных пород. | Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определения понятий. Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме. Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат. | Определять целостный взгляд на мир, эмоци онально – ценностное отношение к окружа ющей среде, необходимости её сох ранения и рационального исполь зования. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
12 | Движение Земной коры. Вулканизм. | Комбинированный. | Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способы их предотвращения. | Уметь объяснять значение понятий: « землетрясение», «очаг магмы», «лава», «сейсмический пояс», «гейзер»; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурными картами; называть методы изучения земных недр, определять по карте сейсмические районы мира. | Познавательные: ставить и формулировать цели и проб лему урока, осознанно и прои звольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникатив ных и познавательных задач. Регулятивные: составлять, коректировать план и последовательность действий, оценивать результат. | Выражать устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач,читать схемы, создавать рисунок «Залегание горных пород своей местности». | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
13 | Рельеф суши. Горы. | Комбинированный. | Определять по карте расположение различных гор, их протяжённость и высоты, высочайших горных вершин. | Уметь объяснять значение понятий: «рельеф», «горы»; работать с контурной картой; классифицировать горы по высоте; приводить примеры гор и показывать их на географической карте; составлять краткую характеристику гор по плану. | Познавательные: сравнивать объекты, явления по задан ным критериям, качественно и количественно описывать объекты, классифицировать информацию по заданным признакам. Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе. Регулятивные: принимать исохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Определять целостный взгляд на мир, эмоци онально – ценностное отношение к окружа ющей среде необходимости её сох ранения и рационального исполь зования. | Фронтальный, индивидуаль Ный | | | |
14 | Равнины суши. ПР № 5 Составление описания форм рельефа. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Определять по карте расположение наиболее крупных равнин и горных районов. Описывать формы рельефа своей местности. | Уметь объяснять значение понятия «равнина»; классифицировать равнины по высоте; называть и показывать крупнейшие равнины мира; работать с контурной картой; сопоставлять краткую характеристику равнин по плану. | Познавательные: сравнивать объекты, явления по задан ным критериям, качественно и количественно описывать объекты, классифицировать информацию по заданным признакам. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Оценивать целостность природы Земли, проявлять эмоционально – ценностное отношение к окружаю щей среде, необходимости её сохра нения и рационального исполь зования. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
15 | Рельеф дна мирового океана. | Урок усвоения новых знаний. | Определять по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов. | Уметь объяснять значение понятий: «материковая отмель», «материковый склон», «глубоководный океанический желоб», «срединно–океанический хребет; называть и показывать на схеме основные элементы рельефа дна Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна мирового океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами. | Познавательные: Ставить и формулировать проблему уро ка; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникатив ных и познавательных задач, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учите лем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество. | Овладеть навыками применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
| Гидросфера (6ч) |
16 | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | Урок усвоения новых знаний. | Составлять схемы круговорота воды. Обозначать на контурной карте океаны, крупные внутренние и внешние моря. Составлять краткую характеристику моря по плану. | Уметь объяснять значение понятий: «гидросфера», «мировой круговорот воды», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «солёность»; объяснять процесс мирового круговорота воды; называть и показывать части Мирового океана; составлять краткую характеристику моря по плану. | Познавательные: осуществ лять поиск необходимой инфо рмации; самостоятельно созда вать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участво вать в коллективном обсуж дении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранить учебную задачу. | Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
17 | Движение воды в океане. | Урок усвоения новых знаний. | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений. | Уметь объяснять значение понятий: «волна», «прилив», «отлив», «океаническое течение»; объяснять особенности движения вод в Мировом океане. | Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми ком понентами: выделять главную мысль, находить определения понятий, составлять простой план, находить ответы на вопросы. Коммуникативные: кратко фор мулировать свои мысли в пись менной и устной форме, участ вовать в совместной деятель ности, учебном диалоге. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оце нивать правильность выполнения | Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
18 | Подземные воды. | Комбинированный. | Выполнить в тетради рисунок «Грунтовые воды». | Уметь объяснять значение понятий: «подземные воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы», «грунтовые воды», «межпластовые воды», «минеральные воды»; называть меры по охране подземных вод. | Познавательные: развивать спо собности к самостоятель ному приобретению новых знаний и практических умений. Коммуникативные: участво вать в коллективном обсуж дении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оце нивать правильность выполнения. | Осознавать необходимость исполь зования географических знаний и уме ний в повседне вной жизни для сохра нения окру жающей среды, спо собности к социально му ответст венному поведению в ней. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
19 | Реки. | Урок усвоения новых знаний. | Описывать реки своей местности по плану. Обозначать на контурной карте наиболее крупные реки России и мира. Выявление наиболее протяжённых и полноводных рек, каналов. | Уметь объяснять значение понятий: «река», «исток», «устье», «речная долина», «режим реки», «речная система», «водосборный бассейн», «половодье», «паводок», «пойма», «речная терраса», «порог», «водопад»; называть и показывать на географической карте крупнейшие реки мира и России; работать с контурной картой; составлять краткую характеристику реки по плану; называть меры по охране рек. | Познавательные: выделять главные, существенные призна ки; сравнивать объекты, фак ты, явления, события по зада нным критериям, качественно и количественно описывать объект Коммуникативные: участво вать в коллективном обсужде нии проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранить учебную задачу. | Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
20 | Озёра. ПР №6 Составление описания внутренних вод. | Урок комплексного применения знаний и умений. Практикум. | Сравнивать озёра тектонического и ледникового происхождения. | Уметь объяснять значение понятий: «озеро», «карст», «сточное озеро», «бессточное озеро», «болото», «водохранилище»; называть и показывать крупнейшие озёра мира и России; приводить примеры озёр различного происхождения; составлять краткую характеристику озера по плану; называть меры по охране озёр. | Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми ком понентами: выделять главную мысль, находить определения понятий, составлять простой план, находить ответы на вопросы. Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной дея тельности, учебном диалоге. Регулятивные: уровня усвоения изучаемого материала и сохранить учебную задачу. | Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюденийсамостояте льное приобретение новых знаний по географии. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
21 | Ледники. | Комбинированный. | Обозначать на контурной карте крупные горные и покровные ледники, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдви гать гипотезы возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты. | Уметь объяснять значение понятий: «ледник», «снеговая граница», «айсберг», « многолетняя мерзлота»; определять с помощью карты снеговую границу; показывать ледники на географической карте; работать с контурной картой. | Познавательные: самостоятель но выделять и формулировать познавательную цель, исполь зовать приёмы решения познавательных задач. Коммуникативные: участво вать в коллективном обсужде нии проблем; проявлять акти вность во взаимодействии для решения коммуникатив ных и познавательных задач. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения. | Осваивать знание об основных географических поняти ях, законно мерностях развития, размещения и взаимос вязи приро ды, населе ния и хозяй ства разных территорий. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
| «Атмосфера» (7 ч) |
22 | Атмосфера: строение, значение, изучение. | Урок усвоения новых знаний. | Выполнять в тетради рисунок «Строение атмосферы». Составлять характеристики атмосферы по плану. | Уметь объяснять значение понятия «атмосфера»; объяснять строение, состав и значение атмосферы; называть методы изучения атмосферы; составлять характеристику атмосферы по плану. | Познавательные: развивать способности к самостоятельно му приобретению новых зна ний и практических умений, умение управлять своей позна вательной деятельностью. Коммуникативные: участво вать в коллективном обсужде нии проблем; проявлять акти вность во взаимодействии для решения коммуникатив ных и познавательных задач. Регулятивные: целеполагание, составление плана и последо вательность действий, коррек ция, оценка результата. | Осознавать целостность природы, значимость и общность глобальных проблем человечества. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
23 | Температура воздуха. ПР № 7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | Урок усвоения новых знаний. Практикум | Выявлять зави симость между геог рафическим положением тер ритории и тем пературой воз духа. Формули рование вывода о зависимости между тем пера турой воздуха и высотой солнца над гори зонтом. Расчёт средней темпера туры. Построение гра фика хода температуры. | Уметь объяснять значение понятий: «амплитуда температуры воздуха» «средняя температура воздуха»; измерять(определять) температуру воздуха, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, год. | Познавательные: выделять главные, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения явлений, объектов. Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать работу одноклассников. | Обладать готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
24 | Атмосферное давление. Ветер. ПР № 8 Построение розы ветров. | Урок усвоения новых знаний. Практикум | Измерять атмос ферное давле ние с помощью барометра. Выполнять в тетради рису нок: направле ние движения воздуха в днев ном и ночном бризе. Сравни вать температу ры и давление над сушей и морем днём и ночью. Постро ение розы ветров. | Уметь объяснять значение понятий: «атмосферное давление», «ветер»; объяснять причину возникновения ветра и особенности циркуляции атмосферы; измерять(определять) атмосферное давление и направление ветра; строить розу ветров. | Познавательные: ставить учеб ную задачу под руководством учителя; осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, пересказывать близко к тексту. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Осваивать знания об основных географических понятиях; развивать познавательный интерес, решения географических задач. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
25 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. ПР № 9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | Комбинированный. | Выявлять зави симость количе ства воды в воздухе от его температуры. Определять количество воды в насы щенном воздухе при заданных температурах. Построение диа граммы количе ства осадков по многолетним данным. | Уметь объяснять значение понятий: «абсолютная влажность воздуха». «относитель ная влажность возду ха», «облако», «атмосфе рные осадки»; назы вать виды облаков и атмосферных осадков; объяснять зависимость выпадения осадков от влажности воздуха; определять облачность; строить диаграмму количества осадков по многолетним данным. | Познавательные: сравнивать объекты, явления по задан ным данным критериям; рабо тать с текстом и нетекстовы ми компонентами. Коммуникативные: высказы вать суждения, подтверждая их фактами; классифициро вать информацию по заданным признакам. Регулятивные: работать в соо тветствии с поставленной уче бной задачей и предложен ным планом; сравнивать полу ченные результаты с ожидаемыми. | Обладать осознанным, уважитель ным отно шением к другому чело веку, его мне нию; комму никативной компетентностью в общении и сотрудни честве со свер стниками в процессе обра зовате льной деяте льности. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
26 | Погода. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Заполнять календарь погоды. Определять среднесуточную температуру зимой и летом. Сравнивать розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности. | Уметь объяснять значение понятий: «погода», «воздушная масса»; описывать погоду своей местности. | Познавательные: ставить учеб ную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководст вом учителя; работать в соот ветствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникатив ных и познавательных задач. Регулятивные:сравнивать полу ченные результаты с ожидае мыми; оценивать работу одноклассников. | Определять целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единст ве и разнооб разии; обла дать готовно стью к само развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
27 | Климат | Урок комплексного применения знаний и умений. | Описывать климат своей местности по плану. Обозначать на контурной карте основные факторы, влияющие на формирование климата. | Уметь объяснять значение понятия «климат»; называть основные элементы климата; составлять краткую характеристику климатического пояса по плану; описывать климат своей местности. | Познавательные: ставить учеб ную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководст вом учителя; работать в соот ветствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникатив ных и познавательных задач. Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожи даемыми; оценивать работу одноклассников. | Определять целостный, социально ори ентированный взгляд на мир в единстве и разнобразии; обладать гото вностью к само развитию и самообразова нию на основе моти вации к обуче нию и познанию | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
28 | Причины, влияющие на климат. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Выполнять в тетради рису нки: «Положе ние Земли по отноше нию к солнцу днём и ночью», «Поло жение земной оси по отноше нию к Солнцу зимой и лет ом»; обозначе ние на контур ной карте обла стей, для кото рых характерны полярный день и полярная ночь. | Уметь объяснять значение понятий: «тропик», «полярный круг»; называть причины, влияющие на климат; называть основные типы климатов Земли. | Познавательные: выделять главные, существенные приз наки понятий; сравнивать объе кты и явления по заданным критериям. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять актив ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: прогнозиро вать результаты уровня усвое ния изучаемого материала и сохранять учебную задачу. | Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
| «Биосфера. Географическая оболочка» (4ч) |
29 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | Комбинированный. | Обозначать на контурной карте границы природ ных зон. Харак теристика одной из природных зон по плану. Работать с кар той «Природные зоны мира». Подготовка соо бщений по теме «Охрана биосфе ры». Характери стика наиболее известных запо ведников и наци ональных парков | Уметь объяснять значение понятий: «биосфера», «природная зона»; называть и показывать основные природные зоны; называть меры по охране природы. | Познавательные: работать с текстом и нетекстовыми ком понентами, сравнивать объек ты, явления по заданным критериям. Коммуникативные: участво вать в коллективном обсужде нии проблем; проявлять акти вность во взаимодействии для решения коммуникатив ных и познавательных задач. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу. | Сохранять мотивацию в учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
30 | Распространение организмов в Мировом океане. | Комбинированный. | Работать в группах: изучение жизни наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений. | Уметь объяснять особенности распределения организмов в толще Мирового океана; называть меры по охране природы. | Познавательные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, классифицировать информацию по заданным признакам. Коммуникативные: участво вать в коллективном обсужде нии проблем; проявлять акти вность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу. | Обладать ответствен ным отно шением к учению, готовность и способ ность к саморазвитию и самоо бразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
31 | Природный комплекс. ПР № 10 Составление характеристики природного комплекса. | Урок усвоения новых знаний. | Описывать природный комплекс своей местности по плану. | Уметь объяснять значение понятий: «почва», «природный комплекс», «географическая оболочка»; называть основные типы природных комплексов; называть меры по охране природы. | Познавательные: самостоятель но выделять и формулировать познавательную цель, созда вать описательные тексты. Коммуникативные: участво вать в обсуждении проблем; проявлять активность во взаи модействии для решения ком муникативных и познаватель ных задач. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оце нивать правильность выполнения | Выражать устойчивый учебно – поз навательный интерес интерес к новым общим спо собам реше ния задач. Обладать основами экологичес кой культуры | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
32 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки». | Урок обобщения и систематизации знаний. | | Закрепить и обобщить знания по разделу. | Познавательные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, предложен ным планом, сравнивать полу ченные результаты с ожидаемыми. Регулятивные: уметь организо вывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на прак тике, оценивать достигнутые результаты. | | индивидуаль ный | | | |
| «Население Земли»(2 ч) |
33 | Население Земли. | Урок усвоения новых знаний. | Изучить этнографические особенности различных народов. Описать особенности жилища, одежды, еды, быта, праздников. | Уметь называть основные человеческие расы и их признаки; рассказывать об изменении численности населения Земли; называть основные типы населённых пунктов; составлять характеристику своего населённого пункта по плану. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информа ции; самостоятельно состав лять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участво вать в коллективном обсужде нии проблем; проявлять акти вность во взаимодействии для решения коммуникатив ных и познавательных задач. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохранять учебную задачу. | .осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |
34 | Человек и природа. | Урок усвоения новых знаний. | Определять порядок действий при угрозах различных стихийных бедствий. | Называть стихийные природные явления; рассказывать о способах предсказания стихийных явлений; объяснять правила поведения во время стихийных природных явлений. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информа ции; самостоятельно состав лять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участво вать в коллективном обсужде нии проблем; проявлять акти вность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: прогнозир овать результаты уровня усво ения изучаемого материала и сохранять учебную задачу. | Овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. | Фронтальный, индивидуаль ный | | | |